Советской философской школы не было, она подменялась научным коммунизмом, как, впрочем, и экономика политэкономией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советской философской школы не было, она подменялась научным коммунизмом, как, впрочем, и экономика политэкономией.



8. Восточная философия

1. Основные черты и главные направления китайской философии.

Индийская философия.

Китайская философия. Основные черты:

а) главный интерес – отношения между обществом и человеком, правителем и подчиненным,

б) в отличие от Западной Европы, китайские философы не занимались понятиями и отвлеченными

идеалами (добро, зло, истина), а вырабатывали конкретные этические рекомендации,

в) философией всегда было принято заниматься среди чиновников, политических деятелей;

г) она тесно связана с мифологией (идеи о построении мира и др.);

Уже в VI в до н.э. в Китае начинается оформление книг об истории, законодательстве и философии. Эти книги впоследствии станут основой гуманитарного воспитания. Самые известные сборники: Книга песен, Книга истории, Книга порядка (описание политических и религиозных церемоний), Книга весны и осени (посвящена этическим проблемам), Книга перемен (наиболее важная, в ней собраны представления о мире и человеке, отражен переход от мифов к философствованию). Это первый сборник, где китайские мудрецы прибегают к трактовке общих понятий, причем в оригинальной форме. В книге перемен содержится 64 гексаграммы, отличающиеся друг от друга всего лишь положением линий.

1. ____________ 2. _____ _____ 64. ____________

____________ _____ _____ ______ _____

____________ _____ _____ ____________

____________ ТВОРЧЕСТВО _____ _____ ИСПОЛНЕНИЕ ______ _____ ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ!

____________ _____ _____ ____________

____________ _____ _____ ______ _____

В современной интерпретации 64 гексаграммы служат не для предсказаний, а выполняют роль 64 категорий мира. Следующий период, начавшийся в III в., называют эпохой расцвета философии, главной характеристикой которой является соперничество ста школ. Важнейшими считаются:

1) натурфилософы – школа ИНЬ и ЯНЬ – двух противоположных начал (мужское и женское, свет и тьма, запад и восток) стремящихся к гармонии. Чередование инь и янь есть диалектика, движение. Движение имеет свой путь Дао, этот путь проходят все вещи.

2) конфуцианство

Основатель Кун Фу-цзы (учитель Кун), был чиновником, отправился странствовать, при жизни учение было запрещено. Мысли Конфуция сохранились в виде бесед с учениками. Он – автор целой образовательно-воспитательной системы.

Ú Небо - высшая сила, управляющая всем,

Ú первое место занимал порядок (ли), строгая субординация и церемониал,

Ú человечность: помогай другим достичь того, чего сам бы желал достичь, не желай другому того, чего не желаешь себе,

Ú идеал человека: скромность, бескорыстие, сдержанность,

Ú нормы «сяо» – сыновняя добродетель по отношению к старшим, перенесение этих норм из семейной сферы в социальную,

Ú идеализация древности, которую называли «золотым веком»

3) даосизм – учение о великом Дао: именно Дао сотворило ИНЬ и ЯНЬ. Основатель Лао Цзы (старый учитель) - полулегендарная личность.

Дао – путь, вечный абсолют, никто полностью не знает законов Дао, самое лучшее для умного человека - бездеятельность и спокойное созерцание, главные ценности у вэй - недеяние, недвижение, неборьба, ненасилие. Всякое действие, противоречащее Дао – пустая трата времени. Физическая агрессия вызывает неприязнь и отпор, тогда как мягкость – самое сильное оружие. Это как вода, которая мягкая и слабая на первый взгляд, способна к великим разрушениям. Однако как истинный мудрец, он понимал: самое главное в жизни не выразить словами, нельзя превратить в набор знаний. Цель мышления по даосизму – слияние с природой, здесь нет разграничений на объект и субъект. «Мир – священный сосуд, которым нельзя манипулировать»

4) школа имен – занималась проблемами языкового выражения действительности, изучали правильность наименования вещей.

5) моизм – основатель Мо Ди полная противоположность конфуцианству. Смысл заключается в идее всеобщей любви и всеобщей пользы. Все должны печься о взаимной пользе. Роскошь считали бесполезной, трудовую деятельность не только полезной, но и необходимой.

6) эклектики – считали, что каждая школа пытается постичь истину своим способом и пытались соединить в одну универсальную систему взгляды и концепции различных школ.

 

2. Индийская философия. Основные черты:

1) ярковыраженный религиозный характер,

2) проповедование аскетического образа жизни, глубокого самоанализа,

3) учение о круговороте жизни (самсара),

4) учение о воздаянии - карме - сумме добрых и злых дел человека, передающейся по наследству, которая определяет форму очередного перерождения: кто жил правильно, переродится как брахманом, кшатрия или вайшья.

Социальная структура: 4 варны: брахманы (священнослужители и монахи), кшатрии (воины, племенная знать), вайшьи (земледельцы и ремесленники), шудры (зависимое население)

Индийская философия берет начало в ведических текстах (Веды в буквальном переводе ведение). Веды подразделяются на несколько групп текстов: Ригведа – сборники гимнов, брахманы – ритуальные руководства, упанишады содержат сведения о религиозно-философском познании познания окружающего мира и др. В ранних текстах встречается довольно размытое представление о мире. Упанишады как самый поздний сборник дает более четкое истолкование мира, согласно которому первоосновой бытия является брахман - безличное сущее, высший Абсолют. Духовным началом индивида является Атман – Я, душа. Атман и Брахман должны совпадать, и тогда человеку открывается путь к блаженству. Бога и человека как такового не существует. Атман, когда покидает тело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы возвращается в круговорот жизни. Познание заключается в осознании равенства Атмана и Брахмана. Тот, кто познал эту истину, освобождается от кармы - бесконечной цепи перерождений, и тогда его душа возвращается к брахману.

В VI веке до н.э. возникает джайнизм (основатель - Махавира Вардхамана). Человек состоит из материального (аджива) и духовного (джива) начал, он находятся в единстве благодаря карме, которых насчитывается 8 видов. Путь освобождения души от кармы – совершение благих деяний и аскетический образ жизни – непричинение зла живым существам, половое воздержание, отказ от материального богатства и мн. др. правила. Души перемещаются в Космосе низко, поскольку они обременены разными поступками, но, следуя правильному пути, могут подниматься выше и достигать наивысшей границы.

Буддизм возник в то же время (основатель Сиддхартха Гаутама – впоследствии Будда). Центром учения являются 4 благородные истины:

1) Рождение, старость, болезнь, разлука с любимым, жизнь с нелюбимым, невозможность достичь желаемого – есть страдание;

2) Причиной страдания является жажда – тршна, но именно она ведет человека к новому перерождению;

3) Устранение причин страдания заключается в устранении жажды;

4) Путь, ведущий к устранению жажды – благой восьмеричный путь – отказ от чувственных удовольствий, путь аскезы и истязания.

Из-за некоторой неясности концепции и неопределенности терминов буддийские каноны долгое время дополнялись и интерпретировались. Первой ступенью восьмеричного пути является правильное понимание жизни. Нужно правильно организовывать свою речь – говорить бесхитростно, дружелюбно и точно. Отдельной ступенью является медитация, которая призвана помочь человеку уйти от страданий. Медитация - сосредоточенное размышление). Конечной целью пути является нирвана (угашение желаний, отрешение от действительности, выход из круговорота перерождений). Йоги разработали целые методики и комплексы упражнений для осваивания уходя в нирвану.

В Индии, так же как и в Китае, с уважением относились к философам. Неслучайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С.Радхакришнан.

В начале новой эры решающие позиции завоевывает индуизм. В этой религиозно-философской системе синтезировались старые божества ведической Индии. Из всей плеяды божеств на первый план выдвигаются Вишну и Шива. С индуизмом связана богатая литература различных жанров, наиболее известным произведением является Бхагавадгита. Философское обоснование индуизма заключается в 6 системах: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.

 

9. Основы философствования. Структура философии. Учение о бытии. Современные онтологические представления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.006 с.)