Место судебной власти в системе разделения властей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место судебной власти в системе разделения властей



Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Недостаточно провозгласить создание правового государства - оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам власти.

Вот как определял правовое государство Б.А. Кистяковский: "Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав".

Отличительным признаком правового государства является гражданское общество, влияющее как на принятие законов, так и на их исполнение. И. Кант считал, что о правовом государстве можно говорить лишь там, где общество независимо от государства располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить своих членов соблюдать определенные нравственные и поведенческие нормы. А из моральных норм соответственно вырастают правовые.

Первые же конституции - в США (1787 г.) и во Франции (1789г.) - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (часть нынешней французской Конституции) включает бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (ст. 16). В США этот принцип существенно дополнен системой "сдержек и противовесов", которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.

Разделение властей и их взаимное уравновешивание, сдерживание и контроль призваны обеспечить влияние суверена, т.е. народа, на государственные решения, а также, благодаря эффективной системе распределения полномочий принятия решений между различными государственными органами, защитить основные права человека и гражданина. Этот принцип обеспечивает рациональность, эффективность государственной власти.

Первая попытка разделения власти в России была предпринята в 1905 г. путем создания Государственной Думы. Неоднократные роспуски Думы царем и парламентский кризис в России в 1993 г. свидетельствуют о том, что подобный опыт для России очень труден.

Зарубежные специалисты отмечают, что традиционная советская идеология отвергала доктрину разделения властей. Она оспаривала тот факт, что эта доктрина успешно функционирует в буржуазных государствах, и считала ее не подходящей для системы советского типа. Утверждалось, что, несмотря на положения ряда западных конституций о закреплении института разделения властей, на практике принцип разделения властей никогда ни в одном государстве не был осуществлен, так как каждое государство является диктатурой определенного класса.

Конституция РФ 1993 г. установила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Такое разделение власти преследует следующие цели: недопущение различными органами власти подмены функций и области действия, создание механизма взаимного контроля и сдерживания ветвей власти, недопущение диктатуры одной из ветвей власти.

Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия не только правовое, но и демократическое государство. Эта норма раскрывается положением ст. 3 Конституции РФ о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Право там, где существуют средства его защиты. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам.

Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Разрешая споры, суд поддерживает и укрепляет режим законности, сдерживает и ограничивает органы власти и управления в пределах их компетенции, установленной законом.

Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. Независимый от власти суд - и гарант прав гражданина, и необходимый компонент демократического суверенитета.

В правовом государстве все делается с оглядкой на суды, судебное толкование и применение законов изучается всеми (как государственными, так и частными) юристами. В правовом государстве, где судебная власть является главной контролирующей константой, судебные решения, судебная практика неизбежно становятся источником права, причем опять-таки главным: "Право страны в нем - это то, что сказали суды".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.007 с.)