(40 минут)
Дидактическая цель – познакомить ребят с одним из старейших памятных мест Вятского края.
Задачи:
Образовательная:
- научить составлять памятку на архитектурный памятник;
- на примере Вятского Успенского Трифонова монастыря познакомить ребят с системой монастырских построек;
- познакомить ребят с историей создания Трифонова монастыря;
- дать основные понятия: архитектурный ансамбль, настоятельские палаты, надвратная церковь, крестово-купольный храм, апсида, закомара, лопатки, роспись и т.д.
Воспитательная:
- воспитать уважение к культурно-историческому наследию родного края;
- воспитать любовь к родному городу;
- воспитать интерес к знакомству с архитектурными памятниками;
- воспитать чувство прекрасного на примере анализа памятников архитектуры.
Развивающая:
- развивать способность составлять памятку на архитектурный памятник;
- развивать речевые умения учащихся;
- развивать способности работы с учебными текстами;
- развивать творческое мышление;
- развивать произвольное внимание;
- формировать воссоздающее воображение;
- развивать все виды памяти;
- развивать учебно–организаторские умения (индивидуальная работа).
Методы обучения: в классификации Скаткина и Лернера – методы проблемного изложения и частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский; в классификации Бабанского – словесный и наглядный.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Форма урока: урок-диалог с элементами практического занятия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: книжные иллюстрации, диалог, дидактические тексты, опорный конспект с пустотами, текст.
Приемы обучения: конспективное повествование, письменно-графическая организация материала, прием работы с наглядностью, прием проверки знаний.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
Организационный момент.
(1 минута)
| Проверяется количество присутствующих, готовность к уроку.
| Готовятся к уроку.
|
Подготовка к изучению нового материала.
(4 минуты)
| - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами начали изучать основные градостроительные элементы города. Давайте вспомним, какие?
Совершенно верно.
Но помимо этого в каждом русском городе был еще один очень важный структурный элемент. Это были духовные центры города. Они строились как укрепленные пункты, это был как бы город в городе – со своими стенами, святыми воротами, башнями, храмом. Вы наверное уже поняли о чем идет речь? Правильно.
Давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока в тетрадь: «Вятский Успенский Трифонов монастырь».
Показать иллюстрацию № 1.
|
Отвечают: посад, торг, слободы, улицы, площадь, кремль.
Отвечают: о монастырях.
Записывают тему урока в тетрадь.
|
Изучение нового материала.
(10 минут)
| Что же такое «монастырь»? Как вы понимаете, речь идет о культовом сооружении, о целом городке, где жили монахи.«Монах»от греческого «монас», т.е. един. Это тот, кто посвящает свою жизнь Богу, уединившись для служения ему молитвой, постом и трудом. Давайте запишем это в тетрадь.
Слово «монастырь» произошло от греческого слова «монахос», что значит «живущий уединенно». Монастырь – это место уединения. Они строились вдали от городов, огораживались от мира стеной. Монастыри представляли собой общины монахов, принимавших единые правила жизни (устав) и дающих специальные правила жизни (присягу):
- послушание;
- нестяжание (простой, аскетичный образ жизни);
- целомудрие (безбрачие).
Давайте выделим основные функции монастырей:
- оборонительная;
- экономическая;
-политическая;
- социальная;
- культурная.
Монастыри бывают отдельно для мужчин и женщин.
Первые монастыри на Вятской земле возникают в конце 16 века:
- Успенский Трифонов и Преображенский в Хлынове;
- Спасский в Орлове;
- Троицкий на Каменном городище в Елабуге.
- Ребята, мы с вами подробно изучим первый монастырь на Вятской земле «Вятский Успенский Трифонов монастырь», который был мужским.
На его примере я постараюсь показать особенности монастырских построек, систему самих построек, на примере основателя монастыря показать особенности духовной жизни.
Знаете ли вы почему он носит такое название – Трифонов монастырь? Назван он так в честь Преподобного Трифона – святого вятского чудотворца. Но не только потому, что он был святым. Трифон Вятский и был основателем монастыря и первым его настоятелем.
Сейчас мы заслушаем доклад о биографии Трифона.
Запишите в тетрадь небольшой подзаголовок.
По ходу доклада ученика учитель показывает 2 изображения Трифона (илл. № 2 № 3).
В конце выступления учитель делает краткие выводы.
Место, которое выбрал Трифон для монастыря называлось, в прошлом Балясково поле.
Изобразить следующую схему на доске:
Расположено очень удачно: находясь вблизи от города, который располагался на высоком холме, оно было в тоже время отделено от него глубоким оврагом Засора (в наше время там расположился стадион «Трудовые резервы»).
Часть Баляского поля занимало старое городское кладбище с двумя ветхими деревянными церквями. Строительство велось очень быстрыми темпами. Монастырь разрастался, набирал силу и обретал власть.
В 17 веке началось дорогостоящее каменное строительство.
Итак, вы узнали как появился монастырь на Вятской земле. Давайте повторим.
|
Записывают в тетрадь определение «монах».
Записывают в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Один ученик делает доклад, остальные записывают основные сведения в тетрадь.
Слушают, следят по схеме.
|
Первичное закрепление. (5 минут)
| Устно отвечают на вопросы теста (см. приложение).
| Отвечают на вопросы теста.
|
Изучение нового материала.
(10 минут)
| А сейчас мы с вами подробно познакомимся с ансамблем монастыря.
Свою работу мы построим на заполнении опорных конспектов с пустотами, которые я раздам.
По мере изучения материала вы будете заполнять опорные конспекты и научитесь составлять памятку на архитектурный памятник.
Начнем мы наше знакомство с ограды монастыря: у нее толстые стены, старинное двускатное покрытие. Такие толстые стены окружают монастырь со всех сторон. Для чего они были нужны монастырю? В старину монастырям приходилось обороняться от врагов, поэтому они строились как маленькие крепости. Трифонову монастырю обороняться не пришлось. Также стены отгораживали внутренний мир монастыря, определяли его территорию.
В ограде были ворота. Существовали главные (святые) ворота. Они имели красивый и торжественный вид. Закрывались на запоры.
С обеих сторон над ними висели иконы – с северной (наружной) стороны – икона «Знамение Божьей Матери» в богатом окладе. С южной стороны (внутренней) – икона «Спаса». Рядом находились ворота для проезда в монастырь.
Переходим к заполнению первой памятки.
Первое, что встречаешь на территории монастыря пройдя через проезжие ворота – это монастырская колокольня. Колокольный звон извещал прихожан о богослужении. Также сигналы колокола регулировали жизнь монахов. Колокольни на Руси появились позже, чем храмы. Сначала прихожан собирали ударами в 2 било 2. Это была деревянная доска с колотушкой. Потом колокола вешали на деревянных столбах, прикрытых кровлей. Постепенно колокольни приняли современный для нас облик. Колокольня находтлась под углом в 70 градусов к Никольской надвратной церкви. (показать на илл. № 4).
В 16 веке колокольня была деревянной. В 1714 году была построена каменная звонница на месте деревянной. Звонница – колокольня была разобрана в 1935 году. В 1991 – 1992 - была временно построена деревянная колокольня, а в 1996 году – каменная. А в конце 1998 года колокольню увенчал долгожданный крест.
Архитектура колокольни очень проста. Подчеркнуто массивный столп, гладкие плоские без украшений стены.
Теперь переходим к заполнению новой памятки о настоятельских палатах. Мы заслушаем доклад. Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу (показать илл. № 5)
|
Получают опорные конспекты с пустотами.
Запись в конспекте.
Записывают функции ограды: -защита.
- определяли территорию. Запись в конспект.
Запись в конспект.
Запись в конспект.
По мере рассказа вносят сведения в таблицу.
Один ученик делает доклад, а остальные – записи в конспекте.
|
Первичное закрепление.
(5 минут)
| А теперь попытайтесь сами заполнить таблицу об Успенском соборе, на основе выданного вам дидактического текста. Если будут трудности, то поднимайте руку, и я подойду и помогу (показать илл. № 6,7,8).
| Самостоятельно заполняют таблицу.
|
Вторичное закрепление.
(5 минут)
| Ответить устно на вопрос: какое из этих архитектурных памятников тебе понравилось больше? Почему?
| Отвечают.
|
Организация домашнего задания.
(2 минуты)
| На выбор составить памятку на:
- Никольскую надвратную церковь (илл. №9);
- Благовещенскую церковь;
- Всехсвятскую церковь (илл. № 11).
В начале следующего урока мы проведем фронтальный опрос. -Урок закончен. До свидания.
| Записывают задание.
Прощаются с учителем.
|