Конституционные принципы организации и деятельности органов Российского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные принципы организации и деятельности органов Российского государства



Единство системы государственной власти в Российской Федерации обуславливает единство принципов организации и деятельности государс­твенных органов. К числу таких принципов относятся: формирование госу­дарственных органов народом или по его поручению соответствующими ор­ганами власти; самостоятельность органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государс­твенной власти в Российской Федерации; законности в деятельности госу­дарственных органов; осуществления полномочий государственных органов в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина; употребле­ния в органах государственной власти национальных языков наряду с русским.

Формирование государственных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти - основополагающий принцип. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть наряду с другими организационно-пра­вовыми формами и через органы государственной власти. При этом консти­туционная норма определяет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно путем вы­боров многонациональный народ Российской Федерации формирует предста­вительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента России и президентов тех республик в составе Российской Фе­дерации, где их Конституциями предусмотрена такая должность. Органы ис­полнительной и судебной власти образуются в свою очередь, вышеуказанны­ми органами. Глава Правительства Российской Федерации назначается Пре­зидентом России с согласия Государственной Думы, члены Правительства назначаются решениями Президента России. Судьи Конституционного, Вер­ховного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента России.

Важнейшим принципом организации и деятельности государственных ор­ганов является установленный в Конституции РФ (ст. 10) принцип разделе­ния государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Согласно указанному принципу, ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конститу­цией Российской Федерации и другими законами. Действуя в этих преде­лах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона.

Принцип территориальной организации властных структур вытекает из федеративного устройства России. В соответствии со статьей 11 Конститу­ции РФ государственную власть на территории России в целом осуществля­ют федеральные органы: Президент Российской Федерации, Федеральное Соб­рание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российс­кой Федерации, а также суды Российской Федерации. Эта же норма Конститу­ции России устанавливает, что государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляется образуемыми ими государственными ор­ганами. Важно обратить внимание на то, что и Российская Федерация, и каж­дый ее субъект самостоятельно определяет организацию своих властных структур, Так, ст. 71 п. "ч" Конституции РФ закрепляет право самой России устанавливать системы федеральных органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Что каса­ется системы органов государственной власти республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, автономных окру­гов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных орга­нов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 п. 1 Конституции РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти в Российской Федерации также определяется федера­тивным устройством нашего государства. В соответствии со ст. 11 п. 3 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией Рос­сии, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Смысл такого разграничения, исходящий из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения наро­дов в Российской Федерации, состоит в том, что по вопросам, имеющим обще­федеральное значение, решения должны приниматься федеральными органами государственной власти, вопросы, имеющие значение и для Федерации, и для ее субъектов, должны решаться совместными усилиями центра и мест и, на­конец, сами субъекты по вопросам, имеющим исключительно местное (респуб­ликанское значение, должны обладать всей полнотой государственной влас­ти. Данный принцип реализован в положениях ст. ст. 71-73 Конституции РФ.

Принцип правового государства, который предполагает во-первых, за­конность в деятельности органов государственной власти означает стро­гое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого го­сударственного органа в целом и любого его должностного лица. И во вторых, предус­матривает осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.006 с.)