Экологическое право: понятие, предмет, система, методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое право: понятие, предмет, система, методы.



Экологическое право

Этапы формирования российского экологического права.

Этапы:

1. конец XIX-начало XX века. Формирование консервативного права природы (заповедное право). Появление первых международных договоров об охране природы. Законодатель преследовал следующие цели: установить запреты на отдельные виды природопользования и изъять из хозяйственного пользования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны.

2. 1920-1991 гг. Природо-ресурсный этап. Переход от охраны отдельных природных объектов и комплексов к охране отдельных природных ресурсов. Приняты земельный, водный, лесной кодексы, закон об охране и использовании животного мира.

3. 1991-наши дни. Собственно экологический этап. В 1991 году был принят закон РСФСР «об охране окружающей среды». Закон выделял 3 категории объектов общественных отношений: интегрированные (естественные экологические системы, окружающая среда в целом, озоновый слой), дифференцированные (леса, воды, земли, животный мир, генетический фонд...), особо охраняемые (заповедники, природные памятники и т.п.).

 

 

Источники экологического права.

Конституция РФ.

Ст. 9 вводит принцип многообразия форм собственности в том числе на природные ресурсы. Она же закрепляет, что земля и другие природные ресурсы защищается и охраняется законом.

Ст.36 устанавливает право граждан и организаций иметь землю в собственности, а также осуществлять любые действия по владению, пользованию и распоряжению.

Ст.42 устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и о возмещении ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Ст.58 об обязанности каждого охранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам.

Ст.41 — Право каждого на охрану здоровья.

Ст.72. В совместном ведении находятся земельное, водное, лесное законодательство, з-во о недрах и об охране ОС.

ФКЗ и ФЗ.

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002

Водный кодекс от 3.06.2006

Лесной кодекс от 4.12.2006

Земельный кодекс от 25.10.2001

Гражданский кодекс

УК РФ

КоАП

Трудовой кодекс

ФЗ «о животном мире» от 24 апреля 1995

ФЗ «об охране атмосферного воздуха» 4.05.1999

ФЗ «о недрах» 1992

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.02.1995

ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

 

Указы Президента и постановления Правительства.

Указ от 4.02.1994 №236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития».

Указ от 6.03.2004 №214 «О системе исполнительной власти»

Постановление от 11.06.1996 №698 «о порядке проведения государственной экологической экспертизы»

 

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

5. НПА субъектов РФ.

Закон Архангельской области от 23.05.2005 «об охране окружающей среды на территории АО»

Постановление Главы администрации от 16.09.2008 году «Об утверждении долгосрочной целевой программы «охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в 2009-2011 годы»».

 

Акты органов МС

Постановления высших судебных инстанций.

Постановление Пленума ВС от 5 ноября 1998 года «по вопросам применения судами законодательства о компенсации вреда, в том числе от экологических правонарушений»

Постановление Пленума ВС от 20 декабря 2004 года №10 «по вопросам применения законодательства о компенсации морального вреда, в том числе и в случае экологических правонарушений».

 

 

Специфика

 

- объектами права собственности могут быть земельные участки, предназначенные для обслуживания муниципальных потребностей города.

- объекты носят целевой характер (удовлетворяют определенные потребности - жилищно-коммунальные, санитарно- культурные, бытовые потребности соответствующей территории)

Животный мир, недра - не могут находиться в муниципальной собственности. Природные ресурсы могут! (песок, глина)

 

Частная.

Правовые нормы регулируют, закрепляют, охраняют состояние и их принадлежность гражданам и ЮЛ.

 

Основания прекращения права собственности.

1. при отчуждении собственником природных ресурсов, иные случаи утраты права собственности

2. при выкупе для государственных нужд земельного участка и других природных ресурсов и объектов (предусмотренные законодательством случаи)

3. при обращении на основании решения суда о взыскании на земельный участок и иные природные объекты и ресурсы.

4. При изъятии земельного участка или иного природного объекта и ресурса ввиду их ненадлежащего использования.


Виды права собственности.

 

Вид природного ресурса (объект) Государственная Муниципальная Частная
Земля (земли). Ст. 6 ЗК- понятие земельный участок. Это часть поверхности земли в том числе почвенный слой границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке. + + +
Недра. Являются частью земной коры расположенной ниже почвенного слоя а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков простирающиеся до глубин доступных для геологического изучения и освоения. (25 км-Кольский полуостров- самая глубокая скважина) +    
Добытые из недр полезные ископаемые + + +
Воды. Водный кодекс - водный объект это природный или искусств водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные черты и признаки водного режима. + (федеральная!) Исключения- пруды и обводненные карьеры Исключение- пруды и обводненные карьеры
Леса. (Лесной участок - собственности на них, но определения нет) В составе земель иных категорий регулируемых законодательством земельным. + В составе земель лесного фонда в федеральной собственности - -
Животный мир. Это совокупность живых организмов всех видов диких животных постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключит экономические зоны РФ (именно дикие животные) + - -
Атмосферный воздух. (в ФЗ определение) Это жизненно важный компонент окружающей среды представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, проиводственных и иных помещений (Его нельзя индивидуализировать. Поэтому минусы. Нельзя сосчитать) - - -
Особо охраняемые природные территории. ФЗ Об особо охран природных территориях- это участки земли, водной поверхности и воздушное пространство над ними где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями ОГВ полностью или частично из хозяйств использования и для которых установлен режим особой охраны. + + только на 2 вида- курорты и лечебно- оздоровительные местности -

 

 

право природопользования.

 

Использование природы так называемое. Лечебно- оздоровит, рекреационные, экономические интересы - хозяйственные цели.

 

Это комплексный правовой институт, его составляющие земельное, водное, лесное и другие отрасли права.

 

Совокупность однородных правовых норм (институтов) устанавливающих основные условия, принципы и порядок природопользования, основания его возникновения, изменения и прекращения, а также содержание прав и обязанностей всех видов природопользователей. (объективный смысл)

 

Принципы.

1. прогнозирования и программирования соответствующих видов природопользования.

2. рационального и эффективного использования. Значит научно обоснованное. Правовой гарант - меры юридической ответственности за нерациональное использование.

3. устойчивого природопользования. (Судебная защита восстановления нарушенных прав)

4. платности использования всех видов природных ресурсов (имеется в виду специальное природопользование. Спец разрешение, заключение договора.)

5. целевой характер природопользования

6. минимизации ущерба экологического вреда окружающей природной среде и экологической безопасности населения.

 

Виды права природопользования.

1. По видам объектов эксплуатируемых.

2. Землепользования, лесопользование, пользование животным миров.

3. по сферам человеческой деятельности. Промышленности, транспорте, с/х.

4. По основаниям возникновения права. Право общего и специального природопользования. (спец документы разрешит, заключение договоров - гражданско-правовые сделки) Животный мир- охота пример, на основании лицензии.

 

Содержание права природопользования.

Прежде всего, предоставляет субъектам совокупность прав и обязанностей по использованию и охране природной среды.

Общие параметры

1. вид природного ресурса имеет значение (6 видов недропользования например)

2. определяются титулом права на основании, которого используют тот или иной природный ресурс.

3. Социально-экономическим и экономико-экологическим характером использования того или иного природного ресурса.

Общие права субъектов природопользования:

1. свобода хозяйствования и самостоятельность в определении способов хозяйственной деятельности, характерной для обладателей права собственности, а также для основных видов природопользования.

2. Право использовать результаты хозяйственной деятельности.

3. Право возводить хозяйственные постройки.

4. Право требовать проведения государственной регистрации недвижимого имущества и всех разрешаемых сделок с ним.

5. Право получать информацию о качественном состоянии и количественных характеристиках состояния природных ресурсов.

6. Право на возмещение убытков, потерь, упущенной выгоды и др.

 

Общие обязанности субъектов права природопользователей:

1. обеспечение рационального и эффективного использования предоставленного природного участка.

2. Использование строго по целевому назначению, осуществление только конкретных видов природопользования (указаны в лицензии и иных документах).

3. Использование предоставленного участка способами, исключающими ухудшение его качества и отрицательное воздействие на окружающую среду.

4. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство ресурсов.

5. Возмещение ущерба от экологического вреда, причиняемого нарушением природоресурсного законодательства тому или иному природному ресурсу и др.

 

Основания возникновения и прекращения права природопользования:

1. акты государственных органов (Постановления и распоряжения Правительства РФ, решение Правительства РФ)

2. лицензия (выдается уполномоченным федеральным органом)

3. Акты государственных органов субъектов РФ

4. Решения органов МС

5. Сделки и договоры.

6. Наследование.

7. Решение суда.

8. Заключение трудового договора/контракта

9. Государственная регистрация актов, сделок, договоров и

 

Основания прекращения права природопользования:

1. смерть гражданина и ликвидация ЮЛ

2. добровольный отказ от использования природных ресурсов

3. прекращение трудового договора

4. совершение виновных действий

 

Право природопользования прекращается либо автоматически, либо актом органа, предоставляющим лицензию, либо решением суда.

 

 

Экологическое управление.

 

Виды экологического управления:

1. государственное

2. муниципальное

 

Гринчук: государственное, общественное, производственное, муниципальное и отраслевое управление.

 

Государственное управление — иполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, направленная на организацию охраны и воспроизводства природных объектов и комплекса, предотвращение вредных воздействий на природу и человека, поддержание благоприятного состояния оркужающей среды.

 

Объект государственного управления: общественные отношения в области охраны окружающей среды, а также совокупность возможностей субъектов управления подчинять своей воле деятельность людей, издавать акты, осуществлять организацию деятельности.

 

Предмет: хозяйственная, культурная и иная деятельность ФЛ и ЮЛ, а также деятельность государственных органов и органов МС, осуществляемая на территории РФ и оказывающая влияние на состояние природных объектов и комплексов.

 

Муниципальное экологическое управление — деятельность органов МС, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствиях.

 

Экологическое управление — совокупность осуществляемых субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательств.

 

 

Уголовная ответственность

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

 

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

 

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

· нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

· нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

· нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

· загрязнение вод;

· загрязнение атмосферы;

· загрязнение морской среды;

· нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

· порча земли;

· нарушение правил охраны и использования недр;

· незаконная добыча водных животных и растений;

· нарушение правил охраны рыбных запасов;

· незаконная охота

· уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

· незаконная порубка деревьев и кустарников;

· незаконная порубка деревьев и кустарников;

· уничтожение или повреждение лесов;

· нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 246-262 УК РФ).

 

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

 

· нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);

· сокрытие информации об обстоятельствах. Создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);

· жестокое обращение с животными (245);

· экоцид (ст. 358).

 

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими.

 

Смежные составы преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140); регистрация незаконных сделок с землей (ст.170); терроризм (ст.205)4 нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст.217) и др. эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

 

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Группы:

1. составы, посягающие на состояние отдельных природных ресурсов

2. составы за нарушение требований в области охраны ОС, предлежащих соблюдению при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

3. составы, устанавливающие ответственность за нарушение режимов особо охраняемых природных территорий и объектов.

 

Как правило, состав материальный.

 

Штрафы, обязательные, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение права заниматься определенным видом деятельности,

 

Дисциплинарная ответственность.

Обязанность работников нести наказание, предусмотренное нормами трудового права за виновное противоправное невыполнение своих трудовых обязанностей.

 

Основание возникновения дисциплинарной ответственности: дисциплинарный проступок.

 

Субъект: ФЛ, состоящее в трудовых отношениях с организацией и нарушающий трудовую дисциплину.

 

Дисциплинарное взыскание применяется не позже 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии — не позднее 2 лет.

ну

Замечание, выговор, увольнение.

 

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Такса — условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства, а также необходимости наказания виновного.

 

В случае причинения вреда состоянию вод, атмосферного воздуха и почв применяются методики подсчета ущерба.

 

· Оформление листа временной нетрудоспособности работника

· оформление инвалидности

· предоставление гражданам льгот и компенсаций

· страхование риска причинения вреда здоровью и имуществу граждан от загрязнения ОС.

· Возмещение вреда по решению суда.

 

 

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

 

ФЗ Об отходах производства и потребления.

 

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.

 

Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами, либо содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для ОС и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

 

Согласно приказу Минприроды от 15 июля 2001 года все опасные отходы подразделяются на пять классов:

1. Первый класс. Чрезвычайно опасные отходы.

2. Пятый класс. Практически не опасны.

 

В ФЗ «об отходах.» вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с классификацией отходов.

Критерий сан-эпид надзора:

1. Твердые бытовые отходы.

2. Промышленные отходы.

3. Остатки сточных вод.

4. Медицинские отходы.

5. Биологические отходы.

6. Радиоактивные отходы.

 

В РФ ведется государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов включает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и технологиях их обезвреживания, различных видах. Ведет РосТехНадзор.

 

Деятельность, по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.

Право собственности принадлежит тому лицу, благодаря которому образовалось.

 

Требования, связанные с обращением с отходами.

1. Соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды.

2. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. допустимое количество отходов.

3. Внедрение малоотходных технологий.

4. Проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения.

5. Ведение мониторинга состояния окружающей среды.

6. Предоставления информации в области обращения с отходами.

7. Соблюдение требований предупреждений аварий и принятие неотложных мер по их ликвидации.

8. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.

9. За деятельностью в области обращения с отходами установлен государственный, производственный и общественный контроль.

 

Норматив — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а лимит — предельно

 

Документы:

1. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами 1972 года.

2. Конвенция о контроле трансграничной перевозке опасных отходов их удалением 1989 года. Особые требования относятся к обращению с радиоактивными отходами.

 

Радиоактивные отходы — не относится к радиоактивным материалам, но имеет ионизирующее излучение (РАО). Не предназначенные для дальнейшего использования в любом агрегатном состоянии радиоактивные вещества и ядерные материалы, в которых содержание радионуклидов превышает мин. Ввоз радиоактивных отходов в целях захоронения запрещен. Ввоз в целях переработки разрешен.

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Охрана озонового слоя.

 

Озоновый слой является самостоятельным объектом правового регулирования в соответствии с международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством РФ соответственно.

 

Правовому регулированию подлежат производство и регулирование озоноразрушающих вещества, температурного режима, воздействия на климатическую систему и другие аспекты.

 

1992 г. Рамочная Конвенция ООН по изменению климата. Рио

 

Цель конвенции — стабилизация количества парниковых газов.

 

1997 г. Киотский протокол. Россия ратифицировала в 2004. Это первый международный документ, использующий рыночный механизм в качестве подхода к решению экологических проблем.

 

В целях сокращения использования химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой было принято постановление правительства «о первоочередных мерах по выполнению венской конвенции об охране озонового слоя и монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»

 

Ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащих их продукции осуществляется по соответствующей лицензии.

 

 

Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

 

ООПТ — участок земли или водного пространства, который имеет особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное или озноровительное значение, который изъят решением органа государственной власти или МС полностью или частично из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны.

 

Виды ООПТ:

1. по признаку заповедности:

- абсолютное заповедование (присущ природным заповедникам и памятникам природы; исключена всякая хозяйственная деятельность)

- относительное заповедование (заказники; сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов)

- смешанное заповедование (национальные и природные парки; сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыхи и туризма.

2. По критерию орханизационной структуры:

- ООПТ, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения - некоммерческие ЮЛ. Заповедники, национальные парки, природные парки, ботинические сады.

- ООПТ, для управления которыми ЮЛ не создаются. Сюда относятся памятники природы, заказники, курорты.

3. По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы:

- федерального значения

- регионального значения

- местного значения

 

1. Государственные природные заповедники

2. заказники

3. национальные парки

4. природные парки

5. памятники природы

6. лечебно-оздоровительные местности

7. курорты

8. дендрологические парки

9. ботанические сады

 

Заповедники

· 116 штук.

· Являются высшей формой ООПТ

· комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, экологическое, просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов.

· Заповедники создаются по решению правительства РФ и могут быть только федерального значения.

· Учитываются следующие признаки:

1. экологические

2. географический (типичный или редкий для данной местности ландшафт)

3. биологический

4. наличие угрозы существованию природного комплекса

· Задачи:

1. контрольно-охранительная (сохранение экологического разнообразия)

2. научная (летопись природы, научные исследования)

3. культурно-просветительная

· на прилегающих к заповеднику участках могут создаваться охранные зоны с ограниченным регулируемым и контролируемым режимом природопользовния.

 

Государственные природные заказники:

· территория (акватория) имеющая особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов ав также в целях поддержания экологического баланса

· 69 федерального значения. В целом около 3000.

· Цели создания:

1. сохранение комплекса в естественном состоянии

2. сохранение и воспроизводство природных ресурсов

3. поддержание экологического баланса

· Особенность в том, что наряду с сохранением и воспроизводством одних видов природных ресурсов на их территории допускается ограниченное использование других.

· Создаются решением органов государственной власти РФ и СРФ и соответственно могут быть федерального или регионального значения.

· Виды:

1. комплексные/ландшафтные

2. биологические

3. палеонтологические

4. гидрологические

5. геологические

 

Национальные и природные парки:

· природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и научных целях, а также для отдыха и туризма.

· Создаются постановлением Правительства и могут быть только федерального значения.

· Зонирование территорий по критерию функциональности:

1. заповедная (запрещается любая хозяйственная и рекреационная деятельность)

2. особо охраняемая (строго регулируемое посещение)

3. зона познавательного туризма

4. рекреационная

5. зона охраны историко-культурных объектов

6. зона обслуживания посетителей

7. зона хозяйственного назначения

8. зоны традиционного природопользования

· природные парки. Имеют ряд сходных и различных черт. Сходные — задачи; отличия — природные парки могут быть только регионального значения, перечень функциональных зон природных парков не является исчерпывающим.

 

Памятники природы:

· могут быть как федерального, так и регионального значения

· уникальные невосполнимые ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения.

· Основная цель – консервация в естественном состоянии

· уникальность, ценность, необходимость в особой охране государства

 

Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, исследовательской и просветительской деятельности.

 

Могут быть как федерального, так и регионального значения и создаваться соответственно либо решением Правительства или органа исполнительной власти РФ.

Территория парков и садов может быть разделена на функциональные зоны:

1. экспедиционная зона (все)

2. научно-экспериментальная зона (только сотрудники)

3. административная (для удовлетворения потребностей территории)

 

Задачи создания садов и парков:

- сохранение в искусственных условиях коллекций растений и других ботанических объектов, имеющих культурное значение

- проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам парка/сада

- проведение учебно-педагогической и научно-просветительской работы в области охраны природы

 

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для реализации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения с ограниченными природными ресурсами.

 

Курорты — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

 

Могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

 

Охрана осуществляется путем установления округов санитарной или горно-санитарной охраны. В составе таких округов может выделяться до трех зон:

1. на территории первой запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности,

2. на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и проведения любых работ, загрязняющих ОС,

3. на территории третьей зоны вводится ограничение на размещение промышленных объектов и на осуществление хозяйственной деятельности.

 

Правовой режим экологически неблагополучных территорий.

 

Экологическое неблагополучие — загрязнение ОС сверх установленных нормативов.

 

ЭНТ — участок земли или водного пространства в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствует установленным критериям, в связи с чем актами органов государственной власти на данной территории установлен особый режим природопользования с целью проведения специальных мероприятий по восстановлению благоприятного качества ОС.

 

Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. Закон об охране ОС говорит только о зоне экологического бедствия.

 

ЗЧЭС — такие участки территорий, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в ОС, влияющие на здоровье человека и состояние естественных экологических систем, генетических фондов, растений и животных.

 

Приказ МПР от 6 января 1995 года №95 временный порядок объявления территории ЗЧЭС.

Критерий оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Приказ МПР

 

Под чрезвычайными иногда понимают не столько экологические, сколько чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера, в ликвидации которых участвует МЧС. Необходимо различать ЧС, подведомственные МЧС и ситуации, влекущие создание соответствующих зон экологического неблагополучия, подведомственные Минприроды.

 

Различия:

1. по времени возникновения ЧС. Ситуации, возникающие в результате кратковременных катастроф — МЧС.

2. По средствам ликвидации последствий ЧС. МЧС — экстренные меры срочного характера. Минприроды — полная перестройка хозяйственного механизма.

3. Отличия по методам управления ликвидацией ЧС. МЧС — административные методы. Минприроды — административные и экономические методы.

4. Отличия по правовому статусу территорий. Экологическое бедствие — для принятия статуса необходимо принятие акта ОГВ. ЧС природного или техногенного характера — никакой статус не устанавливается.

 

Зоны экологического бедствия — такие участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли необратимые изменения ОС, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Различие между ЧЭС и ЧЭБ:

1. ЧЭС — изменения происходят в настоящее время; ЗЭБ — уже произошли

2. в зонах ЧЭС изменения еще не приняли необратимых характер. ЗЭБ — изменения носят глубокий и необратимый характер

3. ЧЭС — изменения потенциально угрожают здоровью населения, зоны ЗЭБ — уже налицо ухудшение здоровья населения.

 

 

Экологическое право

Экологическое право: понятие, предмет, система, методы.

Термин «Экология» был введен в 1866 году ученым Геккелем. (наука о доме, об окружающей среде).

 

Об экологических проблемах заговорили только в 50-х годах XX века, а всерьез ими занялись в 70-х. Они характеризуются неблагоприятными изменениями в качестве природных условий такими как загрязнение атмосферы, водных объектов, почвы опасными веществами, истощение природных ресурсов, деградация природных объектов (ухудшение плодородности почв, сокращение численности и видов животных).

 

Сущность экологической проблемы состоит в катастрофически быстром разрушении благоприятного состояния природной среды. Причины экологических проблем:

1. рост народонаселения на планете

2. урбанизация

3. рост промышленного производства

4. расширение торговли

 

Между правом и экологическими проблемами возникает связь, при которой право, как средство и гарант устойчивости социальных отношений, становится инструментом решения экологических проблем, поскольку способно через систему общих императивных норм и организационных действий по его исполнению изменить саму модель поведения людей в экологически благоприятную сторону.

 

Экологические проблемы постепенно привели к выделению самостоятельной сферы правового регулирования, а именно общественных отношений, складывающихся в проце



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.267 с.)