К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или их дифференциации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или их дифференциации.



Неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом

С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда.

18.4. Механизм социальной защиты z:\Application Data\Библиотека\Электронные учебники\Экономическая теория БГЭУ\book_3_7_framed.html - top#top

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики.

Социальная защита понимается как определенные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

Действенность и масштаб системы социальной защищенности во многом зависит от экономического потенциала той или иной страны, всей совокупности макроэкономических условий осуществления социальной политики.

Механизм социальной защиты включает меры, затрагивающие интересы всех членов общества, и меры по защите отдельных слоев населения.

1. Меры социальной защиты, касающиеся всех членов общества:

Ø обеспечение эффективной занятости, которая позволяла бы каждому человеку находить применение своим способностям в соответствующей сфере деятельности;

Ø официальное установление реального уровня прожиточного минимума;

Ø установление минимальных ставок заработной платы;

Ø установление предельных цен на товары первой необходимости

Ø защита интересов потребителя;

Ø компенсация и индексация доходов;

Ø развитие отношений социального партнерства.

 

В переходный период к рыночной экономике, в связи с ростом цен, необходимо следить за соответствием между относительно фиксированными доходами и повышением стоимости жизни. Способами реализации такого соответствия являются: компенсации и индексация доходов.

Компенсация — это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления. Компенсация носит дифференцированный характер и направлена на социально уязвимые слои населения.

Индексация доходов представляет собой автоматическую корректировку номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В республике индексация доходов производится, если индекс потребительских цен, исчисленный с момента предыдущей индексации, превысит 5 %.

В качестве индексируемых величин могут выступать: заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия, шкала подоходного налога. В условиях инфляции индексация может быть лишь частичной. В Республике Беларусь сумма в размере двух минимальных зарплат, входящих в состав фактической заработной платы, индексируется полностью, превышение этой величины в пределах до четырех минимальных зарплат индексируется на 50 %, сверх этой суммы доходы не индексируются.

 

2. Меры социальной защиты отдельных групп населения:

Ø обеспечение социальной помощи бедным или малоимущим слоям населения,

Ø целевые или адресные выплаты из фондов общественного потребления.

Социальная защита малообеспеченных слоев населения проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально-вещественной форме, а также различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, частичной (полной) оплате коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

Выплаты из социальных общественных фондов потребления в Республике Беларусь — это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.

Пенсия — это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, а также в случае потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Право на трудовую пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины при достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, работавшие в районах Крайнего Севера, имевшие особые условия труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), а также многодетные матери, родители инвалидов с детства. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется из фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета.

Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции, зависит от типа учебного заведения и от степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

Государственные пособия назначаются: семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате Чернобыльской аварии; инвалидам войны; женщинам по беременности, родам и другим категориям граждан.

Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и многое другое.

Выплаты из общественных фондов потребления практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели путем проведения систематических отчислений в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий широким слоям населения для эффективной работы и получения соответствующих доходов.

Для решения проблем бедности, социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Приоритетной задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, стимулирования механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.

*******

Таким образом, социальная политика государства направлена на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.


ЛЕКЦИЯ 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

19.1. Платежный баланс

19.2. Валютный курс

19.3 Режимы валютных курсов

19.4. Преимущества и недостатки фиксированных и плавающих валютных курсов Режимы валютного курса в Беларуси

Платежный баланс

Связь национальной экономики с остальным миром осуществляется через два канала: торговлю товарами и услугами и торговлю финансовыми активами.

Международная торговля товарами и услугами означает, что часть производимой в стране продукции экспортируется в другие страны и, с другой стороны, часть потребляемых и инвестируемых в стране благ производится за рубежом (и импортируется). Аналогичные взаимосвязи существуют и в сфере финансов: население страны может приобретать ценные бумаги, выпущенные за рубежом и, наоборот иностранцы могут приобретать наши финансовые активы.

Все сделки резидентов данной страны с остальным миром фиксируются в платежном балансе.

Платежный баланс представляет собой итоговую запись всех экономических сделок между данной страной и другими странами в течение года. Он характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые данная страна производит другим странам (Таблица 19.1).

В платежном балансе используется принцип двойной записи, поскольку любая сделка имеет две стороны – дебет и кредит. Дебет отражает приток ценностей (реальных и финансовых активов) в страну, за которые страна должна заплатить иностранной валютой, поэтому дебетные операции записываются со знаком «минус». Они увеличивают предложение национальной валюты и создают спрос на иностранную валюту (это импортоподобные операции).

По кредиту отражаются операции, которые отражают отток ценностей (реальных и финансовых активов) из страны, за который должны заплатить иностранцы. Такие операции отражаются со знаком «плюс» и являются экспортоподобными. Они создают спрос на национальную валюту и увеличивают предложение иностранной валюты.

Платежный баланс согласно классификации, разработанной Международным валютным фондом (МВФ), включает в себя два основных счета:

1) счет текущих операций

2) счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

1. Счет текущих операций - отражает все операции данной страны с другими странами, связанные с торговлей товарами, услугами и переводами. Он включает в себя:

а) экспорт и импорт товаров. Экспорт товаров отражается со знаком «+», т.е. кредит, поскольку он увеличивает запасы иностранной валюты. Импорт записывается со знаком «-», т.е. дебет, так как он уменьшает запасы иностранной валюты.

Разница между экспортом и импортом товаров представляет собой торговый баланс.

б) экспорт и импорт услуг, например, международный туризм;

в) чистые доходы от инвестиций, которые представляет собой разницу между процентами и дивидендами, полученными гражданами страны от зарубежных инвестиций, и процентами и дивидендами, полученными иностранцами от инвестиций в данной стране;

г) чистые трансферты, которые включают иностранную помощь, пенсии, подарки, гранты, денежные переводы.

Сальдо счета текущих операций в макроэкономических моделях отражается как чистый экспорт (Xn – net export).

Сальдо счета текущих операций может быть как положительным, что соответствует профициту счета текущих операций, так и отрицательным, что соответствует дефициту счета текущих операций. Если имеет место дефицит, то он финансируется либо с помощью зарубежных займов, либо путем продажи финансовых активов, что отражается во втором разделе платежного баланса – счете движения капитала.

2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, в котором отражаются все международные сделки с активами. Это притоки и оттоки капиталов по долгосрочным и краткосрочным операциям (продажа и покупка ценных бумаг, покупка недвижимости, прямые инвестиции, текущие счета иностранцев в данной стране, займы иностранцев и у иностранцев и т.п.).

Сальдо счета движения капитала (CF – capital flows) может быть как положительным (чистый приток капитала в страну), так и отрицательным (чистый отток капитала из страны).

Сумма сальдо баланса текущих операций и сальдо счета движения капиталов составляет баланс официальных расчетов.

 

Таблица 19.1 - Структура платежного баланса

Кредит Дебет
I. Счет текущих операций
1. Экспорт товаров 1. Импорт товаров
Сальдо баланса внешней торговли
2. Экспорт услуг 2. Импорт услуг
3. Доходы от инвестиций за границей 3. Выплата доходов иностранным инвесторам
4. Чистые текущие трансферты  
Сальдо баланса текущих операций
II. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами
5. Чистые капитальные трансферты 4. Предоставленные кредиты
6. Полученные кредиты
7. Чистые ошибки и пропуски
Сальдо счета движения капиталов
Сальдо баланса официальных расчетов
Чистое изменение официальных валютных резервов
     

 

Платежный баланс, составляемый по принципу двойного счета, по определению равняется нулю, а это означает, что все долги страны должны быть оплачены. Поэтому дефицит по счету текущих операций должен в точности соответствовать положительному сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, то есть если баланс официальных расчетов сводится с дефицитом, то погашение задолженности осуществляется Центральным банком за счет сокращения официальных резервов иностранной валюты.

Изменение официальных резервов включает изменение запасов иностранной валюты, золота и международных расчетных средств, таких, например, как СДР (специальные права заимствования –special drawing rights). СДР представляет собой резервы в форме счетов в МВФ (Международном валютном фонде).

Покупка или продажа Центробанком иностранной валюты в обмен на национальную на частных рынках с тем, чтобы повлиять на сложившуюся макроэкономическую ситуацию называется валютной интервенцией. При дефиците платежного баланса в результате интервенции центрального банка предложение иностранной валюты на внутреннем рынке увеличивается, а предложение национальной валюты сокращается. Эта операция является экспортоподобной и учитывается со знаком «+», т.е. это кредит.

Если сальдо платежного баланса положительное, т.е. имеет место профицит, происходит рост официальных резервов в центральном банке. Это отражается со знаком «-», т.е. это дебет (импортоподобная операция).

В результате этих операций сальдо платежного баланса становится равным нулю.

Платежный баланс является основой для разработки монетарной, фискальной, валютной и внешнеторговой политики страны и управления государственным внешним долгом.

19.2. Валютный курс

Чтобы обеспечить осуществление торговых и финансовых операций между странами устанавливается определенное соотношение между их национальными денежными единицами.

Валютный курс – это цена национальной денежной единицы одной страны, выраженная в национальных денежных единицах другой страны. (Например, 1 фунт стерлингов = 2 доллара).

Валютный курс устанавливается в зависимости от соотношения спроса на национальную валюту и предложения национальной валюты на валютном рынке. Формирование валютного курса графически представлено на рисунке 19-1(а), где е – валютный курс доллара, т.е. цена 1 доллара, выраженная в рублях, D$ – кривая спроса на доллары, S$ - кривая предложения долларов.

 
 

Кривая спроса на валюту (на доллары) имеет отрицательный наклон, поскольку, чем выше валютный курс доллара (ниже курс национальной валюты), т.е. чем выше цена доллара в рублях, тем больше рублей мы должны заплатить, чтобы получить в обмен 1 доллар. Следовательно, тем меньше будет величина спроса на доллары.

 

Рисунок 19.1 – Формирование валютного курса.

 

Кривая предложения долларов имеет положительный наклон, так как чем выше валютный курс доллара (ниже курс национальной валюты), тем более конкурентоспособны национальные товары на внешних рынках. Экспорт растет, что приводит к притоку иностранной валюты и увеличению ее предложения на рынке. Равновесный валютный курс е0 устанавливается в точке пересечения кривой спроса на доллары и кривой предложения долларов.

Спрос на иностранную валюту определяется:

1) спросом данной страны на товары, произведенные в других странах, т.е. на импортные товары

2) спросом данной страны на финансовые активы других стран, поскольку для того, чтобы оплатить покупку данной страной товаров и финансовых активов других стран, она должна обменять свою национальную валюту на национальную валюту той страны, у которой она покупает.

Рост спроса на валюту (сдвиг вправо кривой спроса на доллары от D1 до D2 на рис.19.1. ведет к росту ее валютного курса (от е1 до е2) и снижению курса национальной валюты.

Предложение иностранной валюты определяется:

1) спросом других стран на товары, произведенные в данной стране,

2) спросом других стран на финансовые активы (акции и облигации) данной страны, поскольку для того, чтобы оплатить эту покупку товаров и финансовых активов, иностранные государства должны обменять свою валюту (доллар) на валюту страны, у которой они покупают.

Рост предложения иностранной валюты сдвигает вправо кривую ее предложения от S1 до S2 снижает ее валютный курс (от е1 до е2) и повышает курс национальной валюты.

На величину валютного курса оказывают влияние такие факторы как: состояние платежного баланса страны; темпы инфляции; реальная процентная ставка; динамика доходов в данной стране и за рубежом; ожидания экономических агентов относительно будущих изменений валютного курса; предвыборные кампании, политическая стабильность и т.п.

19.3 Режимы валютных курсов

Режим валютного курса – это способ регулирования государством курса ее национальной валюты. Различают два режима валютных курсов: фиксированный и плавающий.

Фиксированный валютный курс – валютный курс, устанавливаемыйи поддерживаемый центральным банком в определенном жестком соотношении.

Основной способ поддержания фиксированного валютного курса – валютные интервенции центрального банка.

Интервенции центрального банка - это операции по покупке и продаже иностранной валюты в обмен на национальную валюту с целью поддержания валютного курса национальной денежной единицы на неизменном уровне.

Уравнение платежного баланса (ВР – balance of payments) при режиме фиксированных валютных курсов имеет вид:

ВР = Xn + CF – DR = 0 или ВР = Xn + CF = DR (19.1)

где Хn – баланс счета текущих операций,

СF – баланс счета движения капитала,

DR – изменение величины валютных резервов.

 

Если сумма баланса счета текущих операций и счета движения капитала – величина положительная, т.е. наблюдается профицит платежного баланса, то валютные резервы увеличиваются, а если отрицательная, что соответствует дефициту платежного баланса, то валютные резервы уменьшаются. Уравновешивание платежного баланса происходит с помощью изменения величины валютных резервов центральным банком, т.е. путем вмешательства (интервенций) центрального банка.

При хроническом дефиците платежного баланса появляется угроза полного истощения официальных резервов.

При хроническом профиците платежного баланса возникает возможность сверхнакопления официальных резервов, что чревато инфляцией.

Длительно существующий дефицит платежного баланса, образующийся вследствие того, что страна многие годы не принимала мер по упорядочению дефицита по текущим операциям, исчерпывая свои официальные валютные резервы, называется кризис платежного баланса.

Опасаясь либо инфляции, либо исчерпания валютных резервов, центральный банк вынужден официально изменить валютный курс национальной денежной единицы и проводить ревальвацию или девальвацию.

Ревальвация - официальное повышение валютного курса национальной денежной единицы центральным банком при режиме фиксированных валютных курсов.

Девальвация - официальное снижение валютного курса национальной денежной единицы центральным банком при режиме фиксированных валютных курсов.

Плавающий (гибкий) валютный курс - валютный курс, свободно устанавливающийся на рынке и изменяющийся под влиянием спроса и предложения валют.

При режиме плавающего курса уравновешивание платежного баланса происходит без вмешательства (интервенций) центрального банка и осуществляется через приток или отток капитала.

Дефицит платежного баланса финансируется притоком капитала.

Профицит платежного балансафинансируется оттоком капитала.

 

Уравнение платежного баланса при режиме плавающих курсов имеет вид:

ВР = Хn + CF = 0 или Хn = - CF (19.2)

Профицит платежного баланса означает, что товары и финансовые активы данной страны пользуются большим спросом, чем иностранные товары и финансовые активы. Это повышает спрос на национальную валюту и повышает ее валютный курс.

Рост валютного курса при режиме плавающих валютных курсов называется удорожанием валюты. Удорожание валюты делает национальные товары дороже, а импортные дешевле. Это благоприятствует импорту товаров и оттоку капитала, поскольку на единицу своей валюты иностранцы могут получить в обмен меньше валюты данной страны. В результате платежный баланс автоматически уравновешивается.

Дефицит платежного баланса означает, что товары и финансовые активы данной страны пользуются меньшим спросом, чем иностранные товары и финансовые активы. Это уменьшает спрос на национальную валюту и снижает ее валютный курс. Снижение валютного курса при режиме плавающих валютных курсов называется обесценением валюты.

Обесценение валюты делает национальные товары дешевле и благоприятствует экспорту товаров и притоку капитала, поскольку на единицу своей валюты иностранцы могут получить в обмен больше валюты данной страны. В результате платежный баланс автоматически уравновешивается.

Если центральный банк не вмешивается в установление валютного курса, то это система «чистого плавания». Если же центральный банк проводит интервенции, то это «грязное» или «управляемое плавание». Современная валютная система – это система «грязного плавания», поскольку центральные банки Европы опасаются коллапса доллара, что сделает американский экспорт более конкурентоспособным и сократит американский спрос на европейские и японские товары. Это может привести к банкротствам и закрытию предприятий в других странах и росту безработицы.

19.4. Преимущества и недостатки фиксированных и плавающих валютных курсов Режимы валютного курса в Беларуси

Каждый из режимов валютных курсов имеет свои преимущества и недостатки.

Фиксированные курсы.

Преимущества: предсказуемость и определенность фиксированных валютных курсов. Это позволяет строить долгосрочные планы, что положительно сказывается на объемах внешней торговли и международных кредитов.

Недостатки:

  1. невозможность проведения независимой кредитно-денежной политики, поскольку все действия Центрального банка направлены исключительно на поддержание объявленного уровня валютного курса,
  2. возможность значительных потерь официальных валютных резервов.

Плавающие курсы

Преимущество: возможность автоматического урегулирования платежного баланса без вмешательства Центрального банка и без потерь официальных валютных резервов.

Недостатки: значительные колебания валютных курсов порождают риск и неопределенность в международных экономических отношениях, что отрицательно сказывается на международной торговле и финансах.

В Республике Беларусь существовали различные режимы валютных курсов (Таблица 19.2).

 

Таблица 19.2 - Режимы валютного курса в Беларуси в период независимости

1993-1995 г.г. – Свободно плавающий валютный курс Позитив: поддержание ценовой конкурентоспособности экономики в условиях галопирующей инфляции Негатив: периодическое использование валютных интервенций; нехватка иностранной валюты; сокращение золотовалютных резервов; девальвация поддерживала инфляцию.
1995-1996 г.г. – Жестко фиксированный валютный курс Позитив: была осуществлена макроэкономическая стабилизация на основе валютного курса Негатив: снижение ценовой конкурентоспособности; финансовая макроэкономическая стабилизация сопровождалась сворачиванием структурных реформ в реальном секторе экономики.
1996-2000 г.г. – Управляемое плавание Позитив: девальвация способствовала количественному экономическому росту без качественных изменений в экономике Негатив: появление множественности валютных курсов; периодические обвалы курса белорусского рубля и снижение покупательной способности населения; политика девальвации консервирует технологическую отсталость экономики, препятствует структурным изменениям.
2004 г.–н. время -Скользящая фиксация Позитив: удалось снизить темпы девальвации и инфляции. Негатив: так и не создана полноценная национальная валюта, страна долго находилась в ожидании ее замены другой валютой; Беларусь лидирует по темпам инфляции; как следствие, так и не появились монеты.

 


ЛЕКЦИЯ 20. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

20.1. Обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга

20.2. Макроэкономическая политика при фиксированных обменных курсах

20.3. Макроэкономическая политика при плавающих обменных курсах

 

20.1. Обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга

Стабилизационная политика в открытой экономике – это политика правительства, направленная на обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого как обеспечение совокупного выпуска на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как обеспечение равновесия платежного баланса).

Видами стабилизационной политики являются фискальная, монетарная, внешнеторговая и валютная.

Различают два типа открытой экономики: малую открытую экономику и большую открытую экономику.

Малая открытая экономика - экономика страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран. При этом величину ставки процента данной страны (r) определяет величина мировой ставки процента (r*), на которую изменение внутренней ставки процента не влияет. Разница между мировой ставкой процента и внутренней ставкой процента является единственным фактором, определяющим направление движения капитала.

Большая открытая экономика – это экономика, которая оказывает существенное влияние на развитие экономик других стран, определяя уровень мировой ставки процента и обеспечивая значительную долю международных торговых и финансовых операций.

Стабилизационная политика в малой открытой экономике. Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель МанделлаФлеминга, предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда (МВФ) Маркусом Флемингом.

Модель Манделла-Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной, фискальной и внешнеторговой политики в условиях открытой экономики.

 

Модель Манделла-Флеминга включает в себя три уравнения:

1. Y=C(Y-T)+ I+G+Xn - характеризует товарный рынок

2. (М/Р)S = (М/Р)D - характеризует денежный рынок

3. r=r* - показывает, что внутренняя ставка процента(r) определяется уровнем мировой процентной ставки (r*).

 

Для анализа внешнего равновесия необходимо к двум кривым IS и LM добавить третью кривую – кривую равновесия платежного баланса ВР. Платежный баланс находится в равновесии, если сумма сальдо счета текущих операций (NX) и сальдо счета движения капитала (CF) равна нулю.

BP = NX + CF = 0

Характер реакции экономики на действие тех или иных мероприятий экономической политики в значительной степени зависит от формы взаимоотношений национальной экономики с внешним миром. Основные моменты, требующие учета, следующие:

1. Степень интеграции национальной экономики в мировое хозяйство (малая или большая экономика);

2. Режим регулирования валютного курса (фиксированный или плавающий)

3. Степень открытости экономики для свободного движения капиталов (высокая или низкая мобильность капиталов).

 
 

Предположим, что первоначально экономика находится в состоянии внутреннего и внешнего равновесия, т.е. все три кривые пересекаются в одной точке. Горизонтальная линия ВР = 0 означает внешнее равновесие. Это означает, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и иностранная ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые потоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*.

На Рисунке 20.1. изображено тройное равновесие в экономике: равновесие товарного и денежного рынков, а также внешнее равновесие (равновесие платежного баланса).

Рисунок 20.1 – Тройное равновесие в экономике.

20.2. Макроэкономическая политика при фиксированных обменных курсах

Кредитно-денежная политика. В условиях фиксированного курса предложение денег осуществляется Центробанком в фарватере политики поддержания валютного курса на заявленном уровне. Если же Центробанк попытается для стимулирования экономики увеличить предложение денег, то рыночный курс отечественной валюты начнет снижаться. Монетарные методы регулирования экономики вступают в противоречие с необходимостью обеспечения фиксированного курса. Поэтому кредитно-денежная политика в условиях фиксированного валютного курса недейственна (Рисунок 20. 2).

Зафиксировав обменный курс, Центральный Банк лишился возможности проводить независимую денежно-кредитную политику.

r LM0 LM1

 

r = r* ВР = 0

 

r1

IS

 

Y0 Y

Рис. 20.2 - Стимулирующая монетарная политика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.101 с.)