Глава 2. Научно-педагогические основы художественного краеведения для детей среднего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Научно-педагогические основы художественного краеведения для детей среднего школьного возраста.



2.1. Специфика преподавания художественного краеведения в средней школе.

2.2. Изучение памятников архитектуры с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста.

 

Глава 3. Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Архитектура города Вятки (Кирова)» для учащихся среднего школьного возраста.

3.1. Содержание программы факультативного курса.

3.1.1. Пояснительная записка.

3.1.2. Содержание программы.

 

3.2. Методические разработки уроков.

3.2.1. Урок по теме «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.».

3.2.2. Урок по теме «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

3.2.3. Урок по теме «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга».

 

Заключение.

Примечание.

Библиографический список.

Приложение 1. Иллюстрации к уроку на тему «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.».

 

Приложение 2. Иллюстрации к уроку на тему «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

 

Приложение 3. Результаты апробирования.

Введение.

Одной из примет современного времени является глобализация культуры. Новая Россия осмысливает себя как составная часть мирового культурного сообщества. Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни приводят к изменениям мировоззренческих парадигм. Меняются человеческие ценности – сознание, психология, духовный мир людей.

Ребенку предстоит жить в современной ему культуре. Это потребует огромных физических и духовных усилий со стороны учителя, родителей, детей. За короткий период становления ребенку предстоит стать «культурно компетентным» человеком. Какой смысл вкладывается в это понятие? Педагог-культуролог А.Я.Флиер так расшифровывает это понятие: «Культурная компетентность» означает ту степень социализированности и инкультурированности личности в обществе проживания, которая позволяет этой личности свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю совокупность обыденных знаний, составляющих норму социальной эрудированности человека в данной среде»1.

Как неотъемлемая часть культуры образование, как известно, обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение ее ценностей в опыте поколений. Конечно, передача культурного опыта не исчерпывается системой образовательных учреждений, но именно здесь этот процесс протекает осознанно и целенаправленно.

Учитывая эти факторы, школа приходит к цели воспитывать целостную, готовую к самоопределению в социуме и культурном пространстве личность. Перед учителем стоит сложнейшая задача – помочь ребенку освоить огромный пласт культурных ценностей. В свете этого все больше образовательных учреждений выбирают не просто гуманитарный подход, а культурологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в образовании разрабатываются несколько направлений культурологического подхода.

Первое направление связано с интеграцией образования2. Второе направление связано с введением культурологических предметов3. Третье направление – с введением культурологического компонента воспитательную работу школьного учителя. В этом случае воспитательный процесс предстает как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в культурное пространство.

Для реализации этой цели образовательные стандарты предполагают включение множества авторских курсов для реализации образовательных программ, являющихся частью воспитательной работы школы.

Нередко предметы вариативного раздела становятся обязательными, профилирующими в силу своей значимости и актуальности для конкретного образовательного учреждения и находят свое продолжение в воспитательной работе. Такими базовыми предметами в школах г. Кирова нередко становятся дисциплины художественно-эстетического цикла, среди которых свое особое место занимает краеведение и курс «Мировая художественная культура». Как региональный компонент в рамках этих предметов стоит рассматривать и художественное краеведение.

Введение курса «Художественное краеведение» на правах факультативных занятий по «Мировой художественной культуре» позволит представить более широкую картину историко-культурных процессов, используя в качестве иллюстративного материала местные памятники искусства, глубже понять суть того или иного культурного явления.

Привлечение местного материала в процессе обучения помогает побудить у учащихся интерес к знаниям, а, значит, повысить качество последних, активно формирует научное мировоззрение, дает возможность приобщения к творческому труду и науке как школьников, так и педагогов, возможность взглянуть «другими глазами» на прежде обыденные вещи. Занятия по краеведению следует воспринимать не только как форму преподнесения знаний, но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому самому стеснительному ученику самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками.

В каждом городе есть свои национальные святыни – произведения великих художественных ценностей. В лучших произведениях поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев, зодчих народ утверждает свое национальное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе, и эти творения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры. Интерес к краеведению связан с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения населения к охране памятников истории и культуры.

«Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря такой работе хранится историческая память, воспитывается духовная оседлость»4.

«Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.д.»5.

Поэтому, в связи с актуальностью краеведения в школе была выбрана тема дипломной работы «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Художественное краеведение».

Целью работы является создание авторской программы «Архитектура г. Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 класса образовательных учреждений г. Кирова.

Цель дипломной работы предопределила следующие задачи работы:

1. анализ краеведческой, психолого-педагогической и методической литературы;

2. исследование значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в рамках художественного краеведения;

3. раскрытие специфики художественного краеведения в школе;

4. раскрытие особенностей и приемов изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических способностей подростков;

5. создание авторской программы факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова)»;

6. разработка моделей урока к данному факультативу.

Решение этих задач осуществляется в двух аспектах: теоретическом (глава 1 и 2) и практическом (глава 3). Работа носит методическую направленность, поэтому акцент в работе сделан на главе 3.

Объект исследования – методика изучения памятников архитектуры в курсе художественного краеведения.

Предмет исследования – методический комплекс факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации».

По теме дипломной работы имеется следующая литература, которую можно разделить на методическую, психолого-педагогическую и краеведческую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.006 с.)