Укажите четыре отличия человека от животного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите четыре отличия человека от животного.



При выполнении данного задания необходимо обратиться к разделу «Философская антропология» и проблеме сущности человека, который сочетает в себе как черты живых природных объектов, так и комплекс общественных по своему происхождению свойств, порожденных опытом социального взаимодействия. Как раз эти-то социальные по своему происхождению свойства и будут отличать человека от животного. Остается только зафиксировать эти свойства, например: словесная речь, способность к абстрактному мышлению, сознание, способность к деятельности и т.п.

Практика показывает, что наиболее сложной разновидностью заданий является раскрытие каких-либо теоретических положений на конкретном примере. Раскрытие предполагает не просто приведение примеров, но и некоторый комментарий к каждому примеру, поясняющий его связь со свойствами заданного в условии объекта или процесса. Продемонстрируем это на задании № 5:

Раскройте на трех примерах глобальный характер экологических проблем современного мира.

Отправной точкой выполнения задания является актуализация информации о глобальных проблемах и их признаках. Напомним, что глобальными называются проблемы, значимые для всего человечества, ставящие под угрозу выживание человечества как биологического вида, требующие совместных усилий всего человечества для снятия остроты и требующие последующего решения. Экологические проблемы - это проблемы во взаимоотношениях человечества с природной средой.

Возможны два логических пути выполнения задания: можно сначала привести примеры экологических проблем, затем соотнести их с признаками глобальных проблем и составить необходимый комментарий. Допустим, таяние полярных льдов вызывает постепенный подъем уровня Мирового океана и в перспективе затопление значительных участков суши. Какой признак глобальных проблем отражает этот пример? Наверное, актуальность для населения всех континентов мира. Формулируем ответ: «Таяние полярных льдов, вызывающее постепенный подъем уровня Мирового океана и в перспективе затопление значительных участков суши, актуально для населения всех континентов мира. Все они имеют определенные приморские и речные территории». Аналогичным образом подбираем, соотносим с общими признаками глобальных проблем и другие примеры экологических проблем.

Другой логический путь - подбор примеров по конкретным признакам глобальных проблем и соответствующий комментарий. Заметим, что отсутствие комментария, т.е. простое приведение примеров глобальных проблем, равно как и упоминание признаков глобальных проблем, не позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку ответа. Целесообразно пытаться составить хотя бы один комментарий к примеру.

В целом, опытные педагоги предлагают следующие рекомендации для успешного решения такого рода задач:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2. Определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии.

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться. Для этого, выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию, по которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с условиями задачи.

4. Наметив предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием, продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них; можно ли считать предложенный Вами путь решения задачи единственно возможным;

Особый интерес представляют задания, где требуется написание сочинения в жанре философского эссе по одной из предложенных тем.

Истоки философского эссе, по мнению многих исследователей, можно найти в живой человеческой речи, так как эссе строится, прежде всего, по типу свободных размышлений, где происходит своеобразное соединение мысли, образа и бытия в попытке их уравновешивания. «Эссе - частью признание, как дневник, частью рассуждение, как статья, частью повествование как рассказ», - говорил М.Эпштейн в своем знаменитом «Эссе об эссе» и предупреждал, что стоит этому жанру «обрести полную откровенность и чистосердечность интимных излияний, и он превращается в исповедь или дневник. Стоит увлечься логикой рассуждения, диалектическими переходами, процессом порождения мысли - и перед нами статья или трактат. Стоит впасть в повествовательную манеру, изображение событий, развивающихся по законам сюжета, -и невольно возникает новелла, рассказ, повесть».

Следует подчеркнуть, что свобода содержания и формы эссе не делает этот вид учебного задания неохватным и неопределенным. Стержнем эссе становится тема, выбранная студентом для личностного размышления и изложения. Как правило, это какие-то проблемные высказывания, нередко выраженные в афористической форме. Например: «Мудрость – дочь опыта» (Леонардо да Винчи); «Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (И.Гете); «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций); «Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр) и др.

Осуществив выбор темы, и приступив к выполнению задания, следует выявить проблему, поднятую в высказывании, раскрыть ее, сформулировать свое аргументированное отношение к ней. При этом важно, с одной стороны, продемонстрировать понимание сущности проблемы и владение философскими знаниями. С другой - нельзя забывать о том, что Ваш личностный подход к теме не исключает, а предполагает обязательное использование категориально-понятийного аппарата философии.

Рассмотрим технологию написания мини-сочинения на примере № 6. Это - высказывание Л. Фейхтвангера «Познание и жизнь неотделимы».

Итак, работу по написанию мини-сочинения можно начать с прочтения высказывания и определения раздела философского знания, в контексте которого его необходимо раскрыть. В данном случае требуется раскрыть высказывание в гносеологическом контексте.

Далее определяем проблему, поднятую Л. Фейхтвангером: роль познания в деятельности человека и функционировании общества. Ее необходимо зафиксировать в тексте мини-сочинения.

Следующий шаг чрезвычайно важен - разбиваем проблему на несколько составляющих, выявляем аспекты проблемы, которые в дальнейшем и будем раскрывать, показывая роль познания в жизни человека и общества. Например, познание мира и себя самого как одна из потребностей человека; познание как биологический механизм, изначально заложенный в человеке; деятельность человека и познание; социализация человека и познание. Далее можно выявить аспекты, касающиеся не отдельной личности, а общества в целом: связь общественного производства с познанием; познание в контексте выживания общества в условиях ограниченных ресурсов, глобальных проблем и т.п. Так наметились основные направления раскрытия проблемы, появился своеобразный «скелет» мини-сочинения.

Следует подчеркнуть, что совершенно необязательно раскрывать в мини-сочинении все выявленные аспекты, можно выбрать несколько наиболее выигрышных из них. Однако, рекомендуем зафиксировать в тексте сочинения все выявленные аспекты, а затем указать, какие из них будут развернуты. В конечном итоге, этап выявления проблемы и членения ее на отдельные аспекты представляется чрезвычайно важным, поскольку именно наличие четкой структуры сочинения, отражающей структуру проблемы, поднятой в высказывании, создает условия для написания качественной работы и получения высокой оценки.

Следующая часть работы связана с определением свого отношения к выявленной при анализе высказывания проблеме. Невозможно не согласиться с высказанной Л. Фейхтвангером точкой зрения и это следует четко зафиксировать в тексте мини-сочинения, поскольку наличие собственной позиции - один из учитываемых при оценке элементов работы.

Можно рекомендовать четкое и внятное выражение собственного отношения к позиции автора высказывания, поскольку во многих случаях студентам не удается передать свое отношение через контекст, систему обоснований и аргументов, что может снизить оценку. Иногда проблема, поднятая автором высказывания, настолько сложна, что практически невозможно дать однозначный ответ. В этом случае рекомендуем зафиксировать в тексте мини-сочинения этот факт и привести аргументы «за» и «против». Это тоже будет выражением и аргументацией собственной позиции по поднятой автором высказывания проблеме.

Вернемся к выявленным аспектам проблемы. Если Вы согласны с позицией автора высказывания, то раскрытие этих аспектов будет совпадать с аргументацией Вашего мнения. Не забудьте о логике построения основного содержания мини-сочинения: раскрытие каждого аспекта и проблемы в целом должно работать на подтверждение основной мысли - познание является неотъемлемым элементом жизни человека и общества, то есть, познание играет огромную роль в жизни человека и общества.

Далее наметьте круг вопросов, которые будут раскрыты подробно. Продумайте и, возможно, зафиксируйте в черновике круг понятий и теоретических положений, которые предстоит использовать. Вспомните, известны ли Вам философы и ученые, изучавшие этот аспект проблемы. Не страшно, если нет возможности привлечь этот материал, но, уместно введенный в контекст мини-сочинения, он является очень выигрышным.

Наконец, подумайте о том, какие факты понадобятся для раскрытия проблемы. В принципе, могут быть использованы факты из общественной жизни и истории культуры. Категорически не рекомендуется использовать при написании мини-сочинения повседневный бытовой опыт: в необобщенном, первозданном виде его использование может свидетельствовать о низком качестве теоретической подготовленности студента, что существенно снизит оценку работы. Хотим предостеречь также от использования не очень знакомого исторического и литературного материала - нередко студенты допускают подобные ошибки, что снижает впечатление от сочинения. Кроме того, вырванные из общественно - научного контекста факты могут исказить философские размышления студента.

В каком качестве могут использоваться отобранные для раскрытия проблемы материалы? Как правило, они привлекаются как иллюстрация основных теоретических положений или рассуждений студента, но могут являться и отправной точкой размышлений. Однако, чрезмерное увлечение фактами в процессе написания философского эссе, может привести к тому, что оно потеряет характер размышления, т.е. свою теоретическую составляющую.

Таким образом, выстраивается структура философского мини-сочинения в его наиболее значимых элементах. Остается только реализовать ее.

Подводя итог, обратим внимание на необходимость соблюдения в философской работе правил орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Подобные ошибки не являются основанием для уменьшения балла за выполнение задания, но они явно снижают впечатление от работы студента.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. 20 лекций по философии: учебное пособие / Под ред И.А. Лойфмана. – Екатеринбург.: Изд – во Уральского ун – та, 2002. – 200с.

2. Введение в философию: учебное пособие / И.Т. Фролов [и др.]. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – 623 с.

3. Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин; Московский государственный университет. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Проспект, 2007. - 604 с.

4. Всемирная энциклопедия: Философия. XX век / Под ред. А.А. Грицанова. - М.: Минск: АСТ; Харвест; Современный литератор, 2002. - 975 с.

5. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: Учебник для вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко; Под ред.В.В.Ильина. Ростов н / Д: Феникс,2001. - 510 с.

6.Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для вузов / В.Д. Губин. – М.: Омега, 2006. – 340 с.: ил.

7. Жоль К.К. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / К.К. Жоль. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 351 с. - (Bibliotheca studiorum).

8. Ильин В.В. Философия: учебник для вузов в 2-х т. Т. 1/ В.В. Ильин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 784 с.

9. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. - М.: Политиздат, 1991.

10. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Центр, 2005. - 271 с.

11. Романов И.Н., Костяев А.И. Философия. Исследования – тексты – схемы - таблицы – упражнения – тесты: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. -352 с.

12. Современный философский словарь / С.А. Азаренко, В.М. Андрианов, Д.В. Анкин и др.; Под ред. В.Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект,2004. - 863 с. - (Summa).

13. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики,2008. – 735 с.

14. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие для вузов / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт, 2008. – 335 с.

15. Философия: Учебник для вузов / С.И. Дудник, А.Ф. Замалеев, Э.Ф. Караваев и др.; Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.:Юрайт,2004. - 520 с

16. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов: В 3 ч. / З.А. Александрова, Е.В. Аралова, С.М. Бабинцев и др.; Московский педагогический государственный университет. - М.:ВЛАДОС, 2001. - 671 с.

17. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для вузов / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Проспект,2004. - 576 с.

18. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2001. –502 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.019 с.)