Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.1 Сущность и содержание трудового воспитания в психолого-педагогической литературе
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. По мнению В. И. Логиновой, первой задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый молодой человек должен отчетливо сознавать, что он не может жить, не трудясь, не участвуя в общем процессе производства материальных благ [22, 151]. Поэтому важно формировать стремление к выполнению работы по собственному побуждению начиная с дошкольного возраста. Это выливается в конечном итоге в привычку трудиться по внутреннему побуждению. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности. И наоборот, труд лишь накопления материальных благ обедняет человека, формирует отрицательные качества личности. Поэтому вторая задача трудового воспитания – формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу общества. Третья задача трудового воспитания – формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда: умение определять цель труда, планировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат, правильно отбирать нужные материалы и инструменты, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами, бережное отношение к материалу и инструментам, рациональное использование рабочего времени. Поскольку труд на современных предприятиях коллективный, подрастающие поколения должны овладеть навыками труда в коллективе, правильно устанавливать деловые и личные связи, выполнять свою часть работы в установленные сроки и безукоризненно по качеству. Четвертая задача – воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам – общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности. Итогом трудовой деятельности является создание продукции, которая в обществе предназначается для удовлетворения материальных и духовных потребностей всех людей. Пятая задача – развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Значимость этой задачи определяется тем, что современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей. Соответствие выбранного вида деятельности интересам и склонностям максимально повышает отдачу труда в общественном производстве, делает жизнь человека радостной и содержательной, а труд – потребностью личности Согласно В. И. Логиновой, труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду: «Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными» [22, 153]. С. А. Козлова отмечает, что много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы. А. П. Чехов писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека». А Л. Н. Толстой в свое время сказал: «Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» [15, 174]. В. И. Логинова писала о том, что труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена общества, основным условием развития человеческой личности. «Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [22, 157]. Как отмечает Д. Е. Аксенов, раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывают максимальное удовлетворение, радость и влияют на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности [1, 183]. А. С. Макаренко отмечал, что труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания: «Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно» [24, 77]. С точки зрения Е. А. Лобановой, труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд – это забота людей друг о друге [21, 34]. В. Г. Нечаева отмечает, что трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии [27, 63]. Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [34, 9]. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Он также говорил: «Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [37, 176]. Я. Л. Коломинский утверждает, что материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья [18, 27]. Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Р. С. Буре указывал на необходимость утверждения в обществе строгой организованности в труде и дисциплины. Он придавал большое значение формированию у подрастающего поколения положительного отношения к труду. Определяя задачи трудового воспитания детей, он отмечал необходимость того, чтобы каждый день решалась практически та или иная задача общего труда, пускай самая маленькая, пускай самая простая [7, 5]. С. Я. Рубинштей в своих работах неоднократно подчеркивал необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. «В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым» [30, 31]. И. Г. Майорова указывала, что труд развивает детей эстетически и физически начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Так, для подростков это разные по сложности виды труда в мастерских, приближающиеся к производительному труду взрослого; для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами [23, 43]. Большое значение Н. Н. Кокорева придавала формированию у детей умения трудиться. Она особо выделяла умение планировать работу, отбирать материалы и инструменты, правильно использовать их, добиваться результата. Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми, не обособлять трудовое воспитание от решения задач всестороннего развития [17, 29]. Особое значение В. М. Жильникова придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка» [12, 21]. Л. И. Каплан говорит о том, что радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений [14, 24]. Большой вклад в развитие трудового воспитания детей дошкольного возраста внесли исследования З. Н. Борисовой, Г. П. Лесковой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Я. З. Неверович, Л. А. Порембской, Е. И. Радиной. в них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Таким образом, воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.012 с.) |