Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. История мировой философии

Поиск

Основы философии

Электронный конспект лекций

для студентов

Раздел 1. Философия как наука и учебная дисциплина

Предмет, функции, становление философии. Ее роль в жизни человека и в культуре

Раздел 2. История мировой философии

Античная философия

Особенности развития европейской философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика

Основные направления Возрожденческой философии

Развитие европейской философии в Новое время. Рационализм и эмпиризм

Главные философские школы Западной Европы в ХХ веке. Рационализм и иррационализм

Русская философская традиция и ее особенности

Восточная философия и ее основные направления

 

Раздел 3. Основы общей философии

Основы философствования. Структура философии. Учение о бытии. Современные онтологические представления

Диалектика. Законы диалектики. Детерминизм и метафизика.

 

Раздел 4. Философская антропология

Человек в философии

Смысл человеческого бытия

Аксиология – философское учение о ценностях

Человек и его сознание. Мышление

 

Раздел 5. Теория познания. Наука, техника и философия

Познание. Гносеология. Истина.

Философия науки. Общие сведения о методологии. Философия техники

 

Раздел 6. Философия, общество и духовная культура

Философское понимание общества. Личность и общество. Этика и биоэтика

Философия и религия

Философия истории. Концепции исторического развития. Глобальные проблемы человечества

Философия культуры. Философские проблемы образования.

 

1. Предмет, функции, становление философии. Ее роль в жизни человека и в культуре

Что такое философия.

Функции философии.

Разум, способность мыслить – самый главный дар человеку. Благодаря ему человек всегда пытается познать то, чего еще не знает, даже если это невозможно. Кант считал, что математика, естествознание, право, искусство, даже мораль не заполняют жизнь человека целиком. В ней остается место, которое намечено для «чистого разума» – т.е. для философствования.

Но философия бывает и вредна, т.к. играет роль возмутителя спокойствия. Так в 1849 г. указом Николая I в России были закрыты философские факультеты и кафедры. «Я всех философов в чахотку вгоню». Государь правильно рассудил: философия – та наука, которая учит сомневаться, не принимать ничего на веру, искать лучшее, разумное, не доверять государству и обещаниям политиков. Именно этим объясняется тот факт, что у большинства философов трагическая судьба. Власти не жалуют тех, кто критикует существующий порядок вещей.

Тем, кто в философии ищет ответ на практические вопросы, она не может гарантированно помочь. Философия не поможет вам разрешить вопросы такого характера: как устроиться в жизни, как заработать как можно больше денег, как содействовать экономическому подъему страны, как сделать всех граждан законопослушными. Но она может помочь человеку, чтобы он не прожил никчемную и бездарную жизнь. Материальное благополучие, образование, политический режим в твоей стране – все это никак не определяет его жизнь окончательно. Он может вырасти негодяем или чувствовать себя несчастным при любых благоприятных условиях.

Многие авторитетные мыслители, например Эпикур, считали, что философию можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного ума и труда, ведь изучение философию – не значит ознакомление со стандартным набором знаний. Суть ее заключается в том, чтобы помочь человеку самому думать и решать главные вопросы своей жизни. В.Д. Губин: «Познай самого себя – главный приз философии».

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая. Знания могут устаревать, а мудрость, умение видеть мир, каким не видит его никто, способность задумываться над смыслом своей жизни, над смыслом истории в целом – эти навыки и умения не могут устареть. Если физики или математика изучаются во всех странах почти по одной схеме, то философия зависит от того, как тот или иной народ ощущает мир.

 

2. Первая функция – научная.

Во-первых, она обладает всеми признаками науки: объект, предмет исследования, цели, задачи, функции, методы.

Во-вторых, ее главная цель – достижение истины.

В-третьих, философия направляет другие науки, причем оптимальным путем, и помогает преодолеть трудности своего развития. В любом мыслительном процессе присутствуют понятия философии. Союз отдельных наук и философии вечен. Специалисты, серьезно занимающиеся наукой, не только видят это тесную взаимосвязь, но и пользуются ею. У Ф.Бэкона Ф. – это фонарь, без которого невозможно найти выход из лабиринта.

В-четвертых, до XV в. считали универсальной наукой, остальные более молодые науки были ее частями. Философия и наука в древности не различались. Древние философы были вместе с тем и учеными. Первыми самостоятельными науками были математика и физика. Ньютон, заложивший основы физики, счел необходимым назвать свой труд «Математические начала натуральной философии». Кстати, во многих западных странах в дипломе физика или биолога пишется «бакалавр философии». На границе Ф. и физики находится теория относительности, пространства, времени, принципы систематичности и доказательности. И по сей день философия обобщает достижения других наук, стили мышления, изучает религиозную, научную картину мира. Философский интерес движет вперед науку, хотя сами ученые могут в этом не признаваться. Однако следует сказать, что философия является носителем тайны!

ü Тайна – то, что нельзя узнать, а нужно прожить, например, любовь, счастье, смерть. Мы знаем, как функционирует мозг, но не знаем, как в нашу приходит мысль, если бы люди знали это, все были бы гениями.

2-я функция – этико-эстетическая. Ф. – важнейшая составляющая культуры. Ф. стремится к возвышенному, имеет дело не только с понятиями, но и с ценностями, на основе которых оцениваются поступки человека. Ни один человек не живет постоянно по законам совести, но философия заставляет его задумываться о нравственности, об оценке своих поступков. Таким образом, Ф. нужна для обеспечения лучшего состояния общества, она призывает к добру, справедливости, благородству, красоте, истине. В.Д. Губин: «До тех пор, пока хотя бы один человек обладает совестью, мир не умрет. Изучая философию, мы пытаемся спасти наше будущее». Она делает человечество не только более духовным, но и более разумным, наполняя его высшим смыслом. Шопенгауэр и вовсе считал, что философия – нечто среднее между искусством и наукой. Однако Ф. не может обходиться без идеологии, и в это есть свои «плюсы» и «минусы». «Минус» – в том, что она может попасть в зависимость от идеологии, ведь Ф. - одна из наиболее подвижных наук, «плюс» – в том, что без идеологии человек теряет всякие ориентиры. Итак, данную функцию можно было бы назвать воспитательной. Неслучайно ХХ Всемирный философский конгресс 1998 г. был посвящен проблеме «Философия в воспитании человечества».

3-я функция – практическая. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования были бы однажды разрешены раз и навсегда. Философские знания не являются отвлеченными от жизни. Ответы на все насущные вопросы, ценности и ориентиры прежде были разработаны философами (например, идеалы чести, свободы, здравый смысл, принципы воспитания, экологическая бдительность). В жизни человек не раз пользуется философскими рекомендациями. Ф. призывает обдумывать свои поступки наперед. Человек не обязан быть профессиональным философом. Но он обязан быть умным. Это значит уметь правильно распоряжаться своей судьбой, предусматривать последствия своих поступков, уметь быть счастливым и любить жизнь.

К французскому философу Жан-Полю Сартру пришел ученик за советом. Ему хотелось стать участником «Сражающейся Франции», но его беспокоила судьба матери, переживающей смерть старшего сына. «Что делать?» - вопрошал юноша. Сартр был по-философски суров: «Ты свободен выбирать сам».

К тому же, каждый руководитель обязан иметь хотя бы минимальный уровень философской подготовки, это поможет ему принимать более оптимальные решения.

4-я функция – мировоззренческая. Ф. образует основу научной картины мира, придает «всем другим наукам систематическое единство» (Кант). При этом каждая наука вносит вой посильный вклад в создание этой картины. (Разумеется, Ф. способствует и формированию необходимых ценностных ориентаций)

 

Все птицы летают

Воробей - птица

Воробей летает

3. Заслуживает внимание школа киников (циников). Основатель Антисфен: его мать не была афинянкой, он сам учился в гимнасии Киносарг – «Белая собака» для социально уцененный детей.

3 кита кинийской философии:

1) аскетизм тела и души: бездомность, привычка к холоду, голоду, внешний облик: плащ на голое тело, котомка, посох, без обуви, борода и длинные нечесаные волосы. Боги дали людям легкую жизнь, но люди не почувствовали меры и погрязли в своих потребностях. Богатство аморально, не бедные должны ходить, потупив взор, а богатые.

2) Апайдеусия – неграмотность, т.к. в этом состоянии сознание не отягощено ничем и работает в полную силу. Научившись читать и писать, люди не могут отличать правду ото лжи. Диоген: «Грамматики выискивают грехи у Одиссея, а своих не видят. Музыканты налаживают струны и неспособны гармонизировать свой нрав. Математики следят за Луной и Солнцем, но не видят, что у них под ногами. Многие приносят богам жертвоприношения, моля о здоровье, а затем на радостях на пирах объедаются»

3) Автаркия – независимость, самодостаточность. 1) и 2) – средства для достижения Автаркии. Отказ от семьи, гражданства (почти все они были метеками), презрение к войнам, государству и демократии. Диогена считают первым космополитом (космос – мир, политус – гражданин). На вопрос «Когда лучше жениться?» Диоген отвечал: «Молодым слишком рано, старым слишком поздно». Будучи свободным, имел, как и все раба. Однажды раб сбежал, но Диоген не стал искать его: «Забавно, он может прожить без меня, а я не могу без него»

Однажды Диоген обратился за советом к дельфийскому оракулу. Тот ответил, что ему нужно произвести оценку ценностей. И Диоген начал чеканить фальшивые монеты, за что его осудили и продали в рабство. Когда Диогена продавали на рынке, он стал кричать: «Кто хочет купить себе господина!» Один человек купил его и действительно во всем слушался, даже доверил Диогену воспитание своих детей. Диоген был мудрецом, но совершеннейшим циником («киники» - по-гречески «собаки»). На вопрос «Какое вино вкуснее?» отвечал «Чужое». Он призывал всех жить неприхотливо, не предаваться обжорству и пьянству, питался одной капустой, жил в глиняной бочке. Когда хулиган разбил его бочку, горожане собрали деньги и купили ему новую. Он ходил днем с фонарем в руках и объяснял, что ищет человека – людей полно, а человека найти трудно. Один раз на его крик «Эй, люди!» сбежался народ, и Диоген стал избивать их палкой, приговаривая «Я звал людей, а не мерзавцев». А когда Александр Македонский сказал ему «Проси чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй солнца». Диоген прилюдно справлял естественные нужды. Платон назвал его «безумствующим Сократом» за излишнюю жажду независимости.

Однажды ему на пиру налили вина, но он нее стал его пить и вылил: «Если я его выпью, погибнет не только оно, но и я».

Стоицизм (Зенон, Плутарх, Цицерон, Сенека). Разработали целый анализ человеческих страстей, требовали подчинения их разуму. Философию определяли как «упражнение в мудрости». Противопоставляли неразумению разумность, распущенности – умеренность, трусости – доблесть. Счастья не достигнуть в вечной погоне за материальным благом. Главных страстей четыре: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Основной способ борьбы с ними – сильная воля. Любовь к противоположному полу осуждалась стоиками. О продлении жизни не стоит беспокоиться, нужно быть готовым равнодушно с ней расстаться. Худшее в этой жизни – метаться между страхом смерти и мученьями жизни. «Кто презирает жизнь, тот стал ее хозяином».

Название учения произошло от архитектурного сооружения – портик (по-гречески стоя), где философствовал Зенон и его последователи. Уже давно понятие стоик употребляется в переносном смысле – тот, кто мужественно переносит страдание. Отмечая стремление стоиков к добродетели, Ф.Энгельс назвал Сенеку «дядей христианства»

Скептицизм - от греч. скепсис – сомнение, воздержание. После смерти Платона вся его Академия стала скептической. Пиррон, Тиммон, Энесидем, Секст отвергали познаваемость жизни. Познание – нужный процесс, но подлинное знание недостижимо. Сколько философов, столько философий, значит, истинной философии нет и быть не может. Ни один философ не имеет права утверждать какую-либо истину, ее не существует. Причину всех явлений открыть невозможно. «Все течет, все изменяется», устойчивый смысл отсутствует». Мир иллюзорен. Человеку не дано разобраться, где правильный порядок вещей, где нет. Нравственность нельзя обосновать или доказать. В одном месте это нравственно, в другом нет, поэтому можно одновременно доказать и моральность поступка, и его неморальность. Но и догматизм осуждали, считая его следствие лености ума. Главная рекомендация – сохранять мудрое молчание в любой ситуации.

Эпикур (ученик Демокрита)и Лукреций Кар стали основателями школы эпикурейцев. Смысл жизни эпикурейцы видели в удовольствии. Для счастья необходимо три составляющие:

1) отсутствие телесных страданий - апония,

2) душевный покой (атараксия),

3) дружба и взаимопонимание.

Любовь также осуждалась эпикурейцами, т.к., по их мнению, она порабощает людей.

Наивысшее удовольствие – занятие философией. Своим желаниям не следует придавать слишком большое значение. Наслаждения слаще всего будут для тех, кто менее всего в них нуждается. Себя не следует распускать, а лучше всего держать в строгости. «Нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно».

Все желания делятся на 3 группы:

1. Естественые и необходимые (удовлетворение жажды и голода).

2. Естественные, но не необходимые (те, которые разнообразят наслаждение, роскошный стол).

3. Неестественные и не необходимые (установка себе памятника)

Человеку необходимо бороться с врагами: страхом и надеждой. Страха перед богами быть не должно (они уже давно не вмешиваются в жизнь людей), как и страха перед смертью: «Пока есть жизнь, нет смерти, когда есть смерть, нет нас». Не стоит жить надеждой на лучшего правителя, на богатство, нужно научиться жить так, чтобы такие категории, как власть или богатство стали неважными. Политики эпикурейцы старались избегать, в обществе предлагали следовать правилу «Живи незаметно».

Эпикур имел домик с садом, где жил с учениками, над входом было начертано «Гость, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо». Для Эпикура занятие философией и было высшим удовольствием. Умирая, он принимал ванну и пил вино, доказывая правильность своего учения. Следует отметить, что учение Эпикура было сильно искажено поверхностными последователями. Со временем эпикурейцами стали называть себя людей, стремящихся к чувственным удовольствиям

3. Особенности развития европейской философии в эпоху Средневековья. Патристика и схоластика

1. Условия развития философии. Основные черты средневековой философии

2. Патристика: основные школы и выдающиеся деятели

3. Схоластика

4. Арабская и еврейская философия

Переход к Средневековью – огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул античный мир. Культурный, экономический и политический вакуум необходимо было чем-то заполнять. Новая культурная жизнь вместилась в религиозные рамки. Не стало театра, зато литургия стала напоминать театральное представление, вместо скульптуры появились идолы, изобразительное искусство надолго замещается иконописью. В античном мире люди жили «напоказ», публичная жизнь кипела на площадях. В эпоху Средневековья человек уходит вовнутрь, сменяются ориентиры мышления – от мужественной и героической жизни к покорности перед Божьей волей. Если брать за основу философию Античности, средневековье – упадок по сравнению с ней, однако если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы и вовсе уничтожена. Только те мыслители могли рассчитывать на признание и известность, которые разделяли религиозные позиции.

Даже в современной философии нельзя не увидеть сходства философии и религии. Средневековая философия и вовсе была облачена в религиозные одежды. Первая фаза формирования христианской философии относится еще к периоду Древнего мира. В Римской империи христианская религия утверждена в качестве официальной во время правления Константина Великого (306-337). В 391 г. запрещены языческие культы. Идеи античной философии попали под запрет(в 529 г. Юстиниан повелел философам «вернуться в лоно церкви» под страхом ссылки). Свирепствовала инквизиция, осудить мыслителя могли не только за отступничество, но и за философствование.

В продолжение Средних веков выделяют 2 периода развития философии: этап патристики, в ходе которого отцами церкви были разработаны основы христианской догматики (III-VII вв.) и осуществлено примирение Библейских основ с античной философией, этап схоластики, который характеризовался зрелостью систематического учение о Боге, мире и человеке.

Итак, основные принципы:

● тесная связь с религией (проблема познания уходит на второй план, на первом - вера),

● монотеизм (Бог един),

● теоцентризм (Бог в центре нашего бытия, источник всего),

● креационизм (мир сотворен Богом из ничего, хотя в любое другое время философы считают,

что из ничего сделать нечто невозможно),

● провиденционализм (весь ход истории и план спасения каждого человекапредусмотрен Богом)

2. Зарождению нового этапа предшествовал период распространения таких учений, которые были опасны для настоящего христианства. Первое - гностицизм - направление, объясняющее мир с дуалистических позиций. Так в зороастризме считали, что в космосе соединены воедино добро и зло, свет и тьма... Зло происходит из материи, добро от Бога. Оригинальна их теодицея – попытка решить вопрос о происхождении зла. Почему всемогущий Бог создал злой мир, выход из которого лежит через искупление? Гностики объясняли это так: один Бог всеблагой, а другой, ему подчиненный – искуситель.

Персидский мыслитель Мани стал основателем манихейства – учения, происходящего из гностицизма. Согласно учению, человеческая душа заключает в себе одну часть, состоящую из света, и другую, состоящую из тьмы. Путь спасения души – строжайший аскетизм. Подобно буддизму, в манихействе много запретов для светских людей и более вольный образ жизни для монахов.

Заметную роль внесли апологеты (в переводе с греч. защита). «И христианство, и философия ведут к богу»,- считали они. Однако при этом, защищая христианство, одни все же считали невозможным соединять философию и религию, другие утверждали, что «философский разум приведет к ереси» - и делали все для подчинения философии религиозной вере.

Крупнейшим мыслителем периода патристики стал Аврелий Августин ( 354-430). Он был свидетелем падения Римской империи (390 г. - «Гуси спасли Рим»). За время его жизни сменилось 20 правителей. Родители были язычниками, но он нашел себя в христианстве, правда, до 30 лет не понимал Библию.

Стиль философствования - иносказания. Излагал мысль то возвышенно, то резко переходил к низменному. По его мнению, мироздание держится на отношении людей и Бога.

Бог является высшей сущностью и творцом всего сущего… наиважнейшим предметом познания и причиной познания…Ничего не может произойти без его участия. Бог в его понимании – человекообразное существо мужского пола. Много пишет о душе и презирает тело. Душа познает Бога, тело же мешает. Душа творится Богом каждый раз перед рождением нового человека. Душа остается вечно, т.к. она неразрушима, поскольку не состоит из частей. Смыслом жизни является достижение счастья, достичь его можно с помощью философии, которая находится в единении с Богом.

Кто попадет в рай? Решает Бог, у него свои мерки, непонятные для человека: он может низвергнуть праведника и облагодетельствовать грешника.

Вывел 3 вида грехов: похоть плоти – чувственные телесные наслаждения, гордыня – жажда самоутверждения, достижения успехов в какой-нибудь области, похоть очей – стремление к постижению тайн природы, выпытывание у мира того, что должен знать только Бог

Приветствовал и душеспасительные беседы, и телесные наказания. Оригинальна философия истории. По его мнению, история подобна стреле, циклическую же теорию сравнил с собакой, гоняющейся за собственным хвостом. В истории выделял 6 периодов, последний закончится «вторым пришествием Христа». В работе «О граде Божьем» пишет о незримом граде Божьем, вкрапленном в нечестивый град мирской. Утверждал, что церковь в лице святых рано или поздно придет к власти.

Его последователями были Максим Исповедник, Кассиодор, Исидор Севильский, Боэций.

3. Для периода схоластики характерно полное единство религии, морали и философии. Некоторые ученые сравнивают схоластику с догматизированным Аристотелем. Религия и философия «говорят» по латыни. Церковь располагала широкой организацией, была крупным землевладельцем, освящала все светские мероприятия. Первая ступень образования давалась в церковных школах, в школах второй ступени изучалась теология. Суд также находился в руках церкви. Задачей философии, которая преподавалась в монастырских школах, было не исследование действительности, а поиски доказательств того, что провозглашала церковь.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) - его называли вторым Августином. «Святое писание указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является истиной». «Вера ищет разум», что означает: разум волен искать истину, но в границах религиозных догм. Он впервые попытался доказать существование Бога. Если существуют вещи, имеющие отношение к Богу, то и он должен существовать. Если есть польза от вещей, имеющих отношение к Богу, то полезен и он сам. Если бы Бог существовал лишь в нашем воображении, его образ был бы противоречивым, а он для всех является совершенством. Если реальность существует лишь благодаря ему, то он содержит в себе эту реальность и значит, он сам действительно существует.

Пьер Абеляр (1079-1142) - французский дворянин, отказавшийся от наследства. Представитель схоластического направления, труды которого до сих пор изучаются в католических учебных заведениях. Учеников у него было больше, чем учителей. Одна из них Элоиза, племянница парижского каноника, которую он похитил. Она стала его возлюбленной, но все кончилось трагически. Труды его были сожжены, по приговору он сам бросил свою книгу в огонь. Сам ушел в монастырь, оттуда вел переписку с Элоизой, которая тоже ушла в монастырь.

«Человеческому разуму не все доступно: он не может доказать существование Бога, тем более его троичную сущность, бессмертие души. В Святой Троице все равны, если Дух исходит от Отца, значит и от равного ему Сына. И все же лучше понимать, чем просто верить», - пишет он и берется с помощью логики доказать существование Бога. Бог является подлинно существующим, но чем дальше от Него, тем больше материи и меньше духа. Человек и его деятельность слишком материальны, чтобы понять высший дух. Не всем открывается наивысшее познание Бога. За то, что Абеляр, сам не желая того, оспорил тройственность Бога, его взгляды были объявлены ересью. Кстати, он не боялся обнажать противоречия в сочинениях Отцов церкви и даже в Библии: «Слова имеют много значений, отсюда и противоречия». Диалектика на том и строится, чтобы подвергать все сомнению. Каждая религия содержит в себе зерно истины, христианство – не единственно верная религия. И только философии под силу постичь настоящую истину.

«Существуют лишь единичные вещи, но человек им дает общие понятия – универсалии, они существуют лишь в уме человека». (Такая позиция получит название концептуализм)

Учение о нравственности: сам по себе ни один поступок не может быть ни добрым, ни злым. Все зависит от намерения. Тот поступок греховен, который совершен вразрез убеждениям (римляне распяли Христа следуя убеждениям, значит, греха не совершили). Отрицает искупительную миссию Христа. По его мнению, Он явился для того, чтобы показать пример наивысшей нравственности.

Бонавентура (Джованни Фиданца, 1221-1274) соединил Аристотеля и Августина, рационализм с мистикой, при этом ведущим был мистический подход. Оригинальна теория зародышевых доказательств. В каждом предмете или явлении заложен зародыш, который определяет его развитие и управляет им (по Аристотелю это форма). Опираясь на Августина, он вывел, что зародыши имеют божественное происхождение. Получается, что все зародыши держатся в божественном разуме, откуда они вливаются в вещи. Полное познание бога возможно через экстаз.

Фома Аквинский (1221-1274)обширнейшее литературное наследие. В «Сумме теологии» пытается объяснить закономерности мира:

ü Над царством философского находится богословие. Сюда нельзя проникнуть силой мышления (например, триединство, воскресение). Однако между верой и наукой нет противоречий: истина есть лишь одна, но средств, которыми обладает разум, явно недостаточно, чтобы понять это.

ü Мир – это система, низшую ступень которой занимает неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, далее мир людей, на вершине – Бог.

ü В от отличие от Аристотеля, у которого форма в единстве с материей, у Аквината во-первых, материальное состоит и формы и материи, а духовное имеет лишь форму, во-вторых, форма всех форм – Бог - является нетелесной.

ü К традиционным греческим добродетелям мудрость, отвага, умеренность, справедливость добавляет христианские веру, надежду, любовь.

ü Зла не существует. Зло – это только тень Добра. Если бы оно существовало, оно уничтожило бы само себя

Зло в понимании Аквината: вещь создается Богом в наивысшем качестве – Добро. Зло – это старение, утрата прежних качеств. В людях: Зло – несовершенство того или иного качества – недостаточно смелый, честный, добрый, и причина подобного НЕДО – в самом человеке

ü Разум – налучшее качество человека, но чтобы даже самый разумный человек стал добродетельным, нужна «помощь Божья»

ü 5 доказательств существования Бога:

1. Все, что движется, движимо другим, изучая до бесконечности, мы и наткнемся на «вечный двигатель»

2. Невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, ведь тогда оно должно быть раньше себя самого, а это нелепо. Таким образом, первая причина – Бог

3. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов, первой необходимостью является Бог.

4. Существуют ступени качеств, следующие друг за другом, поэтому должна быть наивысшая ступень, и это снова Бог.

5. Все, даже то, что кажется случайным, направляется к некоей цели, имеет смысл, значит есть разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, и им является Бог

Любопытно, что незадолго до своей смерти он назвал свои труды «сплошной соломой», «трухой»

4. На Западе философия, искусство и наука задержались в своем развитии, на Востоке происходит их расцвет. Важным источником развития мысли для арабов была культура покоренных народов. Выдающиеся мыслители:

Аль-Фараби (870-950) последователь Аристотеля мир исходит от Бога и возвращается к нему.

Авиценна (Ибн Сина, 980-1037): имел энциклопедическое образование. Мир создан Богом, но не однажды и по его воле, а постепенно. Бог – вечный двигатель и вечное творческое условие.

Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126-1196): то, что истинно в науке, ложно в теологии и наоборот, таким образом, учение шло вразрез религии. Однако эти истины находятся в разных плоскостях. Мир является вечным, а не сотворенным Богом. Отрицал бессмертие души. Высшая нравственная ценность – творить добро не ожидая вознаграждения. Высшей истиной является философская истина. Религиозная истина извращается в пользу богатых. Труды его приказали уничтожить, но их сохранили арабские евреи.

Среди еврейских философов выделяются Ибн Гебироль, Мозес Маймонид (еврейское имя Моисей бен Маймун). Маймун говорил: «Если возникает противоречие между разумом и Писанием, преимущество имеет разум». Стремился путем аллегорической интерпретации соединить Писание и разум.

Гуманизм

Реформация

4. Представления о Земле: естествознание и натурфилософия

5.Социальные теории

Конец XIV- начало XV в. эпоха Возрождения (Ренессанса) - охватывает ту фазу истории, когда религия уже не имеет доминирующей позиции. Этот переворот осуществляется, прежде всего, в религии, а в философии и искусстве устоявшиеся традиции еще держатся некоторое время. Презрение к земной жизни сменяется признанием творческих способностей человека и его разума, стремлением к земному счастью. По-иному открываются и осмысливаются Платон, Аристотель, Цицерон и др. Однако было бы неправильно идеализировать Ренессанс. Границы свободы проявляются в аристократизме и пренебрежительном отношении к плебсу. Характерные черты:

секуляризация – освобождение от церковного влияния;

● это возврат к идеям античности после периода запрета и высмеивания (в термине возрождение заключается преемственность);

теоцентризм сменяется антропоцентризмом (мотив греховной сущности человека отступает, упование на помощь Божью сменяется верой в собственные силы);

● оживляются естественные и гуманитарные науки;

● это период относительной свободы, т.к. ослабевает влияние церкви на человека;

● доминирующим становится эстетическое (средневековый морализм не знал пределов: нельзя приходить в храм слишком красиво одетым, слишком хорошо петь, чтобы не умалить достоинство божественного)

Не случайно деятелями Возрождения были художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти (автор «Сикстинской мадонны»), начавшие изображать человеческое тело, но без утраты духовности. Пересматривается представление о человеческих отношениях. В основе их должны лежать любовь, дружба, взаимоуважение, благородство.

2. Вместо прежнего схематизма и «надындивидуальных» истин самой личности предоставляется возможность решать что истинно, а что нет. Новая философия и культура носят гуманистический характер. Гуманизм (от лат humanus - человеческий) начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о сущности и предназначении.

Основные принципы:

· Отделение церкви от государства, отрицание высших сил, руководящих человеком и природой

· Признание того, что моральные и религиозные нормы могут не совпадать

· Свобода во всех проявлениях: выбор религии или атеизма, жизненного пути в целом

· Самый достоверный способ познания – научный, основанный на логике и опыте

Марксистский гуманизм как философское учение столкнулся с реальной попыткой построить коммунистическое общество, что привело к тоталитаризму и диктатуре, но за это ответственность несет Ленин, а не Маркс и Энгельс.

6. Главные философские школы Западной Европы в ХХ веке. Рационализм и иррационализм

1. Основные черты периода

2. Представители иррационализма

3. Рациональные направления

ХIХ век принес человеку уверенность в разумности его деятельности: природа покорялась, наука уверенно раздвигала границы познания, цивилизация побеждала экономическую отсталость. И все же данный период называют веком неклассической философии. Ведь нет прогресса без регресса, нет здоровья без болезни. Для второй половины XIX в. характерно разнообразие школ и направлений, плюрализм философских воззрений. Однако временами имеют место попытки упустить второстепенные факты и оставить главные. Глядь, и остается одна точка зрения. В философии XIX-XX веков выделяют 2 основных полюса.. Иррациональный, представители которого исходили из того, что самое главное лежит за пределами человеческого разума и рационального объяснения, их интерес был направлен на человеческие чувства, идущие вразрез разуму. Другой полюс – рациональный, в котором главное место занимает разум и знание.

2. Иррациональное направление еще называют философией жизни. Оно пронизано темой страдания, слепой судьбы и смерти. Эти идеи были центральными в восточной, и, прежде всего в буддистской философии. Немец Артур Шопенгауэр (1788-1860) «переоткрыл» пессимистическое направление. Жизнь есть «плесень» на одном из шаров, т.е. планет. Мир неразумен, бессмыслен. Разум вторичен, на первом месте воля. Именно ей мы обязаны своей жизнью и своими страданиями. Воля сильнее интеллекта, это можно доказать на примере собственных поступков, которые мы совершаем под воздействием толпы – они продиктованы скорее инстинктом. Впечатляет следующее рассуждение: сильнейшим инстинктом является продолжение рода, но поскольку направлено оно на воспроизводство новых поколений, следовательно, и на воспроизводство новых страданий, мук и неминуемой гибели. Наилучший выход для человека – погасить у себя волю к жизни. Правда, если мы избавляемся от одного страдания, неизбежно приходит другое, если страдания на время прекращаются, наступает скука, которая также является страданием. Мы не в состоянии познать всей прелести здоровья, молодости и свободы, пока не утратим их

Фридрих Ницше (1844-1900) очень болезненный с детства, с 30 лет жил на грани разума и помешательства. Мир – это жизнь, другого мира нет. Бояться смерти не нужно, т.к. мир повторяется в незначительных вариациях. Человек выделяется из мира животных, создавая мораль и религию, стремясь к истине, но ее нет. Все это он сам себе придумал. Познание - не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как хочется. И каждый это делает по-своему, получая «свой маленький мир». Имеет значение только воля к власти, человеку удобно считать, что это воля к жизни

О морали: никакой общей морали нет. Сократ, осудив мораль богатых, пытался найти общую мораль. Христианская мораль – самое никчемное явление, т.к. мириться с несправедливостью, терпеть унижения, быть как все - неморально. Тот, кто хочет остаться слабым, пусть остается верным старой морали. В теории «сверхчеловека» утверждает новую систему ценностей. Разум – не ценность, а заблуждение, на смену ему придут страсть, стремление к лидерству, протест против послушания, вино и курение как способ самоутвердиться. «Сверхчеловек» будет подчиняться лишь своей фантазии, формулировать свои цели, и объяснять свои поступки ниже его достоинства. Рождению нового типа людей будет предшествовать период совершенствования и строгий отбор. Человечеству предстоит победить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.016 с.)