Упражнение 26. Перевоплощения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 26. Перевоплощения



Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее. Игру желательно проводить в затемненном помещении - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт.

По мере овладения этим упражнением "перевоплощения" становятся все более глубокими, совершенствуется искусство "переживать" предмет и видеть его изнутри. Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов между участниками, а для ведущего служит источником немаловажной информации. При работе над этим упражнением участник не только раскрывает, но и учится изменять себя. Все глубже вживаясь в предмет, он вызывает в себе самом определенные настроения и получает доступ к управлению ими.

Упражнение 27. Групповая картина

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную на нем картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются "увидеть" на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже "написанное" новыми деталями. Лист передается дальше.

Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть достаточно подробными, чтобы по ним можно было однозначно установить пространственное взаиморасположение деталей. Окончание игры может быть объявлено любым участником, если он решит, что дальнейшая работа приводит к перегрузке картины излишними деталями.

Однако каждый участник должен так рассчитывать свой вклад в коллективное изображение, чтобы лист прошел полный круг. Эта игра служит прекрасной тренировкой зрительного воображения и фантазии. Одно из необходимых условий создания хорошей картины -пространственная согласованность изображаемого каждым участником с тем, что уже изображено до него. Поэтому в ходе игры могут возникнуть недоразумения, особенно если участники не имеют еще большого опыта работы с групповыми изображениями.

Более опытные участники обычно хорошо понимают друг друга и достигают не только согласованности в деталях, но и общего настроения. На этой стадии можно отказаться от листа бумаги и проводить игру в затемненом помещении.

РЕФЛЕКСИЯ, ЭМПАТИЯ, БЕССЛОВЕСНОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Упражнение 28. Рефлексия

Эта игра рассчитана на двоих. Для ее проведения каждой паре участников необходимо запастись семиклеточным игровым полем и фишкой. Они располагаются друг против друга по обе стороны игрового поля, на центральной клетке которого устанавливается фишка. По сигналу ведущего или самостоятельно играющие начинают в унисон и нараспев произносить: "СА-МО-..." Третьим слогом может быть "...КАТ" (слово "самокат") или "...ЛЕТ" (слово "самолет").

Задача одного из участников - подстраиваться под партнера, то есть добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника - уходить от подстройки, добиваться несовпадения. После каждого такта игры фишка перемещается на одну клетку в сторону победившего в этом такте игрока. Окончательную победу одерживает тот, кому удастся перетянуть фишку на свой конец игрового поля. При объяснении правил игры ведущий объясняет, что третий слог участники игры должны произносить строго одновременно. Каждый должен ориентироваться на анализ тактики игры партнера.

Упражнение 29. Монета

Вооруженные карандашом, бумагой и монетой участники располагаются друг против друга. В каждом такте игры участники скрытно выкладывают свои монеты (на столе, на полу, у себя на ладони) "орлом" или "решкой" вверх и по сигналу одновременно показывают их друг другу. Время, отводимое на каждый такт, не ограничено: сигнал подается лишь после готовности каждого из игроков. Один из них работает "на согласование". Он выирывает такт в том случае, если обе монеты выпадают или "решками", или "орлами".

Другой участник работает "на рассогласование" и выигрывает такт при выпадении "орел"-"решка" или "решка"-"орел". Исходы каждого такт записываются участниками, что дает им возможность анализа хода борьбы и тактики соперника на всем протяжении игры. Длительность игры устанавливается заранее и может составлять в зависимости от "квалификации" участников от 25 до 50 тактов. Или же можно условиться играть до тех пор, пока разрыв не составит определенное количество (3-5) очков.

Упражнение 30. Гомеостат

Так называется прибор со множеством ручек и циферблатов, который используется психологами для изучения групповой совместимости. Наш "прибор" устроен несколько проще. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасываюи пальцы". Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число.

Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими "незаконными" способами пытаться согласовывать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого "выбрасывания" фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев. Помимо своего прямого назначения "Гомеостат" может быть использован для выявления взаимоотношений между играющими

Если внимательно понаблюдать за ходом игры, то можно заметить одного или нескольких лидеров в группе, под которых подстраиваются остальные участники. Возможно, группа распадается на несколько группировок, имеющих свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает несколько раз подряд по три пальца, в то время как другая - по одному). Не исключено также появление "негативиста", упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие. Если участникам наскучит этот сидячий вариант рефлексивной игры, то можно предложить ее подвижный аналог.

Упражнение 31. Шеренга

Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (то есть на 90, 180, 270 градусов и т.д.).

Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону. Как правило, задача эта оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги ведущий формулирует новую задачу: прыгнуть так, чтобы оказаться после приземления повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута эта цель.

Упражнение 32. Стена

Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. Размер рамы подбирается так, чтобы партнеры не видели друг друга. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный "укол" указательным пальцем в разделяющую их стенку.

Цель - за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев. В этом упражнении возможны различные тактики. Обычно партнеры на ощупь ищут друг друга, корректируя точки нанесения уколов в зависимости от того, в каком месте полотна выдавился в предшествующем такте игры палец напарника. Но бывает и так, что сообразительные игроки решают задачу с первой же попытки, нанося свои уколы в центр прямоугольной рамы. Это решение напрашиватся, поскольку центр - это особенная, единственная в своем роде, точка на полотне.

Для того чтобы исключить возможность таких легких побед, хотя они сами по себе небезынтересны, можно несколько изменить условия задачи: дать инструкцию наносить уколы не в любое место внутри рамы, а в одну из нескольких беспорядочно нанесенных на полотно (с обеих сторон и в точности одна против другой) точек.

Упражнение 33. Побег

Группа разбивается на пары. В каждой паре одному из участников отводится роль "заключенного", а другому - роль "освободителя". У "заключенного" имеется план "тюремной стены" с одной или несколькими "опорными точками". Точно такой же план есть и у "освободителя". Кроме того, каждый вооружен воображаемой киркой. Обоим нужно независимо друг от друга выбрать в стене одно и то же место для выдалбливания лаза, так как каждый из находящихся по разные стороны "тюремной стены" может продолбить за ночь только ее половину. После раздумий каждый из игроков скрытно от своего партнера отмечает на чертеже выбранное им место. Затем сличаются решения "заключенного" и "освободителя". Вместо "тюрьмы" можно предложить план площади, на которой нужно откопать или закопать клад, место встречи в метрополитене, время свидания и прочее.

Упражнение 34. Выбор

Все участники рассаживаются в круг. По команде ведущего каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе -допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих - добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников. Эта игра требует от участников учета очень многих моментов и завершается обычно лишь после долгих и безуспешных попыток.

Упражнение 35. Робот

Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу" словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища.

Задача "робота" -беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты. При объяснении ведущему следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору". "Робот" лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен; он всего лишь послушный инструмент в руках "оператора". Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими "роботами" лежит на "операторе".

Кроме того, за всем происходящим на игровом поле обязан внимательно наблюдать ведущий. Для дополнительной подстраховки устройство всех "роботов" программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде "Стоп!", которую ведущий может дать в случае опасности. Для того чтобы успешно управлять "роботом", "оператор" должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него. Вместо сбора спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д. Возможны и другие модификации этой игры.

Упражнение 36. Клешня

В основу этого упражнения положен принцип работы игрового автомата, пользующегося большой популярностью даже среди взрослых. Группа разбивается на пары. Один из участников закрывает глаза и складывает руку в "клешню" из двух, трех, четырех или пяти захватывающих пальцев. Другой кладет на стул один или несколько предметов. Его задача - с помощью "клешни", послушно выполняющей все его указания, захватить предмет и переложить его на другой стул. "Клешня" устроена так, что может перемещаться во всех направлениях, сохраняя ориентацию перпендикулярно к поверхности стула, а также сводить и разводить пальцы.

Для того чтобы придать этому упражнению соревновательный характер, целесообразно ограничить время его исполнения. Еще более острая и динамичная форма проведения игры - это конкурентная борьба двух пар, каждая из которых перетаскивает с помощью "клешни" предметы со стула соперников на свой стул до тех пор, пока все они не окажутся сосредоточенными на одном стуле. В простейшем варианте игры обладателю "клешни" отводится роль не заинтересованного в исходе задания "робота", способного лишь к механическому выполнению команд своего оператора ("От себя!" - "На себя!", "Вправо!" - "Влево!", "Вверх!" - "Вниз!", "Захватить!" - "Разжать!", "Стоп!").

При таком распределении обязанностей упражнение "работает" преимущественно на "оператора": именно у него мобилизуется способность к чувствованию, так как для успешного проведения нужных манипуляций он должен ощущать "клешню" почти как свою собственную руку. Более сложный вариант: "оператор" кладет ладонь на плечо, руку или голову своего партнера и пытатеся управлять "клешней" на языке надавливаний, сжатий, поглаживаний и прочее. Раземеется, что партнеры не должны заранее договариваться между собой о том, как следует понимать то или иное прикосновение. Успех в каждой паре во многом зависит от характера взаимоотношений и эмоционального контакта между играющими.

Упражнение 37. Стыковка

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические станции" - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" - указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности - вне ее пределов.

Упражнение 38. Слалом

В игре участвуют двое. Один из игроков закрывает глаза и садится за стол перед игровым полем - листом бумаги с расставленными на нем фишками. Просветы между фишками обозначают ворота, через которые нужно аккуратно провести "лыжника" - фишку, отличающуюся по цвету от ворот. Маршрут "лыжника" заранее намечен ведущим, а все его перемешения сидящий игрок осуществляет с помощью легких движений указательного пальца. Второй игрок стоит с открытыми глазами за спиной партера и держит руку на его плече, корректируя его действия. Задача обоих партнеров - провести "лыжника" через все ворота, ни разу не задев их.

Упражнение 39. Анабиоз

Участники работают в парах. Распределяют между собой роли в каждой паре - "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится 1 минута, вызволить партнера из анабиотического состояния, "оживить" его. "Реаниматор" не имеет права прикасаться к "замороженному", обращаться к нему с каким-либо словом. Все, чем он располагает -это взгляд, мимика, жест и пантомима.

Если "замороженный" засмеялся, улыбнулся, произнес какую-либо реплику, выразил какие-то другие проявления эмоциональной жизни, то "реаниматор" поработал успешно. Критерии выхода из анабиоза устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их "квалификации". В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции. В этом упражнении делается акцент не на развитии внимания, а на совершенствовании навыков эмоционального контакта.

Упражнение 40. Зеркало

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнеров - "зеркало", и его лицо, следовательно,- отражение лица второго партнера, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно, один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем дайте им указание: "Смотрите в глаза своему партнеру и, используя перефирическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме; не старайтесь обмануть друг друга. Добейтесь того, чтобы нельзя было отличить, кто является "отражением".

"Зеркало" может копировать не только мимику лица, но и движения руками, головой, телом. После определенных достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто - его отражение. После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнерами (возможна неоднократная смена партнерами). Упражнение развивает умение чувствовать партнера и схватывать логику его движения, развивает способность к перевоплощению, к "вчувствованию" в другого человека. Это очень хорошее средство развития психологического контакта. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

 

Чтобы понять другого и предвосхитить его замыслы, нужно уметь наблюдать. Человек говорит не только языком - глазами, языком, всем телом. Нужно уметь читать эти "сообщения", а для этого надо знать язык, на котором они даются,- язык движений и поз. Развивая в себе наблюдательность, полезно поупражняться в следующих играх.

Упражнение 41. Тахистоскоп

Группа рассаживатся в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положения позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и "лепят" из них те позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.026 с.)