Урок по теме: «Александро-невский собор как жемчужина в творчестве А. Л. Витберга» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок по теме: «Александро-невский собор как жемчужина в творчестве А. Л. Витберга»



(40 минут)

Дидактическая цель – познакомить ребят с творчеством А.Л.Витберга, подробнее остановиться на Александро- Невском соборе, показать его значение в творчестве архитектора и города Вятки.

Задачи:

Образовательная:

§ Показать культурно-историческую специфику данного периода;

§ Познакомить с биографией великого архитектора;

§ Изучить архитектурные особенности Александро-Невского собора;

§ Познакомить с трагической судьбой этого архитектурного памятника.

Воспитательная:

§ Воспитать уважение к культурно-историческому наследию родного края;

§ Воспитать эстетические чувства;

§ Воспитать интерес к историческому прошлому г. Вятки.

Развивающая:

§ Формировать речевые умения учащихся;

§ Формировать умения работать по материалу видеофильма;

§ Развитие воображения (воссоздание образа Александро-Невского собора);

§ Развитие произвольного внимания за счет разнообразных видов деятельности;

§ Развитие всех видов памяти.

Методы обучения: по классификации Скаткина и Лернера – методы проблемного изложения, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский; по классификации Бабанского – словесный и наглядный.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Форма урока: видео – урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: диалог, видео - фильм.

Приемы обучения: речь учителя, прием проверки знаний, прием работы с наглядностью (фильм).

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент 2 минуты Проверяются отсутствующие, готовность учеников к уроку. Готовятся к уроку.
Подготовка к изучению нового материала 10 минут - Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга». Запишите эту тему в тетрадь. Наше с вами занятие будет проходить в форме видео-урока. Но в начале, до того как мы непосредственно перейдем к изучению данного архитектурного памятника, мы посмотрим о нем фильм, давайте проверим домашнее задание; вам было задано найти биографический материал о Витберге и записать его в тетрадь. Проверку устроим в виде фронтального опроса. И так,
  1. Назовите число, месяц, год рождения Витберга?
  2. Место рождения?
  3. Из какой он был семьи, кто его родители?
  4. Какое первоначально получил имя?
 
  1. Какое получил образование?
 
  1. Какие знаете его постройки?
   
  1. Что объединяет эти постройки?
  2. Причина ссылки Витберга на Вятку и дата ее начала?
 
  1. С кем сдружился Витберг в Вятке?
  2. Когда и где умер Витберг?
  - Большое спасибо всем кто добросовестно подготовил домашнее задание.
Приветствуют учителя.     Запись в тетрадь.   Внимательно слушают.   Отвечают:
  1. 15 января 1787 года;
  2. город Ревель (Таллин);
  3. дворянская семья;
  4. Карл (после принятия православия получил имя Александр);
  5. Вначале учился дома (отец), а далее в Академии Художеств;
  6. Дом поэта Дмитриева, домовая церковь в Александровском сиротском приюте, Воскресенский монастырь и др.;
  7. строгая простота, лаконичность форм;
  8. обвинили в расхищении государственных денег, выделявшихся на строительства. 1835 год – в Вятку;
  9. с Герциным;
 
  1. 12 января 1855 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.
Изучение нового материала. 15 минут Сейчас мы посмотрим видео-фильм об Александро-Невском соборе. На доске вы видите перечень вопросов, на которые вам нужно ответить в ходе просмотра фильма. Всем все понятно? (Идет фильм, продолжительность которого 15 минут) Слушают.     Да. Внимательно смотрят фильм, отвечают на вопросы в тетради.
Первичное закрепление. 11 минут   - Вот, мы с вами посмотрели этот занимательный фильм, а теперь давайте проверим как вы справились с заданием. (учитель проводит фронтальный опрос по вопросам). - Молодцы! А сейчас давайте запишем домашнее задание. Слушают.   Работают по вопросам, дают на них ответы.
Организация домашнего задания 2 минуты Нарисуйте Александро-Невский собор, пользуясь иллюстрациями в книгах, репродукциями, или по памяти (из фильма). Рисунок вклейте в тетрадь. - Урок закончен! До свидания! Записывают задание в тетрадь.   Прощаются с учителем.

 


Вариант записи в тетради ученика

Домашнее задание

Биография Витберга.

А.Л.Витберг родился 15 января 1787 года в городе Ревель (Таллин), в дворянской семье. При рождении он получил имя Карл, которое, после принятия православия сменил на Александр. Вначале он обучался дома (его учил отец), а далее он поступил в Академию Художеств. Его самые известные архитектурные постройки: дом поэта Дмитриева, домовая церковь в Александровском сиротском приюте, Воскресенский монастырь и др. Все эти памятники объединяет строгая простота, лаконичность форм. В 1835 году Витберга обвинили в расхищении государственных денег и сослали в Вятку, где он сдружился с Герциным. Витберг умер 12 января в Санкт – Петербурге, похоронен на Волковом кладбище.

 

Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга.

Ответы по фильму:

  1. 8 октября 1824 г.;
  2. И.С.Машковцев;
  3. с 1835 года;
  4. В.К.Аршаулов;
  5. 25 лет: с 1839-1864 гг.;
  6. нехватка денежных средств;
  7. идея архитектурного выражения русской думы, идея человечности, идея радости;
  8. высота равна 50 метрам, длина и ширина – 50 метров, купол в диаметре – 16 метров;
  9. красота, стройность, изящество, величественная простота и в то же время монументальность;
  10. Чарушин;
  11. Кафедральный собор, Воскресенский собор, Владимирская церковь, Всехсвятская церковь;
  12. 1937 году;
  13. 3, но стены продолжали стоять;
  14. Областная филармония.

Вопросы по фильму «Александро-Невский собор»

1. Когда Вятку посетил император Александр 1? (8 октября 1824 года)

2. Кто в это время был городской головой, кто первым высказал мысль о сооружении храма, в честь посещения Вятки Александром 1? (И.С.Машковцев).

3. С какого года начинают собирать подаяния на храм? (с 1835 года).

4. Фамилия городского главы, который внес на рассмотрение городской думы проек храма, сделанный А.Л.Витбергом? (В.К.Аршаулов).

5. Сколько лет строился собор? (25 лет: с 1839-1864 гг.).

6. Причина такого затяжного строительства? (нехватка денежных средств).

7. Какую главную идею воплотил Витберг в этом произведении? (идея архитектурного выражения русской души, идея человечности, идея радости жизни).

8. Размеры собора? (высота равна 50 метрам, длина и ширина – 50 метров, купол в диаметре – 16 метров).

9. Какими качаствами обладал Александро-Невский собор? (красота, стройность, изящество, величественная простота и в то же время монументальность).

10. По проекту какого архитектора в 1895 году была обустроена территория, прилегающая к храму? (Чарушин).

11. Какие соборы были разрушены на Вятке в период советской власти? (Кафедральный собор, Воскресенский собор, Владимирская церковь, Всехсвятская церковь).

12. Год снесения Александро-Невского собора? (1935 год).

13. Сколько взрывов пришлось выполнить, чтобы здание рухнуло? (3, но стены продолжали стоять).

14. Что сейчас находится на месте Александро-Невского собора? (Областная филармония).

Заключение

 

В образовательных школах города Кирова курс «Художественного Краеведения» практически не ведется, предпочтение отдается историческому краеведению. Вследствие этого в отечественной учебно-исторической литературе данная проблематика недостаточно разработана. Поэтому целью данной дипломной работы является создание авторской программы «Архитектура города Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 классов образовательных учреждений города Кирова.

В ходе работы были выполнены все поставленные задачи:

1. Проанализирована краеведческая, психолого-педагогическая и методическая литература. Содержание пособий, книг может быть успешно использовано при составлении программ по дисциплинам художественно-эстетического цикла, в частности, «Художественного краеведения» в школах города Кирова.

2. В ходе исследования значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка мы выявили следующие факторы, влияющие на становление личности: деятельность, процесс воспитания как социализация ребенка, воспитательная среда и типы воспитательной работы. Кроме того, на формирование подростка оказывает влияние личность педагога-краеведа. Также мы пришли к выводу, что для подросткового возраста характерен повышенный интерес к искусству, а также на детей благотворно воздействуют различного вида взаимодействия с искусством. В частности, для подростка искусство выступает как средство познания жизни, своеобразным способом вхождения в жизнь взрослых и в проблемы человеческих отношений, а также оно является важнейшим элементом красоты и оно влияет на эстетическое формирование подростка.

Культурологическое воспитание, т.е. целенаправленная организация деятельности учащихся, вовлекающая их в разного вида взаимодействия с культурой прошлого и настоящего, имеет очевидное преимущество при выборе методов, при отборе содержания в воспитательной работе учителя, особенно в его работе с подростками и способствует формированию культурно компетентной личности. Культурологическое воспитание, благодаря эффекту эмоционально-образного стимулирования, способно нейтрализовать негативные моменты в поведении подростка, вызвать интерес к явлениям жизни, раньше оставлявших подростков равнодушными, а также создать положительный настрой для любого вида деятельности. Взаимодействия с произведениями искусства способствуют развитию сознания, чувств, взглядов и убеждений, т.к. творческая деятельность, вызванная таким воспитанием, затрагивает самые «чувствительные» точки подростков.

3. В настоящее время курс «Художественного краеведения» активно внедряется в программы школ города Кирова, чему способствует последовательная разработка программ по данной дисциплине. Но в процессе изучения учебно-методической литературы мы пришли к выводу, что краеведческая наука испытывает недостаток универсальных программ по «Художественному краеведению». Попытки создания программ принадлежат Хохлову А.А., Черных Н.В., Зориной Л.Н., Клестовой Г.А. Данные пособия нами были проанализированы. Наиболее актуальной для нашего факультативного курса является программа Клестовой Г.А. Более того, нами была раскрыта специфика художественного краеведения в школе. Дано определение художественного краеведения - это совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности в том или ином крае по созданию, распространению, изучению произведений искусства и материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Выделены основный структурные элементы (архитектура, живопись, литература и т.д.), объекты, принципы, функции и значение художественного краеведения.

4. Раскрыты особенности и приемы изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста. Сделан вывод, что перед работой с памятником архитектуры ребята должны знать определение, классификацию памятников архитектуры, их свойства и функции. Изучая памятник, дети учатся заполнять учетную карточку на данный архитектурный объект.

5. Разработана памятка для анализа архитектурного памятника, которая включает следующие пункты: наименование памятника, датировка, местонахождение, исторические сведения, описание и значение.

6. Создана авторская программа факультативного курса по художественному краеведению «Архитектура города Вятки (Кирова)». Программа включает в себя пояснительную записку, само содержание, которое разделено на 3 раздела:

Раздел 1: Древний город Вятка-Хлынов (14-конец 16 вв.)

Раздел 2: Город Хлынов в 17- конце 19 вв.

Раздел 3: Город Вятка-Киров в конце 19-20 вв.

В каждом разделе выделены основные термины, рекомендуемый список литературы. Также приведен план-сетка занятий.

7. По данному факультативному курсу разработаны 3 модели уроков по темам: «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.», «Вятский Успенский Трифонов монастырь», «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга».

Модели уроков были апробированы в школе № 1 города Белая Холуница в 8 А классе. В процессе преподавания данного предмета выявился повышенный интерес ребят к занятиям по изучению архитектуры родного края. Таким образом, преподавание «Художественного краеведения» в школах в настоящее время актуально и востребовано.

Дипломная работа носит методическую направленность, поэтому большое внимание уделено 3 главе. Виду ограничения объема дипломной работы методические рекомендации к остальным темам в данную работу не вошли. Предполагается в дальнейшем продолжить изучение темы, но уже за стенами Вятского Государственного Гуманитарного Университета.


Примечание

 

1Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М., 2000.- С. 16.

2Интеграция образования – любой предмет можно представить культурологически, т.е. определить его место в истории культуры, его культурологический характеристики и возможности, место в системе ценностей той или иной эпохи.

3 Введение культурологических предметов - призваны нивелировать диспропорцию российского образования. В первую очередь они способствуют созданию сложной иерархической системы, формирующей мировоззрение, а также противостоят потребительской культуре.

4Мусихин В.Е. Вятская деревня: история и современность.- Киров, 1996.- С. 19.

5Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987.- С. 28.

6 Культурологический подход – применение адекватных культурологических концепций и методов в педагогической культуре.

7 Воспитательный процесс – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, физическое развитие личностив целях подготовки ее к общественной и культурной деятельности. Тесно связан с образованием и обучением.

8 Воспитание – это систематическое воздействие на формирование личности ребенка, с целью подготовки его к будущей жизни в социуме.

9 Личность – 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности;2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивид как члена общества.

10Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.- С. 9.

11 Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

12 Исследовательский метод – как высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Исследовательский метод обеспечивает высокое умственное развитие учащихся. Этот метод как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. По мнению методиста М.И.Скаткина: «исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности». Для исследовательского метода характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Применяя метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Метод выводит учащихся за рамки уроков, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

13 Экспедиция – очень привлекает школьников, т.к. они очень любят туризм; экспедиция – это ожившие страницы учебников по истории, страницы «живой» истории родного края. Задача экспедиций, походов – воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищу, принципиальной и глубокой дружбы, воспитание наблюдательности и самостоятельности, выносливости и смелости, любви к родному краю и России. Ведущую роль в экспедициях играет учитель, т.к. он является ее организатором. Краеведческие экспедиции бывают тематические (задача – изучение определенной темы по культуре края) и комплексные (цель – всестороннее изучение тех или иных краеведческих объектов (изучение всего района).

14 Созидательность

 

 

15Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М., 1989.- С. 36.

16 Онтогенез личности – индивидуальное развитие организма; совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

17 Биологический подход к пониманию сущности развития личности – обуславливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, наследственностью.

18 Социологический подход к пониманию сущности развития личности – предполагает, что основополагающее влияние на человека оказываютсоциальные факторы.

19 Синтетический подход к пониманию сущности развития личности – позволяет рассматривать личность как систему, в которой находят отражение как биологическое, так и социальное.

20 Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде.

21 Генотип – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. Это единая система, в которой каждый любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

22 Экскурсия – это коллективное мероприятие. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке (экскурсия к историческому памятнику). Педагогическое значение экскурсии очень велико: 1. они дают возможность учащимся знакомиться с художественно-краеведческими объектами в их естественных условиях; 2. в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, т.к. в высшей степени предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками культуры – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками событий прошлого; 3. экскурсия всегда вызывает у школьников повышенный интерес. Экскурсии по возможности должен проводить сам учитель. «Учитель всегда лучше знает уровень подготовки своих учеников, их сильные и слабые стороны…» (Гора Н.В.).

23 Краеведческий вечер - цель: разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий, явлений, факта. Требования к краеведческому вечеру: 1. вечер всегда должен преследовать образовательно-воспитательные цели; 2. он должен быть интересным, носить характер праздника; 3. должна сохраняться тематическая целенаправленность.

24 Краеведческий кружок - это общее дело небольшой группы единомышленников. Кружок позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы внеклассной работы. Краеведческий кружок не должен являться продолжением классных занятий, он должен только базироваться на знаниях, которые учащиеся получают на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя в проведении внеклассных мероприятий и при подготовке к урокам. Задача кружка по художественному краеведению: 1. углубление и расширение знаний учащихся по истории и культуре своей области; 2. развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания; 3. приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности и др.

25 Работа в музее – речь пойдет не о государственных музеях, а о школьных краеведческих музеях. Особенности школьных музеев: 1. они имеют учебно-педагогическое назначение (являются результатом совместной деятельности учителя и учеников). В нем все предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано руками самих детей под руководством учителя. Экспонаты в школьном краеведческом музее – это и учебно-наглядные пособия для уроков. 2. сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителя и учеников по пути приобщения их к исследовательской деятельности. 3. школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно- педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по художественному краеведению. 4. различие в научной ценности коллекции, в глубине и размахе научной разработки вопросов. Значение школьного музея состоит в том, что он способствует формированию определенных убеждений, воспитанию российского патриотизма, развитию общественно полезной активности.

26 Работа в архиве – это интереснейшая форма сбора краеведческого материала. Ни учебник, ни рассказ учителя не может заменить самостоятельной работы учащихся над первоисточниками. Значение работы в архиве: работа с архивными документами вырабатывает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает у учащихся уважение к историческому факту, любовь к истории, школьники соприкасаются с живой историей, проникновение в язык и мироощущение минувших времен будет способствовать более осознанному усвоению основного материала на уроках истории. Работа школьников с первоисточниками снимает элемент недоверия, неизбежно возникающий даже при самом выразительном пересказе. Умения и навыки работы с архивными материалами пригодятся в будущих исследовательских работах школьников.

27 Краеведческая игра – это некий творческий процесс, деятельность. Организаторы игры: учащиеся, учитель или третий человек. Игры различаются по своим целям (отдых, развлечение, обучение), формам (в форме игры «Что? Где? Когда?» и др.). Краеведческие игры могут быть включены в состав различных мероприятий, дел, которые носят групповой или коллективный характер. Игровая деятельность соответствует психологической природе детей. В игре новая информация воспринимается неформально, она эмоционально переживается, а значит, легко запоминается. Творческая деятельность в игровой форме снимает оценочное напряжение, вызывая положительные эмоции, ориентирует на успех.

28 Краеведческая беседа – это один из эффективных методов изучения города Вятки (Кирова). В форме беседы можно проводить повторительно-обобщающий урок, семинарское занятие, повторение пройденного материала и его закрепление. Ценность беседы заключаются в том, что ей предшествует самостоятельная работа учащихся по изучению материала. Своим содержанием беседа опирается на внеклассную работу, позволяет широко использовать знания и жизненный опыт учащихся. Беседа дает возможность учителю использовать для самостоятельной работы учащихся краеведческую литературу, материалы краеведческого музея, местную периодическую печать, тесно связывая изучение истории России с жизнью родного города. Особенностью беседы является то, что ее тема раскрывается самими учащимися, что способствует развитию речевых умений, увеличивается словарный запас.

29 Подготовка рефератов – это индивидуальная форма работы учащихся, которая является основой индивидуального самостоятельного исследования. Подготовка рефератов учит учащихся критически подходить к источникам, всесторонне обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать им оценку, делать выводы, т.е. прививать интерес к научному исследованию.

30 Краеведческое общество – это высшая форма организации внеклассной краеведческой работы в школе. Нередко они имеют свой девиз, устав, значки, эмблему, флаг и форму. Руководители, планы работы общества, их секции утверждаются на педагогическом совете школы. Общества чаще всего организуются в тех школах. Где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер. Поэтому в обществе находят себе работу по душе учащиеся разных интересов. Чем же занимаются учащиеся в клубе? Они часто ходят в различные экспедиции, самостоятельно готовят доклады, рефераты, очерки по результатам походов и в дальнейшем успешно выступают с ними на конференциях, семинарах.

31 Краеведческая олимпиада – это соревнования в знаниях учащихся по истории и культуре своего края. Они помогают обобщать и распространять передовой педагогический опыт изучения родного края. Школьные олимпиады могут охватывать как отдельные темы, так и весь комплекс краеведческой работы. Олимпиады могут быть в масштабе школы, города, области, России.

32 Факультатив – одна из гибких форм более оперативного и полного отражения в школьном образовании современных достижений науки. Факультатив позволяет вносить существенные дополнения в содержание образования учащихся без изменения учебного плана, программы и учебников. Основная задача факультатива: развитие интереса к родному краю, его истории и культуре, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся.

33Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания.- Киров, 1998.- С.121.

34Там же.- С. 123.

35Там же.- С. 124.

36Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 2002.- С. 365.

37Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для Вузов.- Минск, 2002.- С. 391.

38Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры.- М.,1997.- С. 44

39Историческое краеведение.-М., 1969.- С. 63.

40Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе.- М.,1990.- С 16.

41Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского.- М., 1987.- С. 48.

42Крутецкий В.А. Психология.- М., 1965.- С. 68.

43Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 2002.- С. 405.

44Там же.- С. 416.

45Там же.- С. 424.

46Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000.- С. 17.

47Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000.- С. 137.

48Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.- СПб., 1999.- С. 56.


Библиографический список

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург, 2002.

2. Ашурков В.Н. Историческое краеведение.- М., 1980.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М., 1989.

4. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии.- М.,1960.

5. Барков А.С. О научном краеведении / В книге: вопросы методики истории.- М., 1981.

6. Безверхов Г.М. Архитектурное наследие А.Л. Витберга // Шведы и русский север.- Киров, 1997.

7. Безверхова Л.Б. Градостроительная основа творческого метода А.Л.Витберга // Шведы и русский север.- Киров, 1997.

8. Бердинских В. Занимательное краеведение.- Киров, 1996.

9. Берова И.В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Киров, 1989.

10. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке.- Киров, 1996.

11. Большой советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова.- М., 1985.

12. Большой энциклопедический словарь.- М.. 1993.

13. Верещагин А.С. Из истории древнерусской Вятки.- Вятка, 1905.

14. Верещагин А.С. К истории древнего Хлынова.- Вятка, 1904.

15. Выдающиеся деятели искусства Кировской области.- Киров, 1973.

16. Госстандарт // Образование в документах.- 1998.- № 4.

17. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе.- М., 1971.

18. Дайн Г. Игрушечных дел мастера.- М., 1994.

19. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах.- М., 1966.

20. Земля Вятская в прошлом и настоящем.- Киров, 1996.

21. Знак А.М. Культовая архитектура Куменского района Кировской области в курсе художественного краеведения / Дипломная работа.- Киров, 2001.

22. Зорина Л.Н. Рабочая программа курса «Художественное краеведение».- Киров, 2003.

23. Изергина Н.Г. Писатели в Вятке.- Киров, 1990.

24. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование.- 1984.- № 1 (приложение).

25. Историческое краеведение.- М., 1969.

26. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьной воспитательной системы / В.А.Караковский, Л.Н.Новикова, Н.Л.Селиванова; под ред. Н.Л.Селивановой.- М., 2000.

27. Клестова Г.А. Методические рекомендации по курсу исторического краеведения.- Киров, 2003.

28. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.Ю.Даринского.- М., 1987.

29. Крутецкий В.А. Психология.- М.,1965.

30. Кульневич В.Г. Педагогика личности.- М., 2003.

31. Культурология. Энциклопедический словарь (Интернет сайт).

32. Луппов П.Н. История создания Вятки.- Киров, 1958.

33. Любимов В.А. Автографы Витберга // Любимов В.А. Вглядываясь в лица домов.- Киров, 1995.

34. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение.- М., 1987.

35. Методика историко-краеведческой работы в школе / под ред. И.С. Борисова.- М., 1982.

36. Москалец Е.С. Витберг на Вятке.- Киров, 1975.

37. Мусихин В.Е. Вятская деревня: история и современность.- Киров, 1996.

38. Немов Р.С. Психология.- М., 1990.

39. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика.- 2003.- № 6.

40. Очерки истории Кировской области / под ред. Заболоцкого В.В.- Киров, 1982.

41. Памятники истории и культуры города Кирова.- Киров, 1990.

42. Педагогика: Учебное пособие для Вузов / под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2003.

43. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / под ред. Ю.К.Бабанского.- М., 1988.

44. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А.Смирнова.- М., 2000.

45. Педагогика: Учебное пособие для педагогических Вузов / под ред. В.А.Сластенина и др.- М., 2000.

46. Пересторонина В. Вятские кружева.- Горький, 1982.

47. Пешнина Л. Строитель собора: А.Л.Витберг // Вятский край.-2000.-9 июня.

48. Пластинин В.В. Литературный Киров.- Киров, 1999.

49. Повесть о стране Вятской / Вятский летописец / Публ. А.С.Верещагин.- Вятка, 1905.

50. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского.- М.. 1987.

51. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000.

52. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000.

53. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы.- М., 1961.

54. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.- СПб., 1999.

55. Русский город (историко-методический сборник).- М., 1976.

56. Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени.- Вятка, 1912.

57. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М., 1971.

58. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе.- М., 1990.

59. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя.- М., 2000.

60. Суходольская – Кулешова Л.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя // Педагогика.- 2003.- № 7.

61. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. Т.1. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль.- М., 1979.

62. Тинский А.Г. Вятка. Главная улица.- Киров, 2002.

63. Тинский А.Г. Вятская мозаика.- Киров, 1994.

64. Тинский А.Г. Планировка и застройка города Вятки в 17-19 вв.- Киров, 1999.

65. Тинский А.Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории.- Киров, 1999.

66. Толстой Л.Н. в школе. Сб. статей / под ред. В.В. Голубкого и С.М. Петрова.- М., 1965.

67. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика.- 2003.- № 6.

68. Успенский Трифонов монастырь в городе Вятке.- Вятка, 1905.

69. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классного руководителя.- М., 1983.

70. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник для Вузов.- Минск, 2002.

71. Хохлов А.А. Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области.- Киров, 1997.

72. Царева Е.В. Витберги на Вятке // Шведы и русский север.- Киров, 1997.

73. Черных Н.В. Материалы к урокам по литературному краеведению в 6 классе.- Киров, 1993.

74. Черных Н.В. Уроки литературного краеведения в 5 классе.- Киров, 1993.

75. Школьный спецкурс: теория, технология, практика.- М., 2003.

76. Щуркова Н.Е. Воспитание новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.

77. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М., 2000.

78. Эммауский А.В. К вопросу о времени основания города Вятки.- Киров, 1972.

79. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.1. Города.- Киров, 1994.

80. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.2. Литература.- Киров, 1995.

81. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.5. Архитектура.- Киров, 1996.

82. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.8. Этнография. Фольклор.- Киров, 1998.

83. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.9. Культура. Искусство.- Киров, 1999.

84. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т.10. Ремесла.- Киров, 2000.

85. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.- М., 1986.

86. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания.- Киров, 1998.


 

 

Приложение 1.

Иллюстрации к уроку «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв.»


 

 

Приложение 2.

Иллюстрации к уроку

«Вятский Успенский Трифонов монастырь»


 

 

Приложение 3.

Результаты апробации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.133 с.)