Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок по теме «особенности Хлыновского Кремля 17-конца 18 вв. »

Поиск

(40 минут)

Дидактическая цель – сформировать представление об особенностях Хлыновского Кремля и его роли в жизни г. Хлынова.

Задачи:

Образовательная:

- показать культурно – историческую специфику данного периода;

- изучить особенности Хлыновского Кремля;

- дать основные понятия: кремль, посад, епархия, консистория и др.;

- на примере Хлыновского Кремля и сохранившихся памятников архитектуры (архиереев дом, консисторий, Святотроицкий собор) раскрыть особенности средневекового градостроительства.

Воспитательная:

- воспитать уважение к культурно-историческому наследию родного края;

- воспитать любовь к родному городу;

- воспитать эстетические чувства;

- воспитать интерес к историческому прошлому.

Развивающая:

- формировать речевые умения учащихся;

- развитие воображения (воссоздание образа Кремля);

- развитие произвольного внимания за счет разнообразия видов деятельности;

- формирование воссоздающего воображения на основе наглядных образов (иллюстраций);

- развитие всех видов памяти;

- формирование познавательного интереса к теме через ее наглядности;

- развитие учебно–организационного умения (работа индивидуальная и парная).

Методы обучения: в классификации Скаткина и Лернера – методы проблемного изложения и частично – поисковый, репродуктивный, исследовательский; в классификации Бабанского – словесный и наглядный.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма урока: урок-практикум.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: диалог, опорный конспект с пустотами, иллюстрации, дидактические тексты.

Приемы обучения: конспективное повествование, приемы письменно-графической организации материала, прием работы с наглядностью, прием сравнения, прием работы с источниками.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. (1 минута) Проверяются отсутствующие, готовность учеников к уроку. Готовятся к уроку.
Подготовка к изучению нового материала. (4 минуты) - Здравствуйте, ребята! В начале мы с вами вспомним материал прошлого урока. По каким источникам мы можем изучать прошлое Вятки?     Какие существуют версии о происхождении города?     Какие существуют версии о первоначальном местоположении города? - Ребята, вы все ответили верно. Вы уже знаете, что в то время под городом понимали укрепленное, огороженное место. Позднее город стал делиться на две части: Кремль и посад. И сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на особенностях Хлыновского Кремля. Для начала давайте запишем небольшой подзаголовое в тетрадь: «История Древнего Кремля».   Отвечают: - русские летописи; - княжеские грамоты 15 века; - переписи 14-15 вв; - описания и карты иностранцев 13-18 вв; - произведения литературы; - археологические данные; - фольклорные и этнографические источники. Отвечают: - о закладке Хлынова в середине-второй половине 13 века на месте Славянского селища; - 1374 г – ушкуйники были строителями г.Вятки; - город был заложен 22 сентября 1374 года новгородцами. Отвечают: - на Балясовом поле; - на месте села Хлыновского; - на Кикиморской горе; - в Чижевском городище; - на месте будущего мужского монастыря; - Вятское городище.     Записывают тему в тетрадь.
Изучение нового материала. (10 минут) Что же представлял из себя Кремль? Кремль – это рубленая деревянная крепость, сделанная из лучших пород строевого леса – соснового или елового. Кремль – это укрепленное место в городе, город в городе. (Рассказ веду с опорой на рисунок Хлыновского Кремля с иконы, который висит на доске – см. илл. №1) Кремль был необходим для защиты от набегов монголо-татар, вотяков, черемисов. За строительством Кремля следили городовых дел мастера. Место для строительства было выбрано очень удачно. - Давайте запишем границы Кремля в тетрадь. Естественной защитой с восточной стороны была река Вятка, с западной – топкая низина, с юга – овраг Засора (Засорный) – он назывался так, потому что по нему текла речка Засора, с севера – Раздерихинский овраг (Вздерихин) – первоначальное название получил в следствии своей крутизны и по нему было очень трудно взбираться, а в последствии стал называться Раздерихинским, т.к. там произошла битва с суздальцами. Работа с доской – на доске изображена схема Кремля, учитель указывает на ней границы Кремля по сторонам света. - Ребята, а как вы думаете, что находится сейчас на месте Кремля? Запишите в тетрадь, что сейчас там находится вечный огонь. С середины 15 века на месте деревянного города уже стоит неприступная крепость. Это было связано с тем, что московский князь начал проводить политику объединения русских в единое московское государство, и Вятка, как и многие другие города, противостояла ему. Давайте запишем в тетрадь, что стал представлять из себя Кремль. Хлыновский Кремль стал представлять из себя деревянную стену в форме пятиугольника с восьмью башнями, четыре из которых были проезжими воротами, четыре – глухих. Общая протяженность Кремля – 420 сажен (1894,6 м) – 1 сажен – 2,13 м. На площади перед стенами Кремля был вырыт широкий ров. Московской рати понадобилось 3 похода, чтобы покорить Хлынов: 1 поход – 1457 год – был неудачным, т.к. Хлынов был хорошо укреплен. 2 поход – 1459 год. 3 поход – 1489 - и Хлынов вошел в единое русское государство. Хлынов становится главным форпостом московского государства на северо-востоке, т.к. восточнее каких-либо других городов до 17 века не было. И поэтому, русское государство было заинтересовано в укреплении города. Во второй половине 17 века (1663-1666 гг.) Хлыновский Кремль был полностью перестроен. Руководил постройкой воевода князь Гр.Козловский. - Ребята, а сейчас вы можете закрыть тетради. Мы с вами будем работать на схемах Кремля, которые я раздам. Раздаю схемы Кремля. Запишите на схемах, на против слова «Тема» - «Особенности Хлыновского Кремля 17-конца 18 века.»     Записывают определение в тетрадь.     Записывают границы Кремля в тетрадь.     Слушают и следят за учителем.   Выдвигают гипотезы: - улица Московская; - вечный огонь; - какая-нибудь деревня и т.д. Записывают в тетрадь. Внимательно слушают.   Записывают в тетрадь.     Записывают в тетрадь.     Записывают в тетрадь.   Записывают определение в тетрадь.   Запись в тетрадь. Работают со схемой.
Первичное закрепление. (2 минуты) Перенесите себе на схему границы Кремля, которые вы видите на доске (в виде фронтального опроса по частям света) Отмечают границы на схеме.
Изучение нового материала. (10 минут) После перестройки Кремль был окружен земляной дерновой стеной высотой 5 аршин (1 аршин равен 71, 12 см): стена представляла из себя два ряда бревен, пространство между которыми было заполнено землей и камнями. В стене были сделаны бойницы для ведения огня. Двускатная крыша завершала укрепления. Площадь Кремля составляла 796,6 м (374 сажен). - Ребята, как вы думаете, почему площадь Кремля стала меньше? (используется прием сравнения). Совершенно верно. Давайте отметим его на схеме. Было оставлено 5 башен (3 с проезжими воротами). С западной стороны – Спасская, Воскресенская; с восточной – Никольская; с южной- Покровская. Главная башня была Спасская (илл. № 2), название получила от Спасского собора. Высота ее 42 метра (в современное четырнадцатиэтажное здание). Она была проезжей, имела двойные ворота: на наружные стены и внутренние решетчатые, которые поднимались. Над воротами висела икона Спаса Нерукотворного (показать на илл.). Икона называлась так, потому что на ней был изображен образ Иисуса Христа (Спасителя). А нерукотворная, т.к. она была создана не руками художника, а чудесным образом. Когда Иисус шел на Галгофу, к нему подошла женщина и протянула ему полотенце, и на нем отпечатался лик Иисуса Христа. В среднем этаже стояла пушка. В верхнем этаже единственной восьмигранной башни были сделаны окна для наблюдения за неприятелем. На башне был установлен набатный колокол, который созывал народ при пожаре или нашествии. Рядом со Спасской башней находилась Воскресенская башня, получившая название от Воскресенской церкви, которая стояла за башней. Также название могла получить от выражения «воскресение Христа». Башня была проезжая, имела ворота и мост через ров. Башня была рублена в 4 угла, состояла из 3 боев. В башне хранилось оружие. Сведений, где точно стояла Богоявленская башня (илл. № 3), не сохранилось. Башня была деревянная, проезжая, в 3 боя, четырехгранная, название получила от Богоявленской церкви. Крутой обрыв к реке Вятке имел высоту 60 метров. Подняться в город по этому склону было практически невозможно. Поэтому со стороны реки стены Кремля имели только одну башню – Никольскую (илл. № 4), была не проезжая. Название получила от Никольской церкви. Была четырехгранная, имела 2 боя, сторожевая. На краю оврага Засора стояла пятая башня в 3 боя – Покровская. Башня стояла на крутом обрыве. Овраг издавна защищал город с южной стороны (глубина его около 60 метров, ширина 24 метра). Отсюда сверху хорошо были видны постройки мужского монастыря. На том месте где в настоящее время находится лестница располагался красный вывод, позднее там будет построена башня. Запишите определение «вывод» - естественный укрепленный выступ для введения огня по флангам. Давайте обратимся к рисунку Хлыновского Кремля (который относится к 17 веку), он висит на доске. Сколько мы видим башень? Да, верно. Но ведь должно же быть 5. А произошло это потому, что Хлыновский Кремль строился в 60-е годы 17 века и по плану было 5 башен, а позднее в 80-е годы была построена еще 1 башня на месте красного вывода (используем прием сравнения). Хлынов был деревянным городом, поэтому часто случались пожары. В 18 веке (1700 г., 1745 г., 1752 г.) после этих пожаров Кремль почти полностью сгорел. В конце 18 – начале19 века вместо деревянной стены была построена каменная. Стена была не высокая, она не предназначалась для защиты города, т.к. в 19 веке городу никто не угрожал. Стена просто огораживала территорию Кремля, его владения и постройки.   Запись на схеме.   Отмечают на схеме.   Выдвигают гипотезы: был значительно расширен и углублен ров. Отмечают на схеме.   Отмечают на схеме, записывают о ней краткую информацию.   Внимательно слушают.   Отмечают на схеме, записывают о ней краткую информацию.     Отмечают на схеме, записывают о ней краткую информацию.     Отмечают на схеме, записывают о ней краткую информацию.   Отмечают на схеме.   Отмечают на схеме.     Записывают определение.     Отвечают: 6     Внимательно слушают.
Первичное закрепление. (1 минута) Вся работа со схемой является первичным закреплением.  
Изучение нового материала. (5 минут)     - Ребята, а сейчас мы с вами будем изучать постройки Кремля. Для этого, мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая группа получит текст с описанием архитектурного памятника. Ваша задача – сделать краткие записи на схеме по своей постройке (нужно указать: название, дату, архитектора, внешнее описание). Раздаю тексты: - архиереев дом (илл. № 5) - консисторий - Святотроицкий собор (илл. № 6) Презентация ответов (по ходу ответа идет сравнение с илл.).     Делятся на 3 группы (работа идет в парах). Работают с текстами, делают записи на схеме.     Один ученик от группы выходит и рассказывает о памятнике, другие делают записи на схеме. Всего выступает 3 ученика.
Вторичное закрепление. (5минут)     - А сейчас мы с вами повторим весь изученный на сегодняшнем уроке материал. И поможет нам в этом викторина (см. приложение к уроку). Отвечают на вопросы викторины.
Организация домашнего задания (2 минуты). - Запишите задание на дом: нужно написать сочинение на тему: «Святотроицкий собор рассказал мне следующую историю…». На этом наш урок закончен. Записывают задание на дом.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.132 (0.01 с.)