Психологическая готовность ребенка к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая готовность ребенка к школе.



 

Когда речь идет о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьезно позаботиться о психологической готовности:

Развиты ли психические качества, свойства личности.

Есть ли знания и умения. Для успешного обучения и создания благоприятного эмоционального климата.

Содержание психологической готовности не произвольно, а определяется той системой требований, которые предъявляет к ребенку школа.

Следует выделить составные компоненты готовности к школе:

Интеллектуальная

Эмоциональная

Социальная

Интеллектуальная сфера- дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способствовать воспроизводства образа), ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания символов, развитие тонких движений руки и зрительно двигательная координация.

Интеллектуальная готовность к учению заключается не только и не столько в численном запасе представлений, навыков и умений, сколько, и это главное, в общем, уровне развития познавательной деятельности.

Быть интеллектуально готовым к школьному обучению значит иметь дифферинцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением делать самостоятельные выводы. Чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере необходимо развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Эмоциональная сфера- достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации.

Под социальной зрелостью- понимается потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.

 

Навыки необходимые ребенку при поступлении в школу.

Внимательно слушает воспитателя и первого раза выполняет все его указания.

При вопросе и ответе поднимает руку.

Выполняет задание до конца.

Работает по плану, предложенному воспитателем.

Начинает и заканчивает задание со всеми детьми.

Не мешает товарищам.

Работает самостоятельно.

Доброжелательно относится к товарищам.

Характеристика возраста.

Возросшие познавательные возможности ребенка, активное стремление к приобретению знаний.

Появление ориентации на социальные требования.

Высокая сензитивность к воспитывающим факторам окружающей среды и педагогическим воздействиям.

НО:

Мышление носит образный, конкретный характер.

Неустойчивы процессы возбуждения и торможения.

Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Внимание недлительно.

Недостаточно социально- нравственного и познавательного опыта.

Преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности.

Стремление к игровой деятельности.

Следовательно: "Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни" Ш.А. Амонашвили.

Организация работы с шестилетками (по Амонашвили).

ДА!

Нужна специфическая методика по работе с шестилетками.

Необходимо применять опыт воспитательной работы детского сада со старшими дошкольниками.

Нужно поощрять детей, если они опережают педагога в прохождении учебного материала.

Педагогу нужно преднамеренно допускать ошибки, чтобы дети находили и исправляли их.

Педагогу требуется артистизм в работе с детьми.

Детям нужно давать разнообразные задания для свободного выбора.

Нужно усилить самостоятельную работу детей.

Нужно чтобы дети оценивали урок.

Нужно давать родителям характеристики детей.

Нужно проводить открытые уроки для родителей.

НЕТ!

Нельзя применять опыт работы с первоклассниками без изменений.

Нельзя заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога.

Нельзя давать детям обязательные домашние задания.

Нельзя требовать от детей, чтобы они ходили в школу в ученической форме.

Нельзя принимать в школу детей, которым не хватает до 6 лет 2-3 и более месяцев.

Нельзя требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись.

Нельзя ставить детям отметки.

Нельзя оставлять детей на второй год..

Нельзя говорить в классе, кто из детей учится лучше других.

Нельзя отнимать у ребенка игрушку, которую он принес в школу.

Главные требования, которые предъявляет взрослый ребенку.

Заниматься тем, чем предложено, не отвлекаться.

Добиваться возможно лучшего качества работы.

Заканчивать работу в срок.

Самостоятельно оценивать свою работу, то есть видеть, что сделано правильно, а что не получилось.

Три линии работы по формированию мотивации.

Поддержка возникающего желания задавать вопросы.

Стимулировать проявление познавательного интереса (раскрытие нового в обыденных вещах).

Использование игры.

Литература:

Амонашвили Ш.А. "Здравствуйте, дети" М. Просвещение 1983

"В школу с шести лет" Педагогика 1986.

Будницкая Н.Н., Кашаева А.Д. "Ребенок идет в школу" Педагогика 1985.

Буре Р.С. "Готовим детей к школе" Просвещение 1987.

Мухина В.С. "Шестилетний ребенок в школе" Просвещение 1986.

Лысенкова С.Н. "Когда легко учиться" Педагогический поиск 1987.

Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка к школе" Минск!(?%.

Концепция дошкольного воспитания.

Журналы "Дошкольное воспитание" №4 1972, №4 1970, №8,10 1974, №8,9,10 1975, № 1,8 1976, №8 1977.

 

 

Гиперактивность

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

В последнее время специалистами показано, что гиперактив­ность выступает как одно из проявлений целого комплекса на­рушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект свя­зан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего 'контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания» (Н.Я. Заваденсо, Т.Ю. Успенская).

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей млад­шего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъяв­ляет повышенные требования к развитию этой функции. Имен­но поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препят­ствием для полноценного включения ребенка в учебную деятель­ность. Во время урока этим детям сложно справляться с задани­ями, так как они испытывают трудности в организации и завер­шении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угады­вания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не мо­гут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Причины гиперактивности многообразны:

— органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

— перинатальная патология (осложнения во время беремен­ности матери, асфиксия новорожденного);

— генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфунк­ция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

— социальные факторы (последовательность и систематич­ность воспитательных воздействий и пр.).

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педа­гогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрез­мерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются ис­правлению, но процесс этот длительный и потребует от педагога и родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитив­ной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный от­резок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зритель­ную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).

7. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партне­ром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воз­духе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

.

.

Учителям рекомендуется:

— работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой орга­низации деятельности;

— по возможности игнорировать вызывающие поступки ребен­ка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее по­ведение;

— во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптималь­ный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

— предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

— учебные занятия строить по четко распланированному, сте­реотипному распорядку;

— научить гиперактивного ученика пользоваться специаль­ным дневником или календарем;

— задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

— на определенный отрезок времени давать только одно за­дание;

— дозировать ученику выполнение большого задания, предла­гать его в виде последовательных частей и периодически контро­лировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

— во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортив­ные упражнения..1

Гиперактивные дети — «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (М. Раттер). В отношении дальнейшего развития таких детей нет однознач­ного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необходимо наладить совместную работу,педагога с родителями и психологом.

Группировка характеров и их недостатков

Асоциальное поведение несовершеннолетних, как правило, уже следствие дефектов характера, ненормального характера. Переходя к описаниям недостатков характеров, следует отметить, что этот вопрос в науке до сих пор является совершенно неразра­ботанным. И тем не менее, не забывая принципа целостности в понимании поведения подростка, попробуем расчленить недо­статки характера на преимущественно эмоциональные и преиму­щественно активно-волевые (В.П. Кащенко).

Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:

Неустойчивость, противоречивость.

2. Повышенная возбудимость аффектов.

3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям.

4. Импульсивность поступков.

5. Исступленный гнев.

6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).

7. Пессимизм и чрезмерная веселость.

8. Равнодушие, безучастность.

9. Нечистоплотность. Педантизм.

10. Страстное чтение.

Очень частым дефектом характера является его порывис­тость, неровность, неустойчивость, противоречивость. Ребен­ку недостает уравновешенности, постоянства. Очень часто пере­мена настроения происходит без всякой видимой причины. По­чти внезапно радость сменяется печалью, твердость — слабостью, суетливая деятельность — бездеятельностью, бодрость — скукой, оживление — усталостью и наоборот. Любовь переходит в нена­висть, ненависть — в любовь. Обращают на себя внимание вне­запность и резкость. Однако не всегда такое превращение бывает мгновенным, иногда оно происходит постепенно. За неделями бодрого, радостного настроения следуют недели пассивности, грусти, депрессии.

2. Следующим недостатком является раздражительность, бы­страя и легкая возбудимость аффектов. Все приятные и непри­ятные переживания, эмоциональные реакции проявляются нео­бузданно и безудержно. Смех и плач также безудержны, волевое усилие не ставит преград возбуждению, не контролирует его.

3. Сильная возбудимость аффектов, приятных и неприятных ощущений проявляется также и в остроте симпатий и антипа­тий к людям, и в их порой слишком явном выражении. Суще­ствуют психопатические дети, которых нельзя заставить подать руку взрослым или сверстникам, которые им не нравятся, анти­патичны.,... "

4. Другой стороной аффективной возбудимости является импульсивность поступков. Все, что доставляет удовольствие, дол­жно быть получено, т. е. такой ребенок не умеет сознательно контролировать свои действия.

5. В тяжелых случаях ненормального характера раздражитель­ность при известных обстоятельствах еще более усиливается и переходит тогда в так называемое гневное бешенство, т. е. в припадки исступленного гнева. Появляется припадок яростного раз­рушения, и человек набрасывается с ножом даже на близких, любимых людей и т. д.

Раздражительность и припадки гневного состояния особенно сильно проявляются в период полового созревания. Многие со­путствующие обстоятельства благоприятствуют этому: болезнь или смерть отца, семейная разруха, заброшенность и т. д. Аффект гнева, бурно прорывающийся у таких детей, ведет прежде всего к тяжелым семейным конфликтам. Здесь легко открывается путь к преступности, к агрессивным выходкам, не щадящим ни здо­ровья, ни жизни окружающих, подчас очень любимых и уважа­емых ребенком. Такая раздражительность часто сменяется рас­каянием в совершенных поступках, известным пониманием болезненности этих явлений; подростки страшатся самих себя и усиления своей антисоциальности. Однако удержаться, употре­бить волевое усилие, чтобы не поддаться раздражению, они не могут и нередко сами ищут помощи и перевоспитания (коррек­ции) в специальных учреждениях.

6. Пугливость, боязливость и страхи (фобии) у детей и под­ростков выражены в разной степени и в разнообразных формах. Встречаются дети, которые сильно вздрагивают, вскрикивают, меняются в лице и вообще пугаются при малейшем шуме, стуке. Некоторые из них боятся домашних безобидных животных (ко­шек, кур и т. п.), другие боятся ездить по железной дороге, про­ходить около текущей воды, боятся трогать самые обыкновенные вещи. Своеобразная боязнь темноты выражается в том, что ребе­нок при наступлении сумерек прячется или ни за что не хочет остаться один, хотя бы на короткое время, в темноте. Бывает, что дети с трудным характером не решаются ночью позвать старших из-за страха собственного голоса. В некоторых случаях причина непосещения школы кроется в боязливости.. Страх пространства — еще одна часто встречающаяся у психопатов форма.

Болезненные страхи у детей по степени своих проявлений бы­вают легкие и тяжелые. К последним надо отнести наряду с дру­гими и страх еды, часто связанный с определенным расстройством пищеварения или же коренящийся в необходимости есть неприят­ную для ребенка пищу. Благодаря такому отношению дети избега­ют приемов пищи и сильно слабеют от длительного недоедания.

7. Можно сказать, что ребенок, не умеющий смеяться, радост­но и громко шалить, у которого усталое безразличие и ворчливая раздражительность составляют основной фон жизни, не есть нор­мальный ребенок. Пессимизм, особенно присущий юношескому возрасту, — аномальное свойство характера, так же, как и его противоположность — постоянная, чрезмерная веселость. Полу­взрослые юноши и девушки томятся в лабиринте своих мрачных переживаний, они видят лишь мелкие неприятности и невзгоды будней; уединяются и часами мечтают или предаются самоана­лизу. В своих делах они весьма неповоротливы, никогда не до­вольны тем, что сделали, начинают сначала, вычеркивают, ис­правляют, снова начинают и тем доводят себя до отчаяния. Все, связанное со школой, служит для них неиссякаемым источни­ком страдания. У подобных юношей и девушек редко бывают то­варищи и друзья. Здоровые, сильные, жизнерадостные дети с пре­зрением отворачиваются от них или дают им почувствовать свое превосходство.

8. Раздражительности и импульсивности противопоставляют­ся безучастность и равнодушием, причем иногда наряду с раз­дражительностью в одном и том же психопате. Некоторые пси­хопаты равнодушны к происходящему в окружающей их среде и к речам окружающих их людей. Звуки доходят до их ушей и проносятся мимо, образы теснятся перед их глазами и скользят бесследно. События и слова не запечатлеваются психикой. В по­вседневной жизни про таких людей говорят, что они апатичны, пассивны, с замедленными умственными и общепсихическими процессами, с недостатком энергии, инициативы и, конечно, со школьной неуспеваемостью. Нередко подобного рода пассивность является следствием плохого физического состояния, улучшение которого творит чудеса в смысле перемены характера.

Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами:

 

Болезненно выраженная активность.

2. Интенсивная болтливость.

3. Постоянная жажда наслаждений.

4. Отсутствие определенной цели.

5. Безудержность.

6. Рассеянность.

7. Бесцельная ложь.

8. Бессмысленное воровство.

9. Мучительство животных.

10. Злорадство и издевательство над окружающими людьми.

11. Негативизм.

12. Деспотизм..

13. Чрезмерная нерадивость.

14. Замкнутость.

15. Бродяжничество.

Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т. е. мыслей, желаний, стремлений. Но чрезмер­ная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, привлека­ет внимание. Все это вызывается ненормальной мышечной под­вижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность нахо­дит затем свое крайнее выражение в психической болезни, назы­ваемой маниакально-депрессивным психозом.

2. Болезненная активность порождает интенсивную болтли­вость детей. Болтливость нередко настолько интенсивно выра­жена, что ребенок в процессе обильной речи забывает решитель­но обо всем другом, получая от нее своеобразное удовольствие.

3. Одним из проявлений патологической слабости воли явля­ется сильная жажда наслаждений, примерами чего могут слу­жить вредные в социальном отношении страсть к азартной игре и страсть к коллекционированию.

4. Особым оттенком неровности характера является отсут­ствие определенной цели. Однако даже при ее наличии она пре­следуется весьма и весьма недолго. Сегодня подростка увлекает одна, другая и третья работа, мысль, завтра — четвертая, пятйя. Поэтому-то он, становясь взрослым, и меняет так часто свою про­фессию, жену и друзей.

5. Если ребенком или'подростком овладевает какая-либо мысль, то он теряет всякую меру (безудержность}. Эта мысль во что бы то ни стало должна быть выполнена. Всякое указание на невозможность такого выполнения только увеличивает его безу­держность.

6. Особый цикл дефектов характера составляет рассеянность, невнимательность, неспособность сосредоточиться, углубиться, неумение прислушиваться, присматриваться. Если заставить не­сколько нервно-психопатических детей петь хором, то часто мож­но наблюдать их безучастность к этому; можно подумать, что рот их открывается автоматически. То же самое проявляется во все­возможных играх, спорте, естественных движениях и т. п. Пус­той, ничего не выражающий взгляд их устремляется вдаль, мимо людей и предметов.

7. Весьма распространенным недостатком характера являет­ся бесцельная ложь; воспитателей и товарищей поражает ее нео­бычайное упорство и частота. Хотя все дети лгут, у психопатов мы имеем дело с необычайным постоянством лжи, с явной бес­цельностью и непреднамеренностью лжи.

8. Одним из антисоциальных дефектов является бесцельное во­ровство, зачаточная форма того дефекта, который известен под именем клептомании. Здесь так же, как и в предыдущем случае, часто поражает бесцельность поступка.

9. Очень знаменательным дефектом характера является мучи-' тельство животных. Если, несмотря на все увещания и запре­щения, маленький ребенок упорно продолжает с явным удоволь­ствием и наслаждением прокалывать иголкой мух, а большой ребенок — мучить птиц, кошек и собак, — эти поступки служат явным доказательством ненормальности их эмоций (чувств).

10. Болезненное стремление к мучительству далее распрост­раняется на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем на бабушку, как более беззащитную, потом на мать, на отца и, наконец, на посторонних взрослых (злорадство и издевательство

над окружающими людьми). Эти злонравные дети имеют обык­новение изводить словами или действиями, причем продолжают они это длительно, систематически и весьма виртуозно и потому очень чувствительно для окружающих.

11. Упрямство в форме так называемой оппозиции есть также недостаток характера, который мы видим у всех детей. Но в силь­ной степени он уже относится к дефектам характера, которые свойственны психопатичным детям, и в этом случае он называ­ется негативизмом, могущим очень часто проявляться в действи­ях, желаниях и мыслях таких детей.

12. Подростковый деспотизм характеризуется эгоизмом и чрезмерной властностью.

13. Чрезмерная нерадивость и расточительность ребенка, на­пример, в отношении принадлежащих ему вещей, может также являться дефектом характера.

14. Замкнутость характеризуется отсутствием импульса об­щительности, свойственного всем обычным людям. Замкнутые в себе дети неохотно общаются с другими, предпочитая играть сами с собой или оставаться вдалеке от товарищей, погруженные в свои мечты и фантазии. Замкнутость создает робость, застен­чивость, молчаливость и сдержанность. Доведенная до крайнос­ти замкнутость может стать психопатической наклонностью. Психическая болезнь, известная под названием «шизофрения», обычно встречается среди субъектов, проявлявших в детстве чер­ты замкнутости.

15. Одним из наиболее серьезных по своим последствиям яв­ляется страсть к бродяжничеству. Обычно рассматривают страсть к кочевничеству как атавизм, т. е. ребенок проявляет атависти­ческие наклонности и возвращается к жизни предков, которая потеряла теперь свой смысл. Страсть к бродяжничеству в ее со­временной форме не может способствовать улучшению жизни человечества и лишь приносит вред субъекту, страдающему ею. Существуют, однако, такие подростки, у которых бродяжниче­ство случайно вошло в привычку при отсутствии болезненного предрасположения. К ним относятся дети, рано познакомивши­еся с уличной жизнью.

Психопатии и акцентуации характера, неврозы и невроэоподобные состояния — это нарушение личности, часто встречаю­щиеся в подростковом возрасте. Среди множества причин (пло­хая организация досуга, социальная несправедливость, влия­ние книг и кинофильмов, пропагандирующих похождения преступников, способствующих этим отклонениям), следует отметить важную, а нередко решающую роль в развитии психологии всевозможных нарушении воспитания подростка в се­мье. Поэтому изучение семьи и семейного воспитания часто бы­вает необходимым в деятельности психолога, педагога, работа­ющих с подростками. Семейный диагноз является мощным сред­ством выявления причин, патологических изменений личности подростка.

Исследования клиницистов показывают, что наблюдается оп­ределенное соотношение между акцентуациями характера под­ростка и неблагоприятными типами семейного воспитания (табл.12).

Таблица 12

Акцентуации   Тип неправильного воспитания '  
Циклоидный   Унижение близкими  
Лабильный   Гиперпротекция, либо эмоциональное отвержение  
Психастенический   Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция  
Шизоидный   Жестокие взаимоотношения  
Эпилептоидный   Жестокие взаимоотношения либо потворствующая гиперпро гекция  
Истероидный   Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)  
Неустойчивый   Гипопротекция (безнадзорность)  
Гипертимный   Гипопротекция, либо доминирующая гиперпротекция  

Как уже отмечалось, главной причиной неправильного воспи­тания являются различные типы негармоничных семей. Оказы­вая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо ус­тановить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе ра­боты с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить польностью, психотравмирующие обстоятельства. Для этого можно использовать техники семейного консультирования и семейной психотерапии (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий), например, разыгрывание сценок из семейной жизни с обменом ролями между детьми и родителями.

Другим активным методом психопрофилактики при акцен­туациях характера является предложенное Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким обучение подростков распознаванию ситуа­ций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», ана­лизу этих ситуаций и расширению диапазона способов поведе­ния подростка в таких случаях (Рабочая книга школьного пси­холога, 1995). В этом обучении используются приемы ролевой игры, где психотерапевт берет на себя роль «провокатора», т. е. играет роль взрослого или сверстника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.069 с.)