Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра культурологии и рекламы

Поиск

Факультет культурологии

Кафедра культурологии и рекламы

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

«АРХИТЕКТУРА Г. ВЯТКИ (КИРОВА)». ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

Выполнила

студентка V курса

факультета культурологии

О.С.Рогозина

____________/подпись/

 

 

Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент Л.Н.Зорина

____________/подпись/

 

 

Допущена к защите в ГАК

Зав. кафедрой _____________________________________ Н.О.Осипова

(подпись)

«____» ____________

Допущена к защите

Декан факультета_____________________________________ Н.И.Поспелова

(подпись)

«____»_____________

 

Киров

Содержание

Введение

Глава 1. Значение культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в курсе «Художественное краеведение».

1.1 Содержание воспитательной работы в курсе преподавания «Художественного краеведения» как фактор становления личности ученика.

1.2 Культурологический подход в преподавании краеведения.

 

Глава 2. Научно-педагогические основы художественного краеведения для детей среднего школьного возраста.

2.1. Специфика преподавания художественного краеведения в средней школе.

2.2. Изучение памятников архитектуры с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста.

 

Глава 3. Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Архитектура города Вятки (Кирова)» для учащихся среднего школьного возраста.

3.1. Содержание программы факультативного курса.

3.1.1. Пояснительная записка.

3.1.2. Содержание программы.

 

3.2. Методические разработки уроков.

3.2.1. Урок по теме «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.».

3.2.2. Урок по теме «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

3.2.3. Урок по теме «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга».

 

Заключение.

Примечание.

Библиографический список.

Приложение 1. Иллюстрации к уроку на тему «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.».

 

Приложение 2. Иллюстрации к уроку на тему «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

 

Приложение 3. Результаты апробирования.

Введение.

Одной из примет современного времени является глобализация культуры. Новая Россия осмысливает себя как составная часть мирового культурного сообщества. Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни приводят к изменениям мировоззренческих парадигм. Меняются человеческие ценности – сознание, психология, духовный мир людей.

Ребенку предстоит жить в современной ему культуре. Это потребует огромных физических и духовных усилий со стороны учителя, родителей, детей. За короткий период становления ребенку предстоит стать «культурно компетентным» человеком. Какой смысл вкладывается в это понятие? Педагог-культуролог А.Я.Флиер так расшифровывает это понятие: «Культурная компетентность» означает ту степень социализированности и инкультурированности личности в обществе проживания, которая позволяет этой личности свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю совокупность обыденных знаний, составляющих норму социальной эрудированности человека в данной среде»1.

Как неотъемлемая часть культуры образование, как известно, обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение ее ценностей в опыте поколений. Конечно, передача культурного опыта не исчерпывается системой образовательных учреждений, но именно здесь этот процесс протекает осознанно и целенаправленно.

Учитывая эти факторы, школа приходит к цели воспитывать целостную, готовую к самоопределению в социуме и культурном пространстве личность. Перед учителем стоит сложнейшая задача – помочь ребенку освоить огромный пласт культурных ценностей. В свете этого все больше образовательных учреждений выбирают не просто гуманитарный подход, а культурологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в образовании разрабатываются несколько направлений культурологического подхода.

Первое направление связано с интеграцией образования2. Второе направление связано с введением культурологических предметов3. Третье направление – с введением культурологического компонента воспитательную работу школьного учителя. В этом случае воспитательный процесс предстает как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в культурное пространство.

Для реализации этой цели образовательные стандарты предполагают включение множества авторских курсов для реализации образовательных программ, являющихся частью воспитательной работы школы.

Нередко предметы вариативного раздела становятся обязательными, профилирующими в силу своей значимости и актуальности для конкретного образовательного учреждения и находят свое продолжение в воспитательной работе. Такими базовыми предметами в школах г. Кирова нередко становятся дисциплины художественно-эстетического цикла, среди которых свое особое место занимает краеведение и курс «Мировая художественная культура». Как региональный компонент в рамках этих предметов стоит рассматривать и художественное краеведение.

Введение курса «Художественное краеведение» на правах факультативных занятий по «Мировой художественной культуре» позволит представить более широкую картину историко-культурных процессов, используя в качестве иллюстративного материала местные памятники искусства, глубже понять суть того или иного культурного явления.

Привлечение местного материала в процессе обучения помогает побудить у учащихся интерес к знаниям, а, значит, повысить качество последних, активно формирует научное мировоззрение, дает возможность приобщения к творческому труду и науке как школьников, так и педагогов, возможность взглянуть «другими глазами» на прежде обыденные вещи. Занятия по краеведению следует воспринимать не только как форму преподнесения знаний, но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому самому стеснительному ученику самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками.

В каждом городе есть свои национальные святыни – произведения великих художественных ценностей. В лучших произведениях поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев, зодчих народ утверждает свое национальное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе, и эти творения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры. Интерес к краеведению связан с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения населения к охране памятников истории и культуры.

«Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря такой работе хранится историческая память, воспитывается духовная оседлость»4.

«Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т.д.»5.

Поэтому, в связи с актуальностью краеведения в школе была выбрана тема дипломной работы «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Художественное краеведение».

Целью работы является создание авторской программы «Архитектура г. Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 класса образовательных учреждений г. Кирова.

Цель дипломной работы предопределила следующие задачи работы:

1. анализ краеведческой, психолого-педагогической и методической литературы;

2. исследование значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в рамках художественного краеведения;

3. раскрытие специфики художественного краеведения в школе;

4. раскрытие особенностей и приемов изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических способностей подростков;

5. создание авторской программы факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова)»;

6. разработка моделей урока к данному факультативу.

Решение этих задач осуществляется в двух аспектах: теоретическом (глава 1 и 2) и практическом (глава 3). Работа носит методическую направленность, поэтому акцент в работе сделан на главе 3.

Объект исследования – методика изучения памятников архитектуры в курсе художественного краеведения.

Предмет исследования – методический комплекс факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации».

По теме дипломной работы имеется следующая литература, которую можно разделить на методическую, психолого-педагогическую и краеведческую.

План-сетка занятий

№ п/п тема занятия форма занятия тип занятия количество часов
лекционных практических
1. Древний г.Вятка - Хлынов (14-к.16 вв.) Урок 1. Возникновение г. Вятки.     урок-лекция     изучение нового материала      
  Урок 2. Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв. урок-диалог изучение нового материала    
  Урок 3. Основные градостроительные элементы города. урок-лекция изучение нового материала    
  Урок 4. Вятский Успенский Трифонов монастырь. урок-диалог изучение нового материала    
  Урок 5. Мы рисуем старую Вятку. урок-практикум повторение изученного материала    
2. Г. Хлынов в 18-к.19 вв. Урок 6. Первый вятский губернский архитектор Ф.М. Росляков   урок-диалог   изучение нового материала    
  Урок 7. Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга видео-урок изучение нового материала    
  Урок 8. Сочинение на тему: «Я разговаривал с …» урок-практикум повторение изученного материала    
3. Г. Вятка – Киров в к.19-20 вв. Урок 9. Архитектурные стили к.19-п.п.20 вв.     урок-лекция     изучение нового материала      
  Урок 10. Архитектура и застройка г. Вятки - Кирова во в.п.20 в. урок-лекция изучение нового материала    
  Урок 11. Вятка в прошлом и настоящем. урок-зачет (викторина) закрепление всего изученного материала    

 

Всего: 8 лекционных часов,

3 практических часа.

Итого: 11 часов.

 


Рекомендуемая литература к разделу 1.

  1. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова Монастыря.- Киров, 1989
  2. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке.- Киров, 1995
  3. Верещагин А.С. Из истории древнерусской Вятки.-Вятка, 1904
  4. Верещагин А.С. К истории древнего Хлынова.- Вятка, 1905
  5. Луппов П.Н. История создания Вятки.- Киров, 1958
  6. Милорадович Г.А. Вятка и ее достопримечательности.- Вятка, 1874
  7. Повесть о стране Вятской / Публ. А.С.Верещагина.- Вятка, 1905
  8. Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени.- Вятка, 1912
  9. Тинский А.Г. Вятка. Главная улица.- Киров, 2002
  10. Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории.- Киров,1999
  11. Тинский А.Г. Планировка и застройка города Вятки в 17-19 вв.- Киров, 1999
  12. Тинский А.Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994
  13. Успенский Трифонов монастырь на Вятке.- Вятка, 1905
  14. Эммауский А.В. К вопросу о времени основания города Вятки.- Киров, 1972
  15. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 1. Города.- Киров, 1994
  16. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура.- Киров, 1996

 

Рекомендуемая литература к разделу 2.

  1. Берова И.В. Архитектура Вятки последней четверти 18- начало 19 веков и творчество Рослякова.- М., 1993
  2. Москалец Е.Е. А.Л.Витберг в Вятке.- Киров, 1975
  3. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов 18-19 веков / Под ред. В.Н. Иванова.- М., 1961
  4. Снегирев В.А. Архитектор А.Л.Витберг: жизнь и творчество. М-Л.,1939
  5. Тинский А.Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994
  6. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура.- Киров, 1996

 

Рекомендуемая литература к разделу 3.

  1. Ардашев М.А. Дорогие памяти места.- Киров, 1974
  2. Быкова Е.А. Творчество И.А.Чарушина.- Л.,1987
  3. Зырин Б.В. Архитектор Чарушин И.А.- Киров,1989
  4. Зырин Б.В. Архитектура города Кирова (советский период).- Киров, 1974
  5. История города Вятки краткий очерк.- Киров,1974
  6. Киров: справочник.- М., 1979
  7. О городе Кирове и кировчанах.- Киров, 1974
  8. Памятники истории и культуры города Кирова: Справочник.- Горький, 1986
  9. Энциклопедия Земли Вятской. Т. 5. Архитектура.- Киров, 1996

 


Дидактический текст № 1

Архиереев дом

Одно из зданий, которое сохранилось от Кремля. Бывший дом архиерея – жилой дом главы вятской церкви. Он построен в 1763-1774 гг. архитектором Д.В.Ухтомским. Дом обрамляли 2 палатки с башенками, которые венчались шпилями с крестами. В 1922 году здание было передано пионерам, а с 1928 по 1991 года находился Дворец пионеров. Внешний вид здания очень изменен. В1935 году снесена верхушка с крестом. В 1948 году главный вход перенесен и сделан с северной стороны по улице Московской. Сейчас здание возвращено Вятской епархии. На территории архиерейского дома находились хозяйственные постройки, складские помещения, конюшня. Двор занимал 1/3 всей площади Кремля.

 

 

Дидактический текст № 2

Консисторий

Второе, сохранившееся от построек Древнего Кремля, было бывшей духовной консисторией. Консистория – это учреждение по церковным делам. Здесь молодым священникам определяли приход, здесь же хранились документы по всей церкви. Первоначально здание было двухэтажным. Третий этаж был надстроен в 1899 году. Еще раньше в 1857 году были пристроены два боковых крыла. Сейчас это жилой дом.

 

 

Дидактический текст № 3

Святотроицкий собор

Первое каменное здание в городе. Начало строительства положено в 1676 году. Через 9 лет в 1685 году новая церковь была окончательно построена и освящена. Строили ее московские мастера. О соборе известно очень немного. Неоднократно повреждаемый пожарами, он вскоре после постройки стал разрушаться, и в 1759 году был разобран. В 1760 году на том же месте был заложен новый кафедральный собор полностью построенный к 1772 году. В старой Вятке существовало предание, что постройка нового собора производилась по чертяжам архитектора В.В.Растрелли. Но автором проекта был Д.В.Ухтомский. В 1769-1772 годах построены отдельно стоящая колокольня и крытый переход из нее в теплую церковь. На строительстве собора нашли широкое применение чугунные плиты для устройства полов, все сорта железа, алебастр. При постройке широко применялись штукатурные работы, изделия кузнечного промысла, лепные декоративные детали. Впервые на строительстве собора был применен насос для подачи воды и водовод из сверленых деревянных труб. В 1780 году строительство собора было закончено.


Викторина

 

1. Как называлось укрепленное место в городе? (Кремль)

2. Перечислите границы Кремля? (с востока – река Вятка; с запада – низина; с юга – Засорный овраг; с севера – Раздерихинский овраг).

3. В каком году Хлынов вошел в состав Московскогогосударства? (1489)

4. В каком веке площадь Кремля составляла 796,6 м? (17 в.)

5. Чему равен 1 сажен? (1 сажен равен 2,13 м)

6. Сколько было проезжих башен в Хлыновском Кремле 17 века? (3)

7. Перечислите название башен Кремля? (Спасская, Воскресенская, Богоявленская, Никольская, Покровская.)

8. Какие бешни находились на западной стороне Кремля? (Спасская и Воскресенская)

9. Над воротами какай башни висела икона Спаса Нерукотворного? (Спасская)

10. Какая башня стояла на краю оврага Засора? (Покровская)

11. Как назывался естественный укрепленный выступ для ведения огня по флангам? (вывод)

12. Перечислите сохранившиеся постройки Хлыновского Кремля? (Дом архиерея, консисторий)

13. Назовите архитектора дома архиерея? (Д.В.Ухтомский)

14. Какой собор был первым каменным зданием в городе? (Святотроицкий собор)

15. Чему равен 1 аршин? (71,12 см)


Колокольня

Настоятельские палаты.

 

Вопросы для характеристики Характеристика архитектурного памятника
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6. - -

 

Успенский собор

Вариант заполнения опорного конспекта с пустотами

 

Вятский Успенский Трифонов монастырь

 

Ограда Ворота

- толстые стены; святые проезжие

- старинное двускатное покрытие;

- окружает со всех сторон.

Функции: Иконы:

- защита; - «Знамение»

- определяет территорию. - «Спаса»

 

Колокольня

Настоятельские палаты.

 

Вопросы для характеристики Характеристика архитектурного памятника
1. Наименование Настоятельские палаты
2. Датировка Здание имеет трехвековую историю. В 1719 году – становится двухэтажным.
3. Местонахождение Входит в ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. Располагается слева от Никольской надвратной церкви.
4. Исторические сведения Были деревянными, состояли из 1 кельи преподобного Трифона.
5. Описание памятника Двухэтажное здание. Гладкие лопатки, кованные решетки на окнах, дубовые ставни с железными затворами, маленькие окна. Корпус имел толстые стены (для тепла). Корпус был соединен с трапезной Никольской надвратной церкви.
6. Значение памятника. - место жительства настоятеля - на 1 этаже – монастырский приказ и казна монастыря.

 

Успенский собор

Вариант доклада ученика «Биография Трофима»

 

Он родился в 1546 году в семье зажиточного крестьянина Дмитрия Подвизаева, родился в окрестностях северного городка Мезени Архангельской губернии. При рождении мальчику было дано имя Трофим. Он рано лишился отца, воспитывался матерью и с детства отличался своей верой в Бога и склонностью к жизни отшельника.

С юных лет Трофим жил в Великом Устюге и в разных местах Пермской Земли. Он переходил из одного селения в другое и сделался известным богачам Строгановым, которые его уважали за великое благочестие.

В 22 года Трофим Подвизаев постригся в монахи и принял свое новое духовное имя – Трофим.

В 1580 году монах Трофим оказался в нашем Вятском крае, который в то время населяли в основном языческие племена – удмурты, марийцы.

Трифона глубоко удручала царящая в нашем крае неверие и невежество. И он начинает хлопоты об устройстве в г. Хлынове мужского монастыря.

Летом 1580 года он отправился с челобитной грамотой в Москву и по благоговению митрополита Антония и царя Ивана Грозного Трифон начал строить на месте старого кладбища первый вятский монастырь.

Монастырское строительство шло очень трудно, не хватало средств, материалов, рабочих рук.

Преподобный Трифон во всем всей братии показывал пример: усердно работал, смиренно поучал любви и наставлял братию.

В 1601 году Трифон был изгнан из монастыря монашеской элитой, которая не выдержала чересчур строгого режима.

Будучи в изгнании он собирал пожертвования на новый храм, исцелял, просвещая людей. Умер он в 1612 году в Вятском Успенском монастыре. Он прожил долгую (66 лет), трудную, интересную жизнь. В 80-е годы 17 века причислен к лику святых.

Святые мощи Трифона захоронены у северной стены Успенского собора. Над могилой расположено богатое надгробие – рака (с 1690 года).

 

 

Вариант доклада ученика «Настоятельские палаты»

 

Одно из древнейших гражданских каменных зданий нашего города – палаты настоятеля – располагались слева от Никольской Надвратной церкви. Настоятелем был тот, кто возглавлял монастырь. Первым настоятелем был преподобный Трифон. Здание имеет почти трехвековую историю. 1719 году здание перестраивается (становится двухэтажным). Гладкие лопатки, кованые решетки в окнах, дубовые ставни с железными затворами и маленькие окна делали настоятельские палаты похожими на уютный теремок. В верхнем этаже здания жил настоятель, в нижнем – помещался монастырский приказ и казна монастыря. Настоятельский корпус имел всего 8 комнат, хотя и кажется нам таким большим. Такое впечатление складывается из – за того, что здание имеет толстые стены. Толщина стены приблизительно 2,5 – 3 метра. Это было сделано для того, чтобы удерживать тепло. Из окон настоятельских палат был виден великолепный сад, занимавший территорию от настоятельских палат до западных ворот. Он был огорожен решетчатой оградой с двумя калитками.

Настоятельский корпус был соединен с трапезной Никольской надвратной церкви.


Дидактический текст

«Успенский собор»

 

Главным храмом Трифонова монастыря был Успенский собор, в нем проходили праздничные службы. Начало строительства каменного собора относится к концу 17 века (1684 год). Собор был первым каменным зданием на территории монастыря и третьим каменным зданием на Вятке. Успенский собор возводился под руководством московских зодчих в течение 5 лет. Храм строили по примеру Успенского собора Московского Кремля, который был образцом храмоиздания. Назначение храма – быть главным монастырским зданием – и определило его тип: пятиглавый, четырехстолпный, со сдержанным архитектурным декором. Вход на западной стороне решен в виде крытой паперти с двумя палатками. С южной и северной стороны расположены портики – монументальные навесы перед входом. Они сделаны в строгих формах классицизма по чертежам губернского архитектора в начале 19 века. Западный фасад храма поделен лопатками (выступы на стене) на 3 части. Стена гладкая, облицована штукатуркой и побелена. Архитектурного декора немного: трехлопастные кокошники окон изящного профиля, мелкий декор, нарядный карниз. Венчают собор 5 куполов на мощных барабанах. Пятиглавие – это символ Иисуса Христа и четырех евангелистов. Купола храмов, посвященных Богоматери, имеют голубой – небесный цвет. Зеленый же посвящен подвижникам и святым. Как правило, купола покрывают медью. Позолотой покрывались купола тех храмов, которые были посвящены Иисусу Христу, патриаршие соборы, те, которые находились под покровительством царской семьи. Венчают купола православные восьмиконечные кресты. В основе лежит 4-х конечный крест, символизирующий распятого Христа. Самая верхняя планочка – титло – символ надписи на кресте: «Иисус Христос, царь иудейский». Нижняя показывает судьбу двух разбойников, распятых с Христом. По концам креста символические изображения Солнца и Луны.

Храм был освящен после долгого закрытия 26 августа 1991 года и стал кафедральным (главным).

Интерьер: Входом в храм служит так называемый притвор, его верхняя часть называется паперть, внутренняя – преддверье. В преддверье находится икона, изображающая события, в честь которых освещен храм. Мы видим икону Успения Богородицы. В преддверии храма также изображен ангел. По преданию этот ангел может поведать Богу о том, с каким сердцем каждый человек входит в храм.

Внешний облик Успенского собора – строг и прост; внутреннее убранство – пышно и богато.

Стены, столбы и своды покрыты праздничными росписями. В 17 веке собор еще не был украшен живописью. Самые ранние упоминания о росписях собора относятся к концу 19 века. Вверху на центральном куполе – изображение Вседержителя (это Бог – отец) с воздетыми руками. На столбах изображения святых и апостолов. На стенах – росписи, посвященные деяниям Трифона.

Главным украшением Успенского собора является его огромный 5-ти ярусный иконостас с рядами древних икон, занимавших всю восточную стену.

Иконостас – важнейший художественный и смысловой элемент русских православных храмов. Он отделяет внутреннюю часть храма от алтаря. «Алтарь» - это «святая святых» церкви, место, где совершаются церковные таинства.

Иконостас символизирует церковь небесную. Ангелы и святые как бы вместе с нами обращаются к Богу с молитвой. Иконостас имеет 5 ярусов: патриарший, пророческий, «Диисус», праздничный и местный. Иконостас украшен декоративной накладной резьбой. В центре иконостаса находится так называемые царские ворота, проходить через может только священник во время службы.

Одним из наиболее почитаемых святых мест в соборе является место, где находится Рака преподобного Трифона. Это богатое надгробие на месте где были захоронены мощи святого.

В Успенском соборе много икон Богородицы, Спасителя, Святых. Справа от входа большая икона Всех Святых, очень почитаемые на Вятке иконы Николая Чудотворца и святого Пантелеймона.


Тест

  1. К основным элементам градостроительной структуры города относятся:

Ø Улица;

Ø Квартал;

Ø Монастырь;

Ø Кремль;

Ø Дом;

Ø Сад;

Ø Посад;

Ø Слобода;

Ø Мануфактура;

Ø Площадь;

Ø Торг?

  1. «Монах» от греческого «монос» обозначает:

Ø много;

Ø один;

Ø человек?

  1. Слово «монастырь» обозначает:

Ø Совместное проживание;

Ø Много монахов;

Ø Живущие уединено?

  1. В каком веке возникают первые монастыри на Вятской земле:

Ø 13 век;

Ø 14 век;

Ø 15 век;

Ø 16 век?

  1. Трифон – это…

Ø Древний святой;

Ø Основатель Вятского Успенского монастыря;

Ø Митрополит?

6. Место, на котором был построен монастырь, называлось:

Ø Кикиморова гора;

Ø Раздерихинский овраг;

Ø Баляского поле?

Вариант записи в тетради ученика

Домашнее задание

Биография Витберга.

А.Л.Витберг родился 15 января 1787 года в городе Ревель (Таллин), в дворянской семье. При рождении он получил имя Карл, которое, после принятия православия сменил на Александр. Вначале он обучался дома (его учил отец), а далее он поступил в Академию Художеств. Его самые известные архитектурные постройки: дом поэта Дмитриева, домовая церковь в Александровском сиротском приюте, Воскресенский монастырь и др. Все эти памятники объединяет строгая простота, лаконичность форм. В 1835 году Витберга обвинили в расхищении государственных денег и сослали в Вятку, где он сдружился с Герциным. Витберг умер 12 января в Санкт – Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

 

Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга.

Ответы по фильму:

  1. 8 октября 1824 г.;
  2. И.С.Машковцев;
  3. с 1835 года;
  4. В.К.Аршаулов;
  5. 25 лет: с 1839-1864 гг.;
  6. нехватка денежных средств;
  7. идея архитектурного выражения русской думы, идея человечности, идея радости;
  8. высота равна 50 метрам, длина и ширина – 50 метров, купол в диаметре – 16 метров;
  9. красота, стройность, изящество, величественная простота и в то же время монументальность;
  10. Чарушин;
  11. Кафедральный собор, Воскресенский собор, Владимирская церковь, Всехсвятская церковь;
  12. 1937 году;
  13. 3, но стены продолжали стоять;
  14. Областная филармония.

Вопросы по фильму «Александро-Невский собор»

1. Когда Вятку посетил император Александр 1? (8 октября 1824 года)

2. Кто в это время был городской головой, кто первым высказал мысль о сооружении храма, в честь посещения Вятки Александром 1? (И.С.Машковцев).

3. С какого года начинают собирать подаяния на храм? (с 1835 года).

4. Фамилия городского главы, который внес на рассмотрение городской думы проек храма, сделанный А.Л.Витбергом? (В.К.Аршаулов).

5. Сколько лет строился собор? (25 лет: с 1839-1864 гг.).

6. Причина такого затяжного строительства? (нехватка денежных средств).

7. Какую главную идею воплотил Витберг в этом произведении? (идея архитектурного выражения русской души, идея человечности, идея радости жизни).

8. Размеры собора? (высота равна 50 метрам, длина и ширина – 50 метров, купол в диаметре – 16 метров).

9. Какими качаствами обладал Александро-Невский собор? (красота, стройность, изящество, величественная простота и в то же время монументальность).

10. По проекту какого архитектора в 1895 году была обустроена территория, прилегающая к храму? (Чарушин).

11. Какие соборы были разрушены на Вятке в период советской власти? (Кафедральный собор, Воскресенский собор, Владимирская церковь, Всехсвятская церковь).

12. Год снесения Александро-Невского собора? (1935 год).

13. Сколько взрывов пришлось выполнить, чтобы здание рухнуло? (3, но стены продолжали стоять).

14. Что сейчас находится на месте Александро-Невского собора? (Областная филармония).

Заключение

 

В образовательных школах города Кирова курс «Художественного Краеведения» практически не ведется, предпочтение отдается историческому краеведению. Вследствие этого в отечественной учебно-исторической литературе данная проблематика недостаточно разработана. Поэтому целью данной дипломной работы является создание авторской программы «Архитектура города Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 классов образовательных учреждений города Кирова.

В ходе работы были выполнены все поставленные задачи:

1. Проанализирована краеведческая, психолого-педагогическая и методическая литература. Содержание пособий, книг может быть успешно использовано при составлении программ по дисциплинам художественно-эстетического цикла, в частности, «Художественного краеведения» в школах города Кирова.

2. В ходе исследования значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка мы выявили следующие факторы, влияющие на становление личности: деятельность, процесс воспитания как социализация ребенка, воспитательная среда и типы воспитательной работы. Кроме того, на формирование подростка оказывает влияние личность педагога-краеведа. Также мы пришли к выводу, что для подросткового возраста характерен повышенный интерес к искусству, а также на детей благотворно воздействуют различного вида взаимодействия с искусством. В частности, для подростка искусство выступает как средство познания жизни, своеобразным способом вхождения в жизнь взрослых и в проблемы человеческих отношений, а также оно является важнейшим элементом красоты и оно влияет на эстетическое формирование подростка.

Культурологическое воспитание, т.е. целенаправленная организация деятельности учащихся, вовлекающая их в разного вида взаимодействия с культурой прошлого и настоящего, имеет очевидное преимущество при выборе методов, при отборе содержания в воспитательной работе учителя, особенно в его работе с подростками и способствует формированию культурно компетентной личности. Культурологическое воспитание, благодаря эффекту эмоционально-образного стимулирования, способно нейтрализовать негативные моменты в поведении подростка, вызвать интерес к явлениям жизни, раньше оставлявших подростков равнодушными, а также создать положительный настрой для любого вида деятельности. Взаимодействия с произведениями искусства способствуют развитию сознания, чувств, взглядов и убеждений, т.к. творческая деятельность, вызванная таким воспитанием, затрагивает самые «чувствительные» точки подростков.

3. В настоящее время курс «Художественного краеведения» активно внедряется в программы школ города Кирова, чему способствует последовательная разработка программ по данной дисциплине. Но в процессе изучения учебно-методической литературы мы пришли к выводу, что краеведческая наука испытывает недостаток универсальных программ по «Художественному краеведению». Попытки создания программ принадлежат Хохлову А.А., Черных Н.В., Зориной Л.Н., Клестовой Г.А. Данные пособия нами были проанализированы. Наиболее актуальной для нашего факультативного курса является программа Клестовой Г.А. Более того, нами была раскрыта специфика художественного краеведения в школе. Дано определение художественного краеведения - это совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности в том или ином крае по созданию, распространению, изучению произведений искусства и материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Выделены основный структурные элементы (архитектура, живопись, литература и т.д.), объекты, принципы, функции и значение художественного краеведения.

4. Раскрыты особенности и приемы изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста. Сделан вывод, что перед работой с памятником архитектуры ребята должны знать определение, классификацию памятников архитектуры, их свойства и функции. Изучая памятник, дети учатся заполнять учетную карточку на данный архитектурный объект.

5. Разработана памятка для анализа архитектурного памятника, которая включает следующие пункты: наименование памятника, датировка, местонахождение, исторические сведения, описание и значение.

6. Создана авторская программа факультативного курса по художественному краеведению «Архитектура города Вятки (Кирова)». Программа включает в себя пояснительную записку, само содержание, которое разделено на 3 раздела:

Раздел 1: Древний город Вятка-Хлынов (14-конец 16 вв.)

Раздел 2: Город Хлынов в 17- конце 19 вв.

Раздел 3: Город Вятка-Киров в конце 19-20 вв.

В каждом разделе выделены основные термины, рекомендуемый список литературы. Также приведен план-сетка занятий.

7. По данному факультативному курсу разработаны 3 модели уроков по темам: «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.», «Вятский Успенский Трифонов монастырь», «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга».

Модели уроков были апробированы в школе № 1 города Белая Холуница в 8 А классе. В процессе преподавания данного предмета выявился повышенный интерес ребят к занятиям по изучению архитектуры родного края. Таким образом, преподавание «Художественного краеведения» в школах в настоящее время актуально и востребовано.

Дипломная работа носит методическую направленность, поэтому большое внимание уделено 3 главе. Виду ограничения объема дипломной работы методические рекомендации к остальным темам в данную работу не вошли. Предполагается в дальнейшем продолжить изучение темы, но уже за стенами Вятского Государственного Гуманитарного Университета.


Примечание

 

1Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М., 2000.- С. 16.

2Интеграция образования – любой предмет можно представить культурологически, т.е. определить его место в истории культуры, его культурологический характеристики и возможности, место в системе ценностей той или иной эпохи.

3 Введение культурологических предметов - призваны нивелировать диспропорцию российского образования. В первую очередь они способствуют созданию сложной иерархической системы, формирующей мировоззрение, а также про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.018 с.)