Лекция 6. Деньги и банковская система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Деньги и банковская система



6.1 Деньги и их функции.. 40

6.2. Денежные агрегаты.. 41

6.3. Банки и их роль в экономике. Банковские резервы.. 41

6.4. Центральный банк и денежная система. Балансовое уравнение Центрального банка.. денежная база 44

ЛЕКЦИЯ 7. РЫНОК ДЕНЕГ

7.1. Общая модель создания денег. Банковский мультипликатор. 45

7.2. Денежный мультипликатор. 47

7.3. Спрос на деньги, его виды и факторы.. 49

7.4. Равновесие на денежном рынке. 51

ЛЕКЦИЯ 8. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ. МОДЕЛЬ IS-LM.

8.1. Модель IS-LM и ее значение. Основные уравнения модели IS-LM... 53

8.2. Равновесие на рынке благ. Вывод кривой IS. 54

8.3. Равновесие на рынке денег. Вывод кривой LM. 56

8.4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков. 57

ЛЕКЦИЯ 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

9.1. Экономический рост и его показатели.. 59

9.2. Типы и факторы экономического роста.. 60

9.3. Государственная политика и экономический рост. 61

9.4. Преимущества и издержки экономического роста. 62

ЛЕКЦИЯ 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ

10.1. Экономические циклы, их фазы и виды.. 64

10.2. Причины экономических циклов. 66

10.3. Государственное антициклическое регулирование. 69

10.4. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.. 71

10.5. Природа экономического кризиса в Беларуси.. 72

 

 

ЛЕКЦИЯ 11. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ

11.1. Инфляция и ее показатели.. 73

11.2. Виды инфляции.. 74

11.3. Причины инфляции.. 75

ЛЕКЦИЯ 12. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

12.1. Социально-экономические последствия инфляции.. 78

12.2. Антиинфляционная политика.. 79

12.3. Подходы к снижению инфляции. 80

ЛЕКЦИЯ 13. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

13.1. Основные категории населения. 82

13.2. Типы безработицы. Естественный уровень безработицы.. 83

13.3. Причины безработицы в классической и кейнсианской теориях. 84

13.4. Последствия безработицы.. 86

13.5. Государственная политика борьбы с безработицей.. 88

ЛЕКЦИЯ 14. ГОСБЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

14.1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства.. 90

14.2. Дефицит государственного бюджета и его виды.. 91

14.3. Концепции государственного бюджета.. 92

14.4. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.. 92

14.5. Государственный долг, его виды и последствия. 94

ЛЕКЦИЯ 15. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

15.1 Фискальная политика, ее цели и инструменты.. 96

15.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. 96

15.3. Виды фискальной политики.. 98

15.4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение. 100

15.5. Достоинства и недостатки фискальной политики.. 101

ЛЕКЦИЯ 16. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

16.1. Монетарная политика и ее цели.. 103

16.2. Инструменты монетарной политики.. 104

16.3. Передаточный механизм кредитно-денежной политики.. 105

16.4. Виды монетарной политики. 106

16.5. Преимущества и недостатки монетарной политики.. 107

ЛЕКЦИЯ 17. КОМБИНИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МОДЕЛИ IS-LM

17.1. Воздействие на национальную экономику денежно-кредитной политики.. 109

17.2. Воздействие на экономику увеличения государственных расходов. 110

17.3. Три особых случая в модели IS-LM... 111

ЛЕКЦИЯ 18. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

18.1 Сущность и основные направления социальной политики.. 113

18.2. Уровень и качество жизни населения. 114

18.3. Доходы населения и проблемы их формирования. Неравенство в распределении доходов 116

18.4. Механизм социальной защиты.. 118

ЛЕКЦИЯ 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ

19.1. Платежный баланс. 121

19.2. Валютный курс. 123

19.3 Режимы валютных курсов. 124

19.4. Преимущества и недостатки фиксированных и плавающих валютных курсов Режимы валютного курса в Беларуси.. 126

ЛЕКЦИЯ 20. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

20.1. Обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга 127

20.2. Макроэкономическая политика при фиксированных обменных курсах.. 128

20.3. Макроэкономическая политика при плавающих обменных курсах.. 130

ЛЕКЦИЯ 21. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

21.1. Необходимость перехода к рыночной экономике. 133

21.2. Сущность и закономерности переходной экономики.. 134

21.3. Типы переходной экономики. «Шоковая терапия» и «градуализм». 135

21.4. Главные задачи переходной экономики и пути их решения. 136

21.5. Белорусская модель социально-экономического развития. 137

ВВЕДЕНИЕ

Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого. Как отдельный, самостоятельный раздел экономической теории макроэкономика появилась сравнительно недавно, в 30-х годах прошлого столетия.

В нашей стране интерес к макроэкономике возник лишь с переходом экономической системы к рынку. В плановой экономике действовали свои специфические законы, и не возникало необходимости в анализе проблем равновесия или принятия решений экономическими субъектами. Переход к рыночной экономике обнажил актуальность макроэкономической проблематики, затрагивающей жизненные интересы практически каждого человека.

Макроэкономика является развивающейся наукой, что вполне естественно в силу ее относительной молодости. Интенсивность макроэкономических исследований возросла с середины XX века, что связано с налаживанием в развитых странах систематизированного учета статистической информации. Особенностью макроэкономики является наличие такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы, какого мы не встретим ни в одном разделе экономической науки.

В силу указанных обстоятельств практически все учебники по макроэкономике существенно различаются как по структуре, характеру и последовательности рассматриваемых вопросов, так и по степени развернутости анализа.

Данный курс лекций написан в соответствии с типовой программой по «Макроэкономике». Автор неоднократно апробировал представленный материал в процессе многолетнего преподавания дисциплины.

Целью настоящего учебного пособия является последовательное изложение основных вопросов макроэкономической теории и важнейших макроэкономических концепций. При этом автор ставил перед собой задачу представить материал достаточно кратко и в максимально доступной для понимания форме, с приведением графических иллюстраций.

Лекционный курс включает в себя четыре тематических блока.

В первом блоке рассматривается проблематика курса, особенности предмета и методы макроэкономики, основные макроэкономические понятия и особенности поведения макроэкономических субъектов.

Во втором блоке исследуется проблема макроэкономического равновесия. Рассматриваются условия формирования равновесия на каждом их макрорынков в отдельности, а также условия совместного общего равновесия в экономике.

Третий блок посвящен рассмотрению вопросов экономической динамики, в частности, проблем инфляции и безработицы, экономического роста и цикличности в экономике.

Четвертый блок посвящен экономической политике в закрытой и открытой экономике, анализу инструментов и методов влияния государства на экономическую систему.

Целью преподавания дисциплины «Макроэкономика» является формирование у студентов современного стиля экономического мышления, умения видеть национальную экономику как единое целое и оценивать экономическую политику правительства.

Будущий экономист-менеджер должен иметь представление о структуре и целях переходной экономики, о причинах безработицы, экономических кризисов, инфляции; о механизмах макроэкономической стабилизации; о методах и целях государственного регулирования, направлениях бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики государства.

«Курс лекций» в первую очередь ориентирован на студентов заочной формы обучения, но она будет полезна при подготовке к экзаменам и студентам-очникам.

 

 

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 


1.1. Предмет макроэкономики

1.2. Функции макроэкономики

1.3. Методы макроэкономического анализа. Агрегирование.

1.4. Макроэкономические модели и их виды

1.5.Кругооборот продукта, расходов и доходов в экономике

 


Предмет макроэкономики

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого.

Основателем анализа национальной экономики и макроэкономического регулирования является выдающийся английский экономист, лорд Джон Мейнард Кейнс. В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег». Ее значение было так велико, что в экономической литературе возник термин «Кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, уровень безработицы и др.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются:

· устойчивость экономического роста и экономический цикл;

· уровень занятости и проблема безработицы;

· общий уровень цен и проблема инфляции;

· внешнеэкономическое равновесие и состояние платежного баланса;

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Потому появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории – макроэкономики.

Для решения макроэкономических проблем государство применяет макроэкономическую политику - действия правительства, направленные на стабилизацию и развитие экономики в целом.

Макроэкономическую политику делят на:

· структурную, обеспечивающую экономический рост;

· конъюнктурную (стабилизационную),направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия.

Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Макроэкономика является концептуальной наукой. Подходы к решению макроэкономических проблем различны у представителей различных направлений макроэкономической теории: кейнсианцев, монетаристов, неокейнсианцев и неоклассиков.

Функции макроэкономики

Макроэкономика выполняет следующие функции:

 

1. Познавательная: макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений.

2. Практическая: знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать рекомендации по проведению экономической политики.

3. Прогностическая: знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, оценивать перспективы экономического развития, выявлять будущие экономические проблемы.

4. Идеологическая: изучение макроэкономики позволяет сформировать определенное мировоззрение по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

Различают два вида макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante. Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство - анализ статистических данных, что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы, разрабатывать экономическую политику по их решению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante, т.е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это и есть макроэкономика как наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.021 с.)