Специфика психологии возрастных интервалов (с 10 до 17 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика психологии возрастных интервалов (с 10 до 17 лет)



Суммируя наблюдения различных психологов, попытаемся пун­ктирно обрисовать особенности каждого возраста школьного периода. В основном будем опираться на описания Гезелла [253, 254] и И. С. Кона [101 ].

Считается, что десять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности. Нельзя упускать из виду, что в этом возрасте особую роль играет воздействие примером. Пример влияет непосредственно на подсознание и поэтому формирует личность быстрее, чем апелляция к интеллекту и разъяснения полезности и социальной ценности того или иного поступка. Например, в Абхазии, воспитывая, показывают, что для исправления своей вины одного извинения недостаточно. Если разбил — почини: и горшок, и отношения.

Десятилетние мальчики — драчуны. Надо обнаружить причины, по которым нарушается послушание взрослым. Почему он дерется? Почему игнорирует замечания взрослых? Обычно это происходит потому, что он (его друзья) и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения. Друзья и он считают, что тот, кто не дерется, — трус и поэтому требования родителей сын считает придирками, не придает им значения, особенно если они повторяются слишком часто и в грубой форме. Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться. Учитывая это обстоятельство, нежелательно наказывать виновника при посторонних, тем более в присутствии сверстников. Такое поведение взрослых может уже рассматриваться детьми как унижение и привести к замкнутости, отказу от повиновения. Отказ выполнить указание, игнорирование замечаний, сенсорная глухота и слепота, все эти так раздражающие взрослых проявления — просто различные формы психологической защиты ребенка, возникающие из-за неумения родителей учесть особенности возраста.

Общаясь с ребенком, надо стараться, чтобы неприятные элементы его жизни были в его представлении связаны обязательно с хорошим концом, ради которого можно потерпеть. Дозировка неприятного зависит от возраста: значимость будущего для ребенка мала и возрастает медленно. Вот почему нельзя не выполнять обещания. В этом возрасте дети повышенно внушаемы. Каждый человек ведет себя так, как мы к нему относимся. Названная черта закрепляется, когда взрослые твердят: «Ты неряха, ты злой, ты жадный», — на этом фоне у ребенка быстро ухудшается характер. И чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению. Поэто­му надо всегда внушать ребенку: «Ты добрый, щедрый, достойный». «Нет, он у нас не жадный, он просто очень любит кашу, наверное богатырем будет». «Нет, он совсем не жадный, он просто бережет свои вещи и игрушки».

Когда ребенок начинает нарочно придумывать и хвастать, — это, как правило, форма его реакции на нереализованные притязания: внимания, любви, признания. Если в этом случае изобличать ложь, да еще грубо, то это не приведет и не может привести к положительным результатам. Надо искать причины такого поведения. Дети говорят неправду, когда им приходится спрашивать вашего разрешения на поступки, относящиеся к перечню событий их личной жизни, или когда они думают, что вы скажете:

«Нет!» Или когда вы задаете неуместный вопрос. Закрепляет ложь концентрация внимания на ее обнаружении: ругань, наказание, плач.

К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме:

комнату, часть комнаты, стол. В тех семьях, где у ребенка 9— 10 лет нет своего пространства, которое он сам контролирует, отношения с родителями более конфликтные. Там меньше стремления ребенка к совместной с родителями деятельности и боль­ше демонстративного неповиновения, как подтверждения (где-то и в чем-то) своей самостоятельности. Возможность реального кон­троля части среды обитания, место, где человек выступает в качестве автономной личности, формирует у него ответственность, способность принимать самостоятельные решения, активность. Когда такой среды нет — развивается нерешительность, зависимость и пассивность.

В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение. Если десятилетние всегда активны и почти всегда в хорошем настроении, то в 11—12 лет скелет ребенка тяжелеет, движения становятся угловатыми, грубыми, теряется грациозность (особенно у мальчиков). Растет дух противоречия. Подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие волевой сферы, постольку авторитарность со стороны родителей и педагогов восприняв мается уже иначе, чем в детстве. Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указаний, а прямым нажимом требуют их исполнения, то это может привести к некоторому негативизму В этом возрасте особенно болезненно переносится стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и излишняя свобода — тоже еще непосильный груз. Безапелляционная требовательность и неуважение родителей к своим детям приводит к нежеланию общаться с ними и порождают у подростков замкну­тость и лживость, способствуют формированию забитого, пассивного, неуверенного в своих силах человека.

Подросток, воспитанный в атмосфере жесткого контроля и непрерывной опеки, вырвавшись из-под родительского крыла, оказывается беспомощным и чрезвычайно зависимым от постороннего влияния. Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрасте приводит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повышается агрессивность. Вместе с тем и чрезмерная свобода порождает асоциальные, эгоистические тенденции в поведении, бессистемность и беспорядочность. Напротив, доверительность в отношениях между родителями и подростком развивает у него самоуважение, чувство собственного достоинства, помогает снимать напряжение, усиливает чувство безопаснос­ти и эмоционального комфорта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми.

Только доверительность позволяет ребенку спокойно войти в мир взрослых. Приняв «правила игры», ребенок способен поставить свое поведение в очень жесткие рамки, но они же вызовут бурный протест, если будут навязываться родителями. В этом возрасте ему трудно понять, почему переход в мир взрослых не столько дарует долгожданную свободу, сколько налагает массу обязательств. Поэтому многие бунтуют, желая остаться детьми. Особенно ярко это проявляется в неполных семьях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У мальчиков выше уровень тревожности, чаще невротические сим­птомы. Они хуже контактируют со сверстниками. У них недостаточное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. При этом сильная зависимость от матери может сочетаться с чувством враждебности к ней.

В трагических обстоятельствах смерти одного из родителей в этом возрасте уже не надо его оберегать от контактов с покойным. Он в большей степени способен преодолеть возникшие и очень глубинные трудности, связанные с этой утратой, пережить случившееся, отреагировать полностью и продолжать полноценную эмоциональную жизнь в соответствии со своими возможностями, только если принимает участие в похоронах и участвует в помин­ках. Воспоминания ритуалов траура помогают им выжить и лучше справиться с горем.

Взрослые очень любят «воспитывать», все время что-либо запрещая своим детям. Наблюдается весьма избыточная регламентация их поведения. Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т. А. Репина: запреты, касающиеся безопасности подростка, составляют 42%, направлен­ные на сохранение вещей и порядка в доме — 28%, связанные с охраной покоя взрослых — 22%, а запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи, — всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасность ребен­ка и сохранение вещей и порядка в доме, отцов — охрана собственного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка. За нарушением запрета обычно следует наказание.

При этом желательно иметь в виду, что если наказание необходимо — пусть ребенок сам его выберет. Практика показывает, что дети обычно выбирают более строгое наказание, чем хотели применить взрослые. Но, выбрав его, они уже не считают его жестким и несправедливым. Ребенок не хочет подчиняться общепри­нятым правилам не потому, что они слишком строги, а потому, что они жестко навязываются ему извне. Каждый предпочитает свободно выбранное подчинение.

Оппозиция ребенка ко всему, что навязывается и избыточно регламентируется, часто ведет к тотальному отрицанию ценностей и авторитетов. Поэтому нежелательно требовать от него немедленного исполнения своих приказаний. Иногда следует предоставить ему возможность сначала закончить свои дела, даже если на взгляд взрослого они незначимы, ведь подростку они кажутся важными. Проявление внимания к ним со стороны взрослого повышает самоуважение подростка и приучает его завершать начатое дело.

Известно несколько способов формирования ложного родительского авторитета: подавление инициативы детей родительской властью, сохранение жесткой дистанции между собой и детьми, педантичная требовательность, бесконечное резонерство о том, что следует и чего не следует делать, и достижение нужного поведения детей подкупом. Особенно раздражает детей и чреват большими отдаленными неприятностями демонстративный стиль. Это такое поведение родителей, а чаще матери, когда она, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет «бандитом» и прочее. Подобная демонстративность приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, провоцирует озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Всем этим подходам противопоставляется истинный авторитет, опирающийся на любовь, доброту и уважение к своим детям. Проявлять эти качества особенно трудно во время ссоры. Поэтому В. А. Сухомлинский предложил поэтапную стратегию взаимодействия с подростками во время обнаружения неприемлемого поведения. На первый раз сделать вид, что вы не заметили. Если ситуация повторилась— заметить, но вынести «оправдательный при­говор»: не украл, а взял порисовать и завтра обязательно положит на место, просто забыл. Ситуация повторяется. Индивидуальная беседа в удобной обстановке, например по дороге, без участия посторонних. И только если и это не возымеет действия, надо попытаться оказать давление через значимую для подростка группу.

В двенадцать лет импульсивность, вызванная началом гормональных перестроек, у подростка частично сглаживается и отношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников. Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противопо­ложного пола. Интенсивное развитие логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор. Воспитывая ответственность, полезно давать подростку значимые для жизни задания. «Послушай, я тороплюсь. Если ты меня не покормишь, убегу на работу голодным. Организуй что-нибудь поесть!».

 

Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. Он начинает интересоваться психологией, скептически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Продолжение гормонального созревания усиливает перестройку организма и поддерживает колебание настроений. Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у мальчиков этого возраста, часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. Здесь деньги и вещи выступают как способ привлечь их внимание. Поэтому родители должны стараться давать подростку карманные деньги. Не ждать, когда попросит.

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личной саморегуляции, кардинальная смена движущих сил личностного развития. Источник и движущие силы смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать препятствия, обусловленные внешними факторами. Развивается свобода и ответственность, создающая условия для формирования индивидуального мировоззрения, как системы личностных ценностей. Это возраст, чувствительный для окончательного определения, каким путем пойдет дальнейшее развитие личности.

В этот возрастной период усиливается интерес к бессмертию. Сосредоточение на этой проблеме показывает, что внутри про­исходит борьба с интенсивной тревогой, вследствие осознания конечности своего существования. Эта борьба приводит к острейшему парадоксу — на пороге взросления подросток чувствует угрозу своему существованию. Именно теперь осуществляется выбор одного из двух путей преодоления этой тревоги — либо путь реальных достижений в жизни, либо уход в мир фантазий, то есть или слава и бессмертие в земном смысле, или духовная жизнь. (Это первая критическая точка, когда возможен всплеск фанатизма и уход в какую-либо секту).

Многие подростки в этот период начинают ухаживать за представителями противоположного пола, причем это определяется не столько уровнем половой зрелости, сколько некими нормами, представлениями о том, когда это принято делать у сверстников. Проявляется определенный интерес к порнографии, без всякого понимания того, что она действует подобно наркотику — сначала обостряет ощущения, а потом быстро начинает их притуплять, опустошая человека на многие годы. Колебания настроения и тревожность в этом возрасте имеют специфические проявления. Тревожность выражается как напряженность отношений со сверстниками. В этом подростки отличаются от взрослых, где тревожность оборачивается профессиональной неуверенностью, или от стари­ков, где она обнаруживается в повышенном страхе смерти и болезней.

Среди возрастных кризисов развития человека один из самых сложных — кризис подростковый. Вообще кризисы определяются принципиальным изменением системы мотивов — их сдвигом на новые цели, изменением их иерархии, рождением новых целей. У подростка перестройка системы мотивов проявляется в понижении ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в период кризиса сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. В одном психологическом исследовании испытуемым разного возраста за­давали вопрос: «Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» Положительный ответ дали 61% подростков 11—13 лет, 90% юношей 15— 18 лет и 75% молодых людей 20—24 лет. Эти данные показывают, что по мере того как молодой человек мужает и сам сталкивается с житейскими трудностями, авторитет родителей и воспитателей вновь начинает подниматься. Таким образом, снижение авторите­та взрослых имеет временный характер. Поэтому для упрощения отношений с ребенком этого возраста родителям необходимо учиться держать дистанцию, паузу, памятуя о том, что подростки не переносят суетливости, считая за благо ничего не услышать, чем услышать много того, в чем ничего не содержится. Некоторая медлительность действует так же хорошо, как и определенная сдержанность в выражении чувств.

В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир — интраверсия сменяется экстраверсией. Допускают, что это связано с завершением полового созревания. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с други­ми. Особенно быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающую жизнь. Постепенно фаза философской интоксикации проходит и он превращается из абстрактного реформатора в активного члена общества. Итог этого переходного к юношескому возраста состоит в движении от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Возраст 14—15 лет — это то время, когда начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Нередкие случаи нервных срывов в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия перспективы.

Необычайно растет внимание к своим внешним данным и мнению окружающих по этому поводу. Иногда возникают даже идея уродства, как акцентирование какой-либо физической особенности, усугубляемые представлением о том, что все это видят и неприятно. Невероятно повышается чувствительность к обидным замечаниям окружающих по поводу его внешности, проявляющаяся в непрерывном рассматривании себя в зеркале. (Ах! Какой длинный нос, редкие зубы, веснушки, угри, рыжие волосы и т.д. и т. п.). Сталкиваясь у юношей с недовольством своей внешностью, желательно не акцентировать его внимание на этом, а прилагать усилия для переключения заботы о своей внешности на другие, более значимые ценности.

Максимализм самостоятельности — главная особенность пятнадцатилетних. Юноша отвоевывает себе право на собственную позицию, убеждения, привязанности. В этом возрасте сверстнику чаще, чем взрослому, приписывается дружелюбие, веселость, общительность. Самые важные и наиболее ценные для юноши качества других — верность, честность и доброта. Отношения со сверстниками особенные. Их отличия в том, что информация, адресованная приятелям — интимная, а значит секретная. Для это­го требуется большое доверие, а доверие всегда связано с риском. Доверие возникает в предположении, что человек способен разделить его ценности.

Именно в этом возрасте стремление к полной независимости, жажда освобождения от внешнего контроля сочетаются у подростка с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспита­ния. Обычно в этот период строятся жизненные планы. Одновременно повышается ранимость и восприимчивость к вредным влияниям. Иногда он перестает доверять окружающим взрослым, и его поведение может отклониться от нормы вследствие неправильно сформированной самооценки и неумения адекватно оценивать других. В этом случае подросток предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим. Не применяя к себе свой идеал, он требует от других, чтобы они этому нереалистическому идеалу соответствовали. Такому молодому человеку подчас кажется, что окружающие люди не понимают его и относятся к нему отрицательно.

Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Ему присуща жажда деятельности необычной, влечение к риску, таинственности. Проявляя интерес к волевым качествам других, он постоянно стремится обнаружить их у себя. Для этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней пря­мотой. Все это направлено на попытку разрушить позицию противника, провести «разведку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможностей. Здесь очень уместны элементы воинского воспитания — начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями. Самое время теперь выработать дисциплинированность, собранность, умение терпеть, и преодоле­вать трудности (холод, усталость, неудобства и т. д.) Если отсутствуют адекватные формы реализации этих возрастных потреб­ностей, то сами эти потребности не исчезают, а будут реализованы в других проявлениях, не исключая асоциальных.

Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Однополые подростко­вые группы способствуют расторжению или ослаблению отноше­ний с родителями, помогая становлению автономии и самостоятельности подростка. Подросток гордится принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит наркотик, нередко это — «плата», которую он вносит за принятие его груп­пой. Л. Б. Филонов пришел к заключению, что самое большое число случаев жестокости падает на подростковый возраст 11— 16 лет. Истоки ее — во внутренних конфликтах личности с неадекватно завышенными притязаниями. При этом члены группы с не­высоким статусом в ней остро ощущают неудовлетворенность, у них падает самооценка и они в наибольшей степени подвержены влиянию групповой атмосферы. Тогда они прикрывают внутреннюю неуверенность, недостаточную самостоятельность вызывающими ма­нерами, грубостью. Поэтому, если взрослые обеспокоены дурным влиянием какой-то группы на молодого человека, то прежде всего следует помочь ему повысить в ней свой статус, тогда влияние группы на него ослабевает и возникнет возможность либо скорректировать это влияние, либо вывести молодого человека из группы.

Переход в девиантную группу дает подростку новые способы самоутверждения, так как в ней его недостатки могут рассматри­ваться уже как достоинства, и уровень самоутверждения повышается. Отсюда вывод: низкая самооценка предрасполагает к асоциальному пути развития. Отклоняющееся поведение проистекает из включенности в такие ситуации, где юношу могли унизить или эмоционально ущемить.

Обобщая особенности подросткового возраста, И. С. Кон [100, 101] выделяет в качестве важнейшего новообразования чувство взрослости.

Психически взрослеют со временем не все, то есть не все становятся ответственными за отдаленные последствия своих поступков. Этому надо научиться. Для этого надо принимать самостоятельно решения, в том числе и те, которые отличаются от решений родителей, чтобы почувствовать свою индивидуальность. Для принимающего решения они имеют обычно и положительные и отрицательные последствия. Одни обнаруживаются сразу, другие — позднее. Чем опытнее и зрелее человек, тем больше внимания уделя­ет он отдаленным последствиям. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Родители — на отдаленных. Это источник конфликтов между ними. Для предотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить подростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать. Потому чужие люди, в отличие от родителей, и получают чаще удовольствие от общения с вашими детьми, что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.

В шестнадцать лет у юноши восстанавливается равновесие. Однако не у всех одновременно. Сохраняющаяся у некоторых из них нервозность, неловкость, демонстративность могут создавать впечатление умственной недоразвитости, в то время как такая эмоциональная неуравновешенность для них нормальна

Итак, мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональ­ная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Однако порой юноша еще долго не может освободиться от подростковой односторонности в своих оценках, нетерпимости, категоричности. В свете максимализма — завышенного, нереального идеала — любая действительность может показаться ему мрачной, и это подавляет деятельность, рождая пессимизм и отчаяние. Поэтому социальная активность юноши нередко принимает форму негативизма и радикальной критики. Рассматривая общественные отношения как бы со стороны и забывая, что он сам тоже продукт этого общества, юноша склонен фиксировать внимание лишь на том, что не соответствует его идеалу. Как известно, умеренная неудовлетворенность стимулирует творческую преобразовательную деятельность, а неумеренное абстрактное недовольство мешает трезвому пониманию социальных проблем. Когда взрос­лые указывают юноше на необоснованность его мрачного взгляда на жизнь, того это не убеждает. Только активное привлечение мо­лодого человека к решению конкретной трудной ситуации, которая раньше вызывала его активный протест, может изменить это отношение на положительное.

Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет — это ранняя юность и 18—25 лет — поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И. С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому не должно удивлять, что старшеклассники на первый план в образе идеального учителя выдвигают качества, определяющие эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на второе место.

Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она высту­пает иногда как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства и полу­чить поддержку, необходимую для самоутверждения. В этом возрасте физическая коммуникация начинает постепенно заменяться словесным общением: объятия, поглаживания, щипки заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрос­лые нередко выходят из себя от их большой длительности и бес­содержательности, не понимая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специальную функцию — поддержания самоутверждения личности. Как считает И. С. Кон, сам возраст избираемых друзей может приоткрыть его родителям некоторые, не всегда осознаваемые психические потребности их наследника. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением стрем­ления к равноправным отношениям, выбор друга, старшего по возрасту, может свидетельствовать о потребности в опеке и руководстве, а младшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Такой выбор нередко отражает какие-то психические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня его притязаний и возможностей [100].

Психологическая зрелость характеризуется чувствами автономии, реальности, ответственности. Возникает юношеский кризис самотождественности.

 

Ведущая деятельность: общение со сверстниками в контексте общественно- полезной деятельности.

главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Усиливается стремление быть похожим на старших, приобрести качества взрослости.

Подражание внешним атрибутам взрослости.

Процесс самосознания ребенка направлен на сознание своих личных особенностей.

Содержание оценочных нравственных эталонов углубляется, становится более тонким, дифференциро ванным, индивидуально различным.

Кризисы развития.

Социальная принадлежность или социальная защита.

Задачи развития:

физическое созревание.

Абстрактные мыслительные операции.

Принадлежность группе сверстников.

Начальная половая близость.

 

Ресурсы развития: физиологическая информация, когнитивное решение проблем и навыки построения взаимоотношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений.

В межличностных отношениях, имеющих воспитательное значение важно:

- принимать активное участие в жизни подростка

- всегда находить время, чтобы выслушать и поговорить с подростком

- интересоваться проблемами подростка

- не оказывать на подростка никакого нажима, помогать ему, тем самым самостоятельно принимать решения

- иметь представление о различных этапах в жизни подростка;

- уважать право подростка на собственное мнение;

- уметь сдерживать собственные инстинкты и относиться к подростку как равноправному партнеру, который просто пока обладает меньшим жизненным опытом.

 

Ранняя юность (14- 17 лет).

Ведущая деятельность- учебно-профессиональная деятельность.

Центральные новообразования.

созревание физиологическое и психологическое.

Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Идентификация, познание собственной индивидуальности. Возникает на основе уже выработанных качеств: доверия, самостоятельности, предприимчивости и умелости.

Половое созревание. Формирование половой идентичности связанное с психосексуальными и различными социосексуальными ориентациями.

Устойчивое мировоззрение.

Формирование исследовательских умений, способность строить свои идейно- нравственные и гражданские качества личности.

 

Кризисы развития.

Формируется чувство индивидуальности, непохожести на других. В противоположность этому возникает расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Идентификация личности или путаница ролей.

Задача развития:

Объединить все, что подросток знает о себе самом: дочери, друге, школьнице. Все эти роли связать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым, проецировать на будущее.

 

 

МОЛОДОСТЬ 20-23 до 30 лет.

Молодость – это прежде всего создание семьи и устройства семейной жизни, выбора профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли к ней.

Как отмечает Кулагина И.Ю. после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологические исследования показывают что, люди как правило создавшие семьи до 28- 30 лет, в дальнейшем как правило, этого сделать не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Ведущая деятельность в период молодости- профессиональная.

Центральные возрастные новообразования этого периода- семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия часто совершают молодые). Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие- что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

 

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.158 с.)