Психологические особенности предметной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности предметной деятельности.



 

 

Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции, может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, может перенести усвоенное действие на новый предмет.

В раннем возрасте воспринимает не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности.

К 3 годам моторика ребенка достигает значительного развития. Ребенок продолжает овладевать действиями с предметами. Дети этого возраста подвижны, поворотливы изящны. Однако, общий уровень их телесной и ручной ловкости еще очень низок. Это дало повод Н.А. Бернштейну охарактеризовать моторику дошкольника как «грациозную неуклюжесть».

В это время степень самостоятельности достигает более высокого уровня. Действия с простыми предметами перестают интересовать ребенка, его привлекают более сложные предметы и устройства, часто прибегает к самостоятельному «экспериментированию» (иногда заканчивается плачевно- ломает игрушки).

В общении со взрослыми стремится к независимости, выступает против указаний и требований. Хочет наравне со взрослыми участвовать в жизни.

Свое стремление к самостоятельности удовлетворяет в игре. Которая становится ведущей деятельностью. Изменяются и требования взрослых- повышается требовательность, ему больше доверяют, привлекают к выполнению отдельных заданий, труду. Это требует от ребенка овладения новыми движениями.

Большое значение приобретает усвоение орудийных действий, котоорые характеризуются тем, что воздействие на предмет осуществляется здесь через посредство орудия, инструмента. Отсюда и рука должна функционировать по новому, подчиняясь инструменту. Пример: как держать вилку.

Действуя с орудиями ребенок строит движения по типу ручных и поэтому, например, переворачивает ложку на пути от тарелки. Постепенно он усваивает логику применения орудия и начинает действовать сообразно с ней. В исследованиях Т.О. Гиневской отчетливо обнаружилось наличие стадий в овладении орудийными движениями в дошкольном возрасте.

1 стадия- действия не специфическое, без учета особенностей орудия 9не молоток. любой тяжелый предмет).

2 стадия- ребенок воспроизводит внешний рисунок действия.

3 стадия- используются особенности орудия (рука не только двигает орудие- молоток, но и регулирует реактивные силы. Ребенок учитывает объективные свойства и связи вещей.

По мнению Д.Б. Эльконина в дошкольном возрасте перестройка движений и действий ребенка заключается в том, что они начинают практически выполняться, контролироваться и регулироваться самим ребенком на основе представления о предстоящем действии и условиях его осуществления.

На предыдущих стадиях функцию контроля выполнял взрослый. Такое изменение стало возможно лишь на основе накопления у ребенка опыта и развития у него ориентировочно- исследовательской деятельности.

В дошкольном возрасте появляется возможность целенаправленного усвоения ребенком движений и способов действия путем систематического его обучения взрослыми. Наиболее эффективным способом усвоения движений является показ. В 6-7 лет наглядный показ теряет свое ведущее место, уступая место словесной инструкции. Опыты А.Г. Поляковой показали, что введение словесных пояснений- обозначение ориентиров пути- ускоряет усвоение навыка.

 

 

Психологические особенности изобразительной деятельности.

 

Изобразительная деятельность очень тесно связана с игрой. И там и там деятельность направлена на изображение окружающего. Но в игре важен лишь сам процесс, а в рисовании результат. В развитии рисования можно выделить 3этапа

1.Доизобразительный (каракульный)- начинает понимать, что карандаш оставляет следы и пытается их получить. Каракули в виде мотков линий, галочки, ломаные и прямые линии, точки. Вопросы и предложения что- нибудь нарисовать не имеют смысла.

2. последующего воспроизведения- узнавания. Ребенок обнаруживает сходство с предметом. На этом этапе задерживаются иногда долго.

3.Собственно изобразительный- заключается в том, что прежде чем рисовать ребенок придумывает и обычно говорит, что он собирается изобразить. Вначале замысел часто меняется в ходе рисования.

Ребенка привлекает сам процесс деятельности. То, что не удается сделать на бумаге дополняется движениями, жестами, словесными высказываниями (картинка «Жук»). Поэтому не наблюдает натуру, а довольствуется бедными и неточными представлениями, поверхностным рассмотрением.

Изобразительная деятельность- творческий процесс. В нем можно выделить 3- 4 этапа 1.возникновение замысла 2.его вынашивание 3.реализация 4. Появление художественного образа

В 4-5 лет можно выделить 2 вида художников: реалисты и фантасты. Реалисты равняются по Павлову художественному типу. В рисунке виден образ РИСУНОК КИЛЬКИ УЛЫБАЮТСЯ, ДОЖДИК

 

Фантасты соответствуют мыслительному типу(это скорее всего схема) с небогатой выразительностью.

Рисунки девочек и мальчиков в 4-5 лет отличаются. В рисунках девочек присутствуют они сами, а в рисунках мальчиков абстрагирование от себя (дорога до детского сада, лес весной и т. д.)

У девочек изображена она сама, а у мальчиков транспорт.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.005 с.)