Необходимость – случайность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость – случайность.



Обособленно стояли категории

общее – особенное – единичное.

2. Вселенная – этим термином обозначают весь необъятный мир, начиная с элементарных частиц и кончая галактиками. Вместо «Вселенной» в философии употребляются такие категории как бытие или мироздание.

Бытие – это философское понятие для обозначения того, что есть, что существует, на базе которого строится философская картина мира. Учение о бытии называют отнологией (ontos - сущее).

В древности: по версии Парменида, впервые сформировавшего представление о нем, бытие – это все то, что существует: «Есть только сущее, несущего нет совсем». Идеалист Платон разделял бытие на подлинное – мир идей и временное – и неподлинное – мир вещей.

Средние века: бытие - это сотворенный Богом мир.

Возрождение и Новое время: бытие – это природа + деятельность человека по ее преобразованию.

Вопрос о бытии логически распадается на 3 аспекта:

1-й: все, что окружает человека, и он сам – реально существует;

2-й: человек обязан считаться с этим;

3-й – главный: все, что существует, существует в единстве, несмотря на различия между людьми и вещами, природой и обществом

Для обозначения такой общей основы для всего существующего в философии существует категория субстанции.

Субстанция (от лат. substatia – то, что лежит в основе) - понятие, обозначающее первооснову всего существующего, через которое в философии выражают то, из чего состоит бытие. Ученые, принимающие за основу одну субстанцию, называют себя монистами. Наиболее распространенными видами монизма были материализм и идеализм. Итак, существует несколько направлений:

1) монистическое (от греч. mоnas – один): мир состоит только из одной субстанции, направление делится на

материалистое (в основе мироздания лежит материя, а нематериальные явление, такие как мышление,

 

сознание, вторичны по отношению к ней)

идеалистическое (они считают, что мир, прежде всего, состоит из духовного);

! В этом заключается основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны:

А. Что первично: материя, природа и мир или сознание, идея, мышление

Б. Может ли человек познать окружающий мир?

Материализм: А. Сознание и мышление, порожденные материей, являются вторичными,

Б. Ответ утвердительный (сенсуалисты признают чувственное познание, рационалисты

– с помощью разума)

Идеализм

объективный: природа и мир - порождение идеального, они сотворены Абсолютом, Богом; мир не познаваем, разум ограничен

субъективный: ничего не существует вне человеческого сознания, познание мира невозможно, т.к. его нет

 

2) дуализм (от лат. dualis – двойственный) – мир состоит из двух равноправных и независимых друг от друга субстанций

3) плюрализм – субстанций гораздо больше;

И еще есть 2 направления, утверждающих, что началом мира является Бог. Это

4) пантеизм – Бог создал все;

5) деизм Бог создал природу и мир, но больше не вмешивался в дела природы.

Пожалуй, лучше всего руководствоваться плюралистическими соображениями.

3. Материя – это то, из чего все состоит. Перефразируя Ленина, получаем определение:

Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Платон называл ее пассивной массой, которая приобретает какие-либо формы благодаря идее. Она обладает следующими свойствами:

а) объективность;

б) неисчерпаемость;

в) вечность и неуничтожимость;

г) способность к движению – переходить из одного состояния в другое, процессы, состояния и

формы всегда остаются незавершенными.

Диалектический материализм объясняет феномен бесконечного многообразия материи определенным свойством – движением. Движение – изменение вообще, как качественное, так и количественное. Решить вопрос о причинах самодвижения материи непросто. Материальные объекты существуют только потому, что находятся в постоянном взаимодействии. Покоя вообще нет, разве что в определенной системе координат. Например, книга, лежащая на столе, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но в состоянии движения вместе с Землей.

Выделяют несколько форм движения материи (по Энгельсу):

Ú механическое (перемещение в пространстве по определенной траектории, или как говорил Гегель, «смена места»),

Ú физическое (движение атомов, в котором не присутствует траектории, оно хаотично – свет, теплота),

Ú химическое (взаимодействия молекул, в результате которого получаются новые вещества),

Ú биологическое (существование и развитие живых организмов, по сути, движение белков),

Ú социальное (явления и процессы, протекающие в общественной жизни, наиболее сложным проявлением является мышление)

Материя обладает и такими неотъемлемыми свойствами как пространство и время. Если движение – это способ существования материи, то пространство и время – формы существования. Пространство и время – не пересекаются! То, что измеряется пространственными характеристиками, не может измерять временными (жизнь – временная категория, движение – пространственная).

Время – это величина, выражающая сменяемость вещей.

Свойства: а) одномерность (измеряется переменной t),

б) однородность,

в) необратимость,

г) единица измерения – секунда.

Из физических законов ко времени часто применяют теорию относительности. Время пересекается с социальной и биологической сферами. С философской точки зрения время – необъятная тема.

В каждом живом организме есть биологические часы: растения раскрываются в одно и тоже время, даже в темноте они будут делать то же самое. Совершив перелет в Америку, человек долгое время будет ложиться спать в 3 часа дня. Мотылек проживает свою жизнь за 1 день, черепаха за 100 лет. Различают психологическое измерение времени: последний урок в пятницу тянется медленно, иногда время летит. В средние века времени было много, оно отмечалось ударом колокола, с изобретением часов люди стали жить в другом времени. Его постоянно не хватает, мы стали «занимать» его у будущего (отдохну, когда освобожусь…). Сейчас время дробят на доли секунды. Если бы не было географических поясов, нашему взору предстала бы кошмарная картина – все в одно время встают, в одно время идут на работу… Сто лет назад путешествие в Америку заняло бы несколько недель, сейчас можно долететь за 8-10 часов.

Быстро меняется мода, стили в архитектуре, философские системы. Есть даже данные, что музыканты играют классические произведения немного быстрее, чем в XIX веке.

Пространство – это понятие, выражающее сосуществование вещей.

Свойства: а) трехмерность (измеряется тремя переменными – x,y,z),

б) однородность,

в) единица измерения в системе СИ - метр.

Кажется, что пространство – это пустота, а время – безостановочный и бестолковый процесс, на самом деле это не так. Пустоты как физической реальности не существует, а есть вакуум, и эту физическую реальность можно изучать. В физике существует теория относительности, применимая к пространству, в физике элементарных частиц выдвигается версия о 9-мерности пространства.

Пространство также многообразно, как и время. Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: близко растущие друг к другу деревья скручиваются и погибают. Для человека совместимость у членов экипажа самолета, подводных Людок, космических кораблей – проблема психологического пространства. Физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения, все космические тела – шары. У оседлых народов пространство более замкнуто, у кочевых – это путь подвигов.

4. В русском языке «при-рода» - это то, что находится при роде человеческом. Природа в философии – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

В философии природа – это окружающий нас мир, взятый в единстве и многообразии. Природа и материя близки по смыслу (также состоит из живой и неживой), рядом с понятием «природа» – биосфера (земная оболочка, населенная живыми организмами).

Древность: природа по своей силе превосходит человека и является совершенством; в ведической легенде, в зороастризме земля – оживленное существо, которое уже «сбросило» несколько цивилизаций, и последние изменения в природе, например, грядущая переполюсовка – сигнал человечеству;

Средневековье:природа выше человека (он пал в результате грехов), но еще выше Бог; человек может подняться, ведя праведный образ жизни, хороший способ победить природу - умерщвлять плоть;

Возрождение: природа не противопоставляется Богу, у Дж. Бруно природа и есть Бог;

Новое время: природа становится объектом изучения и преобразования, с каждым десятилетием

вмешательство усиливается;

Середина ХХ в: происходит переосмысление отношения к природе, концепция ноосферы (авторы Шарден и Ле-Руа) – это область господства разума, эти идеи легли в основу экологии.

Целостная система образов, характеризующая устройство мироздание, называется картиной мира. Научная картина такова:

Вселенная возникла в результате грандиозного взрыва, который так и назвали «большой взрыв», это произошло 13-15 млрд лет назад. Тогда вакуум оказался в неустойчивом состоянии, и произошел Большой взрыв, вакуум разогрелся до 1019 градусов Кельвина. До взрыва был невероятно маленький горячий шарик. Взрыв был такой мощности, что вещество разлетается до сих пор в разные стороны. Так возникли все силы, действующие во Вселенной, и начали действовать современные законы физики. Первыми образовались химические элементы, затем звезды, планеты и галактики - из гелия и водорода. Это произошло примерно через миллиард лет. Далее по мере остывания возникали первые формы жизни. Что касается строения, то:

- Вселенная не имеет центра,

- между телами существует притяжение,

- Вселенная постоянно расширяется (в 1960-х открыто «красное смещение», расстояние между галактиками увеличивается, они отдаляются от нас почти со скоростью света).

В живой и неживой природе выделяют несколько уровней.

В неживой природе: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, тела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам изучения)

В живой природе: доклеточный уровень (ДНК, РНК), клетка, одноклеточные, многоклеточные, виды, популяции, биоценозы (все живое на данном участке суши или водоема)

Из этой теории вытекает 2 следствия: или через 10100 Вселенная рассыплется на элементарные частицы, или, когда выгорит водород в звездах, Вселенная начнет сжиматься, и звезды будут к нам приближаться. В любом случае через 2 млрд лет Солнце сожжет весь водород, Земля превратится в ледяную глыбу, и жизнь станет невозможна. Человеку останется один выход – стать искусственным, значит бессмертным. Философы говорят, что в этом случае не нужно будет иметь детей, жениться, любить. Искусство, таким образом, тоже исчезнет. Останется только умножать свом знания и нести его во все уголки Вселенной. Можно, конечно, надеяться, что картина мира, предложенная в ХХ веке, не оправдается.

Пока считается, что мы одиноки мы во Вселенной. Может быть, нас от других цивилизаций отделают громадные расстояния? Наука говорит о том, что шансов на их обнаружение мало. Юнг говорил, что НЛО – продукт коллективного мышления, надежда на могучую цивилизации

Человек вышел из природы и всю жизнь остается в ней. Гете: «Все люди находятся внутри нее, а она в каждом из нас». На первом месте у человека экономика и политика, но он забывает, чем он обязан природе:

1) ученые доказали, что если бы физические постоянные (гравитационная - g, скорость света - c, постоянная Планка и т.д.) были другими, то человек не мог бы существовать;

2) природой продуманы способы размножения;

3) природа является источником всех потребительских благ: энергии, света, пищи, одежды, жилья;

4) источником физического здоровья (солнце, лесной воздух, вода);

5) природа является предметом эстетического наслаждения, вдохновения художников, поэтов.

 

10. Диалектика. Законы диалектики. Детерминизм и метафизика.

1. Диалектика: понятие, структура

2. Законы и закономерности

3. Детерминизм и индетерминизм

4. Метафизика

Диалектика (от греч. dialextice - вести беседу, спор) – это философское учение о всеобщих связях и развитии всего сущего. Вместе с тем это и универсальный способ мышления, основанный на этом учении, при котором окружающий мир воспринимается как единое и динамичное целое. Диалектика является значительным пластом истории философской мысли. В истории философии сложились три диалектики:

а) античная (Гераклит, Платон, Аристотель - наивная, опиралась на житейский опыт, Сократ понимал диалектику как способ сочетании противоположных мнений и поиск истины);

б) немецкая классическая (Кант, Фихте, Шеллинг и особенно Гегель, на идеалистической основе);

в) материалистическая (Маркса и Энгельса)

Кроме того, диалектику делят на объективную (изучает развитие реального мира – природы, общества) и субъективную (изменение понятий, законов мышления, т.е. того, что происходит в головах людей). Представители материалистической диалектики идею развития применили к истории и социальным отношениям.

К числу наиболее важных вопросов диалектики относят такие как «Что такое развитие?», «Почему оно происходит?», «Куда направлено?», «Как оно протекает?».

Элементами диалектики являются категории, принципы и законы. Главные категории диалектики:

Противоположность. Противоположности - этотакие стороны, которые одновременно

а) неразрывно связаны, б) взаимоисключают друг друга, в) взаимопроникают и при определенных условиях переходят друг в друга (теория и практика, положительное и отрицательное)

Противоречие - это явление, возникающее, когда наблюдается единство или тождество противоположностей.

Развитие -появление новых качеств, может быть в лучшую сторону, и в худшую (пример: старение)

Прогресс - обязательное изменение в лучшую сторону

Взаимодействие -понятие для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов

Свойство -характеристика предмета, которая проявляется в его отношениях с другими предметами

Качество -единство свойств предмета

Количество -это степень развития свойств предмета, проявляющихся в весе, росте, длине и т.д.

Мера -это интервал, в течение которого сохраняется наилучшее соотношение качества и количества

Скачок -процесс перехода в принципиально новое состояние или качество

Отрицание выражает а) процесс уничтожения (прекращение существования) предмета в результате действия каких-либо факторов, б) самоотрицание, при котором остается положительное содержания отрицаемого

В современной диалектике выделяют следующие принципы.

1) Принцип развития – все находится в постоянном движении и развитии. Следует различать развитие и прогресс.

2) Принцип всеобщей связи – все процессы находятся во взаимоотношении;

3) Принцип историзма – любые процессы проходят через основные этапы своего развития, в этом смысле небезынтересно взглянуть на следующую страницу России – страну ждет участь колонии (разрушена промышленность, не финансируются науки и образование, готовится переход к обязательному 10-летнему образованию, в то время как в ЮАР всеобщее и бесплатное среднее образование);

4) Принцип причинности – появление новых качеств всегда имеет причину;

5) Принцип системности – все находится в рамках целостной системы, свойства целого зависят от свойств элементов и наоборот

6) Принцип объективности

2. Закон – это связь между явлениями, которая является объективной, необходимой, устойчивой и повторяющейся. Закон не является чем-то неизменным: с развитием практики одни законы опровергаются и сходят со сцены, другие появляются. Каждый закон имеет границы своего действия. Различают много типов законов, например, эмпирические и теоретические, общие и частные, естественно-научные и социальные, но особого внимания требует пара динамические и статистические законы и закономерности. Динамические – отражают объективные связи изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от случайных факторов (законы динамики). Статистические – отражают связи, при которых результат предсказывается в большой вероятностью (законы квантовой механики, социологии).

I закон – Закон единства и взаимоисключения противоположностей.

Всем объектам и процессам присущи противоречивые стороны. Когда противоположности находятся в единстве, объекты разрушаются. Примеры: в математике «+» и «–», в физике – отрицательный и положительный заряды, в общественной жизни – взаимоотношения сословий и классов. С философской точки зрения – смерть клеток нашего организма – это рождение новых, или два противоположных процесса – торможение и возбуждение нервной системы, они не напрасно соединены в человеке, ведь если бы люди всегда возбужденно реагировали на все происходящее, нервная система не выдержала бы этого. Противоположность существует, пока существует ее противоположность!

II закон – Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

Мелкие, вначале незаметные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то стадии разрушают предмет и вызывают коренные качественные изменения. Примеры: чем больше читаешь, тем умнее становишься. И, наоборот, от изменения качества может зависеть количество: морозостойкие или засухостойкие растения дают больший урожай. В рамках второго закона нужно охарактеризовать такое явление как скачок - это переход от одного качества к другому, скачки бывают быстрые и медленные – в первом случае это эволюция, во втором – революция.

III закон – закон отрицания отрицания

Сначала исходное явление превращается в свою противоположность (зерно в стебель) и опять происходит возврат к исходному явлению. Мысль → сомнение (отрицание) → новая более совершенная мысль. Процесс непрерывен: новое становится старым, требуется вновь новое и т.д. В математике нагляднее всего - минус перед скобкой, значение которой составляет отрицательное число, дает в итоге положительное число. Развитие – ни в коем случае не прямая, а спираль. Действие закона обнаруживается не в конкретный момент, а лишь в целостном завершенном процессе.

Диалектика как способ описания мира далеко не всесильна. Мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие процессы не вписываются в рамки диалектики. Диалектику нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Однако она должна быть сохранена как важный элемент философской культуры человечества.

3. Детерминизм (от лат. determine – определяю) - система взглядов, которая базируется на признании всеобщей причинной связи явлений окружающего мира. Детерминисты верят в причинную обусловленность всех явлений. Индетерминисты отвергают всеобщий характер взаимосвязи явлений, по их мнению, некоторые явления и события, акты человеческого поведения не имеют причины. В современном мире индетерминизм все более завоевывает позиции. Это происходит потому, что усиливается роль человека на процессы, происходящие в мире. Итак, детерминизм изучает

причинную детерминацию, в этом случае устанавливается характер причины (внешний – извне, или внутренний),

непричинную обусловленность.

При отсутствии причинно-следственной связи могут быть другие варианты связи:

1. Явления зависят друг от друга, сосуществуют во времени, но не порождают одна другую

2. Разные состояния одного и того же объекта, между которыми нет связи

3. Вероятностные связи, похожие на причинно-следственные, но не доказанные, а зафиксированные статистически

4. Связи могут быть системными, симметричными

5. Отношения между парными категориями диалектики (кроме категорий причины и следствия)

4. Метафизика (буквально: то, что следует после физики) – это метод познания, противоположный диалектике, по определению Гегеля «антидиалектика». Зародилась в Древней Греции: Парменид полагал, что бытие – это неподвижный шар. В Средневековье метафизическими были догмы христианства, мир рассматривался как нечто завершенное и незыблемое. Расцвет пришелся на XVII-XVIII вв., когда вещи рассматривались по частям, а не как единое целое. Для старой метафизики, распространенной в XVII-XIX вв., характерны следующие признаки:

Ú изучение объекта как простой суммы частей, без учета сложной взаимосвязи;

Ú одностороннее восприятие объекта, преувеличение или уменьшение той или иной стороны (например, преувеличение роли личности в истории);

Ú убеждение в окончательной завершенности все процессов, развитие воспринималось как увеличение без изменения качественных характеристик, или, в лучшем случае как движение по кругу;

Ú отрицание внутреннего развития

Новая метафизика (ХХ в) не повторяет ошибок старой, но занимается в основном разработкой вариантов развития без научного обоснования. Наиболее распространенные проявления метафизики:

Догматизм (застывший тип мышления, противящийся новизне и реформам)

Релятивизм (акцентирует внимание на изменчивости – в одну и ту же реку нельзя войти дважды)

Софистика (сознательное применение неправильных, произвольных суждений, словесных уловок и ухищрений)

Эклектика (соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, возникает на почве стремления охватить все стороны предмета, подойти к наиболее полному знанию).

Метафизика вполне может быть применима на житейском уровне. Метафизический тип мышления совершенно естественен для большинства людей.

 

11. Человек в философии

1. Тайны нашего происхождения

2. Отражение темы человека в истории философии

3. Природа и сущность человека

4. Человек – индивид – личность. Становление личности

И. Гердер: Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать

человека своей центральной проблемой

Возникновение человека – чудо не разъяснимое никакими научными теориями, т.к. прежде должна была возникнуть жизнь на Земле, что является не меньшим чудом. Для этого должны были совпасть десятки факторов: чтобы наша солнечная система находилась на краю Галактики, чтобы расстояние от Земли до Солнца было оптимальным (на Венере жарко, на Марсе холодно), чтобы объем планеты был оптимальным (малые не удерживают атмосферы, на больших она жидкая и довитая).

Во Вселенной нет никакого однонаправлено действия в сторону усложнения, скорее наоборот – Вселенная проходит путь от простого хаоса к более сложному. То, что возник, человек было совершенной случайностью. Природа пробовала десятки вариантов: неандертальцы, синантропы, родезийский человек. Около 35 тысяч лет назад неандертальцы исчезают, и их место занимают кроманьонцы – у кроманьонца оказался больше мозг и быстрее реакция. Открытия последних лет, увеличивающий возраст древнейших стоянок, делает невозможным точный ответ на вопрос, когда же именно возник человек.

Человек не рождается готовым к жизни, как, например, как жеребенок, Для того, чтобы он мог самостоятельно передвигаться и питаться, он должен был находиться в утробе матери 21 месяц, значит, мы как бы рождаемся недоношенными. Поэтому человек – существо уникальное, никакое другое не позволяет такой роскоши – до 15 лет обучать и кормить собственное дитя. Зато такая неприспособленность обернулась необычным преимуществом для человека – в нем почти нет ничего заложенного при рождении. Он как чистый лист, в отличие от животных, «запрограммированных» природой. Из человека можно вылепить кого угодно! Вырастет среди волков – будет как волк, среди обезьян – будет обезьяной, правда, тот, кто вырос среди животных, не способен по возвращению к людям стать человеком.

Много лет в науке царила точка зрения о том, что труд создал человека. Однако выясняется, что в плане трудовых навыков многие животные преуспели гораздо больше – оказались искусственными строителями. Это доказывают плотины бобров, геометрические формы пчелиных сот. Вьюрок на Галапагосских о-вах достает из щелей насекомых с помощью кактусовой колючки или веточки, которую держит в клюве. Морские каланы, чтобы полакомиться моллюском, ложатся на спину, кладут камень на грудь и разбивают об него раковину.

Человек обязан своим статусом большой умственной энергии, которая реализовывалась не только в поиске пищи и размножении, но и при производстве странных вещей – наскальных рисунков, тотемных столбов, жертвенных камней – то есть в процессе культурной работы. Если бы животные могли думать, они сочли бы людей сумасшедшими в тот момент, когда увидели, как человек молится возле тотемного столба перед началом охоты. Особое значение имело появления языка, при помощи которого расширилась культурная работа. Любая деятельность человека была направлена не только на то, чтобы добыть пищу, но и на укрощение самого себя: контроль над своей психикой и поведением – вот, что сделало человека человеком. И пока он не сделал себя самого, он мало что мог изменить в окружающем мире. Русский философ Лев Шестов (1866-1938) не захотел принимать на веру учение Дарвина и в результате рассуждений пришел к выводу, о том, что одни люди произошли от согрешившего Адама, они мучаются грехом далекого предка, терзаются и мечтают о несбыточном, а другие – от несогрешившей обезьяны, их жизнь более спокойна.

Теория эволюции, по мнению современных философов, неубедительно объясняет происхождение человека, это все равно, что доказывать, что круг постепенно развился от точки, а машина – из гайки. Человек не может развиться из того, что ему чуждо. Задумаемся над тем, что такое и кто такой младенец. Это не просто человек. Он святой – все им умиляются, еще Гете писал: «Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без переполненного сердца». Дом мрачен и темен, если не освящается детьми. Но, взрослея, человек много теряет – «темнеет», как писал Розанов. У ребенка столь много задатков и талантов, что, становясь взрослым, которому с трудом дается изучение языка, он задумывается «А был ли тот мальчик (девочка), который когда-то был почти гением?»

Эти парадоксы привели к тому, что все больше внимания уделяется версиям, долгое время считавшимся вненаучными. Одна из них – привнесение разума в других планет. Первые люди могли быть переселенцами-экспериментаторами, которые со временем превратились в кроманьонцев. Возможно, за экспериментом по сей день наблюдают из космоса. Другая версия опирается на эзотерические представление и гласит о том, что космический Абсолют создал человечество с огромными духовными способностями: люди даже общались телепатически. Этот мир не знал зла и несправедливости – эдакий «золотой век». Современный человек же является результатом деградации

Ницше тоже считал, что теория Дарвина не подтверждается. Естественный отбор способствует выживанию не самых лучших особей, так что никакого прогресса не происходит, ведь все яркое, талантливое вызывает зависть и погибает. Смелые люди не боятся рисковать, бросить вызов судьбе и потому чаще всего рано сходят со сцены. Настоящим человеком может стать лишь тот, кто оценивает себя критически с одной стороны – «Я неудавшееся творение природы», и с другой осознает свой потенциал «Я - величайшее намерение художницы по имени Природа, ей не все удалось, но я буду стараться подняться на достойный уровень»

2. В отличие от анатомии и психологии философская антропология изучает человека как цельное существо. В философии человек - это понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Тема человека звучит во всех философских школах и направлениях.

Древность. Сократ призывал к самопознанию, Диоген - к аскетизму, Эпикур рассуждал над проблемами свободы и счастья. Все античные философы считали человека двойственным существом, состоящим из души и тела.

Средневековье. До утверждения христианства Августин полагал, что человек – великая тайна, он сам не знает, кто он и чего больше в нем – божественного или дьявольского. С утверждением христианства считалось, что человек больше не должен задаваться подобными вопросами. Он творение Божье, ему предписывается смирение и покорность. Уже неактуально разделение на душу и тело, в природу человека добавляется третья ипостась – дух.

Возрождение. Согласно идеям гуманизма и антропоцентризма, «человек – творец своей судьбы». Новая философия разрушила прежний «дом» человека – он становится бездомным в огромной Вселенной, и начинается поиск смысла существования. Кто-то ищет поддержку и опору в Боге, кто-то в себе самом. Лютер: «Бог существует потому, что человеку плохо без него. Во что веришь, то и имеешь».

Новое время. Люди созданы, чтобы преобразовывать мир с помощью знаний и разума. Декарт продолжил поиск места человека во Вселенной: человек – это космос в миниатюре, познай самого себя, и познаешь Вселенную. Кант превыше всего ставил познание.

Новейшее время. Огромный интерес к человеку (Фрейд, Ницше, феноменология, экзистенциализм). Внимание уделяется проблемам добра, любви, красоты, ума, совести. Многие считают их сверхъестественными, т.к. они не имеют естественных причин. Нельзя спросить человека, почему он сделал добро, если есть причина, то пропадает смысл доброго поступка (Я спас человека, чтобы он мне заплатил»). Нельзя спросить, почему человек любит (Потому что она красивая? Но ведь есть тысячи более красивых)

Каково же место человека в мире? Для античного мира характерен ответ в духе космоцентризма, где Космос – это живой порядок, а человек - маленькая частица его. Для Средневековья - теоцентричный ответ. От эпохи Возрождения и по сей день господствует антропоцентризм, в котором кроются и негативные моменты: мы живем, толком ничего не зная о мире, кроме самих себя, и на мир смотрим через призму своих интересов. В качестве самостоятельного раздела философская антропология сформировалась в XVIII в.

3. Человек – загадка для самого себя, его природа очень противоречива. Маркс определял человека как животное, производящее орудия труда, Ницше – как животное, умеющее обещать и т.д. Видимо, человека однозначно определить нельзя. По мнению Губина, лучше всего характеризуют человека качества, несущие в себе отрицание:

Несводимость: человек не сводим ни к климату, ни к характеру пищи, ни к профессии, ни к психическим особенностям; ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими, они застыли в природной форме и всегда делают одно и то же. Человек же стремится к исключительности – больше знать уметь;

Непредопределенность: жизнь - такой водоворот случайностей, предугадать который невозможно: не пошли однажды на лекцию по философии, не услышали интересные вещи и не приняли решение стать ученым. Чтобы свести к минимуму случайности, старайтесь не иметь «хвостов»: богатство – это хвост, только и думаешь, как его сохранить и увеличить, высокий пост – тоже, чем он выше, тем дольше падать, масса людей ждет твоего падения, глупость – тоже хвост, всегда заводит впросак

Неповторимость: если все будут повторять чужие мысли и дела, не тратя собственного сердца, не пытаясь творить мир, то он рухнет;

Невыразимость – мы знаем на биологическом уровне как зарождается жизнь, как устроена клетка и мн. др., знаем, как работает мозг, с какой скоростью идут электромеханические импульсы, но не знаем, как в голову приходит мысль. Самое главное всегда остается невыразимым: «Всегда есть нечто, что что не захочет выйти из-под вашего черепа и останется при вас навеки; с тем вы и умрете, не передав никому, может быть, главного», - писал Достоевский;

незаменимость – человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в этот мир, а если нет, во Вселенной будет дыра, заполненная вашими усилиями; если вы не нашли своего места, значит вы занимаете чужое. По Ницше наша цивилизация построена на песке, и если она не будет воссоздаваться усилиями каждого человека, все рухнет.

Человек это часть природы, живое телесное существо, обладающее рядов видо-родовых признаков. С точки зрения биологии человек характеризуют следующие признаки: внутриутробное развитее, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных качеств, расовая принадлежность

Человек уникален: с одной стороны, он венец природы и обладает уникальными способностями, с другой, все люди разные: особенности психики передаются по наследству, детство и Воспитание, страхи и неудачи накладывают отпечаток, и даже один и тот же человек в разных ситуациях ведет себя по-разному, т.к. исполняет разные статусные роли

Человек универсален: ему не чужды ни грубые инстинкты, ни возвышенные чувства, в нем сходится физическое, телесное начало, подчиненное законам биологии: им владеют инстинкты страсти, страх и гнев. Иногда он подчинен своему прошлому и живет так, как привык. Иногда сознание и разум идут вразрез биологическим потребностям, и он поступает нравственно, игнорируя свое прошлое. «Во всех стихиях человек – палач, предатель или узник» (Пушкин)

Человек – существо социальное: живет с себе подобными, в этом и заключается смысл его жизни. Когда мы знакомимся с человеком, нас зачастую интересует роль, которую он занимает в обществе.

Именно эти противоречия заставляют философов искать сущность человека. Существуют 3 главные версии:

Версия 1. В основе человека – духовность. Так считают в религиозных учениях, эзотерические учения убеждены в том, что сущность – духовная монада – сменяет разные тела.

Версия 2. Сущность человека – разум. Разум – самостоятельная субстанция, отличает человека от царства животных. Разум – залог грядущего прогресса и счастья человека.

Версия 3. Сущность – социокультурная, выраженная в деятельности. По словам Маркса, трудом человек преображает окружающий мир и творит «по меркам любого вида, в том числе, по законам красоты».

4. Человек – представитель вида Homo Sapiens, обладающий важнейшими характеристиками – разумность и способность к активному преобразованию окружающей среды. Это понятие биологическое.

Индивид – отдельный человек, обладающий неповторимыми чертами и качествами.

Личность - это конкретный человек, который является представителем социальной группы, осознающий свое отношение к окружающим и наделенный индивидуальными особенностями. В центре внимания социальные качества. Личность в русском языке происходит от слова «лик» - изображение лица на иконе, в европейских языках – от слова «персона» - маска актера в театре. Английский поэт XVIII У.Вордсворт говорил так: «Ребенок – отец мужчины» (человек делается личностью в заботе о других»)

Личность изучают в педагогике, психологии, культурологии. Еврейский философ Мартин Бубер (1878-1965)сопоставляя понятия, пришел к выводу:личность видит самое себя, индивидуальность занята свом «Я», для личности характерно «Я есть», для индивидуальности «Я такова».

Как соотносится биологическое и социальное?

I подход (Фрейда): главное в человеке – его природные качества и поэтому культура и общество – его враги и угнетатели, подавляющие естественное в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.104.49 (0.128 с.)