Урок по теме : «Вятский Успенский Трифонов монастырь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок по теме : «Вятский Успенский Трифонов монастырь»



(40 минут)

 

Дидактическая цель – познакомить ребят с одним из старейших памятных мест Вятского края.

Задачи:

Образовательная:

- научить составлять памятку на архитектурный памятник;

- на примере Вятского Успенского Трифонова монастыря познакомить ребят с системой монастырских построек;

- познакомить ребят с историей создания Трифонова монастыря;

- дать основные понятия: архитектурный ансамбль, настоятельские палаты, надвратная церковь, крестово-купольный храм, апсида, закомара, лопатки, роспись и т.д.

Воспитательная:

- воспитать уважение к культурно-историческому наследию родного края;

- воспитать любовь к родному городу;

- воспитать интерес к знакомству с архитектурными памятниками;

- воспитать чувство прекрасного на примере анализа памятников архитектуры.

Развивающая:

- развивать способность составлять памятку на архитектурный памятник;

- развивать речевые умения учащихся;

- развивать способности работы с учебными текстами;

- развивать творческое мышление;

- развивать произвольное внимание;

- формировать воссоздающее воображение;

- развивать все виды памяти;

- развивать учебно–организаторские умения (индивидуальная работа).

Методы обучения: в классификации Скаткина и Лернера – методы проблемного изложения и частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский; в классификации Бабанского – словесный и наглядный.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Форма урока: урок-диалог с элементами практического занятия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: книжные иллюстрации, диалог, дидактические тексты, опорный конспект с пустотами, текст.

Приемы обучения: конспективное повествование, письменно-графическая организация материала, прием работы с наглядностью, прием проверки знаний.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. (1 минута) Проверяется количество присутствующих, готовность к уроку. Готовятся к уроку.
Подготовка к изучению нового материала. (4 минуты) - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами начали изучать основные градостроительные элементы города. Давайте вспомним, какие? Совершенно верно. Но помимо этого в каждом русском городе был еще один очень важный структурный элемент. Это были духовные центры города. Они строились как укрепленные пункты, это был как бы город в городе – со своими стенами, святыми воротами, башнями, храмом. Вы наверное уже поняли о чем идет речь? Правильно. Давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока в тетрадь: «Вятский Успенский Трифонов монастырь». Показать иллюстрацию № 1.     Отвечают: посад, торг, слободы, улицы, площадь, кремль.     Отвечают: о монастырях.   Записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала. (10 минут) Что же такое «монастырь»? Как вы понимаете, речь идет о культовом сооружении, о целом городке, где жили монахи.«Монах»от греческого «монас», т.е. един. Это тот, кто посвящает свою жизнь Богу, уединившись для служения ему молитвой, постом и трудом. Давайте запишем это в тетрадь. Слово «монастырь» произошло от греческого слова «монахос», что значит «живущий уединенно». Монастырь – это место уединения. Они строились вдали от городов, огораживались от мира стеной. Монастыри представляли собой общины монахов, принимавших единые правила жизни (устав) и дающих специальные правила жизни (присягу): - послушание; - нестяжание (простой, аскетичный образ жизни); - целомудрие (безбрачие). Давайте выделим основные функции монастырей: - оборонительная; - экономическая; -политическая; - социальная; - культурная. Монастыри бывают отдельно для мужчин и женщин. Первые монастыри на Вятской земле возникают в конце 16 века: - Успенский Трифонов и Преображенский в Хлынове; - Спасский в Орлове; - Троицкий на Каменном городище в Елабуге. - Ребята, мы с вами подробно изучим первый монастырь на Вятской земле «Вятский Успенский Трифонов монастырь», который был мужским. На его примере я постараюсь показать особенности монастырских построек, систему самих построек, на примере основателя монастыря показать особенности духовной жизни. Знаете ли вы почему он носит такое название – Трифонов монастырь? Назван он так в честь Преподобного Трифона – святого вятского чудотворца. Но не только потому, что он был святым. Трифон Вятский и был основателем монастыря и первым его настоятелем. Сейчас мы заслушаем доклад о биографии Трифона. Запишите в тетрадь небольшой подзаголовок. По ходу доклада ученика учитель показывает 2 изображения Трифона (илл. № 2 № 3). В конце выступления учитель делает краткие выводы. Место, которое выбрал Трифон для монастыря называлось, в прошлом Балясково поле. Изобразить следующую схему на доске:   Расположено очень удачно: находясь вблизи от города, который располагался на высоком холме, оно было в тоже время отделено от него глубоким оврагом Засора (в наше время там расположился стадион «Трудовые резервы»). Часть Баляского поля занимало старое городское кладбище с двумя ветхими деревянными церквями. Строительство велось очень быстрыми темпами. Монастырь разрастался, набирал силу и обретал власть. В 17 веке началось дорогостоящее каменное строительство. Итак, вы узнали как появился монастырь на Вятской земле. Давайте повторим.     Записывают в тетрадь определение «монах».   Записывают в тетрадь.   Запись в тетрадь.     Запись в тетрадь.   Запись в тетрадь.   Один ученик делает доклад, остальные записывают основные сведения в тетрадь.     Слушают, следят по схеме.
Первичное закрепление. (5 минут) Устно отвечают на вопросы теста (см. приложение). Отвечают на вопросы теста.
Изучение нового материала. (10 минут) А сейчас мы с вами подробно познакомимся с ансамблем монастыря. Свою работу мы построим на заполнении опорных конспектов с пустотами, которые я раздам. По мере изучения материала вы будете заполнять опорные конспекты и научитесь составлять памятку на архитектурный памятник. Начнем мы наше знакомство с ограды монастыря: у нее толстые стены, старинное двускатное покрытие. Такие толстые стены окружают монастырь со всех сторон. Для чего они были нужны монастырю? В старину монастырям приходилось обороняться от врагов, поэтому они строились как маленькие крепости. Трифонову монастырю обороняться не пришлось. Также стены отгораживали внутренний мир монастыря, определяли его территорию. В ограде были ворота. Существовали главные (святые) ворота. Они имели красивый и торжественный вид. Закрывались на запоры. С обеих сторон над ними висели иконы – с северной (наружной) стороны – икона «Знамение Божьей Матери» в богатом окладе. С южной стороны (внутренней) – икона «Спаса». Рядом находились ворота для проезда в монастырь. Переходим к заполнению первой памятки. Первое, что встречаешь на территории монастыря пройдя через проезжие ворота – это монастырская колокольня. Колокольный звон извещал прихожан о богослужении. Также сигналы колокола регулировали жизнь монахов. Колокольни на Руси появились позже, чем храмы. Сначала прихожан собирали ударами в 2 било 2. Это была деревянная доска с колотушкой. Потом колокола вешали на деревянных столбах, прикрытых кровлей. Постепенно колокольни приняли современный для нас облик. Колокольня находтлась под углом в 70 градусов к Никольской надвратной церкви. (показать на илл. № 4). В 16 веке колокольня была деревянной. В 1714 году была построена каменная звонница на месте деревянной. Звонница – колокольня была разобрана в 1935 году. В 1991 – 1992 - была временно построена деревянная колокольня, а в 1996 году – каменная. А в конце 1998 года колокольню увенчал долгожданный крест. Архитектура колокольни очень проста. Подчеркнуто массивный столп, гладкие плоские без украшений стены. Теперь переходим к заполнению новой памятки о настоятельских палатах. Мы заслушаем доклад. Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу (показать илл. № 5)     Получают опорные конспекты с пустотами.     Запись в конспекте.     Записывают функции ограды: -защита.   - определяли территорию. Запись в конспект.   Запись в конспект.     Запись в конспект.   По мере рассказа вносят сведения в таблицу.     Один ученик делает доклад, а остальные – записи в конспекте.
Первичное закрепление. (5 минут) А теперь попытайтесь сами заполнить таблицу об Успенском соборе, на основе выданного вам дидактического текста. Если будут трудности, то поднимайте руку, и я подойду и помогу (показать илл. № 6,7,8). Самостоятельно заполняют таблицу.
Вторичное закрепление. (5 минут) Ответить устно на вопрос: какое из этих архитектурных памятников тебе понравилось больше? Почему? Отвечают.
Организация домашнего задания. (2 минуты) На выбор составить памятку на:
  1. Никольскую надвратную церковь (илл. №9);
  2. Благовещенскую церковь;
  3. Всехсвятскую церковь (илл. № 11).
В начале следующего урока мы проведем фронтальный опрос. -Урок закончен. До свидания.
Записывают задание.   Прощаются с учителем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.007 с.)