Религиозный антиинтеллектуализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный антиинтеллектуализм



Идеи русской философии несут отпечаток национально-культурного своеобразия, более того, ее выделяют в отдельный тип. Однако за рубежом ее не изучают, т.к. в России не создали оригинальной философской традиции. Основные черты русской философии:

Ú космизм - идея единства человека, Бога, космоса, науки, искусства и повседневной жизни;

Ú ее лейтмотив – нравственность

Ú социальная направленность, выраженная в попытках разработать идеальную модель общества, что в условиях соединения восточного и западного влияния было непросто (еще Тютчев писал «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»)

Ú неприятие рационализма, критика западной философии с ее рассудочностью и прагматизмом

Этапы развития:

1) с 988 – развитие под влиянием Византийской империи (исключительно религиозный характер);

2) с нач. XVIII – восприятие идей Запада (в эпоху петровских преобразований);

3) со II четв. XIX в. – русская Ф. пошла самостоятельным путем;

4) последняя четверть XIX – начало XX вв. – расцвет русской философии

2. Поиски истины проходили в противоборстве двух тенденций. Обе сложились в 40-60-х годах XIX в.

Славянофилы

w не простовыступали за отечественную линию философствования, акцентировали внимание на неповторимом своеобразии русской духовной жизни;

w считали православие самой цельной ветвью христианства: в католичестве сильно ограничена свобода, в протестантизме – много свободы, но нет единства;

w пытались примирить религию и рассудок: в тех случаях, когда рассудок выходит на первый план, философия призвана углублять религиозное начало, чтобы философские размышления не господствовали над религией;

w лучшая форма правления для России – монархия;

w будущее России – мировое лидерство, к которому она придет через православие и духовную основу, Россия – органическое государство, оно не построено, а выросло, в отличие от западных стран;

w поскольку русскому народу свойственна общинность в экономическом и нравственном понимании, предлагали перенести общинный принцип в промышленность, в городскую жизнь.

Представители: Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, позднее Достоевский и Л.Толстой. Славянофилы не создали цельной системы.

Хомяков А.С. (1804-1860) разделил все религии на 2 группы: кушитскую (строятся на необходимости подчинения) и иранскую (свобода, развитие внутреннего мира)

Западники считали, что Россия встала на путь развития позже других европейских стран, и видели цель в том, чтобы вписать Россию в процесс развития европейской культуры.Были убеждены, что философии следует учиться у Запада. Представители: Чаадаев, Герцен (опирался на французских материалистов), Белинский (на Гегеля), Чернышевский (на Фейербаха). Стремились к идеальной модели общества.

Герцен А.И. (1812-1870). «Прошлое русского народа темно, настоящее ужасно», остается лишь надежда на светлое будущее. Кредо: отмена крепостничества и концепция крестьянского социализма. Будущее общество должно быть построено подобно сельской общине, обогащено элементами демократии и «оплодотворено» наукой и др. достижениями цивилизации.

Чернышевский Н.Г. (1828-1889). Человек – природное существо, целью его является получение наслаждения, а основным качеством – эгоизм. Согласно теории разумного эгоизма человек может и должен приводить свои поступки в соответствие с интересами общества.

3. В.С.Соловьев (1853-1900). Сын знаменитого историка, изучил все философские системы. Высшим идеалом считал единство нравственности, истины и красоты. Выступал за соединение трех концессий христианства. Всегда был непонятым, для атеистов – слишком религиозным, для верующих – атеистом, для остальных - утопистом, оторванным от реальной жизни. Начинал как материалист, после приступил к созданию религиозной философской системы. По его мнению, развитие наук привело к отходу от подлинного христианства; одним разумом не познать мир, заглянуть за границу познания возможно только опираясь на истинную веру. Во главу угла ставил Абсолютное, которое организует наше бытие. Бытие состоит из двух этапов: природа (по окончании этого этапа достигнута высшая ступень мирового единства) и история (совместное творение добра).

Общественное развитие рано или поздно приведет человечество к новой идеальной цивилизации – вселенской теократии, при которой власть будет принадлежать церкви. В последний период творчества разуверился в теократии. Он забеспокоился о том, осуществление его идеи приведет к эпохе религиозных обманщиков, действующих под именем Христа. Как написано в последних трудах, общество будет иметь вид мировой империи, которой будет руководить гениальный мыслитель. Отношения между народами будут основываться на христианской любви к ближнему. Любой народ – орган в человеческом организме Богочеловечества.

О человеке: вершина Божьего творения, не сможет достичь вершины совершенства, если не будет противостоять злу и не принесет себя в жертву Богу.

Ф.М. Достоевский (1821-1881) изучал природу зла: зло всегда будет в мире, пока существует свобода. На самом деле человек не хочет счастья, он хочет свободы, своеволия, любой закон воспринимает как насилие над собой, «даже если это закон математики, вроде дважды два – четыре». Вот почему герои Достоевского – люди, решившиеся на преступления ради того, чтобы доказать, что они свободные существа. Чтобы избавить мир от зла, нужно отнять у людей свободу. Тогда люди будут счастливы, но это будет счастье муравейника. Все деспотические режимы ограничивали свободы, и таким образом боролись с преступностью (говорят, Гитлер быстро покончил с безбилетниками, расстреляв двоих из них).

То, что влечет людей к преступлениям, влечет и общество к революции. Революционеры, надеющиеся уничтожить несправедливые порядки, творят еще большее зло – человек должен уничтожить зло в себе. В душе у человека борются между собой Бог и Дьявол. Есть две формы выражения человека: богочеловеческая, когда человек чтит Бога в себе, и человекобожеская, когда человек сам себя считает Богом, полагает что он венец природы, и ему все дозволено, в том числе перекраивать мир и историю, в этом случае в человеке торжествует не божественное, а дьявольское начало.

Л.Н. Толстой (1828-1910). Основной вопрос - как разорвать замкнутый круг насилия – вечный принцип существования. Все вокруг держится на насилии: государство подавляет подданных, ведет войны против других государств, родители подавляют детей, учителя – учеников. На насилие люди отвечают насилием.

«Дошло до того, что если бы дать в России всем людям возможность убивать тех, кого они считают вредными, то почти все русские люди поубивали бы друг друга: революционеры всех правителей и капиталистов, правители и капиталисты – революционеров, крестьяне – землевладельцев, землевладельцы – крестьян».

Насилие иногда защищало жизнь и спокойствие людей, но гораздо чаще оно становилось причиной бед. Толстой пришел к мысли о непротивлении злу насилием. Человек, совершивший преступление, уже наказан тем, что нарушил человеческий закон, а если он не испытывает мук совести, его бесполезно заключать в тюрьму, там он еще больше озлобится. Призывал не служить государству, не служить в армии, полиции, таможне, не участвовать в вооруженных конфликтах. «Не поддавайтесь соблазнам: карьере деньгам, власти. Любите ближних, какими бы плохими они вам не казались. Другого пути преобразования мира нет». Многие критиковали Толстого за утопизм, но нашлись и последователи – Махатма Ганди – и власть Англии, не один век правившей Индией, рухнула в несколько лет. Показателен пример с толстовскими коммунами, уничтоженными коллективизацией.

4. До 1917 г. в русской философии на первом месте была проблема соотношения философского и религиозного в жизни. К началу 20-х почти все русские философы или эмигрировали, или были высланы на «философском пароходе» в 1922 г. (Бердяев, С. Булгаков, Ильин, Лапшин, Лосский, всего 161 чел.) Философ и священник Павел Флоренский погиб в заключении. Пережили травлю и гонения Розанов, Плеханов, Лосев. Показательна и судьба В. В. Розанова (1856-1919).

Человек огромной эрудиции и удивительного чувства юмора, увлекся философией в 4-классе и вскоре построил систему доказательств о счастье. Умер от голода в Сергиевом Посаде. Его надгробие находится в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры. При советской власти не было издано ни одного произведения. Стиль изложения иногда доходил до циничного:

«Ну, читатель, не церемонюсь я с тобой, - можешь и ты не церемониться со мной.

- К черту.

- К черту!»

«- Какой бы вы хотели памятник?

- Только один: показывающий зрителю кукиш»

Писал на уровне «предпоследних слов», т.е. последние слова никогда не включал, что становилось причиной различных толкований

v революцию считал «смертельным исходом христианства», сравнивал с концом света, не верил в идею всеобщего равенства; в революции тоже виновны литераторы. «После того, как были прокляты помещики у Гоголя и Гончарова («Обломов»), администрация у Щедрина, купцы у Островского, духовенство у Лескова и, наконец, семья у Тургенева, русскому человеку ничего не осталось…»

v о литературе: «Достоевский как пьяная нервная баба вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее», Гоголь: «Дьявол вдруг помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков. Это пришел Гоголь». Любил Толстого и Пушкина, но …

v о семье: ругал образы Карениной и Татьяны Лариной за плохой пример, но считал, что церковь и государство не должны препятствовать разводу;

v спорил с религиозными догмами по разным вопросам: «что-то не получилось у Бога, когда он творил мир, хищники питаются травоядными, женщины в муках рожают, человек поклоняется деньгам, в мире много зла; когда Отец-Бог послал Сына, чтобы исправить ошибки, евреи не приняли его, а предали Его;

v еврейский вопрос: евреев не любят, на их земле до сих пор льется кровь, долгое время они были лишены государственности - и все это за то, что они не окрыли Христу тайны своей удачливости, не приняли и не защитили Его;

v о русских: стараются жить за счет других, трудиться не любят, обманывают, не любят помогать ближним, не стремятся к порядку и пунктуальности;

v выступал против религиозного замалчивания физической стороны любви: о ней принято говорить не вслух, а шепотом, ее закрывают пологами и темнотою, «язык не должен произносить ее имя», хотя мы происходим от нее, а церковь не стесняется делать венчание ритуалом, хотя ни один народ не окружает религиозным культом питание, кровообращение или дыхание

Отзывы. Горький: философию его не принимаю, талант высоко ценю.

Голлербах (ученик и библиограф): Он имел привычку сразу, без предисловий, залезать в душу знакомого, в пальто и галошах, не задумываясь ни о чем

Н.А. Бердяев (1874-1948). Бог сотворил мир из ничего. Ничто – это не пустота, а некий первичный принцип, который предшествовал процессу сотворения мира. Это первичный хаос, это принцип свободы. Вот почему человек, сотворенный Богом, тоже свободен. Одну из свобод – иррациональную - он унаследовал от Ничто, она неподвластна Богу, поэтому человек не отвечает за зло, совершаемое на земле. Победа иррациональной свободы приводит к революции, которая представляет собой крайнюю степень проявления хаоса. «Революции не создают ничего нового, лишь разрушают уже созданное».

«Слишком многие у нас привыкли относить все на счет самодержавия. Но этим только сбрасывали с себя бремя ответственности и приучали себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались… а самовластие по-прежнему царит на Руси. По-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам. Сцены из Гоголя разыгрываются на каждом шагу революционной России. Хари и рожи гоголевской эпохи появились на почве омертвения русских душ»

Человек – духовная субстанция, он обладает большей ценностью, чем общество или государство. Таким образом, если общество или государство ущемляют свободу личности, то личность имеет право оградить себя от этих посягательств. Противник этики, которая, по его мнению, наполнена лицемерием и условностями. Вместо нее предлагает руководствоваться любовью к Богу – богочеловеческой этикой.

Машинное производство преследует цель борьбы с природой, но разрушает и самого человека. Человек становится рабом всего низменного, и начинает принудительно служить обществу в обмен на удовлетворение своих материальных нужд.

5. Представители этого направления считали разум и религию крайними противоположностями и выступали за торжество последней. Вера – особая и высшая плоскость бытия человека.

Л.Шестов (1866-1938) любые усилия человека называет богоотступничеством. Чем больше он хлопочет и напрягается, тем больше уходит от Бога. Даже святые, по его мнению, это люди которых обуяла гордыня, они слишком уверены в своем знании, куда идти. Святыми могут быть те, кто старается заслужить спасение самобичеванием и покорностью.

С.Н. Булгаков (1871-1944). Логическое мышление – это болезнь, порожденная несовершенством. Безгрешный человек владеет металогическим мышлением, своего рода ясновидением.

П.Флоренский (1882-1943) рациональная философия слишком плотская, тогда как христианская – философия личности, философия духовности. Отвергал закон тождества. В частности, он не позволяет постичь триединство Бога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.013 с.)