Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия

Поиск

 

Деньги – товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д.

 

Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:

– М0 = наличные деньги;

– М1 = М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования;

– М2 = М1 + срочные вклады;

– М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

 

В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена

MV = PY,

 

где М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

Р – уровень цен;

Y – реальный объем выпуска.

 

Функция спроса на деньги имеет вид

 

MD = f(y, r, h),

 

где у – номинальный доход от активов;

r – ожидаемая реальная ставка процента;

h – ожидаемый темп инфляции.

 

Предложение денег (MS) – это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.

 

В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

 

Теория предпочтения ликвидности – кейнсианская теория спроса на деньги – выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности:

– трансакционный мотив – потребность в наличности для текущих сделок;

– мотив предосторожности – хранение наличности на случай непредвиденных расходов;

– спекулятивный мотив – хранение наличности для получений будущих выгод.

 

Факторы спроса на деньги (LD):

– уровень дохода;

– скорость обращения денег;

– ставка процента.

 

В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.

 

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

 

 

Рис. 1. Краткосрочное равновесие на денежном рынке

 

Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне / (рис. 1).

 

Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии

 

Теоретическое разделение величин на номинальные (денежные) и реальные, что предполагает независимую динамику реальных и денежных показателей называется классической дихотомией.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.006 с.)