Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

при режиме плавающих валютных курсов.

Поиск

 

 

Таким образом, выбор методов воздействия государства на экономику в открытой экономике зависит от режима курса национальной валюты.


ЛЕКЦИЯ 21. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

 

21.1. Необходимость перехода к рыночной экономике

21.2. Сущность и закономерности переходной экономики

21.3. Типы переходной экономики. «Шоковая терапия» и «градуализм».

21.4. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

21.5. Белорусская модель социально-экономического развития.

 

На рубеже третьего тысячелетия ряд стран находится в движении от централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Если вначале преобладала точка зрения, что этот период займет лишь несколько лет, то теперь становится ясно, что такой переход растянется на десятилетия, а поэтому еще долго будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономика.

21.1. Необходимость перехода к рыночной экономике

В Республике Беларусь поставлена стратегическая задача создать социально-ориентированную рыночную экономику, сочетающую преимущества высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

Почему же возникла необходимость реформирования общества и экономики бывших социалистических стран?

На протяжении всех лет существования социализма шла острая конкуренция с капиталистическим миром. Для построения теоретически разработанного классиками марксизма коммунистического общества, основанного на общественной собственности, социальном равенстве всех граждан, свободном высокопроизводительном труде, нужно было, в первую очередь, превзойти капитализм по эффективности экономики, темпам экономического роста, уровню благосостояния и социальной защиты граждан, степени демократизации общества. По К. Марксу, каждая исторически новая общественно-экономическая формация должна превзойти предшествующую прежде всего в уровне производительности труда (это критериальный показатель), а также обеспечить большую свободу и справедливость.

Несмотря на успехи по ряду направлений, решить эти задачи в полном объеме не удалось. Из года в год усиливалось отставание от развитых стран по уровню жизни населения, производительности труда и другим ключевым показателям экономического и социального развития. Ориентация в подавляющем большинстве отраслей на устаревшие технологии приводила к нерациональному использованию ресурсов, нарушению равновесия между деятельностью человека и окружающей природной средой. Ограничения товарно-денежных отношений блокировали заинтересованность в результатах труда и предприимчивость.

Можно сформулировать следующие причины слома административно-командной системы:

· Невозможность дальнейшего развития за счет экстенсивных факторов экономического роста, невосприимчивость экономики к НТП.

· Низкая производительность труда.

· Неэффективная структура экономики.

· Замедленная адаптация к изменившимся условиям общемировой экономической конъюнктуры.

· Подавление хозяйственной инициативы.

· Отсутствие стимулов к эффективному труду (уравнительные формы оплаты труда).

· Недемократичность общественного устройства.

Начавшиеся в бывших социалистических странах рыночные реформы не были глубоко продуманы и подготовлены. На первых этапах они вызвали серию социальных катастроф. Самой разрушительной социальной катастрофой по своим масштабам и последствиям явился распад Советского Союза. Экономика Беларуси изначально формировалась как неотъемлемая часть единого народнохозяйственного комплекса СССР. Распад Советского Союза нанес огромный ущерб экономике Беларуси. Условия и предпосылки рыночного развития пришлось создавать практически с нуля.

21.2. Сущность и закономерности переходной экономики

Переходная ( транзитивная) экономика - это такая экономика, в отличие от любой зрелой экономики, где важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

Опыт рыночного реформирования, накопленный в бывших социалистических странах, позволил выявить закономерности, присущие переходной экономике

· Превращение административно-командной системы в рыночную, социально-ориентированную. В доперестроечный период преобладали нерыночные формы хозяйствования. Так, предприятиям, как правило, доводилось сверху от вышестоящей организации (главка или министерства), какие объемы сырья, других необходимых материалов они должны получить и от каких конкретно производителей, а также кому поставить готовую продукцию. Жестко лимитировалась и величина заработной платы. Вопрос о потребительских предпочтениях, возможностях выбора, исходя из цены и качества, не обсуждался. Уже на стадии переходной экономики административно-командные методы хозяйствования вытесняются новыми, рыночными. И производители, и потребители самостоятельно выбирают деловых партнеров и принимают необходимые хозяйственные решения. Ключевыми формами рыночной экономики должны стать частный бизнес, развитая конкуренция, свободное ценообразование, рыночная финансовая система, эффективная рыночная инфраструктура, развитая система социальной защиты населения.

· Неизбежная инертность воспроизводственного процесса. В переходной экономике достаточно долгое время сохраняются старые экономические и социальные формы, такие как прежняя структура производства (ее преобразование требует сравнительно большого срока), сложившаяся социальная структура общества, межотраслевые и внутриотраслевые связи, территориальное размещение производства, а также состояние кадров, сформировавшийся в прошлом общественный менталитет. Весьма долго и сложно перестраивается общественная психология, укоренившиеся представления о нормах жизни, каким должно быть эффективное, приемлемое для большинства социальное устройство. Отжившие представления, проявляющиеся в поведении людей, концентрирующиеся в программах отдельных партий, являются тормозом преобразований.

· Свертывание неконкурентоспособных отраслей и производств. В тех странах, где, вопреки этой закономерности, долговременная государственная политика направлена на сохранение неконкурентоспособных производств, ее результатом становится падение эффективности производства. Увеличение государственных расходов на помощь слабым отраслям и предприятиям усиливает инфляцию.

· Сокращение выпуска в промышленности, рост сектора услуг.

· Неизбежная политизация проблем переходного периода. Политические интересы весьма часто превалируют над конкретными экономическими оценками и выводами, доминируют в экономических программах, при решении всех принципиальных вопросов развития экономики и общества.

· Борьба компрадорских и державных устремлений. Сторонники компрадорской идеологии ориентируются на широкое привлечение иностранного капитала и максимально быстрый перевод всех секторов экономики на капиталистические рельсы. При этом не всегда учитываются социальные последствия такого пути трансформации, возможный рост безработицы, утрата ряда социальных гарантий. Сторонники державной идеологии, как правило, ратуют за опору исключительно на собственные внутренние ресурсы и всемерное укрепление государственной власти, возможно в ущерб демократическому развитию и рыночным ориентирам. В переходной экономике выбор и формирование модели будущего общества происходит в условиях борьбы различных идей, целей и интересов.

21.3. Типы переходной экономики. «Шоковая терапия» и «градуализм».

Истории известны несколько типов переходной экономики, которые различаются по масштабу и характеру процессов.

По масштабам переходных процессов подразделяют локальную и глобальную переходные экономики. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране. В основе ее лежит особенность развития каждой экономики под воздействием известных факторов, вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран.

Глобальная переходная экономика характеризует единый процесс изменений или в масштабах всего мирового хозяйства, или в рамках цивилизации (восточной, западной). Конечно, на развитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. Глобальные процессы развиваются и под действием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации обмена и производства.

Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. Так, человечество в I тысячелетии до н.э. совершило переход от единой цивилизации к двум (восточной и западной). В настоящее время действуют тенденции к возникновению в будущем вновь единой мировой цивилизации.

Учет тенденций в рамках глобальной переходной экономики ускоряет переходные процессы на локальном уровне.

По характеру переходных процессов выделяют два типа переходной экономики:

· естественно-эволюционный - выражает естественный ход исторической эволюции;

· реформаторско-революционный - состоит в регулировании процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Например, применение программы Л. Эрхарда в послевоенной Германии.

Возможно и некое переплетение двух типов переходной экономики в том смысле, что определенная сознательно осуществляемая реформа открывает путь ускорению естественной эволюции. Такую роль, например, призвана была сыграть российская реформа 1861 г., направленная на ускорение перехода от традиционной экономики к капиталистической, рыночной. Как бы продолжением ее была реформа П.А. Столыпина (1862—1911). Аналогичное воздействие на эволюцию в принципе оказывают и социально-политические революции.

Первостепенное значение для эффективного решения переходных задач имеет выбор скорости реформ. Последняя четверть XX в. продемонстрировала два основных варианта перехода от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике.

1. «Градуализм» - эволюционный путь постепенного создания экономических институтов (Китай и в немалой степени - Венгрия). Движение происходит медленно, постепенно. Устанавливаются целевые ориентиры конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).

2. Шоковая терапия - ускоренная экономическая либерализация и параллельно производимая экономическая стабилизация, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и в большинстве стран Восточной Европы (в классической форме - в Польше). Этот вариант рекомендовали и финансировали международные финансовые организации.

Аргументы сторонников «шоковой терапии»:

· задача либерализации цен и внешней торговли должна быть решена быстро, что позволяет быстро снять «денежный навес» и обуздать высокую инфляцию в начале реформ;

· задача приватизации также должна решаться в быстром темпе, что снижает политический риск реставрации старых структур собственности.

Аргументы сторонников «градуализма» (умеренная скорость реформ):

· градуальные реформы имеют все преимущества эволюционного пути развития по сравнению с революционным;

· постепенный демонтаж старых экономических структур позволяет избежать резких инфляционных «шоков», существенного спада производства и серьезного ухудшения финансового состояния предприятий.

Эмпирические факты свидетельствуют о том, что «шоковая терапия» в среднем порождает более высокие темпы инфляции в начальный период экономических реформ по сравнению с градуальной политикой.

Градуалистская политика реформ не вызывает высоких темпов инфляции и не порождает глубокого экономического спада в начальной фазе преобразований. Темпы дерегулирования «старых» и создания «новых» экономических структур оказываются более низкими в сравнении с политикой «шоковой терапии», что создает риск их возрождения.

21.4. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

Преобразование административно-командной системы в качественно новую, рыночную, направлено на коренное изменение всех основ жизнедеятельности общества: отношений собственности, способов распределения ресурсов, правовых, управленческих, идеологических и других общественных отношений. Именно поэтому такого рода трансформацию называют системным реформированием общества.

В связи с этим главные задачи переходной экономики следующие:

1. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни с целью дать простор для самостоятельного развития экономики.

Либерализацияохватывает:

· Демонтаж планово-распределительной системы, иерархической структуры управления экономикой и переход к сетевой структуре договорных отношений

· Переход к свободной торговле и свободным ценам

· Отмену монополии внешней торговли, открытие экономики

· Введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.

2. Макроэкономическая стабилизация предполагает снижение темпов инфляции после либерализации, стабилизацию курса национальной валюты. Она включает в себя:

· Переход к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях

· Организацию надежного контроля бюджетных расходов

· Организацию надзора за коммерческими банками

· Ограничение темпов роста денежной массы и переход к рыночному формированию процентных ставок.

3. Приватизация – передача объектов государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизацияпризвана:

· перенести ответственность и риск с государства на частных собственников,

· заменить большую часть государственной собственности частной,

· создать систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

4. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды: создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.), государственный контроль над деятельностью естественных монополий, разработка и практическое применение антимонопольного законодательства.

5. Структурные преобразования – меры, направленные на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

6. Формирование сильной системы социальной защиты населения - переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения, облегчение приспособления населения к условиям рыночной экономики. Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения. Причем этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая снижение жизненного уровня населения. Государство должно более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике.

7. Институциональные преобразования: создание частного сектора, формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, налоговая реформа, создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы, первичного и вторичного рынка ценных бумаг, а также рынка рабочей силы с отменой государственной системы регулирования оплаты труда.

8. Интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей: либерализация внешней торговли, отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, ликвидация различных торговых барьеров. В конкретных условиях «открытие» национальной экономики должно быть постепенным, опирающимся на продуманную структурную политику, при разумном сочетании мер либерализации и протекционизма.

21.5. Белорусская модель социально-экономического развития.

Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем. При этом страны исходят из национальных интересов, имеющихся факторов (территории, населения, природных ресурсов и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, типа мировосприятия или менталитета народа.

В отличие от большинства европейских постсоциалистических стран, в Беларуси начиная с 1995 г. стратегия постепенного преобразования экономики реализовывалась под действенным контролем государства. Благодаря такой политике были достигнуты положительные структурные изменения в экономике и обеспечены высокие темпы экономического развития. При этом удалось избежать непомерно высоких социальных издержек трансформации экономики: массовой бедности и безработицы, высокого уровня коррупции, массовых банкротств предприятий и целых отраслей экономики.

Сохранив государственную собственность на стратегические экономические объекты, Беларусь обеспечила социальную защищенность своих граждан. Но при этом замедлился процесс создания дееспособного финансового рынка как механизма приватизации. Кроме того, проблемой переходного периода в Беларуси стало достижение высокой мотивации труда. Слабая развитость частнособственнического отношения к ведению хозяйства снижает заинтересованность в получаемых результатах. В то же время сильное государство позволяет решать свои функции и создавать общественные блага.

Магистральный путь социально-экономического развития Республики Беларусь -построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики в качестве перспективной был основан на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

· длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

· историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях;

· традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований;

• неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.

Белорусская модель развития находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно видна ее специфика, отражающая белорусский путь к общим целям мировой цивилизации

Основные черты модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;

• сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

• единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости;

• единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;

Будущий образ (модель) белорусской экономики содержится в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2020 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

В число базовых предпосылок формирования перспективной модели экономикивходят:

· выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

· развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфраструктуры;

· значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых;

· достаточно мощная строительная база;

· значительный научно-технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов;

· многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;

· совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

· несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

· недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

· критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры;

· недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

· чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

 

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. обозначает приоритеты промышленного развития, осуществление которых позволит продвинуться по пути создания современной «новой» экономики. Это: информационные технологии, микроэлектроника и оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новые материалы различного назначения, техника для быта и здравоохранения, биологические и тонкие химические технологии, машины и оборудование для сельского хозяйства, высокоточная техника и технологии для обороны.

Определен ряд проектов, которые приняты к выполнению и которые должны определить дальнейшее развитие реального сектора экономики Беларуси и ее интеграцию в мировую экономическую систему.

К таким проектам относится создание Парка высоких технологий - белорусской «Силиконовой долины» с особыми благоприятными экономическими условиями для развития наукоемких перспективных производств, связанных с разработкой новых программных продуктов, нано- и биотехнологий, микроэлектроники, фармакологии и промышленной химии.

 

Итак,содержанием переходной экономики постсоциалистических государств является замена системы экономических отношений административно-командного типа на современные рыночные отношения, включающие многообразие форм собственности, социальную ориентацию экономики и умеренное государственное регулирование общественных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.154 (0.011 с.)