ЛЕКЦИЯ 4. Мотивы и стимулы к труду. Классификация мотивов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕКЦИЯ 4. Мотивы и стимулы к труду. Классификация мотивов.



Взгляды разных ученых на природу мотива существенно разли­чаются. Мотив рассматривают и как потребность, и как цель (предмет удовлетворения потребности), и как побуждение, и как намерение, и как устойчивые свойства (личные диспозиции), и как состояние, как формулировка, как удовлетворенность.

С позиции психологии мотивы — это внутренние осознанные по­буждения, заставляющие человека действовать определенным обра­зом. «Мотив представляется осознанным побуждением к достиже­нию конкретной цели, которую индивид понимает как личностную необходимость»1.

Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализи­рованную готовность человека к определенному поведению. Актуа­лизация мотива означает превращение его в главный импульс психо­логической активности, детерминирующий поведение. В понятии мотива раскрываются следующие стороны поведения человека. Мо­тив, характеризуя волевую сторону поведения, неразрывно связан с волей человека. Мотив — это «двигатель» и причина человеческой активности. Несмотря на то что многие мотивы зарождаются в под­сознании, тем не менее, они становятся детерминантой поведения, лишь будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив по­рождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он — феномен психологии, субъ­ективной реальности, т. Е. сознания и подсознания. Хотя мотив вы­ражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не пе­рерасти в действие или поведение. В этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них.

Вместе с тем мотив однозначно не определяет содержание, осо­бенности и структуру деятельности человека, так как потребность может быть удовлетворена различными способами в форме различ­ных видов деятельности. Здесь уже речь идет об объективных усло­виях жизнедеятельности человека, которые выступают как цели его деятельности.

В трудовой мотивации мотив — это непосредственное побужде­ние работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворе­нием его потребностей1. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой они могут находить­ся в определенном отношении друг к другу по степени их воздейст­вия на поведение человека. Мотив труда формируется, когда трудо­вая деятельность является основным условием получения блага, с помощью которого человек может удовлетворить свою потреб­ность.

Значимость конкретных мотивов для каждого человека неодина­кова на различных этапах жизни и карьеры, часто складываются си­туации влияния разнонаправленных мотивов на выбор работником той или иной модели трудового поведения. В источниках встречают­ся различные классификации мотивов таблице 2).

Таблица 2

Классификация мотивов

Классификационные признаки Виды мотивов
Различные виды потребно­стей человека Биологические и социальные; самоуважения, самоактуализации; к успеху и избеганию не­удач; достижения и сохранения и др.
Направленность личности Личностные и общественные; эгоистические и общественно значимые
Виды активности, проявля­емой человеком Общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности ИТ.Д.
Временная характеристика Кратковременные и устойчивые; ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся
Значимость для жизни и развития субъекта Базовые; производные
Структура мотива Первичные; вторичные
Социальная адекватность Нормативные, желательные, запретные и т. Д.
Источник побуждения к ре­шению определенных задач Внешние; внутренние
Отношение к сознанию Неосознаваемые; осознаваемые

1 Шапиро С. А. Управление человеческими ресурсами. М: ГроссМедиа, 2005. С. 211.

Все множество мотивов работника можно разбить на две группы: стремление к успеху и избегание неудач. Существует мотивация «к» и мотивация «от». У успешных людей хорошо работает мотивация «к», которая реализует социально-психологический аспект деятельности, а именно удовлетворение потребностей работника. Для большинства людей более действенным оказывается вариант «от», реализующий инструментальный аспект: работать из-за страха неудовлетворения потребностей.

Мотивационное ядро личности — совокупность мотивов, связан­ных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую на­правленность.

Краеугольным вопросом при исследовании теоретических аспек­тов мотивации является соотношение категорий «мотив» — «сти­мул» и «мотивирование» — «стимулирование».

Стимул (от лат. Stimulus, буквально: остроконечная палка, кото­рой погоняли животных) — внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина, а стимулирование — заинтересовывание в чем-либо1. Стимулирование принципиально отличается от мотиви­рования. Суть этого отличия в том, что стимулирование — одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. Цель стимулирования — не вообще побудить человека работать, а по­будить его делать лучше или больше того, что обусловлено трудовы­ми отношениями

Понятие «мотив» шире, чем «стимул». Стимул представляет со­бой блага (предметы, ценности и т. П.), способные удовлетворять по­требность при осуществлении определенных действий.

Следовательно, стимулы, выступая основным элементом управ­ления персоналом организации, должны активизировать «нужные» потребности и способствовать их преобразованию в мотив.

Стимулы переводят потребности и интересы в мотивы, т. Е. в лич­ностную смысловую причину поступков, личную заинтересован­ность. Личная заинтересованность — это желание действовать в це­лях, достижение которых соответствует потребностям и интересам человека, удовлетворяет его ожидания. От ее уровня зависит уровень включенности каждого работника в процесс труда, следовательно, реализация его личного трудового потенциала: степень напряженно­сти работы, закрепление достигнутых результатов, специфика протекания творческих и психологических процессов, состязательных ус­тановок и т. П.

Положительный результат выбранной формы деятельности (удовлетворение потребности) откладывается в памяти человека и заставляет его действовать таким же образом в аналогичной ситуа­ции. С другой стороны, негативный результат ведет к тому, что в бу­дущем человек стремится избегать той деятельности, которая ведет к недостаточному удовлетворению либо отсутствию удовлетворения вообще. Этот цикл постоянно присутствует и повторяется в жизни каждого человека по поводу удовлетворения любой из его потребно­стей и получил название «закона результата».

Взаимосвязь мотивов и стимулов представлена в таблице 3.

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.11 с.)