Конституционно-правовой статус Президент РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус Президент РФ



Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Выборы Президента Российской Федерации осуществляются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов.

Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.[1] Президент Российской Федерации может быть переизбран на второй шестилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается.

Но в тоже время, руководствуясь правовым принципом, который гласит: "все, что не запрещено, разрешено", можно с уверенностью утверждать, что законодательство Российской Федерации устанавливает возможность даже после двух сроков пребывания в должности Президента Российской Федерации вновь через какое-то время занять этот пост, поскольку Конституция России ограничивает занятие президентской должности двумя сроками, только если они следуют подряд. После шести лет перерыва бывший Президент Российской Федерации, занимавший эту должность два срока подряд, вправе вновь стать кандидатом в Президенты Российской Федерации.

Конституционных требований к Президенту Российской Федерации не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.[2]

Общая характеристика функций и классификация полномочий Президента Российской Федерации.

Функции и полномочия главы государства определяются конституционным статусом, закрепленным в нормах Конституции. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами) - называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях, как говорилось выше, эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:

- является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

- в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ можно классифицировать по следующим видам: полномочия Президента в отношении органов законодательной власти, полномочия Президента в отношении органов исполнительной власти, полномочия Президента в отношении органов судебной власти, полномочия Президента в отношении органов субъектов РФ, военные, чрезвычайные, внешнеполитические и иные полномочия Президента.

 

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ

 

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые контрольные функции за исполнительной властью посредством принимаемого Государственной Думой федерального бюджета, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом РФ в отставку.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно в разных зданиях Москвы. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного cуда, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. В связи с изменениями порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ с января 2011 г. кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа субъекта Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта на срок его полномочий. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти, представитель от этого органа должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации в десятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента, отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц, определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и решениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета и его заместителей.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты, в состав которой входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию с 25 января по 15 июня и на осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, Комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению.

 

Государственная Дума

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Фе-дерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу избирается 450 депутатов. Система выборов в ГД РФ менялась неоднократно. До 2005 г. действовала смешанная мажоритарно-пропорциональная система с 5% заградительным барьером. С 2005 по 2014 год в результате внесения изменений в закон действовала пропорциональная система с 7 % заградительным барьером. В 2014 году был вновь изменен порядок выборов в ГД РФ. Вновь действует смешанная система с 5 % заградительным барьером для пропорциональной избирательной системы.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. После избрания Председателя Госу-дарственной Думы ее заседания ведут Председатель или заместители Председателя Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии – весеннюю с 12 января по 20 июня и осеннюю с 1 сентября по 25 декабря.

Для предварительной подготовки и проведения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Заседания Совета проводится по понедельникам и четвергам. В его состав входят с правом решающего голоса Председатель Государственной Думы и его заместители, а с правом совещательного голоса – председатели комитетов.

Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся:

– дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;

– решение вопроса о доверии Правительству;

– заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

– назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка;

– назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

– назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента для отреше-ния его от должности.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, по некоторым вопросам Государственная Дума вправе проводить и закрытые заседания.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Думы.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также федеральные и федеральные конституционные законы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в трех случаях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.018 с.)