Философия – не бесплодное умствование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия – не бесплодное умствование



Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Существует ли мир вечно или он был сотворен Богом? Какое место в нашей жизни занимают закономерности, а какое случайности? Человек смертен или нет? Каковы границы познания человека? Как отличить истину от заблуждения? Что такое совесть, долг, справедливость? Есть ли четкие границы между добром и злом? Откуда берется зло?

Эти и другие проблемы обсуждаются в современной философии. Каждый человек в жизни философствует, хочет он того или не хочет, хороший он философ или нет, философствует, когда выбирает правильное решение, собирается что-либо сделать. Шукшинское «Что с нами происходит?», извечное российское «Что делать?», Шекспировское «Быть или не быть?» относится к сфере философии, т.к. только здесь можно найти наиболее полные ответы на эти вопросы.

Понятие Ф. ввел Пифагор, дословно переводится «любовь к мудрости». Философия зародилась в Древней Греции в обществе рабовладельческой демократии около 2,5 тысяч лет назад. К этому времени общество достаточно размежевалось, часть господствующего класса полностью освободила себя от материальных забот, монополизировала умственный труд и превратила его в самоцель. Ее возникновение было восстанием человеческой мысли против мифологического способа объяснения действительности. Люди объясняли землю как плоскость, которая держится на трех китах, запреты и несчастья были следствием смертного греха прародителей, которые поддались змию-искусителю. Любая религия – по сути, тот же миф, только в ней разводятся земное и послеземное существование.

Возникновение Ф.- величайшая загадка культуры. Она возникает тогда, когда объем накопившихся знаний уже не вмещался в оболочку из мифов. Таким образом, у истоков философии лежит сомнение. Первые философы догадались, что за наблюдаемыми явлениями скрывается невидимая сущность, а у многообразных вещей из окружающего мира есть общая первооснова, из которой все и образуется. Ведь до них люди считали, что все вещи подобны человеку, ими управляют сидящие в них духовные силы. Мифология подготовила хорошую почву для появления философии.

«Двигателями» Ф. были

ü разделение труда (имеется ввиду на физический и умственный),

ü мифология и религия как теоретическая основа философии,

ü любопытство человека, его разнообразные интересы,

ü письменность как возможность передавать накопившиеся знания,

ü необходимость систематизировать накопленные знания, что связано с развитием производства

Итак, мы видим, что философия вырастает из забот и тревог человека. Филлсофия начиналась с логики (учения о мышлении), далее следует физика (учение о природе), потом этика (учение о пути человека к правильной жизни). Постепенно логика расширяется и перерастает в теорию познания – гносеологию, то, что именовалось физикой, преобразовалось в онтологию. Эти разделы составляют ядро философии. Сегодня наиболее популярным направлением является социальное.

Философия возникла как стратегия свободной человеческой деятельности. Ни первые мыслители, ни более поздние деятели никогда не воспринимали философию как собрание застывших, раз и навсегда данных истин, все они понимали ее как стремление к истине. Платон говорил, что философ всегда будет занимать срединное положение между знанием и незнанием, и стремиться восходить от незнания к знанию, или от менее совершенного знания к более совершенному. Все время философия учит тому, что отдельный человек и человечество в целом должны сами выбирать свой путь, полагаясь на собственный разум.За эти годы возникло несколько философских школ и направлений.

Сегодня философия объединяет научные знания по всем отраслям и сферам жизнедеятельности. Она обладает и своеобразными признаками. Своеобразие заключается в следующем:

v абстрактность (как впрочем, и математика, строится на вычленении из реальности нужных отношений и признаков),

v единственная наука, показывающая как изучается реальная действительность,

v дает ответ на важные смысложизненные вопросы,

v на первом месте находится ценностный аспект, каждым вопросом философия стремится к лучшему: Что истинно, а что нет? Что хорошо, а что дурно? В чем цель и смысл жизни?

Философия – это поиск и нахождение человеком ответов на насущные вопросы

своего бытия.

Разум, способность мыслить – самый главный дар человеку. Благодаря ему человек всегда пытается познать то, чего еще не знает, даже если это невозможно. Кант считал, что математика, естествознание, право, искусство, даже мораль не заполняют жизнь человека целиком. В ней остается место, которое намечено для «чистого разума» – т.е. для философствования.

Но философия бывает и вредна, т.к. играет роль возмутителя спокойствия. Так в 1849 г. указом Николая I в России были закрыты философские факультеты и кафедры. «Я всех философов в чахотку вгоню». Государь правильно рассудил: философия – та наука, которая учит сомневаться, не принимать ничего на веру, искать лучшее, разумное, не доверять государству и обещаниям политиков. Именно этим объясняется тот факт, что у большинства философов трагическая судьба. Власти не жалуют тех, кто критикует существующий порядок вещей.

Тем, кто в философии ищет ответ на практические вопросы, она не может гарантированно помочь. Философия не поможет вам разрешить вопросы такого характера: как устроиться в жизни, как заработать как можно больше денег, как содействовать экономическому подъему страны, как сделать всех граждан законопослушными. Но она может помочь человеку, чтобы он не прожил никчемную и бездарную жизнь. Материальное благополучие, образование, политический режим в твоей стране – все это никак не определяет его жизнь окончательно. Он может вырасти негодяем или чувствовать себя несчастным при любых благоприятных условиях.

Многие авторитетные мыслители, например Эпикур, считали, что философию можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и труда, ведь изучение философию – не значит ознакомление со стандартным набором знаний. Суть ее заключается в том, чтобы помочь человеку самому думать и решать главные вопросы своей жизни. В.Д. Губин: «Познай самого себя – главный приз философии».

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая. Знания могут устаревать, а мудрость, умение видеть мир, каким не видит его никто, способность задумываться над смыслом своей жизни, над смыслом истории в целом – эти навыки и умения не могут устареть. Если физики или математика изучаются во всех странах почти по одной схеме, то философия зависит от того, как тот или иной народ ощущает мир.

 

2. Первая функция – научная.

Во-первых, она обладает всеми признаками науки: объект, предмет исследования, цели, задачи, функции, методы.

Во-вторых, ее главная цель – достижение истины.

В-третьих, философия направляет другие науки, причем оптимальным путем, и помогает преодолеть трудности своего развития. В любом мыслительном процессе присутствуют понятия философии. Союз отдельных наук и философии вечен. Специалисты, серьезно занимающиеся наукой, не только видят это тесную взаимосвязь, но и пользуются ею. У Ф.Бэкона Ф. – это фонарь, без которого невозможно найти выход из лабиринта.

В-четвертых, до XV в. считали универсальной наукой, остальные более молодые науки были ее частями. Философия и наука в древности не различались. Древние философы были вместе с тем и учеными. Первыми самостоятельными науками были математика и физика. Ньютон, заложивший основы физики, счел необходимым назвать свой труд «Математические начала натуральной философии». Кстати, во многих западных странах в дипломе физика или биолога пишется «бакалавр философии». На границе Ф. и физики находится теория относительности, пространства, времени, принципы систематичности и доказательности. И по сей день философия обобщает достижения других наук, стили мышления, изучает религиозную, научную картину мира. Философский интерес движет вперед науку, хотя сами ученые могут в этом не признаваться. Однако следует сказать, что философия является носителем тайны!

ü Тайна – то, что нельзя узнать, а нужно прожить, например, любовь, счастье, смерть. Мы знаем, как функционирует мозг, но не знаем, как в нашу приходит мысль, если бы люди знали это, все были бы гениями.

2-я функция – этико-эстетическая. Ф. – важнейшая составляющая культуры. Ф. стремится к возвышенному, имеет дело не только с понятиями, но и с ценностями, на основе которых оцениваются поступки человека. Ни один человек не живет постоянно по законам совести, но философия заставляет его задумываться о нравственности, об оценке своих поступков. Таким образом, Ф. нужна для обеспечения лучшего состояния общества, она призывает к добру, справедливости, благородству, красоте, истине. В.Д. Губин: «До тех пор, пока хотя бы один человек обладает совестью, мир не умрет. Изучая философию, мы пытаемся спасти наше будущее». Она делает человечество не только более духовным, но и более разумным, наполняя его высшим смыслом. Шопенгауэр и вовсе считал, что философия – нечто среднее между искусством и наукой. Однако Ф. не может обходиться без идеологии, и в это есть свои «плюсы» и «минусы». «Минус» – в том, что она может попасть в зависимость от идеологии, ведь Ф. - одна из наиболее подвижных наук, «плюс» – в том, что без идеологии человек теряет всякие ориентиры. Итак, данную функцию можно было бы назвать воспитательной. Неслучайно ХХ Всемирный философский конгресс 1998 г. был посвящен проблеме «Философия в воспитании человечества».

3-я функция – практическая. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования были бы однажды разрешены раз и навсегда. Философские знания не являются отвлеченными от жизни. Ответы на все насущные вопросы, ценности и ориентиры прежде были разработаны философами (например, идеалы чести, свободы, здравый смысл, принципы воспитания, экологическая бдительность). В жизни человек не раз пользуется философскими рекомендациями. Ф. призывает обдумывать свои поступки наперед. Человек не обязан быть профессиональным философом. Но он обязан быть умным. Это значит уметь правильно распоряжаться своей судьбой, предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и любить жизнь.

К французскому философу Жан-Полю Сартру пришел ученик за советом. Ему хотелось стать участником «Сражающейся Франции», но его беспокоила судьба матери, переживающей смерть старшего сына. «Что делать?» - вопрошал юноша. Сартр был по-философски суров: «Ты свободен выбирать сам».

К тому же, каждый руководитель обязан иметь хотя бы минимальный уровень философской подготовки, это поможет ему принимать более оптимальные решения.

4-я функция – мировоззренческая. Ф. образует основу научной картины мира, придает «всем другим наукам систематическое единство» (Кант). При этом каждая наука вносит вой посильный вклад в создание этой картины. (Разумеется, Ф. способствует и формированию необходимых ценностных ориентаций)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.014 с.)