Реальность массмедиа никлас луман 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальность массмедиа никлас луман



 

Знание, заимствованное у массмедиа (далее – масс-медиа) образует закрытую структуру с 8

Машинное производство привело к обособленности масс-медиа с 9

Исключение интеракции с 10

Наблюдение наблюдателей с 13

Проблемы отличия наблюдения условий и познания с 14-15

Что такое реальность? Внутренний коллерятор системных опций?. Самореференция (функция, ссылка на самого себя: доказательство доказательства есть само доказательство) и инореференция (тема, содействие или противодействие волны) с 21

О тематиках масс-медиа (воздействие на масс-медиа, работа системы) с 24-25

Кодирование с 29

Прерывание смысловой связи и обособленность мм с 29

Система ориентирована на быстрое вспоминание и забывание. Позитивное (операции соединяются) и негативное (рефлексия условий) значения. Кодовое разлчие нужно для самоопределения системы с 31

Код – различие между i и неi (собственная селекция) с 32

Бесконечный регресс остановили программированием и кодированием с 33

Бэйтман: определение i (единство i) с 35

Система сама себя делает устаревшей: i переваривается в неi с 36

Самоактуализация с 37

Старое – новое – старое с 38-39

масс-медиа порождает и перерабатывает раздражения. Различие рождает различие с 40

Эмерджентное развитие подсистемы и ее признаки с 42

Тенденциозная пресса – место дискуссий с 43

Серийность новостей с 45

Ошибки и репутация журналистики с 47

Самоограничения и неожиданность новости с 48

Фактор отбора новостей: новое, конфликтное, количество, локальная направленность, нарушение норм, моральная оценка, ссылки (интерес к актуальности, рекурсии, личности с 57) с 49-54

Выражение мнений с 58

Трансформация новостей в репортажи с 61

Истинность новостей с 62

Связь конденсации, подтверждения, генерализации, схематицзации с 63

Социальная память с 64

Вопросы понимания и коммуникации с 65-66

Манипулирование масс-медиа. ТВ и отсутствие времени-реальности с 67-68

Выборы Косрузо и манипуляции Фикуперо (параболические системы) с 70-71

Реклама и ее приемы: обход осознанного восприятия с 73

Закон прерывания, неузнаваемость мотивов рекламы с 74

Техника «затмения» с 75

Цель рекламы: внедрение противоположного мотива, утаивание объекта (Dubo, Dubon, Dubonet). Парадокс: покупать-не покупать. Функция рекламы: создание вкуса с 76

Мода и реклама с 77-78

Переориентации рекламы с 79

Развлечение, игра – двойная реальность с 83

Рамки реальности игры с 84

Как с помощью i выделяется реальность развлечения с 86

Публика видит различие реальности игры и реальности с 88

Книгопечатанье и современный роман. Фиктивные события с 89

Начало и конец – важнейшая черта развлечений с 90-91

Различие i и сообщения не должно проявляться в тексте с 92

Операционная замкнутость: обособление порождает избыток возможности с 93

Эротика и приключения – основа развлечений с 95

Иммитация/аутентичность с 99

ТВ – распознаваемые образы с 102

Идентификация рекламы с 103

Функция масс-медиа: предпосылки для дальнейшей коммуникации с 104

О функциях масс-медиа с 104

Зависимость масс-медиа от экономики и рекламы с 106

Развлечение и искусство с 107

Сопряжение масс-медиа и политики с 108

«Нет» консенсусу и самодискредитация с 109

Проблема единства и дифференциация в масс-медиа, юристов, искусствоведов с 110-111

Польза дифференциации с 113

Когнитивная заинтересованность наблюдателя (репортажи, новости) с 114

Медиум нарративной фиктивности (развлечения) с 115

Персоны разделяют прошлое и будущее с 116

Индивид может сам выбрать способ своего участия с 117

Индивид должен быть информирован (духовные ориентиры, плохое-хорошее) с 119

Казуальное с 122

Односторонность масс-медиа: предпочтение моральных оценок с 124

Высокоселективная схема с 120

Политика. Реальная реальность – другая с 126

масс-медиа усиливают раздражение с 130

Определение реальности масс-медиа с 133

О культуре с 134-135

О свободе с 136

 

(Сопротивление и замыкание системы с 139

Решение какой-то проблемы с 146

Коммуникация осуществляется благодаря своей способности различать в самонаблюдении сообщение и i с 150

Функция масс-медиа с 151, 154

Коммуникация должна решать проблему времени с 156

О темах и специфической памяти) с 159

 

Лигвистика предлагает в достаточной мере адаптированное понятие реальности, которое мы можем перенести в теорию массмедиа. Сопротивление языку может осуществляться только посредством самого языка, следовательно, если речь идёт о языке, то он сам порождает свои индикаторы реальности.

Система сама способна оказывать сопротивление собственным привычкам., производить трансформацию ценностей, оказывать предпочтение мнений меньшинства.

Массмедиа оказывают сопротивление самим себе.

141В отличие от субъект-ориентированных теорий познания, которые уже заявляли о недостижимости внешнего мира, но потерпели крушение примени­ тельно к проблеме множественности субъектов, опе­ рациональный конструктивизм опирается на рекур- сивность собственных операций системы и в связи с этим на память системы, которая неизменно сопро­ вождает все ее операции, проверяя их последова­ тельность (не соотнося их с некоторым «субъектом», каким-то автором, каким-то Я). Если пришли гости и им наливают вино, нельзя внезапно решить, что бокалы суть непознаваемые вещи в себе и наличе­ ствуют лишь в виде субъективного синтеза.

142Мышление, правда, оказывается слабым местом в континууме восприятия мир, так же как теория явля­ ется слабым местом континуума коммуникации жир.

143Но вместе с тем нужно видеть еще и то, что восприятия и ком­ муникации зависят от экстернализаций и поэтому исключают информации, которые свидетельствуют против существования внешнего мира.

Возможно, важнейший результат этих размышле­ ний кроется в выводе, что хотя массмедиа и порож­ дают реальность, но она не нуждается в консенсу­ се. Они оставляют в неприкосновенности иллюзию когнитивно-доступной реальности.

представление о реальности обеспечивает протека­ ние аутопойезиса когнитивных операций

146-147

Итак, выделение индивидуально раскрываемого мира, не нуждающегося в консенсусе, могло бы стать третьим решением этой проблемы, и именно это, ви­ димо, является тем решением, которое предлагают и распространяют массмедиа. Нужно только допу­ стить — и суметь отличить — собственный вид уста­ новки на реальность. Следует лишь предостеречь от того, чтобы принимать ее за общезначимую реаль­ ность, за реальность как таковую. Нужно уметь настроить собственные коммуникативные акты на это различие. Нужно вместе с другими уметь мыслить или коммуницировать 7 одновременно на двух уров­ нях (и под безличной формой «шап» здесь подразу­ меваются как психические, так и социальные систе­ мы). Индивидуализированная таким способом ком­ муникация не обязана ни представлять себя в виде заблуждения или патологии, ни отказываться от под­ вешенного в воздухе отношения к реальности.

ФУНКЦИЯ МАССМЕДИА

 

Если из этого анализа выводить общественную функцию массмедиа, то следует прежде всего вер­ нуться к основополагающему различению, а имен­ но к различению операции и наблюдения. Операция есть фактическое осуществление событий, воспроиз­ водство которых воплощает аутопойезис системы, что означает: воспроизводство различия системы и внешнего мира.

Мы нуждаемся в различении операции и наблюде­ ния для того, чтобы в рамках теории общества прове­ рить одно распространенное в биологической теории эволюции воззрение. Речь идет о положении о том, что приспособление живых существ к их внешнему миру не может быть выведено из их когнитивных способностей и достижений и что для существо­ вания системы, которая может развивать когнитив­ ные способности, уже должны быть гарантированы выживание и необходимая для этого приспособляе-

мость. 2 Конечно, поначалу это не доказывает, что и в случае социальных систем дело обстоит подобным зке образом

С этим нужно считаться уже потому, что ввиду комплексности внешнего мира система, по словам Эшби, испытывает недостаток [собственного] «requisitive variety» («необходимого разнообразия»). При помощи понятия наблюдения регистрируется и тот факт, что мир всегда недоступен для наблюде­ ния, не говоря уже о его познании, ибо всякое наблю­ дение посредством «unwritten cross» порождает «unmarked space» («непомеченное пространство»), кото­ рое оно не наблюдает.

Речь, следовательно, идет об удовлетворительности поведении, — а вовсе не о том, удовлетворяет ли воздух условиям для переда­ чи звука от одного организма к другому. Если же не­ ожиданным образом условия более не выполняются, то данный факт регистрируется как возмущающее воздействие и (в свою очередь, при помощи комму­ никативных средств) ищется выход.

Это подводит к принципиальному вопросу о том, как же должна формироваться коммуникация, чтобы она могла не только воспроизводить саму себя, но и брать на себя когнитивные функции и выделять ре­ продуктивную (либо информационную) компонен­ ту. Ответ гласит: коммуникация вообще осуществля­ ется лишь благодаря своей способности различать в самонаблюдении (в понимании) сообщение и ин­ формацию

На том же основании к пониманию коммуникации нельзя предъявлять чрезмерных требований. При­ тязания, правда, могут быть самыми завышенны­ ми, однако в этом случае они требуют особого, диф­ ференцированного дискурса. В нормальном случае также и амбивалентности, и недоразумения могут использоваться в коммуникации, — до тех пор, по­ ка они ее не заблокируют. Ведь понимание практи­ чески всегда является непониманием, без понима­ ния этого не

152-153

Поэтому «реальность массмедиа» нельзя постичь, если усматривать их задачу в подготовке адекватных информации о мире и соизмерять с этим их сбои, их искажения реальности, их манипуляции мнения­ ми, — так, словно было бы возможно иное положе­ ние дел. В обществе массмедиа воплощают именно такую дуальную структуру воспроизводства и ин­ формации, дуальную структуру продолжения всег­ да уже адаптированного аутопойезиса и когнитив­ ной готовности к раздражающим воздействиям (1г- ritationsbereitschaft). Массмедийное предпочтение информации, которая благодаря опубликованию те­ ряет свою ценность неожиданности, а значит, посто­ янно трансформируется в не-информацию, отчет­ ливо показывает, что функция массмедиа состоит в непрерывном порождении и переработке раздраже­ ний, — а не в умножении познания, социализации или прививании нормативного конформизма.

Конечно, нет оснований предполагать, что раздра­ жение возможно лишь в массмедийной системе, и от­ сутствует, скажем, в браке, школьном образовании и иных интеракциях; так же как и власть осуществля­ ется не только в политической системе, нормативное регулирование не ограничивается системой права, а истина — одной лишь наукой

Дифференциация когнитивного/ нормативного на науку и право все-таки никогда не сможет распределить внутри себя и тем самым удовлетворить всю ориентационную потребность обще­ственной коммуникации. В нормальном случае об щественная коммуникация не ориентируется ни на науку, ни на право.

С одной стороны, масс- медиа абсорбируют (saugenan) коммуникацию, с другой, — стимулируют коммуникацию, текущую далее. 11 Итак, они непрерывно обращают новую коммуникацию к результатам коммуникации пред­ шествующей. В этом смысле они отвечают за произ­водство «собственных значений» — именно тех от­носительно стабильных ориентации в когнитивной, нормативной и ценностной (evaluativen) сфере, ко­торые не могут задаваться извне, а возникают благо­ даря тому, что операции рекурсивно применяются к своим собственным результатам.

Видимо, вековая традиция вводила нас в заблуж­дение и, как следствие, представляла массмедиа в неблагоприятном свете. Эта традиция утверждала, что стабильность системы общества покоится на кон­ сенсусе: если не на эксплицитно/имплицитно заклю­ченном общественном договоре и уже не на религии, основанной на общей вере, то все-таки на консенсус- но-признанных фоновых убеждениях, как они пред­ставлены Юргеном Хабермасом в его понятии жиз­ненного мира.

Это снова лишь подтверждает, что коммуникация в первую очередь должна решать проблему време­ни, и это особенно существенно для массмедиа, опе­рации которых протекают под давлением ускоре­ния. Проблема состоит в том, как перейти от одной коммуникации к следующей; причем и в том слу­чае, если система общества становится для самой се­бя высококомплексной и непрозрачной, вынуждена ежедневно и в массовом порядке впитывать разно­образие и переводить его — как фактор раздраже­ния — в информацию.

Если описывать функцию памяти с самого начала применительно к будущему, следует отказаться от психологически убедительного представления, будто память осуществляет лишь ситуативно-необходимое осовременивание прошлых событий. Память, напро­ тив, осуществляет беспрестанную дискриминацию

158-

забвения и воспоминания, сопровождающую все ког­ да-либо актуализирующиеся наблюдения. Главное достижение памяти состоит при этом в забвении, а вспоминается лишь то, что имеет исключительное значение. Ведь без забвения, без высвобождения по­ тенциала новых операций система не имела бы ни­ какого будущего, не говоря уже о возможностях ко­ лебаний между одной и другой стороной тех или иных используемых различений.

160XIV. ПУБЛИЧНОСТ Ь

В предшествующих размышлениях можно почерп­ нуть указания для определения направления, в ко­ тором следует искать «функцию» системы массме­ диа. Последние вносят вклад в конструирование общественной реальности. Сюда же относится по­ стоянная реактуализация самоописания общества и его когнитивных мировых горизонтов, — безразлич­ но, в форме согласия или конфликта (например, ес­ ли речь заходит о подлинных причинах «гибели ле­ сов»). Массмедиа, правда, не могут притязать на ис­ ключительное право конструировать реальность. В конечном счете, каждая коммуникация — как в том, что она вычленяет, так и в том, что она предает забвению, — способствует конструированию реаль­ ности.

В понятие «публичного» изначально, видимо, был встроен момент непредсказуемости. В классическом правовом дискурсе «публичное» определяется через понятие «доступности для каждого», то есть через исключение контроля над доступом. Согласно этому, печатная продукция и передачи массмедиа являют­ ся публичными, поскольку исключен контроль над теми, кто их воспринимает. Но с точки зрения этой понятийности это лишь часть сферы публичности. Общественные туалеты не являются ни мнениями, ни массмедийными продуктами. Понятие доступно­ сти в реальном или метафорическом понимании ука­ зывает на пространство и действие.

Как и прежде, имеет значение то, что в операциях невозможно пересечь границы системы. Но столь же важно и то, что всякая наблюдающая система спо­ собна это рефлексировать. Находясь на внутренней стороне своей границы, она видит, что должна су­ ществовать и какая-то внешняя граница, поскольку иначе граница таковой бы не была. Если внутри по­ вторно воспроизводится некоторый опыт раздраже­ ний, система способна предположить, что во внеш­ нем мире наличествуют и другие системы, которые и несут за это ответственность. Если, напротив, си­ стема рефлексирует, что она подвергается внешнему наблюдению, хотя еще и без жесткой фиксации на­ блюдателя и способа наблюдения, то она постигает себя саму как наблюдаемую в медиуме публичности. Это может (но не обязательно) формировать ориен­тацию на генерализированные (представляемые пу­блично) точки зрения. Функционально эквивалент­ными стратегиями [публичности] будут стратегии секретности и лицемерия.

с.162-185

ПУБЛИЧНОСТЬ

Темы, группирующиеся вокруг утаивания, симу­ляции, диссимуляции, лицемерия (hypocrisy), раз­рабатывались главным образом в (печатной!) лите­ратуре XVI и XVII столетий, и ни в коем случае не только в политической теории под заголовком «го­ сударственный интерес», но это может иллюстриро­ваться и на примере театра, соотносится с рынком и любым социальным поведением.

 

Эта настоятель­ная необходимость социального общения в XVIII столетии получает выражение в эмпатическом требовании публичности как средства воплощения раз­ ума.

Публичность, следова­тельно, представляет собой всеобщий общественный медиум рефлексии, который регистрирует непреодо­лимость границ, и вдохновленный, — наблюдение наблюдений.

 

Еще до возшествения в конце XVIII столетия эмпатического понятия общественного мнения печат­ная пресса уже использовалась для того, чтобы по­ литически-амбициозные коммуникации могли по­ лучить общественный резонанс, а значит, и для того, чтобы принимающие решения инстанции мог­ ли подвергаться двойному воздействию: как со сто­роны направленных им письменных посланий, так и создаваемого тем самым публичного резонанса.

Тезис об оперативной замкнутости аутопойетических систем, очевидно, не означает, что эти системы могли бы существовать без их внешнего мира.

 

XV. ОБРАЗОВАНИЕ СХЕМ

 

В проводимых выше исследованиях мы решительно и безоговорочно выбрали «общество» и «массмедиа» в качестве системных референций, а все остальное отнесли к их «внешнему миру».

Ги­потеза «солипсистского» существования изначально была абсурдной и скорее высказывается о том, кто ее формулировал в качестве возражения, нежели о собственно той теории, которой она возражает.

Само собой разумеется, это сопряжение в отноше­ниях между индивидами и социальными системами предполагает, что индивиды обладают способностью восприятия, то есть способны экстернализировать внутренне исчисляемый внешний мир. Кроме того, оно зависит еще и от восприятия процесса восприя­тия других; ведь в противном случае ни один инди­вид не мог бы произвести нечто, что бы было пред­ назначено для восприятия других. Точно так же, не­сомненно, должен наличествовать язык, причем как для восприятия, так и для коммуникации. На осно­ве этих предпосылок все-таки еще нельзя сформули­ровать гипотезы о том направлении, в котором осу­ществляется структурный дрейф, если знакомство с миром почти целиком порождается массмедиа, как знание о мире, которое дава­ла жизнь в рамках семейных домохозяйств традици­онных обществ, вытесняется или трансформируется влиянием массмедийных трансляций.

Репертуар понятий, вклю­чающих в себя схемы, когнитивные карты, скрипты, фреймы.

 

Исходный пункт со­ стоит в необходимости использования памяти в по­ токе операций, которые завладевают вниманием си­ стемы, вынужденной непрерывно выбирать между забыванием и воспоминанием, ибо без забывания были бы тотчас заблокированы мощности системы по осуществлению дальнейших операций; другими словами, будущее состояло бы из тех же самых пе­реживаний и действий. Забывание освобождает.

Массмедиа придают значение понятности. Однако понятность лучше всего обеспе­чивается схемами, которые могут порождаться лишь самими массмедиа. Для своего собственного произ­водства они используют психическое закрепление, которое может предполагаться в виде результата по­требления масмедийных представлений, причем без дальнейших проверок.

 

Одновременно они освобождают от бремени чрезмерной конкретности и предлагают некий слайд (Folie), на котором могут распознавать­ся отклонения, диспозиции к действию и ограниче­ния.

 

Изобретается проблема «самореализации», которая подхватывается и распространяется массме­диа.

Образо­вание схем остается неизбежным из-за не наблюда­емости мира и непрозрачности индивидов для них самих и для других.

То, что им предлагается, затраги­ вает, следовательно, и их, ведь именно в этом мире они должны проживать свою жизнь; и это касается их даже тогда, когда им отлично известно, что са­ ми они никогда не попадут в те ситуации и никогда не будут играть те роли, которые им — как действи­ тельные или фиктивные — презентируются. Вместо этого им остается возможность идентифицировать себя с культовыми объектами или мотивами, кото­ рые предлагают им массмедийные скрипты.

 

Никто не может быть таким же, как кто-то другой. Никто не понимает себя как отображение другого. Тождество индивидов состоит лишь в необходимости использовать схемы для то­ го, чтобы поддерживать их память.

Ведь ни один индивид не может знать, что он останется тем же, кем он думал быть. Он не может это знать, ибо сам распоряжается этим знанием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.159 (0.04 с.)