Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь мотивов и стимулов в управлении персоналом
Источник: Соломанидина Т., Соломанидина Л. Чего ждут компании от своих работников // Нормирование и оплптп труда в промышленности. – 2007. - № 2. – С.25
Правильное определение взаимосвязи и соотношения мотива и стимула имеет важнейшее практическое значение в работе менеджера по целенаправленному включению каждого работника в производственную деятельность коллектива и формированию сильной корпоративной культуры. Данное соотношение мотива и стимула характеризуется следующими основными моментами; • взаимозависимость мотива и стимула. Внутреннее побуждение (мотив) преобразуется в реальную деятельность только под влиянием внешнего побуждения (стимула), заставляющего работника поверить в возможность предмета (вознаграждения) удовлетворить его потребность; • и мотив, и стимул — по своей сущности в параллели обеспечивают реализацию процесса мотивации деятельности работника, т.е. они являются побуждением к действию; • в этом процессе стимул осуществляет воспитательную функцию применительно к мотиву, активизируя трудовую деятельность работника, вознаграждая его инициативу в повышении эффективности труда, освоении новых знаний, роста уровня профессионализма, что не только обеспечивает приведение мотива в действие, но и обогащает, развивает мотивационные установки. Работник становится более разносторонним, развиваются его заинтересованность в совмещении специальностей, большем разнообразии труда, усиливаются творческие процессы. Таким образом, один стимул может формировать множество разнообразных мотивов, которые будут сменять друг друга по мере роста социальной и духовной зрелости работника, образуя мотивационную сферу личности — совокупность взаимосвязанных и структурированных мотивов человека, обусловленных смыслообразующим мотивом его жизнедеятельности и являющихся внутренней доминантой его поведения.
Исходя из этого стимулирование труда предполагает создание условий и разработку комплекса мер, побуждающих человека к активности, заставляющих его действовать в нужном направлении, и в таком аспекте оно становится решающим фактором управления людьми. Конкретные средства, с помощью которых может осуществляться воздействие, достаточно разнообразны, что обусловливает множество классификаций стимулов в зависимости от различных аспектов (рис. 2).
Рис. 2. Классификация стимулов Основания для классификации стимулов: • по масштабу воздействия различают глобальные (воздействие потребления на производство, финансов на экономику и т. П.); региональные (цены на нефть на Ближнем Востоке, цены на хлопок в Средней Азии); в масштабах страны (инфляция, миграция, рождаемость); отраслевые (обусловлены отраслевыми особенностями); внутриорганизационные (для структур организации, групп персонала, индивидуальные) стимулы; • по характеру проявления: непосредственные и опосредованные стимулы; • по интенсивности воздействия: слабые, средней силы и сильные стимулы. Большие возможности имеет деление стимулов на опережающие и подкрепляющие. Если до начала действия стимул известен и объект стимулирования, благоприятно оценив шансы его получения, совершает необходимое действие, мы имеем дело с опережающим стимулированием. Если до начала деятельности объекту стимулирования неизвестно о конкретных последствиях его действий, но он предполагает, что за успешную работу будет вознагражден, а за ошибки наказан, то мы имеем дело с подкрепляющим стимулированием, при котором ставка делается на подкрепление социально-полезной деятельности вознаграждением по результатам. Наиболее распространенной в практике управления является классификация стимулов исходя из содержательной их формы. Так, в литературе встречается четкое деление на материальное и моральное стимулирование. Например, И. А. Оганесян, Т. Тарелкина, Т. Рыжкова, А. П. Егоршин в качестве материального вознаграждения рассматривают заработную плату, премии, доплаты, ценные подарки, кредиты, ссуды, компенсации и т. Д. В качестве моральных вознаграждений выделяют информированность, планирование карьеры, оценка и поощрение, делегирование полномочий, повышение ответственности, корпоративная культура и другие вознаграждения. Наряду с материальным и моральным стимулированием, указанные авторы выделяют отдельно стимул в виде свободного времени. В. Кардашов выделяет социально-натуральное стимулирование (займы, строительство жилья), социальные программы (поликлиника, спортивный комплекс, базы отдыха, транспортные услуги), вознаграждение путем продвижения по службе (обучение, ротация).
Чаще всего встречается классификация стимулов на материальные и нематериальные (Л. Карташова, Т. Никонова, Т. Соломанида-на, О. Виханский и А. Наумов, Н. Дряхлов, Е. Куприянов, В. Право-творов, Б. Мастеров, Н. Тумашкова, С. Шекшня, М. Мурашов и др.). Наиболее наглядным является классификация стимулов с точки зрения существования материальных и нематериальных видов стимулирования (рис. 3) Рис. 3. Классификация стимулов Выбор данной классификации основан на форме получения стимула работником, а также с учетом рассмотрения стимула в качестве подкрепления и чего-либо ценного для работника. Чаще всего результаты своей трудовой деятельности человек наблюдает выраженными в материальной форме. Понятно, что форма получения вознаграждения работником не всегда совпадает с формой выдачи этого вознаграждения для предприятия. Отдельные виды стимулирования, которые не являются для работника прямыми денежными выплатами, сопряжены со значительными финансовыми затратами для организации. Обоснованным видится в рамках материального стимулирования выделять финансовые и нефинансовые (или денежные и не денежные) стимулы. Финансовое стимулирование предполагает различные денежные выплаты работникам на том или ином основании. Несмотря на то что в последние годы появилась тенденция преуменьшать значимость денег как вознаграждения, существуют основания и весомые доказательства того, что деньги служат положительным подкреплением для большинства людей. Наряду с этим актуальность изучения и применения финансовых стимулов обусловлена тем, что на сегодня оно является ведущей в нашей стране побудительной силой к труду. Деньги — наиболее простой и распространенный способ, которым организация может поощрить работников. Противоречивые оценки роли денежных стимулов для мотивации эффективных действий и управления трудовым поведением восходят еще ко времени зарождения теории человеческих отношений. Сторонники этой теории утверждали, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей. Сторонники научного управления стоят на том, что стимулы материально-экономического характера ведут к усилению мотивации и эффективности модификации поведения. Любое повышение финансовых выплат, независимо от величины, лишь усиливает убеждение сотрудников, что они заслуживают большего. Суть в том, что как только денег становится достаточно для обеспечения основных потребностей, людям снова требуется дополнительное количество денег. Поэтому деньги остаются крайне важным, хотя и сложным, подкрепляющим фактором.
Часто финансовые стимулы относятся к базовым потребностям работников, к факторам, которые обеспечивают отсутствие неудовлетворенности. В то же время, помимо экономической и материальной значимости, деньги в определенных ситуациях служат мотивирующим фактором, играют роль определенного символа. Наличие достаточно большой суммы денег может удовлетворять потребности различного типа — не только физиологические, но и потребности уверенности в будущем, признания и успеха, власти и статуса. В последнем качестве деньги можно использовать как эффективную стратегию положительного подкрепления для повышения результативности деятельности. В итоге мощный мотивационный потенциал денежных стимулов реализуется только при правильной организации системы оплаты труда. Эффективность использования денежного вознаграждения зависит от многих переменных, в том числе субъективного характера. Следовательно, выбор оптимальной системы денежного стимулирования должен опираться на анализ конкретной ситуации. Немаловажное и достаточно широкое распространение в организациях имеют материальные нефинансовые стимулы. Это различные подарки: небольшие сувениры, семейные подарки (например, ко дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка), более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы. Сюда же относятся ссуды по льготной программе (в том числе ипотечные), скидки на приобретение продукции компании и др. Безусловно, материальное стимулирование — важный фактор, но, как показывает практика, не единственный и не всегда определяющий. Деньги хотя и являются важнейшим стимулом, но это лишь один из методов воздействия на поведение работников. Не случайно лучшие компании и за рубежом, и у нас в стране отличаются широким разнообразием средств стимулирования. Если организация помогает своему работнику в обеспечении более широкого набора потребностей, то (как минимум) работник, проникаясь чувством признательности к своей фирме, готов продолжать деятельность в ней. В то же время большая часть различных видов нематериальных стимулов не требует расходов и при этом может оказаться эффективнее, чем вознаграждения денежные или связанные с денежными затратами. В сфере нематериального стимулирования целесообразно выделить социальное и моральное вознаграждение. Социальное вознаграждение может осуществляться в форме признания, внимания и похвалы и, как правило, является сильнейшей побудительной силой для большинства людей. Как показывают исследования, немногие испытывают пресыщение или полное удовлетворение социальным вознаграждением, при том что для организации данный вид стимулирования не связан с какими-либо затратами. Социальное стимулирование должно применяться ситуационно, чтобы оказывать положительное воздействие на деятельность работ-пиков. Истинный набор социальных стимулов, используемых для поощрения желательного поведения, может стать весьма эффективным положительным подкрепляющим фактором для большинства работников.
Стимулы в форме подтверждения или признания должны быть по возможности объективными. Для сотрудника подтверждение должно дать возможность распознать, что его результаты работы в норме. Использование на практике этих видов стимулирования изменяет восприятие работников в отношении руководителя, как того, кто вознаграждает. Тем самым укрепляется роль этого человека как руководителя. Вознаграждение временем — важная форма социального стимулирования, использование которой должно носить сугубо индивидуальный характер: с учетом категории, личности и конкретных условий деятельности работника. Под моральным стимулированием подразумеваются виды вознаграждения, способствующие повышению престижа работников, имеющие ключевое значение в формировании чувства доверия к руководству и лояльности организации, формирующие положительное мнение в отношении совместной профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы принципы построения системы вознаграждения п их основная направленность поддерживали именно то поведение, то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находят наиболее полное выражение содержание и основная направленность работы, культивируемой и поддерживаемой руководством. Применение морального стимулирования направлено на создание таких условий и достижения такого уровня трудовой жизни, при которых каждый работник идентифицирует себя с организацией и отождествляет ее интересы с собственными. В результате воспитывается корпоративный дух и формируется корпоративная культура. К моральным стимулам относятся такие важнейшие компоненты системы вознаграждения, как предоставление возможности самосовершенствования, самореализации, повышение содержательности труда, создание соответствующих условий. Данному аспекту трудовой деятельности на большей части современных российских предприятиях не уделяется должного внимания, а значит, среди работников наблюдается неудовлетворенность касательного данной формы стимулирования. Перечень видов стимулирования представлен в таблице 4. Таблица 4
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.019 с.) |