Этапы возникновения культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы возникновения культуры



• освоение огня и появление первых орудий труда,

• появление речи,

• проявление насилия над самим собой (всевозможные табу),

• образование групп и сообществ,

• подчинение жизни семьи, общества и других сфер определенным канонам.

Функции культуры:

1) Информационная: передача внегенетической информации от одного поколения другому. В современной интерпретации культура есть коллективный интеллект, это тип информационного процесса, только в компьютер нужно вкладывать информацию, а культура сама создается обществом

2) Адаптивная: если животные сами меняются и таким образом приспосабливаются к новой среде, то человек не способен изменять свои биологические характеристики, однако он формирует «защитный слой». Народы Севера осваивают новые формы ведения хозяйства, иначе одеваются и питаются. Обилие приправ и пряностей в пище южан – средство задержать порчу продуктов в жарком климате. Лечение травами получило распространение у славян, т.к. они живут в богатых растительностью районах, зато в небогатом растительностью Китае получила развитие иглотерапия. Японцы проживают на территории, подверженной землетрясениям, отчего строят дома с легкими раздвижными стенами.

3) Коммуникативная: формирует условия для общения. Не существует индивидуальной культуры, которая была бы изолирована от общественной. Культура – сама результат человеческого общения.

4) Интегративная: объединяет народы, социальные группы и государства. Благодаря общей культуре мы считаем «нашими» сверстников, земляков, представителей своей профессии, своего социального класса. Единство культуры объединило русские княжества в XIV-XV вв., благодаря чему Русь сбросила монгольское иго. Коммунистическая идеология и похожий образ жизни поддерживали целостность СССР. Ислам объединяет народы, расселенные в разных уголках планеты.

5) Социализирующая: помогает стать полноценным членом общества, а вовсе не «белой вороной». Примеры: американцы поощряют уверенность и энергичность - индийская культура проповедует пассивность и самоуглубленность; в среде рабочих прививают дисциплинированность и исполнительность, в образованных кругах инициативность и свободомыслие; на Востоке дети усваивают стандарт, подразумевающий большую свободу поведения мужчин - на Западе равноправие мужчин и женщин

6) Практическая: с помощью знаний человек преобразует мир

3. В ХХ в. возникает удивительный феномен – массовая культура. Разве можно было представить, что в Средние века или Новое время может быть такое число поэтов, ученых и т.д. Когда-то интеллигенция считалась носителем вечных истин, сегодня интеллигенция – это узкий специалист. Наука становится массовой: сейчас мало ученых, обладающих талантом, большинство из них – люди – усвоившие технику научно-исследовательской работы, методику проведения экспериментов, построения обобщений и выводов. Большинство поэтов – люди, овладевшие техникой стихосложения, они издают книги опять же массовыми тиражами. Композиторы, режиссеры творят согласно той же схеме.

В.Д. Губин: чтобы находиться на уровне высочайших достижений, нужно много работать, а большинство людей работать много не хотят. Они не могут соответствовать уровню развития культуры, но они приспособились благодаря наличию массовой культуры.

Л.Н.Толстой: Техника – это еще не все, что нужно искусству… Возьмите Достоевского. По своей технике он ниже всякой критики. Но он не только нам, русским, но всей Европе открыл целый новый мир.

Наверное, поэтому ученые хватаются за голову, когда видят, что случилось с их изобретениями. Одно дело – фанерный аэроплан, и соврем другое – современный самолет – огромная ревущая машина, перелетая из Европы в Америку сжигающая столько кислорода, сколько сотня человек потребляет в течение всей жизни.

В прошлом народ был темной массой, сегодня СМИ с детства закладывают в головы людей уйму информации, нужной и ненужной. Учитель обращается к ребенку, у которого голова забита или латиноамериканскими сериалами, или боевиками. Он объясняет: Пушкин – великий человек, а ученик точно знает, что Ван Дамм – лучше.

Если раньше произведения искусства были доступны избранному меньшинству, которому посчастливилось быть в комнате, где исполнялась музыка, выставляли картину или разыгрывали драму, то теперь каждый может наслаждаться опубликованными большими тиражами литературными шедеврами, картинами и скульптурами в оригинале и бесчисленном множестве копий. Искусство, став товаром, опускается до уровня производства товара. Можно услышать Баха или Бетховена как приложение к рекламе жвачки, автомобилей или слабительного средства. В античном искусстве героями были боги и благородные герои, сейчас это политики, бандиты, проститутки. Высокое искусство, как «Мона Лиза», изображается на полиэтиленовом пакете, а произведения низких жанров – детектив и триллер – становятся классикой, а фильмы Тарантино общепризнанным образцом.

Интеллигенция – вовсе не те люди, которые требуют поднять зарплату ученым, это те, кто пытается остановить войну или защитить права человека, это совесть и честь нации. Культурный человек – не тот, кто много знает о живописи, поэзии или физике, а тот, кто чувствует ее. Еще Эйнштейн советовал математиками заниматься музыкой, т.к. культурный человек не может быть узким специалистом. Та внешняя культура, которая окружает нас – скорее это цивилизация.

4. Человек не бывает о природы тем, кем должен быть, он нуждается в образовании. Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса было обыденно-практическое обучение. Учеба происходила стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в деятельность взрослых, при этом последние не отвлекались на организацию учебы как особого дела. Ритуал инициализации юноши был своего рода экзаменом на «аттестат зрелости», после которого он считался полноправным членом племени, способным участвовать во всех дела наравне со взрослыми.

Вторая форма обучения, сложившаяся по мере усложнения задач учебы – демонстративное обучение: учеба рассматривается как особый процесс взаимодействия учителя и ученика. Учитель показывает, что и как надо делать, он демонстрирует ученику способы деятельности не по ходу выполнения основных трудовых задач, а специально для ученика. Очевидно, сначала демонстрационное обучение возникает в области ремесел и прикладного искусства. В монастырских школах и университетах основным способом обучения было повторение и запоминание. Студенты хором повторяли слова преподавателя. В той или иной мере демонстрационное обучение входит в учебный процесс и поныне. Многим вещам приходится учиться «на примере». Жаль, но до сих пор продолжаются бесконечные попытки при помощи знаний химии, математики воспроизвести скрипку, сделанную полуграмотным Страдивари 200 лет назад.

Третья, наиболее совершенная форма учебного процесса – развивающее обучение. Оно возникает в Новое время, родоначальником его становится Ян Коменский. Суть развивающего обучения состоит в разработке специальных дидактических приемов, возбуждающих активность обучаемых. Учение ориентируется не на заучивание, а на понимание изученного материала, центр тяжести переносится на самостоятельную работу.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег)

«Когда насильно забивают голову знаниями, они гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо

поглощать их с аппетитом» (А. Франс)

«Студент – не сосуд, который необходимо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

В ХХ веке постепенно вырисовались контуры идеи креативного обучения. Ученик перестает быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным субъектом общения. Учитель здесь не поводырь, а человек, обладающий большим объемом знаний и умений, чем ученик. Отношения в этом случае становятся неформальными, общение перестает быть односторонне направленным. Для удовлетворения потребностей общества необходимо сделать креативное обучение более массовым.

ХХ век называют веком образования. Сейчас образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. В 1997 г. в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Пожалуй, нет страны, где были бы полностью довольны состоянием образования. Везде сейчас ищут новые пути, новые ориентиры.

Сингапур - маленькая страна, лишенная природных ресурсов, но все же она процветает, и объясняют это тем, что государство по уровню образования занимает первое место в мире. Тем не менее, власти намечают новые горизонты.

Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет эти черты. Пассивное слушание лекций по-прежнему занимает ведущее место в приобретении студентами знаний. Как говорится, до сих пор основными средствами обучения остаются доска, мел и тряпка. Возможности учебного телевидения, включение в Интернет-программы используются недостаточно. Наследство от советской системы – продвижение кадров на руководящие должности было поставлено так, что вверх продвигались «троечники», которые действовали хоть и посредственно, но послушно. А «отличники» проявляли строптивость, желание добиться лучшего результата, и не слишком следовали указаниям начальников. Эта тенденция не только не изжита в наши дни, но и переплелась с коррупцией. В связи с этим стоит упомянуть, что, например, в Японии на государственную службу имеют право поступить лишь те, кто закончил университет с дипломом категории «А», что соответствует нашему диплому с отличием. А в Китае чиновники периодически сдают государственные экзамены, не сдав которые, служащий терял должность.

Необходимая черта современного образования состоит в том, что современному специалисту требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, а значит, студент должен отказаться отказ от заучивания, он более не может довольствоваться готовыми ответами из учебников. Сегодня образование – это творчество.

Образование невозможно раз и навсегда завершить, настоящее образование должно быть непрерывным. В Новое время образование понимали как процесс приобретения хороших, исчерпывающих знаний, затем туда добавилось освоение практических навыков. В наши дни поговорка «Век живи, век учись» приобретает новое звучание. На каком-то этапе после получения образования человек должен начать заниматься самообразованием. Такой человек из года в год наращивает свои знания, приобретает новые интересы, расширяет свою библиотеку. Результаты самообразования порою оказываются столь впечатляющими, что человек вспоминает свои студенческие годы с улыбкой.

В отличие от компьютера, человек не просто накапливает знания, а обобщает, выделяет принципы и способы оперирования ими. Философия же скрепляет все знания в единое целое, без нее знание рассыпается. Кроме того, в последние годы образование тесно переплетается с этикой ответственности. Перед кем же ответственен студент? Перед преподавателем и своей совестью в первую очередь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.009 с.)