Галимова роза зайнапутдиновна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галимова роза зайнапутдиновна



 

Нижнекамск – 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................... 3

1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста 7

1.1 Сущность и содержание трудового воспитания как психолого-педагогическая проблема.................................................................................................... 7

1.2 Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольников.... 13

1.3 Особенности трудового воспитания дошкольников.......................... 21

2 Эмпирическое исследование уровня сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста........................................................... 29

2.1 Организация и методы исследования................................................. 29

2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 33

2.3. Программа трудового воспитания старших дошкольников............ 40

Заключение............................................................................................... 42

Список использованной литературы.................................................... 44

Приложение.............................................................................................. 47

 

Введение

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Как отмечает Т. А. Маркова, посильный «добрый» и «умный» труд, труд, нередко связанный с игрой, – именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника (помимо собственно игры), которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизмеримо повышает ценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни [25, 16].

Настоящий труд – это всегда преодоление. И малыша тоже надо учить преодолевать – преодолевать сопротивление материала, собственное неумение, непривлекательность работы, усталость.

Взрослый человек способен к такому преодолению, потому что у него достаточно развито чувство долга (и по отношению к членам своей семьи, и по отношению к обществу), потому что он за непривлекательной, положим, трудовой операцией способен увидеть привлекательный конечный результат, потому что в труде он утверждает себя, находит самовыражение, и еще по многим причинам взрослый способен справиться с непосредственным побуждением бросить работу, если уж оно возникнет.

У малыша всей этой системы поддержек пока еще просто нет. Мы должны ее постепенно – всем воспитанием – выработать. Но сделать это можно, опираясь на то, что у ребенка есть, на те возможности, которые даны ему в силу законов возрастного развития.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят.

Согласно Л. В. Русскова, трудовое воспитание подрастающего поколения – дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали тему трудового воспитания К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская и многие другие [31, 271].

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение также в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П. Р. Атутова, А. А. Ахматова, С. Я. Батышева, К. Н. Катханова, В. А. Полякова и др.

Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т.А. Марковой, В. И. Глотова, Л. В. Загик, С. М. Котлярова, Г. Н. Лескова, Е. И. Радина, Д. В. Сергеева, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – выявить и обосновать содержание и формы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Объект данной работы – процесс трудового воспитания.

Предмет исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, материалы наблюдений, изучение практики работы ДОУ позволили выделить гипотезу исследования,которая заключается в том, что, трудовое воспитание дошкольников будет эффективным, если педагог в своей работе использует оптимальное сочетание содержания, форм трудового воспитания и учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме трудового воспитания детей дошкольного возраста;

2) провести опытно-экспериментальную работу по изучению состояния трудового воспитания в детском саду;

3) разработать и реализовать программу трудового воспитания старших дошкольников.

Методологической основой работы явилась реализация принцип единства сознания и деятельности, развития и системности.

Теоретической основой исследования являются работы таких исследователей, как А. С. Макаренко, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Я. Л. Коломенский и др.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она поможет дошкольным работникам совершенствовать трудовое воспитание детей в детском саду, тесно связывать его с жизнью, поднять уровень трудового воспитания дошкольников, соответствующий требованиям нашего времени.

Исследовательская работа проводиласьна базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42» города Нижнекамска. В исследовательской работе принимали участие 22 воспитателя разных возрастных групп и 20 детей подготовительной к школе группы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, заключения, списка литературы из 28 источников и приложений. В тексте работы также содержатся 7 таблиц и 3 рисунка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.007 с.)