Основы организации деятельности банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации деятельности банка



ВВЕДЕНИЕ

 

Открытое акционерное общество “АСБ Беларусбанк” – крупнейшее универсальное кредитно-финансовое учреждение Республики Беларусь. Укрепляя свои позиции на финансовом рынке, банк предлагает своим клиентам комплексное обслуживание. Основные принципы работы банка – конструктивный диалог с партнерами, внимание к их проблемам, оперативное принятие решений, опыт т профессионализм.

В Вороновском районе первая сберегательная касса № 6443 была образована 1 августа 1944 в г.п.Радунь, а в г.п.Вороново сберкасса №6449 образована 15 августа 1944 года и под таким названием просуществовала до 1987 года. В 1987 году после преобразования Сберегательных касс в государственный Сберегательный банк, Вороновская сберегательная касса начала именоваться Вороновское отделение №6449 Сберегательного банка СССР. Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1995 года и решения собрания акционеров акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» от 30 августа 1995 года.

Филиал № 403 Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк» в г.п. Вороново создан в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк» по решению Правления Банка с письменного согласия Национального банка Республики Беларусь.

Филиал осуществляет свою деятельность под организационным и методологическим руководством филиала – Гродненского областного управления Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк», которому Филиал подчинен по территориальному принципу.

В своей деятельности Филиал руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями органов управления Банком, Положением о филиале, а также локальными нормативными правовыми актами Банка.

Филиал Банка является его обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения Банка. Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале.

Филиал осуществляет следующие виды деятельности:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от имени Банка на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;

- валютно-обменные операции.

Филиал осуществляет и другие банковские операции в пределах полномочий, установленных локальными нормативными правовыми актами Банка.

Структурная сеть филиала представлена 10-ю отделениями (городское – 1 отделение, сельские – 9 отделений) и операционным отделом. Все отделения и операционный отдел работают в удобное для населения время. В населенных пунктах, где нет отделений банка, согласно договору поручения №275 от 04.09.2001г., заключенному с РУП «Белпочта», 10 отделений связи оказывают населению вкладные услуги. Сегодня население может выбрать для размещения денежных средств любой из 11 видов вкладов в белорусских рублях и 10 видов в иностранной валюте. Причем сделать это можно как на короткий срок, так и на период до 5 лет.

Через банк осуществляется выплата социальных и «военных» пенсий. На 01.01.2009г. через отделения филиала получают пенсию 1691 Минсоцзащиты и 72 пенсионера МО, МВД и КГБ, в т.ч. 252 пенсионера получают пенсию по пластиковым карточкам. Удельный вес общего числа пенсионеров, получающих пенсию через отделения филиала, составляет 16,8% от проживающих в районе пенсионеров.

В операционном отделе филиала работает консультант. Этот специалист помогает клиентам определиться в сотрудничестве с банком, в том, какая услуга или продукт им нужны.

В решении задач повышения качества обслуживания ОАО «АСБ Беларусбанк» значительное внимание уделяет вопросам максимального приближения банковских услуг к клиенту, расширению их спектра, а также установлению времени обслуживания, наиболее приемлемого для клиентов, повсеместному внедрению принципа обслуживания «одно окно». Особое внимание уделяется организации предоставления полного комплекса розничных услуг в отделениях банка, расположенных в сельской местности, в том числе в агрогородках.

Высокая культура обслуживания в сочетании с широким спектром предлагаемых услуг – это, несомненно, те составляющие, которые положительно, влияют на результат деятельности банка и создают ему имидж солидного, современного, отвечающего требованиям времени финансового учреждения. Для ОАО «АСБ Беларусбанк» важен каждый клиент, и филиал старается удовлетворить его потребности в банковских продуктах и услугах. Работа с населением непростая, но интересная, требующая индивидуального подхода к каждому клиенту.

Одной из отличительных и привлекательных особенностей банка является его полная информационная открытость и доступность услуг благодаря широкой структурной сети, максимально приближенной к населению. Банк осуществляет свои услуги даже в отдаленных сельских пунктах, в том числе и через банковских мобильных агентов.

ОАО «АСБ Беларусбанк» недаром называют народным банком. Традиция активно работать в сфере розничного бизнеса, предоставлять банковские услуги простому человеку берет начало со сберегательных касс. И этой традицией дорожит и филиал № 403 ОАО «АСБ Беларусбанк».

Объектом изучения данной работы избрана деятельность ОАО «АСБ Беларусбанк» на примере филиала № 403 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. п.Вороново.

Предмет исследования – организация кассовой работы в банке, организация учетно-операционной работы, банковское обслуживание физических лиц, кредитный процесс в банке с участием юридических лиц, организация и проведение валютно-обменных операций с участием юридических лиц.

Цель работы – разработка предложений по улучшению банковского облуживания физических лиц, по расширению спектра услуг для населения, определение путей повышения эффективности банковской деятельности.

Задачи данной работы дать полную характеристику:

- основных направлений хозяйственной деятельности банка;

- социально – трудовых показателей банка;

- депозитных операций банка;

- операции с банковскими пластиковыми карточками;

- выплаты банками заработной платы, прочих доходов населения;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность банка.

Данный отчет базируется на законодательных и нормативных актах Национального банка Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь, литературе, периодических изданиях, бухгалтерской и статистической информации ОАО «АСБ Беларусбанк».

 

Основной задачей отчета по производственной технологической практике является рассмотрение и порядок осуществления в банке следующих тем:

 

1. Основы организации деятельности банка

2. Организация учетно-операционной работы банка

3. Расчетные операции банка. Контроль и учет расчетных операций

4. Межбанковские расчеты. Порядок их организации и проведения

5. Лизинговые операции, их учет

6. Кассовые операции банка и их учет

7. Оформление и учет валютных операций

8. Кредитные операции банка, их учет

9. Операции банка с ценными бумагами и их учет

10. Депозитные операции банка, их учет

11. Учет имущества и фондов банка

12. Доходы, расходы и прибыль банка, их учет

13. Отчетность банка

 

 

Характеристика учетно-операционной работы банка, первичной документации и документооборота. Организация работы архива. Структура органов учета и контроля в банке. Организация аналитического и синтетического учета, соответствие их данных. Организация работы дня банка. Порядок составления ежедневного баланса банка.

Основными участниками учетно-операционной работы банка являются ответственные исполнители. В банке разрабатываются и утверждаются главным бухгалтером банка основные должностные инструкции ответственных исполнителей. Рабочий день ответственного исполнителя должен быть организован так, чтобы обеспечить своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых операций и отражение их в учете по балансовым и внебалансовым счетам.

Банковский день – время работы с клиентами и службами. Операционный день состоит из времени работы с клиентами и времени на завершение обработки информации.

Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить следующие условия:

1. Все операции по расчетно-кассовым документам клиентов, поступившие в течение банковского дня, отражаются в учете в тот же операционный день.

2. Оплата всех расчетно-кассовых документов с текущих счетов клиентов производится за счет средств на этих счетах на начало дня.

3. Передача информации на расчетный центр НБ производится по установленному графику.

4. Расчетно-кассовые документы, подлежащие отправке другим банкам по почте, передаются предприятиям связи в день совершения операций.

Учетно-операционный аппарат банка по своим обязанностям подразделяется на 2 группы:

Ø Отдел банковского обслуживания – занимается учетом активных и пассивных операций банка и работает по обслуживанию юридических лиц.

Ø Отдел внутрибанковских операций – занимается учетом имущества, расчетами по оплате труда, расчетами с подотчетными лицами, налогообложения, учетом прочих видов хозяйственной деятельности банка.

Все операции банка – активные и пассивные – совершаются на основании расчетно-кассовых документов. Расчетно-кассовые документы, которые поступают в банк от клиентов, от других банков либо составляются в банке, должны содержать информацию о характере операции, позволяющую проверить законность и осуществлять банковский контроль.

Все расчетно-кассовые документы банка подразделяются на:

ü Кассовые;

ü Мемориальные;

ü Внебалансовые.

Предоставление права подписи на расчетно-кассовых документах оформляется приказом по банку, в котором указывается:

- Фамилия Имя Отчество должностного лица

- Наименование должности

- Характер предоставленного права подписи

Должностное лицо банка, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершения операций по этому документу и отражению его в учете.

Документы должны проходить по всем стадиям их обработки в банке – что называется документооборотом. В графике документооборота указывается стадия обработки документа и время. Обработка документов начинается с их поступления в банк через отделение связи или Международный расчетный центр.

Банк должен обеспечить сохранность бухгалтерских документов и отчетности банка в соответствии со сроками хранения, установленными законодательством РБ. Ответственность за организацию хранения документов несет руководитель банка. Приказом руководителя банка должны быть определены места для хранения документов, а также назначены лица, ответственные за обеспечение их сохранности. Хранение документов осуществляется в архиве банка, который должен быть оборудован металлическими стеллажами либо сейфами и отвечать требованиям пожарной безопасности. Доступ посторонних лиц к документам, хранящимся в архиве, должен быть ограничен. До передачи в архив банка документы хранятся в текущих архивах структурных подразделений, металлических сейфах или несгораемых шкафах. [Приложение 3]

В целях безопасности на случай непредвиденных обстоятельств ввиду трудоемкости восстановления данных в несгораемых сейфах следует хранить:

o Годовой отчет банка за последний отчетный год;

o Кассовые журналы за текущий месяц;

o Кассовые документы за последние 12 месяцев;

o Мемориальные документы за текущий месяц.

Основной формой аналитического учета в банке являются лицевые счета, которые отражаются в разрезе балансовых и внебалансовых счетов. Информация по операциям, проведенным за день по лицевому счету клиента, выдается в форме выписки на бумажном носителе или в электронном виде. Предназначенные для выдачи клиентам выписки заверяются штампом банка. Выписки по лицевому счету клиента вместе с приложениями передаются лицам, имеющим право первой подписи или второй подписи по данному счету либо представителям клиента по доверенности.[Приложение 24]

Основными формами синтетического учета в банках являются:

- Кассовые журналы;

- Оборотные ведомости;

- Проверочные ведомости.

Поскольку основной формой аналитического учета выступают лицевые счета, то проверка записей в них производится ответственными исполнителями ежедневно на основании расчетно-кассовых документов. По внутрибанковским операциям аналитический учет ведется в карточках, книгах, лицевых счетах работников банка, журналах. Сверка аналитического и синтетического учета по этим операциям производится на первое число каждого месяца. Для этого используется ведомость остатков, итог которой сверяется с остатком по соответствующему лицевому счету в проверочной ведомости. Проверочная ведомость и ведомость остатков подписываются ответственным исполнителем и главным бухгалтером.

Источником полной и достоверной информации о состоянии банковской деятельности за отчетный период является баланс. На каждый вид актива, обязательства и капитала банка открываются отдельные счета БУ. Все счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

Итоговые статьи баланса «Всего активов» и «Всего пассивов» отражают равные друг другу суммы, которые называются валютой баланса.

Расчеты чеками. Порядок выдачи чековых книжек юридическим, физическим лицам. Порядок приема и оплаты банками чеков из чековых книжек. Пополнение чековой книжки, продление срока ее действия. Учет операций по расчетам чеками.

Разновидностью дебетового перевода является перевод средств по чеку. Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа средств чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодателю..[Приложение 29]

Для получения платежа по чеку не требуется получение акцепта банка-плательщика по чеку. Чековая книжка действительна 1 год, расчетный чек – 30 дней с момента выписки. Чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но, в отличие от платежного поручения, чек передается плательщиком предприятию, то есть получателю платежа, в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Бланки чековых книжек и расчетных чеков до момента их выдачи клиенту учитываются на внебалансовом счете 99846 «Прочие бланки строгой отчетности» в условной оценке «1 рубль за 1 бланк» и находятся на хранении в кладовой банка.

Для получения чековой книжки юридическим лицом предоставляется:

· заявление-обязательство;

· платежное поручение на перечисление денежных средств с текущего счета на счет специального режима

Дт 3012 Кт 3172

На основании заявления-обязательства банк чекодателя открывает счет специального режима, на который по платежному поручению клиента перечисляются денежные средства по 4-ой группе очередности платежей. Ответственный исполнитель банка получает у заведующего кассой бланк чековой книжки по требованию и оформляет чековую книжку клиента, но при этом убеждается в личности представителя юридического лица. Первым листом чековой книжки является контрольный талон с корешком. После заполнения всех обязательных реквизитов ответственный исполнитель банка чекодателя передает заявление-обязательство, платежное поручение, контрольный талон и чековую книжку работнику банка, осуществляющему дополнительный контроль операций по выдаче расчетных чеков, который проверяет правильность оформления всех документов и ставит свою подпись на заявлении-обязательстве, платежном поручении клиента, контрольном талоне, обложке чековой книжки. На обложке чековой книжки ставится печать банка.

Принятые в оплату чеки предоставляются чекодержателем в обслуживающий его банк вместе с поручением-реестром, которое составляется на каждый банк чекодателя. На всех экземплярах поручения-реестра проставляется дата оплаты. Принятые к оплате чеки оплачиваются со счета специального режима:

Дт 3172 Кт 3012

Оплаченные чеки вместе с 1 экземпляром поручения-реестра остаются в документах дня, 2-ой экземпляр передается чекодержателю. Чеки из чековой книжки и расчетные чеки оплачиваются со счета специального режима только при наличии средств на этом счете. В случае отсутствия на этом счете денежных средств чеки возвращаются в банк чекодержателя без оплаты.

Зачисление денежных средств на счет чекодержателя и списание в расход остатка по счету 99871 осуществляется следующим образом:

Дт 3012 Кт 3172

Дт 3172 Кт 3012

При наличии денежных средств на счете специального режима банк чекодателя по письменному заявлению клиента может продлить срок действия чековой книжки, но при наличии неиспользованных чеков чековая книжка продлевается еще на 1 год, о чем делается отметка на обложке чековой книжки.

При наличии неиспользованных чеков в чековой книжке и отсутствии денежных средств на счетах специального режима производится пополнение счета специального режима платежным поручением клиента. Пополнение счета отражается в чековой книжке и на лицевой стороне следующего неиспользованного чека производится запись «Дополнительный взнос в сумме (цифрами и прописью)» за подписью ответственного исполнителя, контролирующего работника печатью банка.

 

Характеристика организации кассовой работы в банке: приходной, расходной, приходно-расходной, вечерней, валютной касс, кассы пересчета. Порядок инкассирования денежной наличности и перевозки ценностей.

 

При организации кассового обслуживания клиентов обособленные и структурные подразделения ОАО «АСБ Беларусбанк» обязаны обеспечивать соблюдение законодательства РБ и безусловную сохранность ценностей, находящихся в обособленных и структурных подразделениях ОАО «Белагропромбанк».

Обязанности и права работников, осуществляющих кассовые операции, определяются должностными инструкциями, разработанными в соответствии с действующим законодательством РБ, с учетом требований нормативных правовых актов НБ РБ, локальных нормативных правовых актов ОАО «Белагропромбанк» и Правил организации кассовой работы в ОАО «Белагропромбанк».

Для выполнения операций с денежной наличностью и другими ценностями, а также осуществления кассового обслуживания клиентов в обособленных и структурных подразделениях ОАО «Белагропромбанк» создаются кассовые узлы. Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. При оборудовании кассовых узлов могут применяться индивидуальные технические и планировочные решения, которые не противоречат основным техническим требованиям.

Для хранения ценностей используются хранилища ценностей.

Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности обособленные подразделения ОАО «Белагропромбанк» могут открывать у себя и в своих структурных подразделениях с учетом необходимости и требований Правил организации кассовой работы в ОАО «Белагропромбанк» приходные, расходные, приходо-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчета, устанавливать банкоматы и платежно-расчетные терминалы в соответствии с требованиями законодательства РБ.

Целесообразность открытия касс, структурных подразделений, их количество, численность кассовых работников, установка банкоматов и платежно-расчетных терминалов определяется руководителем обособленного подразделения ОАО «Белагропромбанк».

Открытие касс, структурных подразделений оформляется приказом руководителя обособленного подразделения ОАО «Белагропромбанк», в котором определяются:

ü Названия касс и присвоенные им номера

ü Режим работы, включая продолжительность рабочего дня, периодичность и продолжительность технических и обеденных перерывов, время работы с клиентами

ü Перечень совершаемых в кассах операций

ü Порядок документооборота и передачи информации об операциях, совершенных в структурных подразделениях ОАО «Белагропромбанк»

ü Порядок отчета касс работников перед заведующим операционной кассой и хранения ими ценностей после окончания рабочего дня (в нерабочее время)

Для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня в банке создаются приходные кассы.

Для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня в банке создаются приходные кассы. Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по следующим документам:

Объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции.[Приложение 26]

Ø Приходный ордер [Приложение 22,23]

Ø Извещение, представляющее собой комплект документов, состоящий из извещения и квитанции

Ø Комплект квитанций

Ø Приходный кассовый ордер

Ø Кассир, получив от ответственного исполнителя вышеуказанные документы, проверяет наличие и тождественность подписи ответственных исполнителей банка и лиц, имеющих право контрольной подписи, имеющимся у него образцам, сверяет соответствие указанных в них сумм цифрами и прописью, а в объявлении на взнос наличными и комплекте квитанций, кроме того – тождественность суммы, указанной в составных частях комплекта этих документов. После проверки приходных кассовых документов кассир вызывает вносителя денежной наличности и принимает ее полистным пересчетом. После пересчета денежной наличности кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом документе, с суммой, фактически оказавшейся при пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает приходный кассовый документ, ставит печать кассы на квитанцию, второй экземпляр приходного кассового ордера и выдает его вносителю денежной наличности.

Для выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня в банке создаются расходные кассы.

Выдача денежной наличности из кассы банка осуществляется по следующим документам (Приложение 21):

· чеки из денежных чековых книжек;

· расходный ордер;

· расходный кассовый ордер.

Для совершения расходных операций кассир получает от заведующего операционной кассой под отчет необходимую сумму денежной наличности.

В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах ответственных исполнителей.

Для приема денежной выручки от юридических лиц, имеющих постоянную денежную выручку, и предпринимателей, а также валютных и других ценностей обменных пунктов после завершения банковского дня в банке может быть открыта вечерняя касса. Прием денежной наличности в вечерней кассе производится кассиром под контролем бухгалтера-контроля, имеющего право контрольной подписи на приходных кассовых документах.

В случае организации работы вечерней кассы без бухгалтера-контролера прием денежной наличности осуществляется кассиром с применением кассового аппарата. Имеющийся в кассе штамп «Вечерняя касса» изымается. Ключ от суммирующего счетчика выдается кассиру, ключ для гашения счетчика – заведующему операционной кассой.

Контролеры передают контрольные ведомости, вторые экземпляры сводных ведомостей, контрольные листы кассиров и порожние сумки работнику, возглавляющему кассу пересчета. Работник, возглавляющий кассу пересчета, проверяет, соответствует ли количество порожних сумок, возвращенных контролерами, количеству сумок с денежной выручкой, полученных ими для пересчета, и полностью ли сдана по назначению пересчитанная кассой пересчета денежная наличность.

Порожние сумки передаются до выезда инкассаторов на маршрут начальнику службы инкассации под расписку в отдельной книге с указанием даты передачи сумок, их количества и с распиской лица, принявшего их.

Если в общеустановленные выходные дни инкассаторами производится сбор денежной выручки, а касса пересчета не работает, работник, возглавляющий кассу пересчета, накануне передает начальнику службы инкассации порожние сумки.

Кассиры приходных, расходных, приходо-расходных и валютных касс должны быть обеспечены образцами подписей лиц, имеющих право подписания расчетно-кассовых документов. Обслуживание клиентов может осуществляться одним кассиром с возложением на него обязанностей ответственного исполнителя при наличии в компьютерном оборудовании и соответствующем программном обеспечении системы контроля, исключающей доступ кассира к проведению операций по счету клиента без его поручения, и порядка, разработанного банками самостоятельно.

Инкассация денежной выручки производится на основании договора на сбор денежной выручки, который заключается между банком и предприятием или индивидуальным предпринимателем. Начальник службы инкассации составляет графики заезда инкассаторов на предприятия и маршрут инкассации.

Кассирам предприятия для сдачи денежной выручки аппарату инкассации к каждой сумке выписывается препроводительная ведомость в трех экземплярах, которая подписывается должностными лицами предприятия.

Для получения сумки с выручкой инкассатор-сборщик предъявляет кассиру предприятия:

- удостоверение личности;

- доверенность на сбор выручки;

- явочную карточку.

Перевозка ценностей службой инкассации производится бригадой инкассации на основании договора о полной коллективной материальной ответственности. В бригаде инкассаторов назначается старший бригады, на которого выписывается разовая доверенность на перевозку ценностей. При получении ценностей в банке-отправителе инкассаторы предъявляют удостоверение личности каждого члена бригады, разовую доверенность и мемориальный ордер на перечисление рублевого эквивалента наличных денежных средств. Бухгалтерией банка-отправителя выписывается расходный кассовый ордер на перевозку денежной наличности, который передается в кассу банка-отправителя, где осуществляется прием ценностей инкассаторами.

В банке-получателе прием денежной наличности производится по количеству мешков с проверкой их целости, четкости оттиска пломбира и по соответствию сумм, указанных на ярлыке мешка и по сопроводительной ведомости.

К бланкам строгой отчетности относится следующий перечень документов:

ü чековые книжки;

ü расчетные чек;

ü справки на вывоз иностранной валюты;

ü депозитные, сберегательные сертификаты;

ü облигации;

ü лотереи;

ü путевые листы;

ü товарно-транспортные накладные.

 

 

Организация банковского депозитария. Формирование собственного портфеля ценных бумаг. ГКО, ДГО, ДГО с купонным доходом, порядок расчетов по операциям с ними и их учет. Операции коммерческого банка с акциями: их покупка, продажа, хранение и учет. Посреднические операции банков между эмитентами и инвесторами ценных бумаг. Операции по размещению, обращению и погашению ценных бумаг НБ РБ.

Уполномоченным депозитарием называется депозитарий, заключивший договор с НБ РБ на выполнение функций по учету выпущенных в бездокументарной форме в виде записей на счетах «ДЕПО» государственных ценных бумаг, эмитируемых Министерством финансов РБ и НБ РБ, а также других функций, и установивший корреспондентские отношения с центральным депозитарием НБ. Для получения статуса уполномоченного депозитария банк должен иметь программное обеспечение, позволяющее получать и передавать электронные документы по каналам электронной связи, а также осуществлять депозитарный учет в соответствии с законодательством РБ.

Кроме того банк должен предоставить в НБ следующие документы:

§ заявление о присвоении статуса уполномоченного депозитария;

§ последний годовой бухгалтерский баланс;

§ нотариально заверенная копия специального разрешения на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, включающая депозитарную деятельность;

§ копия локального нормативно-правового акта банка, регламентирующего осуществление им депозитарной деятельности;

§ описание функций программного обеспечения для осуществления депозитарной деятельности и выходные формы этого программного обеспечения.

Представленные документы рассматриваются НБ в течение 20 рабочих дней. При принятии НБ решения о присвоении статуса уполномоченного депозитария копия предоставленного банку пакета документов направляется в Министерство финансов, который рассматривает его в течение 10 рабочих дней. НБ после получения согласия Министерства финансов заключает с банком договор на выполнение функций уполномоченного депозитария.

Инвестор имеет определенное количество ценных бумаг, которые называются портфелем. Формирование портфеля зависит от портфельной стратегии и тактики. Чаще всего основные цели формирования портфеля – это уменьшение риска и рост дохода.

Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов, которое выпускает ГКО и ГДО.

ГКО – дисконтная ценная бумага, продажа которой осуществляется по цене ниже номинала, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукционов. Доход инвестора равен разнице между ценой погашения и ценой покупки.

Понятие ГДО с купонным доходом аналогично понятию ГКО, только в данном случае срок обращения больше 1 года и по ним выплачивается купонный доход.

Банк, являясь профессиональным участником ЦБ, приобретает от своего имени и от имени своих клиентов ГКО и ГДО на аукционах. Приобретенные облигации могут находиться у собственника до его погашения, также могут быть проданными на вторичном рынке в случае потребности в денежных средствах. Операции на вторичном рынке осуществляются в виде сделок купли-продажи «до погашения» и сделок РЕПО.

Бухгалтерский учет ценных бумаг ведется на балансовых счетах 4-го класса: 41-го класса, 42-го класса, 43-го класса.

Приобретение ценных бумаг – это отражение их на счетах БУ в связи с приобретением на них права собственности. Выбытие ценных бумаг – это списание ценных бумаг со счетов БУ в связи с прекращением на них права собственности.

За период нахождения ценных бумаг в собственности начисляются доходы к получению. По ценным бумагам с процентным доходом в соответствии с процентной ставкой, установленной к их номинальной стоимости по ценным бумагам с купонным доходом в соответствии с годовой доходностью, установленной эмитентом при их размещении. Начисление процентного дохода отражается на счетах 317-й группы, 427-й группы и 437-й группы в корреспонденции со счетом 6874. Начисление процентного дохода производится ежедневно, в последний рабочий день отчетного месяца при продаже или погашении ценных бумаг.

Финансовый результат учитывается на счетах 8231 «Доходы по операциям с ценными бумагами» и 9231 «расходы по операциям с ценными бумагами».

 

ОТЧЕТНОСТЬ БАНКА

ВВЕДЕНИЕ

 

Открытое акционерное общество “АСБ Беларусбанк” – крупнейшее универсальное кредитно-финансовое учреждение Республики Беларусь. Укрепляя свои позиции на финансовом рынке, банк предлагает своим клиентам комплексное обслуживание. Основные принципы работы банка – конструктивный диалог с партнерами, внимание к их проблемам, оперативное принятие решений, опыт т профессионализм.

В Вороновском районе первая сберегательная касса № 6443 была образована 1 августа 1944 в г.п.Радунь, а в г.п.Вороново сберкасса №6449 образована 15 августа 1944 года и под таким названием просуществовала до 1987 года. В 1987 году после преобразования Сберегательных касс в государственный Сберегательный банк, Вороновская сберегательная касса начала именоваться Вороновское отделение №6449 Сберегательного банка СССР. Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1995 года и решения собрания акционеров акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» от 30 августа 1995 года.

Филиал № 403 Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк» в г.п. Вороново создан в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк» по решению Правления Банка с письменного согласия Национального банка Республики Беларусь.

Филиал осуществляет свою деятельность под организационным и методологическим руководством филиала – Гродненского областного управления Открытого акционерного общества Сберегательный банк «Беларусбанк», которому Филиал подчинен по территориальному принципу.

В своей деятельности Филиал руководствуется законодательством Республики Беларусь, Уставом Банка, решениями органов управления Банком, Положением о филиале, а также локальными нормативными правовыми актами Банка.

Филиал Банка является его обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения Банка. Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале.

Филиал осуществляет следующие виды деятельности:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от имени Банка на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;

- валютно-обменные операции.

Филиал осуществляет и другие банковские операции в пределах полномочий, установленных локальными нормативными правовыми актами Банка.

Структурная сеть филиала представлена 10-ю отделениями (городское – 1 отделение, сельские – 9 отделений) и операционным отделом. Все отделения и операционный отдел работают в удобное для населения время. В населенных пунктах, где нет отделений банка, согласно договору поручения №275 от 04.09.2001г., заключенному с РУП «Белпочта», 10 отделений связи оказывают населению вкладные услуги. Сегодня население может выбрать для размещения денежных средств любой из 11 видов вкладов в белорусских рублях и 10 видов в иностранной валюте. Причем сделать это можно как на короткий срок, так и на период до 5 лет.

Через банк осуществляется выплата социальных и «военных» пенсий. На 01.01.2009г. через отделения филиала получают пенсию 1691 Минсоцзащиты и 72 пенсионера МО, МВД и КГБ, в т.ч. 252 пенсионера получают пенсию по пластиковым карточкам. Удельный вес общего числа пенсионеров, получающих пенсию через отделения филиала, составляет 16,8% от проживающих в районе пенсионеров.

В операционном отделе филиала работает консультант. Этот специалист помогает клиентам определиться в сотрудничестве с банком, в том, какая услуга или продукт им нужны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.129 с.)