Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии. Понятие социального.

Поиск

Объект и предмет социологии. Понятие социального.

Социология -это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Объект науки: 1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. 3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет социологии. Несколько подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни.2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. 3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации

В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.


Свойствами социального являются:
1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.
2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом, характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.
3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.
4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

 

Социология в России.

5 этап: с 1960х годов по настоящее время.

1. "Второе рождение социологии".

Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений и процессов социальной жизни было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны,

проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии

К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука о законах и

движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически

сменяющих друг друга общественных формаций

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.

В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе, упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.

В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги

многих исследований:

1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий

круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.

1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина. И др.

Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно

отметить следующие: Заславская "Принцип материальной заинтересованности и

оплата труда в колхозах", "Современная экономика колхозов.

Также были работы посвященные:

- сфере социологии труда и промышленной социологии

- Изучению социальной структуры общества

- Образ жизни

- Проблемы рабочего и внерабочего времени

- Развитию социологии семьи

- сфере социологии личности наиболее

-Рассмотрению проблем образование и культуры

- Уделялось внимание и изучению общественного мнения

 

 

Общество представляет собой системную организацию соц взаимодействия и соц связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую.

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество обладает рядом признаков:

1. Общество - это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом.

2. Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер.

3. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов.

4. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом).

Типология: 1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (первобытные племена) 2)сложные – сущ-т иерархия соц слоев, несколько уровней управ-ия (для гос-ва). 1)первобытно-общинное 2)рабовладельческое 3)феодальное 4)капиталистическое 5)коммунистич. 1)доиндустриальные (традиционные) – сел хоз-во, церковь, армия, закрытое общ-во 2)индустриальные – развитая промышл-сть, свободные, открытые общ-ва 3)постиндустриал – инф-ция, достижения научно-техн революции.По полит. приз-м: 1)демократич. (гражданское общ-во) 2)тоталитарное (гос-во подавляет личность) 3)авторитарное.Также сущ-ют общ-ва на основе их религии (напр. мусульмансоке или христианс.)

Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага, удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы.Экономическая сфера - это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, обороты капиталов и т. п.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения.

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства.Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д.

с Общество представляет собой системную организацию соц взаимодействия и соц связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую.

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество обладает рядом признаков:

1. Общество - это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом.

2. Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер.

3. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов.

4. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом).

Типология: 1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (первобытные племена) 2)сложные – сущ-т иерархия соц слоев, несколько уровней управ-ия (для гос-ва). 1)первобытно-общинное 2)рабовладельческое 3)феодальное 4)капиталистическое 5)коммунистич. 1)доиндустриальные (традиционные) – сел хоз-во, церковь, армия, закрытое общ-во 2)индустриальные – развитая промышл-сть, свободные, открытые общ-ва 3)постиндустриал – инф-ция, достижения научно-техн революции.По полит. приз-м: 1)демократич. (гражданское общ-во) 2)тоталитарное (гос-во подавляет личность) 3)авторитарное.Также сущ-ют общ-ва на основе их религии (напр. мусульмансоке или христианс.)

Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага, удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы.Экономическая сфера - это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, обороты капиталов и т. п.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения.

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства.Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д.

 

Окружающая среда политики. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Гражданское общество (понятие, структура, функции). Исторические типы и формы существование гражданского общества. Проблемы и перспективы развития (становления) гражданского общества в современной России.

Политика – деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

Экономика – исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами и взаимоотношениями людей. В этом существо проблемы. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними – все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика. Экономическая политика – это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики.

Право и политика» понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право - система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно - такой же ограничитель власти, как и традиция, сила, обычай, религия или мораль. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но, с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Гражданское о́бщество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Функции:

1. Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.
2. Политико-правовые: - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, Политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.
3. Культурные: - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.
4. Социальные: - это наличие класса среднего собственника

Исторические формы (модели):

Англо-американская основана на свободе индивида и не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества. Евроконтинентальная основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности. Российская означает создание институтов представительной власти при сохранении всей полноты ее в руках монарха.

По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. Абсолютизм - форма государства, в котором вся полнота власти сосредоточена у монарха. Конституционализм противостоит абсолютизму как форма правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами.

Стадии социализации

Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения `мир и я` характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

 

14. Социальная структура личности. Понятие социального статуса и социальной роли.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности.

В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается должностью человека и отражается как во внешнем поведении (одежде, лексиконе и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы:

1) предписанные – навязанные обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обусловленные этническим происхождением, местом рождения и т. д.;

2) приобретенные (достигнутые), которые определяются усилиями самого человека (писатель, ученый);

3) естественные, предполагающие существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины);

4) профессионально-должностные – это базисный статус для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, социальные статусы – это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между объектами общественных отношений.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие социальной роли было введено в научный оборот независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом.

Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:

1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способ получения – одни предписывают, другие завоевывают;

3) масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

4) формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивация – на общее благо, на личную прибыль и т. д.

Таким образом, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

 

15. Социальная динамика личности: социализация (этапы (стадии), агенты, условия, механизмы).

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к воздействию на людей, самоактуализации. В третьей фазе происходит интеграция индивида в группу.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это все социальные субъекты, социальные институты, посредством коих индивиды обучаются культуре

Фактор социализац – социальная среда среда. 4 стадии: ранняя (до школы, агент-семья), обучение (агент-школа), соц зрелость, завершение жизн цикла. Основной объект социализации с точки зрения Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в кот осуществл осн соц связи и социализац личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, сопоставляя себя с ними.

Общественные условия социализации:

1.Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).

2.Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)

Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

Этапы соц-ции:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

2. Вторичная социализация:

- профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре.

включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.

- пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Механизмы социализации:

Например: З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

 

Объект и предмет социологии. Понятие социального.

Социология -это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Объект науки: 1) Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. 2) Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск. 3) Поле исследовательской деятельности.

Предмет социологии. Несколько подходов к определению предмета социологии.
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни.2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. 3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации

В узком смысле под предметом социологии понимают:
1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека; как члена социальной общности; социальный слоя; социального института; мотивы поведения в конкретной общественной ситуации, его потребности, жизненные ориентации, внутренний мир.
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются институциональный, стратификационный, управленческий. И другие уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания.
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты): социально-демографические, национальные; социально-профессиональные и т.д.
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических, транс-культурных позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение из знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, закрепленных в коллективном сознании.


Свойствами социального являются:
1) Социальное – это общее свойство, которое присущее различным группам индивидов и являющееся результатом интеграции различных свойств общественных отношений.
2) Социальное выражает обусловленное современными общественными отношениями взаимоположение индивидов, таким образом, характер и содержание отношений между индивидами, группами зависит от места, роли, которые он занимает и выполняют в обществе.
3) Социальное проявляется в отношениях различных индивидов и групп друг к другу, к своему положение в обществе, явлениям и процессам, происходящим в обществе.
4) Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.

Социология, изучая социальное, стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения проявляющееся в сферах жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.013 с.)