Классификация национальных интересов России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация национальных интересов России



70. формирование нац. интересов и ценностей.

38. Нац. интересы России

Национальный интерес включает в себя систему отношений, сочетающую потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Его основу составляют потребности общества, необходимые для развития и функционирования общества, защита народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны. К коренным национальным интересам относятся целостность и культурная идентичность, безопасность нации-народа, а т акже контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов. Наиболее важный системообразующий фактор национального интереса — с охранение культуры и системы образования, науки и их носителей, а также территории, на которой они живут. Продолжающееся уменьшение роли русского народа в российском и мировом развитии обусловлено не только утратой национально-культурной специфики, исторических традиций, национальной духовности, но и снижением численности населения. Это противоречит его национальным интересам. Естественными границами национального интереса выступают ограниченность ресурсной базы и национальные интересы других стран. Основным следствием взаимного ограничения являются международное право и международные организации. В европейской политической традиции два полюса в понимании национальных интересов занимают либералы и консерваторы: первые объявляют главным их носителем частных собственников и гражданское общество, вторые — государство и бюрократию. Среди приоритетных целей государства на международной арене на первом месте стоит обеспечение безопасности страны или национальной безопасности во всех ее формах и проявлениях. Различают безопасность личности, общественную и государственную. В этих рамках различают также безопасность экономическую, социальную, политическую, экологическую, военную и т. д. В широком смысле безопасность - это обеспечение всем гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства. Наша страна имеет ряд геополитических характеристик, благодаря которым она сохраняет статус великой державы. В данных геополитических условиях важное значение для определения внешней политики России приобретает адекватное реалиям современного мира понимание её национальных интересов и сфер влияния. 1. Исторические рубежи России подвержены геополитическому давлению, Россию фактически вытесняют с морей. Противостояние и геополитическое, и военно-стратегическое, расширение НТО - все эти проблемы сейчас одни из самых актуальных во внешней политики России. 2. Россия не хочет находиться в стороне от развития интеграционных преобразованиях в рамках Европейского союза, где рождается принципиально новая структура в Европе. Подключение к Евразийскому союзу нашей страны способно стать одним из главных стабилизирующих факторов на евразийском континенте, раздвигающих горизонты безопасности и сотрудничества. 3. Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Страна стала мостом между двумя цивилизациями, и у России есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах. Это обстоятельство, данное природой и историей, оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировой обществе. Потому что этот мост нужен не только России - он нужен всем. Не только России, но и европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке. Судьба страны - север Евразийского суперконтинента. Эта ниша связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий, а превращение Севера Евразийского суперконтинента в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию. Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов. Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока: 1.фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание; 2. национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны; 3. текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны. Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны, связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: 1.в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; 2.обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; 3.превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость. Классификация интересов: По степени общности: индивидуальные, групповые, корпоративны, общественные, национальные, общечеловеческие По субъектам: личности, общества, государства, коалиции государств, мирового сообщества По сферам деятельности: экономические, внешнеполитические, внутриполитические, военные, информационные, духовные По направленности: совпадающие, не совпадающие, конфронтационные, параллельные По степени значимости: жизненно, важные, текущие Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся: Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений. Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны. Функции интереса:1.объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий; 2.оправдательная — для оправдания своих действий; 3.оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:4.побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический). Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства. Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. 14.Классификация угроз безопасности личности, общества и государства. 15.Классификация угроз национальной безопасности России.   Угрозы, которым приходится противостоять, весьма разнообраз­ны (рис. 1.2) и могут быть классифицированы: 1. Умышленности действий: — правомерная (вытекающая из реализации правовых норм); — противоправная. 2. Форме: — прямая; — косвенная; — завуалированная; — манифестированная; — латентная; — несформированная. 3. Времени: — мгновенная; — перманентная; — дискретная. 4. Последствиям: — необратимая; — обратимая. 5. Отношению к объекту: — внешняя; — внутренняя; — автоугроза.   6. По источникам возникновения (источники возникновения опас­ности— это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляю­щие или обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия). По своему генезису источники возникновения опасности имеют следующее происхождение [1]: -- естественно-природное; — техногенное (техническое). 7. Актуализации: — вероятная; — потенциальная; — реальная; — осуществленная. 8. Возникновению: — закономерная; — случайная. 9. Величине нанесенного ущерба: — предельный; — значительный; — незначительный. 10. Причинности: — стихийная; — преднамеренная. 11. Уровню (размаху и масштабам возможных негативных послед­ствий): — международные (глобальные и региональные в смысле регио­нов мира); — национальные, локальные (региональные в смысле регионов страны, в масштабе района, города); — частные (фирм и личности).   16.Конституционно-правовая основа защиты конституционного строя России. 1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному: Статья 278 УК. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.     Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 1. Положения 1 главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.   17,Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности личности. Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.   Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.   18.Конституционно-правовое регулирование неприкосновенности частной жизни. Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется.     19.Коррупционная преступность как угроза НБ Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера. Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения ". Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебным положением, присвоения или растраты вверенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника. Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Механизм коррупции – это:а) двусторонняя сделка, при которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально "продает" свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.; б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения; в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них. Последнее характерно для организованной преступности. От вида коррупции зависит и угроза НБ. Коррупция верховной власти прдеставляет огромную угрозу НБ, относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Коррупцию также возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»). Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами одной организации — придаёт ей черты организованной преступности. 20.Личная неприкосновенность как элемент безопасности Свобода – естественное состояние человека. Только свободный человек может быть счастливым. Свобода человека на протяжении всей истории человечества была высшей ценностью. Поэтому во Всеобщей декларации она была признана одним из основных естественных прав человека Право на личную неприкосновенность – это гарантированная государством безопасность и свобода человека. Государство не должно допускать, должно пресекать и должно наказывать за посягательство на: 1. Физическую неприкосновенность человека – жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу; 2. Нравственную неприкосновенность человека – честь, достоинство, нравственную свободу; 3. Психическую неприкосновенность человека – нормальное течение психических процессов (то есть запрещено произвольное вмешательство в психическое состояние человека); 4. Личную безопасность – индивидуальную свободу человека, который должен иметь возможность сам располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место своего пребывания, не находиться под наблюдением или охраной. Как государство обеспечивает эти права? Прежде всего, принимаются законы, которые должны соответствовать задачам защиты всех видов неприкосновенности – физической, нравственной, психической и личной безопасности. Однако простого принятия законов для защиты права на личную неприкосновенность недостаточно. Ведь закон без его эффективного применения – только бумага. Необходимо, чтобы каждое нарушение прав человека немедленно наказывалось по закону. А для этого нужно, чтобы: -полиция предотвращала нарушения прав; -если право нарушено, оперативно задерживала нарушителей; -суд справедливо, по закону, рассматривал дела; -ответственность за нарушения прав наступала обязательно, то есть неотвратимо. Личная безопасность - это институционализированная защита прав и свобод человека в виде конституционных гарантий их обеспечения, уменьшающих возможную угрозу нарушения. Конституционные гарантии личной безопасности предполагают совокупность установленных конституцией прав, правозащитных институтов и правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. В конституции РФ в ст.22 сказано: 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Ограничение этой свободы допускается только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем. Личная безопасность – это одна из основных составляющих национальной безопасности любого государства. Это защищенность жизненно важных интересов общества, благодаря которой обеспечивается устойчивое развитие государства, это своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам. В соответствии с классическим определением «безопасность» – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законода­тель­ст­вом обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории и находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязан­ностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с действующим законодательством. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.004 с.)