Разграничение полномочий и предметов ведения в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разграничение полномочий и предметов ведения в РФ



Предмет ведения это круг вопросов, решаемых высшими ор­ганами государственной власти с помощью установленных конститу­цией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конститу­цией РФ 1993 г.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Рос­сийской Федерации Конституция делит на три группы:

1. Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ);

2. Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

3. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов РФ (ст.73 Конституции РФ)

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и фе­деральных законов, контроль за их исполнением;

- федеративное устройство и территория;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и дея­тельности; формирование федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная собственность и управление ею;

- установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

- установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщеп­ляющиеся материалы;

- федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

- деятельность в космосе;

- внешняя политика и международные отношения Российской Федера­ции, ее международные договоры;

- вопросы войны и мира;

- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

- оборона и безопасность;

- оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

- определение статуса и защита государственной границы, терри­ториального мира, воздушного пространства, исключительной эконо­мической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;

- амнистия и помилование;

- гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

- правовое регулирование интеллектуальной собственности;

- федеральное коллизионное право;

- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая си­стема и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов;

- официальный статистический и бухгалтерский учет;

- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

- федеральная государственная служба.

Кроме данных полномочий по исключительному предмету веде­ния Российской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавли­вающих компетенцию высших органов государственной власти Рос­сийской Федерации и в других федеральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в последующих лекциях.

Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов входит:

- обеспечение соответствия конституций и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- защита прав и свобод человека и гражданина;

- защита прав национальных меньшинств;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- режим пограничных зон;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

- охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физи­ческой культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материн­ства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Рос­сийской Федерации;

- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство;

- законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров Рос­сийской Федерации.

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией, Федеративным договором и други­ми федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возмож­ность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.024 с.)