Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ 4. Мотивы и стимулы к труду. Классификация мотивов.
Взгляды разных ученых на природу мотива существенно различаются. Мотив рассматривают и как потребность, и как цель (предмет удовлетворения потребности), и как побуждение, и как намерение, и как устойчивые свойства (личные диспозиции), и как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. С позиции психологии мотивы — это внутренние осознанные побуждения, заставляющие человека действовать определенным образом. «Мотив представляется осознанным побуждением к достижению конкретной цели, которую индивид понимает как личностную необходимость»1. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. В понятии мотива раскрываются следующие стороны поведения человека. Мотив, характеризуя волевую сторону поведения, неразрывно связан с волей человека. Мотив — это «двигатель» и причина человеческой активности. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся детерминантой поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он — феномен психологии, субъективной реальности, т. Е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или поведение. В этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Вместе с тем мотив однозначно не определяет содержание, особенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различных видов деятельности. Здесь уже речь идет об объективных условиях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности. В трудовой мотивации мотив — это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей1. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой они могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Мотив труда формируется, когда трудовая деятельность является основным условием получения блага, с помощью которого человек может удовлетворить свою потребность.
Значимость конкретных мотивов для каждого человека неодинакова на различных этапах жизни и карьеры, часто складываются ситуации влияния разнонаправленных мотивов на выбор работником той или иной модели трудового поведения. В источниках встречаются различные классификации мотивов таблице 2). Таблица 2 Классификация мотивов
1 Шапиро С. А. Управление человеческими ресурсами. М: ГроссМедиа, 2005. С. 211. Все множество мотивов работника можно разбить на две группы: стремление к успеху и избегание неудач. Существует мотивация «к» и мотивация «от». У успешных людей хорошо работает мотивация «к», которая реализует социально-психологический аспект деятельности, а именно удовлетворение потребностей работника. Для большинства людей более действенным оказывается вариант «от», реализующий инструментальный аспект: работать из-за страха неудовлетворения потребностей. Мотивационное ядро личности — совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.
Краеугольным вопросом при исследовании теоретических аспектов мотивации является соотношение категорий «мотив» — «стимул» и «мотивирование» — «стимулирование». Стимул (от лат. Stimulus, буквально: остроконечная палка, которой погоняли животных) — внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина, а стимулирование — заинтересовывание в чем-либо1. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия в том, что стимулирование — одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Цель стимулирования — не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше или больше того, что обусловлено трудовыми отношениями Понятие «мотив» шире, чем «стимул». Стимул представляет собой блага (предметы, ценности и т. П.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий. Следовательно, стимулы, выступая основным элементом управления персоналом организации, должны активизировать «нужные» потребности и способствовать их преобразованию в мотив. Стимулы переводят потребности и интересы в мотивы, т. Е. в личностную смысловую причину поступков, личную заинтересованность. Личная заинтересованность — это желание действовать в целях, достижение которых соответствует потребностям и интересам человека, удовлетворяет его ожидания. От ее уровня зависит уровень включенности каждого работника в процесс труда, следовательно, реализация его личного трудового потенциала: степень напряженности работы, закрепление достигнутых результатов, специфика протекания творческих и психологических процессов, состязательных установок и т. П. Положительный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуации. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в будущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению либо отсутствию удовлетворения вообще. Этот цикл постоянно присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребностей и получил название «закона результата». Взаимосвязь мотивов и стимулов представлена в таблице 3. Таблица 3
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.11 с.) |