Философия эллинистического периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия эллинистического периода



Античную философию рассматривают как исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Зарождение ее относится к VII-VI вв. до н.э. Античный этап заканчивается в V в. н.э. Ранние философы пытались объяснить мир как единое целое, но не на уровне мифов и фантазии, как это делалось в искусстве и религии. Они интересовались физической картиной мира, т.е. искали ответ на вопрос «Из чего создан мир?»

Ионийская школа (Иония - малоазиатское побережье Средиз. моря, г. Милеет, Эфес) - материалистическая. Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. Полагали, что в основе строения мира лежит первовещество: у Фалеса – вода, у Анаксимена воздух, у Гераклита – огонь, Анаксимандр первоматерией назвал апейрон.

Фалес: «Все существующее возникло из первовещества, или воды; вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь, в воздух, а воздух, сгущаясь – в огонь». Над ним смеялись, т.к. он неспособен был справиться с простыми земными заботами, но он рассчитал по приметам урожай оливок, скупил все маслодавильни и заработал много денег. «Видите, - сказал он, - философу легко разбогатеть, но неинтересно».

Гераклит (развивал космологию и диалектику): все вещи в мире постоянно меняются, поэтому постоянным в мире можно считать только это вечное изменение, превращение мира. «Глаза и уши – фальшивые свидетели». «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Чтобы заниматься философией, отказался от царского сана

Кроме вопроса «Из чего состоит мир», их занимали и другие. Вот несколько уроков жизненной мудрости:

Не делай того, за что бранишь других

О мертвых говори или хорошо, или ничего

Чем сильнее человек, тем он добрее

Язык не должен опережать мысли

Пифагорейская школа (идеалистическая). Пифагор, Архит, Филолай.

«Где нет числа и меры, там хаос и химеры». Начало всего – единица, двойка, тройка и четверка: им соответствуют точка, линия (2 конца), плоскость (три вершины треугольника) и объем (четыре вершины пирамиды).

3 – число мужское, 4 – женское, а их сумма «7» и их произведение «12» – священные числа. Дружба есть равенство. Верили в переселение душ: вырваться из круга можно только следуя пифагорейскому образу жизни. Наилучшее средство очищения души – занятие математикой.

ü В мире первичны числовые закономерности (в музыке – размер, ритм, длина струн, в астрономии – период вращения Земли, в геометрии – отношение катета и гипотенузы, в химии - таблица Менделеева, в стихосложении – размер, каждое событие можно просчитать, звук, яркость – это тоже количество единиц измерения)

ü Природа подчиняется законам математики

ü Жизнь общества следует организовывать на основе математических законов

Однако пифагорейцы слишком абсолютизировали числа.

Из наставлений Пифагора, загадочных и иносказательных:

Не разгребай огонь ножом (не тронь вспыльчивого человека)

Не ешь сердца (не удручай себя горем)

Не разламывай хлеб надвое (не разрушай дружбы)

Помогай ношу взваливать, а не сваливать (поощряй людей не к праздности, а к труду)

Что упало, не поднимай

Не ходи по проторенной дороге (не следуй мнениям толпы и стадному чувству)

Атомисты (материалисты) Демокрит, Левкипп. Первоосновой всего являются мелкие неделимые, вечно существующие частицы – атомы. Все в мире состоит из них, но в разной комбинации. Они обладают разной твердостью и плотностью, имеют разный объем и конфигурацию. Атомы живут в пустоте, одни из них легко соединяются друг с другом, другие – с трудом. Тела, сложенные из атомов, имеют те же свойства, что и атомы. Движение - ничто иное, как столкновение частиц. Атомическая концепция удовлетворила научные потребности того времени.

Демокрит: атомы сталкиваются друг другом, образуется вихрь. Одинаковые образуют соединения. Соединения становится шарообразным, появляется оболочка. Оболочкой является небо, оно состоит из легких частиц. Плотные и тяжелые частицы собираются в середине и образуют землю. Душа - вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных атомов.

Демокрит отказался от отцовского наследства, поехал в Египет набираться мудрости, вернулся и занялся написанием философских работ. Когда его отдали под суд за растрату отцовского имущества, он зачитал свою книгу об устройстве мира и … рассмешил всех. К нему вызвали известного врача Гиппократа, который изрек: «Демокрит мудрец, а вы все сумасшедшие». В конце жизни Д. Ослепил себя, чтобы никто не мешал ему заниматься философией

Элейская (Элея - греческая колония на юге Италии) Зенон, Ксенофант, Парменид - перешли к вопросу о бытии, в отличие от ионийцев, обосновывали неподвижность. Апория Зенона «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия»

Зенон. Дихотомия:Чтобы пройти расстояние из точки А в точку В, нужно пройти сначала половину этого отрезка, а значит сначала половину от половины…, Для того, чтобы двигаться, надо пройти бесконечное количество частей этого пространства, значит, он никогда не пройдет этого расстояния. Зенон откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану Дионисию, последний распорядился истолочь язык в ступе

Парменид: бытие есть, небытия нет, ибо его невозможно познать. Бытие вечно, ибо оно не могло появиться из ниоткуда, только из другого бытия, а это невозможно, т.к. оно едино. Оно не может возникнуть из небытия, т.к. его нет. Оно повсюду одинаково. Оно шарообразно, ограничено пространством. Бытие вечно пребывает в одном и том же состоянии. Мир состоит из двух начал: Эфирный огонь, свет, тепло и ночь, тьма, холод, земля (как твердь). Наша Земля расположена в центре Вселенной, вокруг нее расположены концентрические круги, это чередующиеся слои слоями огонь и земля – одно начало и другое. В самом центре царствует богиня Правды и Необходимости, управляющая всеми явлениями.

Софистами называют философов II половины V в. до н.э. Протагор, Фразимах, Продик отказались от проблем первосуществования и перешли к проблеме человека. Они были первыми философами, преподававшими философию, причем за большие деньги. Люди соглашались платить деньги не за любые знания, а за полезные для преуспевания в жизни, нужные для карьеры. Софисты были практическими философами, учили приемам ведения спора, умению побеждать, обмануть, высмеять оппонента

Протагору задолжал за обучение Еватл. Тот выучился на адвоката и должен был внести сумму после первого выигранного им процесса. Однако ученик не спешил приступать к работе, и Протагор оставался без оплаты. Тогда учитель попытался взыскать сумму через суд: «Если я выиграю, ты мне платишь, если ты выиграешь, то тоже заплатить, так как будет выиграно твое первое дело». Ученик не остался в долгу: «Если выиграю у тебя дело, платить не буду, если проиграю, тоже не буду, т.к. не выиграл еще ни одного дела»

2. Сократ (469-399) всех предыдущих философов назвал натурфилософами.

Трудов не писал, его мысли дошли до нас в произведениях учеников Платона и Ксенофонта. Не считал себя мудрым, но философом – любящим мудрость. Важнейшим призванием считал воспитание людей, а не изложение какой-либо области знаний. Относился к софистам, у которых центр философского интереса смещается от познания природы к человеку и его проблемам. Главное внимание уделял не просто человеку, а мыслящему существу. Знание - это почва, на которой построена нравственность; все зло – от незнания. Если все будут знать как поступить хорошо, они никогда не будут поступать плохо. Познать себя – то есть стать добродетельными - дано лишь «благородным людям», к земледельцам и рабам это не относится. Главными добродетелями являются: сдержанность, мужество и справедливость. Они, как и законы, вечны и неизменны. Люди должны занимать государственные посты в зависимости от наличия добродетелей, а не по выбору, как предлагала демократическая партия. «Ведь нельзя выбрать жребием флейтиста и плотника».

Сократа считают родоначальником диалектики, т.к. он обратился к проблеме «Как рождается мысль? Ему принадлежат выражения «Scio me nihil scire» (Я знаю, что я ничего не знаю), «В споре рождается истина».

Сформировал он и свой философский метод: нужно при помощи правильно подобранных вопросов обнаружить противоречия в утверждениях соперника. Часто использовал иронию, вступая в спор с собеседником с просьбой ответить на простой вопрос. В конце концов «непонятливый» Сократ подводил человека к выводу, что истина и ему неизвестна, и тогда они вместе пытались правильно ответить на вопрос. Такой поиск истины он сравнил с помощью при появлении ребенка на свет и назвал его маевтикой – в переводе «повивальное искусство» (кстати, его мать была повитухой). Диалектика полезна и в области человеческих отношений: как же иначе выявить, что добродетельно, а что нет. Анализируя разные акты человеческого поведения, он предлагал подвергнуть их иронии (сомнению), обнаружить противоречия, затем методом индукции выявить общее и таким образом зафиксировать полученное знание, которое тоже подвергали иронии, если обнаруживались противоречия.

Во взглядах придерживался рационального идеализма: во-первых, у Сократа мир сотворен Богом, во-вторых, в отличие от натурфилософов, искавших ответы на вопросы, касающиеся человека, подчеркивал значение внутреннего голоса - совести (назвал Даймонионом). И в то же время его взгляды консервативны. Во-первых, аристократию ставил выше демократии, во-вторых, земледелие, по его мнению, было более достойным занятием, чем ремесло и торговля (они разрушают общину и губят души). Когда на рубеже V и IV вв. до н. э. к власти пришла демократическая партия, Сократ предстал перед судом по обвинению в непризнании богов и заключен в тюрьму, от подготовленного побега отказался и по приговору суда выпил яд.

Платон (427-347) – псевдоним Аристокла, которое получил из-за мощного тела и широкого лба. Его называли первым идеалистом (объективным)

Онтология: бытие недоступно чувственному восприятию, его можно познать только разумом. Действительность можно разделить на 2 вида. Одно бытие подлинное, это мир идей. Другое бытие - «мир бывания», то, которое мы воспринимаем чувственно. Все вещи создаются только потому и после того, как появляется идея, таким образом, явления окружающей действительность это копия понятий и идей из первого, подлинного мира. То, из чего делается чувственно воспринимаемый материал - это материя. Материя бесформенна, может принимать различную форму в зависимости от идеи. Космос сотворен из хаоса, творцом является божественный демиург. Именно он хаос привел в порядок, затем вселил в него ум, а ум, т.е. душу вселил в тело.

Теория познания. Душа вечная, тело – временное пристанище души. Душа переходит из тела в тело, поэтому «богатая» душа может вспомнить то, что когда-то знала. Именно поэтому познание не должно сводиться к перекладыванию знаний из одной головы в другую. Нельзя научить самому главному – тому, что можно достать только из самого себя! Нельзя научить быть Эйнштейном и Моцартом.

Человек словно из Пещеры перед собой видит только тени, и только философ может преодолеть воздействие чувственный вещей и направить свое внимание к абсолютным, запредельным ценностям. Теория проникнута интеллектуальным аристократизмом.

Душа состоит из 3 уровней: разумная составляющая, волевая (мужественная) и чувственная. Поэтому и люди делятся на 3 типа. 1-е должны быть правителями, 2-е воинами, 3-и земледельцами. 1-му сословию в кровь помешано золото, второму серебро, третьему – медь и олово.

О государстве: искал идеальную форму государства. Всего выделил 6 форм: аристократия, тимократия, олигархия, демократия, охлократия и тирания. Правитель Сиракуз пригласил Платона для того, чтобы он обустроил идеальное государство. Когда из этого ничего не получилось, разгневанный Дионисий продал его в рабство, из которого его выкупили друзья.

Об обществе: частной собственности не должно быть, все трудятся и проживают совместно (это предполагает совместное питание и отдых), общественный продукт распределяется между членами общества по потребностям, семьи нет, государство берет на себя функцию воспитания и обеспечения детей. Создал свою собственную Академию. Предложил свою систему образования из нескольких ступеней. Сословие воинов должно обучаться гимнастике, музыке и математике, если они овладеют диалектикой, могут переходить в сословие философов. И женщины, и мужчины занимаются физической подготовкой. Больных детей должны уничтожать, заболевших взрослых тоже не лечат.

Интересно, что справедливость Платон не относит к добродетелям: государство не обязательно должно быть справедливо устроено, воспитание не всегда должно быть справедливым.

Неоплатонизм – Плотин, Порфирий: мир образуется из материи путем проникновения в нее света, сама же материя – тьма. Наивысший свет – божественное первоначало, затем божественный ум, божественная душа, и, наконец, природа.

Аристотель (384-322) написал 150 научных трудов и трактатов по всем важным областям знания, был учителем Александра Македонского. В 340 г. до н.э. основал собственную школу – Ликея. Его заслужено называют историком философии: он был первым, кто исследовал все доступные ему работы. Науки разделил на

теоретические (метафизика, т.е. философия, изучающая первооснову всего, физика, изучающая материю, математика),

практические (этика, экономика, политика),

творческие (поэтика, риторика, искусство ремесел).

Онтология: Критикует Платона за то, что он приписал идеям самостоятельное существование. Идеи не могут существовать отдельно, в другом мире. Поэтому мир один, и он духовно-материальный. Познавать нужно не «запредельный мир», состоящий из умственных схем, а реальные вещи и процессы.

Если первичные категории настолько просты, что их изучают в физике, то вторичные категории холод, тепло, влажно, сухо -невозможно изучать отдельно. Основные четыре элемента, которые обнаружены еще натурфилософами, образуются на стыке первичных и вторичных категорий: это огонь (является соединением теплого и сухого), воздух (теплого и влажного), вода (холодного и влажного), земля (холодного и сухого)

Разделял взгляды о материи и идее (по Аристотелю идея – это форма). Низшие сущности состоят из материи и формы (это все чувственно воспринимаемое), высшие обладают только формой и лишены материи. Бытие, существует действительно благодаря идее. Но есть и другие причины. Иерархия причин:

1-я – идея, он называет ее формальной причиной (форма = идея);

2-я – материальная (то, из чего состоит вещь);

3-я – производящая – она превращает возможность в действительность;

4-я – целевая – определяет для чего?

О человеке: душа является формой по отношению к телу, душою обладают растения, животные и человек. Она имеет 3 различных уровня: вегетативный, чувственный (у животных), разумный. Главное предназначение человеческой души – мыслить, главный ее компонент – разум, он связан с вселенским разумом и не зависит от тела. В этическом плане предлагал всегда искать «золотую середину» поведения.

Об обществе: человек - политическое животное, т.е. в нем заложена необходимость «уживаться» с себе подобными. Справедливость не означает равенство. Существует 2 вида справедливости – уравнительная и распределительная. Первая – простое равенство, предлагалась для уравнения прав, вторая подразумевала пропорциональное распределение благ в зависимости от вклада в общее дело. Идею обобществления критиковал. Лучшей формой государства считал «среднюю» - политию, объединившую элементы аристократии, олигархии и демократии. В справедливом государстве а) бедные не отстранены от власти, б) эгоизм богатых ограничен, в) средний класс многочисленный и сильный

Теория познания: Аристотеля считают основателем формальной логики. Логику понимал как орудие познания, его труды, посвященные логике, названы «Органон» (в переводе орудие»). Аристотель является автором трех логических законов

1. закон тождества (А есть А);

2. закон исключенного противоречия (А не есть не А);

3. закон исключенного третьего (А или не А истинно, и третьего не дано)

Гордился Аристотель своим учением о силлогизме. Конструкция силлогизма: 1-я часть – посылка, содержащая общее правило, 2-я – посылка, содержащая особенное, 3-я – вывод. Пример:

Все птицы летают

Воробей - птица

Воробей летает

3. Заслуживает внимание школа киников (циников). Основатель Антисфен: его мать не была афинянкой, он сам учился в гимнасии Киносарг – «Белая собака» для социально уцененный детей.

3 кита кинийской философии:

1) аскетизм тела и души: бездомность, привычка к холоду, голоду, внешний облик: плащ на голое тело, котомка, посох, без обуви, борода и длинные нечесаные волосы. Боги дали людям легкую жизнь, но люди не почувствовали меры и погрязли в своих потребностях. Богатство аморально, не бедные должны ходить, потупив взор, а богатые.

2) Апайдеусия – неграмотность, т.к. в этом состоянии сознание не отягощено ничем и работает в полную силу. Научившись читать и писать, люди не могут отличать правду ото лжи. Диоген: «Грамматики выискивают грехи у Одиссея, а своих не видят. Музыканты налаживают струны и неспособны гармонизировать свой нрав. Математики следят за Луной и Солнцем, но не видят, что у них под ногами. Многие приносят богам жертвоприношения, моля о здоровье, а затем на радостях на пирах объедаются»

3) Автаркия – независимость, самодостаточность. 1) и 2) – средства для достижения Автаркии. Отказ от семьи, гражданства (почти все они были метеками), презрение к войнам, государству и демократии. Диогена считают первым космополитом (космос – мир, политус – гражданин). На вопрос «Когда лучше жениться?» Диоген отвечал: «Молодым слишком рано, старым слишком поздно». Будучи свободным, имел, как и все раба. Однажды раб сбежал, но Диоген не стал искать его: «Забавно, он может прожить без меня, а я не могу без него»

Однажды Диоген обратился за советом к дельфийскому оракулу. Тот ответил, что ему нужно произвести оценку ценностей. И Диоген начал чеканить фальшивые монеты, за что его осудили и продали в рабство. Когда Диогена продавали на рынке, он стал кричать: «Кто хочет купить себе господина!» Один человек купил его и действительно во всем слушался, даже доверил Диогену воспитание своих детей. Диоген был мудрецом, но совершеннейшим циником («киники» - по-гречески «собаки»). На вопрос «Какое вино вкуснее?» отвечал «Чужое». Он призывал всех жить неприхотливо, не предаваться обжорству и пьянству, питался одной капустой, жил в глиняной бочке. Когда хулиган разбил его бочку, горожане собрали деньги и купили ему новую. Он ходил днем с фонарем в руках и объяснял, что ищет человека – людей полно, а человека найти трудно. Один раз на его крик «Эй, люди!» сбежался народ, и Диоген стал избивать их палкой, приговаривая «Я звал людей, а не мерзавцев». А когда Александр Македонский сказал ему «Проси чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй солнца». Диоген прилюдно справлял естественные нужды. Платон назвал его «безумствующим Сократом» за излишнюю жажду независимости.

Однажды ему на пиру налили вина, но он нее стал его пить и вылил: «Если я его выпью, погибнет не только оно, но и я».

Стоицизм (Зенон, Плутарх, Цицерон, Сенека). Разработали целый анализ человеческих страстей, требовали подчинения их разуму. Философию определяли как «упражнение в мудрости». Противопоставляли неразумению разумность, распущенности – умеренность, трусости – доблесть. Счастья не достигнуть в вечной погоне за материальным благом. Главных страстей четыре: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Основной способ борьбы с ними – сильная воля. Любовь к противоположному полу осуждалась стоиками. О продлении жизни не стоит беспокоиться, нужно быть готовым равнодушно с ней расстаться. Худшее в этой жизни – метаться между страхом смерти и мученьями жизни. «Кто презирает жизнь, тот стал ее хозяином».

Название учения произошло от архитектурного сооружения – портик (по-гречески стоя), где философствовал Зенон и его последователи. Уже давно понятие стоик употребляется в переносном смысле – тот, кто мужественно переносит страдание. Отмечая стремление стоиков к добродетели, Ф.Энгельс назвал Сенеку «дядей христианства»

Скептицизм - от греч. скепсис – сомнение, воздержание. После смерти Платона вся его Академия стала скептической. Пиррон, Тиммон, Энесидем, Секст отвергали познаваемость жизни. Познание – нужный процесс, но подлинное знание недостижимо. Сколько философов, столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может. Ни один философ не имеет права утверждать какую-либо истину, ее не существует. Причину всех явлений открыть невозможно. «Все течет, все изменяется», устойчивый смысл отсутствует». Мир иллюзорен. Человеку не дано разобраться, где правильный порядок вещей, где нет. Нравственность нельзя обосновать или доказать. В одном месте это нравственно, в другом нет, поэтому можно одновременно доказать и моральность поступка, и его неморальность. Но и догматизм осуждали, считая его следствие лености ума. Главная рекомендация – сохранять мудрое молчание в любой ситуации.

Эпикур (ученик Демокрита)и Лукреций Кар стали основателями школы эпикурейцев. Смысл жизни эпикурейцы видели в удовольствии. Для счастья необходимо три составляющие:

1) отсутствие телесных страданий - апония,

2) душевный покой (атараксия),

3) дружба и взаимопонимание.

Любовь также осуждалась эпикурейцами, т.к., по их мнению, она порабощает людей.

Наивысшее удовольствие – занятие философией. Своим желаниям не следует придавать слишком большое значение. Наслаждения слаще всего будут для тех, кто менее всего в них нуждается. Себя не следует распускать, а лучше всего держать в строгости. «Нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно».

Все желания делятся на 3 группы:

1. Естественые и необходимые (удовлетворение жажды и голода).

2. Естественные, но не необходимые (те, которые разнообразят наслаждение, роскошный стол).

3. Неестественные и не необходимые (установка себе памятника)

Человеку необходимо бороться с врагами: страхом и надеждой. Страха перед богами быть не должно (они уже давно не вмешиваются в жизнь людей), как и страха перед смертью: «Пока есть жизнь, нет смерти, когда есть смерть, нет нас». Не стоит жить надеждой на лучшего правителя, на богатство, нужно научиться жить так, чтобы такие категории, как власть или богатство стали неважными. Политики эпикурейцы старались избегать, в обществе предлагали следовать правилу «Живи незаметно».

Эпикур имел домик с садом, где жил с учениками, над входом было начертано «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо». Для Эпикура занятие философией и было высшим удовольствием. Умирая, он принимал ванну и пил вино, доказывая правильность своего учения. Следует отметить, что учение Эпикура было сильно искажено поверхностными последователями. Со временем эпикурейцами стали называть себя людей, стремящихся к чувственным удовольствиям

3. Особенности развития европейской философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика

1. Условия развития философии. Основные черты средневековой философии

2. Патристика: основные школы и выдающиеся деятели

3. Схоластика

4. Арабская и еврейская философия

Переход к Средневековью – огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул античный мир. Культурный, экономический и политический вакуум необходимо было чем-то заполнять. Новая культурная жизнь вместилась в религиозные рамки. Не стало театра, зато литургия стала напоминать театральное представление, вместо скульптуры появились идолы, изобразительное искусство надолго замещается иконописью. В античном мире люди жили «напоказ», публичная жизнь кипела на площадях. В эпоху Средневековья человек уходит вовнутрь, сменяются ориентиры мышления – от мужественной и героической жизни к покорности перед Божьей волей. Если брать за основу философию Античности, средневековье – упадок по сравнению с ней, однако если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы и вовсе уничтожена. Только те мыслители могли рассчитывать на признание и известность, которые разделяли религиозные позиции.

Даже в современной философии нельзя не увидеть сходства философии и религии. Средневековая философия и вовсе была облачена в религиозные одежды. Первая фаза формирования христианской философии относится еще к периоду Древнего мира. В Римской империи христианская религия утверждена в качестве официальной во время правления Константина Великого (306-337). В 391 г. запрещены языческие культы. Идеи античной философии попали под запрет(в 529 г. Юстиниан повелел философам «вернуться в лоно церкви» под страхом ссылки). Свирепствовала инквизиция, осудить мыслителя могли не только за отступничество, но и за философствование.

В продолжение Средних веков выделяют 2 периода развития философии: этап патристики, в ходе которого отцами церкви были разработаны основы христианской догматики (III-VII вв.) и осуществлено примирение Библейских основ с античной философией, этап схоластики, который характеризовался зрелостью систематического учение о Боге, мире и человеке.

Итак, основные принципы:

● тесная связь с религией (проблема познания уходит на второй план, на первом - вера),

● монотеизм (Бог един),

● теоцентризм (Бог в центре нашего бытия, источник всего),

● креационизм (мир сотворен Богом из ничего, хотя в любое другое время философы считают,

что из ничего сделать нечто невозможно),

● провиденционализм (весь ход истории и план спасения каждого человекапредусмотрен Богом)

2. Зарождению нового этапа предшествовал период распространения таких учений, которые были опасны для настоящего христианства. Первое - гностицизм - направление, объясняющее мир с дуалистических позиций. Так в зороастризме считали, что в космосе соединены воедино добро и зло, свет и тьма... Зло происходит из материи, добро от Бога. Оригинальна их теодицея – попытка решить вопрос о происхождении зла. Почему всемогущий Бог создал злой мир, выход из которого лежит через искупление? Гностики объясняли это так: один Бог всеблагой, а другой, ему подчиненный – искуситель.

Персидский мыслитель Мани стал основателем манихейства – учения, происходящего из гностицизма. Согласно учению, человеческая душа заключает в себе одну часть, состоящую из света, и другую, состоящую из тьмы. Путь спасения души – строжайший аскетизм. Подобно буддизму, в манихействе много запретов для светских людей и более вольный образ жизни для монахов.

Заметную роль внесли апологеты (в переводе с греч. защита). «И христианство, и философия ведут к богу»,- считали они. Однако при этом, защищая христианство, одни все же считали невозможным соединять философию и религию, другие утверждали, что «философский разум приведет к ереси» - и делали все для подчинения философии религиозной вере.

Крупнейшим мыслителем периода патристики стал Аврелий Августин ( 354-430). Он был свидетелем падения Римской империи (390 г. - «Гуси спасли Рим»). За время его жизни сменилось 20 правителей. Родители были язычниками, но он нашел себя в христианстве, правда, до 30 лет не понимал Библию.

Стиль философствования - иносказания. Излагал мысль то возвышенно, то резко переходил к низменному. По его мнению, мироздание держится на отношении людей и Бога.

Бог является высшей сущностью и творцом всего сущего… наиважнейшим предметом познания и причиной познания…Ничего не может произойти без его участия. Бог в его понимании – человекообразное существо мужского пола. Много пишет о душе и презирает тело. Душа познает Бога, тело же мешает. Душа творится Богом каждый раз перед рождением нового человека. Душа остается вечно, т.к. она неразрушима, поскольку не состоит из частей. Смыслом жизни является достижение счастья, достичь его можно с помощью философии, которая находится в единении с Богом.

Кто попадет в рай? Решает Бог, у него свои мерки, непонятные для человека: он может низвергнуть праведника и облагодетельствовать грешника.

Вывел 3 вида грехов: похоть плоти – чувственные телесные наслаждения, гордыня – жажда самоутверждения, достижения успехов в какой-нибудь области, похоть очей – стремление к постижению тайн природы, выпытывание у мира того, что должен знать только Бог

Приветствовал и душеспасительные беседы, и телесные наказания. Оригинальна философия истории. По его мнению, история подобна стреле, циклическую же теорию сравнил с собакой, гоняющейся за собственным хвостом. В истории выделял 6 периодов, последний закончится «вторым пришествием Христа». В работе «О граде Божьем» пишет о незримом граде Божьем, вкрапленном в нечестивый град мирской. Утверждал, что церковь в лице святых рано или поздно придет к власти.

Его последователями были Максим Исповедник, Кассиодор, Исидор Севильский, Боэций.

3. Для периода схоластики характерно полное единство религии, морали и философии. Некоторые ученые сравнивают схоластику с догматизированным Аристотелем. Религия и философия «говорят» по латыни. Церковь располагала широкой организацией, была крупным землевладельцем, освящала все светские мероприятия. Первая ступень образования давалась в церковных школах, в школах второй ступени изучалась теология. Суд также находился в руках церкви. Задачей философии, которая преподавалась в монастырских школах, было не исследование действительности, а поиски доказательств того, что провозглашала церковь.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - его называли вторым Августином. «Святое писание указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является истиной». «Вера ищет разум», что означает: разум волен искать истину, но в границах религиозных догм. Он впервые попытался доказать существование Бога. Если существуют вещи, имеющие отношение к Богу, то и он должен существовать. Если есть польза от вещей, имеющих отношение к Богу, то полезен и он сам. Если бы Бог существовал лишь в нашем воображении, его образ был бы противоречивым, а он для всех является совершенством. Если реальность существует лишь благодаря ему, то он содержит в себе эту реальность и значит, он сам действительно существует.

Пьер Абеляр (1079-1142) - французский дворянин, отказавшийся от наследства. Представитель схоластического направления, труды которого до сих пор изучаются в католических учебных заведениях. Учеников у него было больше, чем учителей. Одна из них Элоиза, племянница парижского каноника, которую он похитил. Она стала его возлюбленной, но все кончилось трагически. Труды его были сожжены, по приговору он сам бросил свою книгу в огонь. Сам ушел в монастырь, оттуда вел переписку с Элоизой, которая тоже ушла в монастырь.

«Человеческому разуму не все доступно: он не может доказать существование Бога, тем более его троичную сущность, бессмертие души. В Святой Троице все равны, если Дух исходит от Отца, значит и от равного ему Сына. И все же лучше понимать, чем просто верить», - пишет он и берется с помощью логики доказать существование Бога. Бог является подлинно существующим, но чем дальше от Него, тем больше материи и меньше духа. Человек и его деятельность слишком материальны, чтобы понять высший дух. Не всем открывается наивысшее познание Бога. За то, что Абеляр, сам не желая того, оспорил тройственность Бога, его взгляды были объявлены ересью. Кстати, он не боялся обнажать противоречия в сочинениях Отцов церкви и даже в Библии: «Слова имеют много значений, отсюда и противоречия». Диалектика на том и строится, чтобы подвергать все сомнению. Каждая религия содержит в себе зерно истины, христианство – не единственно верная религия. И только философии под силу постичь настоящую истину.

«Существуют лишь единичные вещи, но человек им дает общие понятия – универсалии, они существуют лишь в уме человека». (Такая позиция получит название концептуализм)

Учение о нравственности: сам по себе ни один поступок не может быть ни добрым, ни злым. Все зависит от намерения. Тот поступок греховен, который совершен вразрез убеждениям (римляне распяли Христа следуя убеждениям, значит, греха не совершили). Отрицает искупительную миссию Христа. По его мнению, Он явился для того, чтобы показать пример наивысшей нравственности.

Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221-1274) соединил Аристотеля и Августина, рационализм с мистикой, при этом ведущим был мистический подход. Оригинальна теория зародышевых доказательств. В каждом предмете или явлении заложен зародыш, который определяет его развитие и управляет им (по Аристотелю это форма). Опираясь на Августина, он вывел, что зародыши имеют божественное происхождение. Получается, что все зародыши держатся в божественном разуме, откуда они вливаются в вещи. Полное познание бога возможно через экстаз.

Фома Аквинский (1221-1274)обширнейшее литературное наследие. В «Сумме теологии» пытается объяснить закономерности мира:

ü Над царством философского находится богословие. Сюда нельзя проникнуть силой мышления (например, триединство, воскресение). Однако между верой и наукой нет противоречий: истина есть лишь одна, но средств, которыми обладает разум, явно недостаточно, чтобы понять это.

ü Мир – это система, низшую ступень которой занимает неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, далее мир людей, на вершине – Бог.

ü В от отличие от Аристотеля, у которого форма в единстве с материей, у Аквината во-первых, материальное состоит и формы и материи, а духовное имеет лишь форму, во-вторых, форма всех форм – Бог - является нетелесной.

ü К традиционным греческим добродетелям мудрость, отвага, умеренность, справедливость добавляет христианские веру, надежду, любовь.

ü Зла не существует. Зло – это только тень Добра. Если бы оно существовало, оно уничтожило бы само себя

Зло в понимании Аквината: вещь создается Богом в наивысшем качестве – Добро. Зло – это старение, утрата прежних качеств. В людях: Зло – несовершенство того или иного качества – недостаточно смелый, честный, добрый, и причина подобного НЕДО – в самом человеке

ü Разум – налучшее качество человека, но чтобы даже самый разумный человек стал добродетельным, нужна «помощь Божья»

ü 5 доказательств существования Бога:

1. Все, что движется, движимо другим, изучая до бесконечности, мы и наткнемся на «вечный двигатель»

2. Невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, ведь тогда оно должно быть раньше себя самого, а это нелепо. Таким образом, первая причина – Бог

3. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов, первой необходимостью является Бог.

4. Существуют ступени качеств, следующие друг за другом, поэтому должна быть наивысшая ступень, и это снова Бог.

5. Все, даже то, что кажется случайным, направляется к некоей цели, имеет смысл, значит есть разумное существо, котор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.67.119 (0.093 с.)