Экономическая основа конституционного строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая основа конституционного строя



 

«В Российской Федерации, – гласит ст.8 Конституции, – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на

социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам. Они выражаются в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах: частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции РФ установлено (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности

народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ (ст. 36) предусмотрено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с земельным законодательством граждане и юридические лица – собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик, краев, областей городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Социальное государство

 

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства. Способы для достижения этой цели различны.: с помощью трудового права; государственного вмешательства в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат социальных пособий; сглаживания имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчения экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения путем земельной реформы; устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда).

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социального обслуживания, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Ставя перед собой цель построения социального государства, Российская Федерация в настоящее время находится в начале пути к достижению этой цели. Социально-экономические программы не реализуются в полной мере. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности не снижается. Усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения. Остается надеяться, что Российская Федерация реализует конституционные нормы, определяющие социально-экономические права, и добьется фактического продвижения по всем выше перечисленным направлениям.

 

Светское государство

 

Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 17 Конституции Российской Федерации).

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

В мире имеется ряд клерикальных государств, где церковь оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Религиозные объединения Российской Федерации действуют на основании Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 28 февраля 2008 г. и 23 июля 2008 г.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)