Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические средства изучения разделаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 % услышанного, 30 % увиденного и более 50 % того, что одновременно видели и слышали. Использование дидактических средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содействуют росту их эффективности. Дидактические средства дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенное познание, мыслительная деятельность, а также разного вида учебно-практическая. Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми учитель воздействует на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся [18]. Польский ученый И. Зборовский предложил классифицировать дидактические средства в соответствии с тем, какие функции выполняют они в процессе обучения: • служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция); • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция); • представляют собой важный источник знаний и умений, при-1 обретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т.п. (дидактическая функция). Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видеосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции: • мотивационная (значительно повышается интерес к предмету); • информационная (актуализируется передача информации); •оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени). Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые, образуют структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль. Классификация дидактических средств. Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный. В арсенал дидактических средств учителя технологии могут входить следующие приспособления и технические устройства. Доски — для работы мелом, магнитные, монтажные, специальные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы письма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге, не отходя, от стола, — учащиеся видят увеличенное изображение на экране) и др. [18]. Устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проекции устройства для освещения поля наблюдения (кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны (типа бегущей строки), затемнения и т.п. Устройства для записи и воспроизведения звука — системы для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.). Аудиовизуальная техника — видеофоны, проекторы звукового кино, совмещенные устройства (диафильмо-магнитофоны), видеомагнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе. Дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся, тренировочные устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства (например, стенд-машины для изучения работы оборудования с ЧПУ) и т.п. Копировальная, множительная техника для воспроизведения текстов и образов — ротапринты, ксероксы, фотокопирующие устройства. Приемные устройства средств массовой информации — радио,телевидения. Электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения; электронные цифровые дидактические машины. Научно-информационная техника — устройства для чтения микрофильмов, классификаторы, классификационные карточки. Комплексные учебники и программированные тексты — для обучения традиционными методами; для программированного обучения. Аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стереокинопроекторы, голографическая техника. Обобщая систему дидактических свойств, которыми может пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее! разделению по характеру их чувственного воздействия [18]. Визуальные средства включают естественные предметы, различные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и подвижные), плакаты, схемы и таблицы черно-белые и цветные, символы и д.р.Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о технике и ее применении, — важный фактор в формировании жизненных понятий. Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учителя технологии есть возможность представлять объекты в увеличенном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Визуальные средства помогают уяснить ход производства, его стадии (технологические карты) и многое другое. Когда учитель последовательно накладывает друг на друга кодограммы, на каждой из которых показываются изменения, происходящие в процессе обработки, то постепенно формирующийся образ становится необычайно запоминающимся. Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное применение в преподавании технологии, чем в языкознании, при формировании музыкальной культуры, На уроках литературы. Однако, например, преподавая в школе автодело, учитель имеет возможность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправного двигателя и характерными сбоями, «фальшью» в звучании, разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет показывают, что металлы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рассказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различных материалов, школьники получат необычайное по силе впечатление. Огромную роль в преподавании технологии могут сыграть аудиовизуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора, зрительный и слуховой, они привлекательны в преподавании практически всех разделов и тем [18]. Учебный звуковой фильм (видеофильм) закрепляет представления об определенных предметах, явлениях, процессах, позволяет показывать их многократно. В этом заключены немалые дидактические достоинства, так как учитель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрируя внимание на процессах, не доступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния (даже показывать межкристаллитные явления), показывать процесс в ускоренном или замедленном темпе, наглядно представлять его средствами мультипликации и т.д. Все это позволяет использовать аудиовизуальные средства на любом этапе урока и изучения темы: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, а иногда для контроля и оценки результатов работы. Отдельную группу составляют средства, частично автоматизирующие процесс обучения: программированные учебники, дидактические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т.п. Особенности применения отдельных дидактических средств. Методика использования средств обучения обязательно учитывает психологические особенности школьников разного возраста. Учителю технологии в младших классах надо помнить, что у детей в этом возрасте способности наблюдений за группой предметов и явлений ограниченны. Поэтому демонстрируемый объект, техническое устройство, схема или таблица не должны содержать много деталей, чтобы не отвлекать внимание от наиболее существенного, Целесообразно, чтобы важные для восприятия элементы выделялись цветом или высвечивались [18]. Учителю технологии приходится (это обязательный элемент правильно организованного урока) показывать школьникам либо эталонное изделие (объект труда), либо технологическую карту последовательности его изготовления. С дидактической точки зрения лучше всего такие средства обучения воспринимаются не в общем (окончательном) виде, а в. динамике, с последовательным отображением этапов обработки. Вне зависимости от того, плоскостное или объемное изображение используется учителем, поступать при разработке подобных средств обучения можно следующим образом. Эскизное изображение перехода или его натурную интерпретацию закрепляют на матрице технологической карты (с графами и надписями, если другой вариант не предусмотрен учителем) на магнитной или монтажной доске. Если первые — это окрашенный металлический лист, к которому прикрепляются фрагменты, снабженные небольшими магнитиками или магнитными полосками, то вторые могут быть весьма разнообразны по конструкции. Часто применяются перфорированные доски со строго выдерживаемым шагом межцентровых расстояний между отверстиями, в которые входят штыри, выступающие из прикрепляемых элементов. Наоборот, из доски могут выступать штыри, на которые нанизывают закрепляемые изображения (элементы). В любом случае учитель технологии должен иметь в виду следующие дидактические факторы использования средств обучения, особенно изготовленных собственными руками. • Изделия должны иметь привлекательный, эстетический вид при полном соблюдении симметрии, если фигура (объект) ею располагает. Малейшая небрежность, неубранные шероховатости, заусенцы на острых кромках и т.п., неудачный выбор покрытия — все это отрицательно скажется на работах, которые будут выполняться учащимися, так как подсознательно каждый из них усвоил сигнал -«указание»: можно позволить небрежность в изготовлении [18]. • Цветовая гамма применяемых красок, их сочетание должны учитывать психологию восприятия цветов человеком. О таких особенностях нашего зрения достаточно много рассказано в учебной и специальной литературе. • Размеры (пропорции) дидактического средства обучения должны учитывать аудиторный (в большинстве случаев) показ. Поэтому, подготавливать увеличенный масштаб для демонстрации отдельных, наиболее важных элементов, особенностей. Специальное внимание надо обращать на размер шрифтов пояснительных надписей. • Если дидактическое средство обучения призвано представить в классе движение объекта в реальных условиях или вместо оригинальных предметов используются их эквиваленты, очень важно следить, чтобы формирующая функция не была нарушена. В частности, учитель должен стремиться при ознакомлении школьников с орудиями труда (а это часто делается на уроках технологии) одновременно демонстрировать их устройство и действие. Дидактический эффект при таком сочетании значительно повышается. Использование кодограмм на уроках технологии — доступное и действенное средство дидактики. Графопроектор (кодоскоп) имеется в каждой школе; на нем можно показать любую схему, текст и т.д. Однако обычный прием получения нужной кодограммы, с использованием специальной черной или цветных тушей типа «Кальмар», — процедура длительная и сложная. Вместе с тем сделать качественную кодограмму можно, использовав обычный ксерограф (ксерокс). Для этого в качестве основы берут нужное изображение из книги, схемы и т.п., а копию (т.е. собственно кодограмму) выполняют на пленке для кодоскопов обычным путем, запуская ее в приемное окно, аппарата. Достоинство способа заключается в четком копировании любых мелких деталей, шрифтов и многого другого, что традиционным способом отобразить в кодограмме непросто [18]. Особо следует сказать об использовании такого традиционного средства как мел. В практике преподавания технологии удачно выполненный эскиз может снять типовые моменты недопонимания. Графическая грамотность здесь фундаментальна для выработки профессионализма. Работа с эскизами, чертежами формирует пространственное воображение. Обозначим технологически принципиальные моменты в использовании мела и доски. На занятиях по технологии желательно использование только цветных мелков. При этом целесообразно соблюдение цветового стандарта: деталь, ее размеры и т.п. рисуются белым (желтым); обрабатываемые поверхности — красным, а инструменты и приспособления — синим. Если из урока в урок на доске (лучше всего стеклянной, с разметкой на обратной стороне и окраской ее в светло-серый или светло-зеленый цвет) школьники видят красочные, четко, с соблюдением всех требований графики, выполненные эскизы, то и в рабочих тетрадях будет репродуцироваться манера их учителя. Повторяя приемы учителя, школьники однозначно привыкают начинать эскизы с осевой линии, которая выполняется штрих-пунктиром, обводить контур с соблюдением требований стандарта, правильно наносить размерные линии и проставлять размеры. Так у учащихся вырабатываются умения выполнять и читать чертежи. В дальнейшем это способствует приобретению достаточно прочных знаний по графике, формированию технологической культуры [18]. Таким образом, различаясь функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многосторонни, и лишь некоторые из них предполагают жесткое классифицированное разделение. Вместе с тем надо сознавать: дидактические средства должны использоваться в тесной связи с остальными элементами процесса обучения. Их подбор зависит от поставленных целей, методов учебной работы, возраста обучаемых. Использование лекции как основного метода на данном занятии обусловливает применение дидактических средств, отличное от того, которое будет иметь место на уроке, предполагающем выполнение лабораторно-практической работы. Проекты уроков раздела Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога— хороший план-конспект урока. Составить его можно лишь в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия. План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует — это творчество учителя. Но есть ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо. Перед написанием плана занятия учитель технологии может использовать общедидактическую схему: 1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме. 2. Определить воспитательные возможности учебного материала. 3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке [18]. Календарно-тематическое планирование раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» 7 класс
Конспект на тему: «Основы технологии плиточных работ» Раздела: «Строительные и ремонтно-отделочные работы» Тема урока: Основы технологии плиточных работ. Класс № 7. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательные: - Знать основы технологии плиточных работ, виды отделочных покрытий и уметь выполнять данную операцию. - Ознакомить с технологией облицовки стен керамическими плитками. Развивающие: - Развивать у школьников профессиональные интересы, критическое отношение к существующим технологиям. - Побудить учащихся к высказыванию суждений по рассматриваемым вопросам, показать способы преобразования прежних представлений учащихся в новые знания. Воспитательные: - Воспитать чувство полноправного и ответственного хозяина. - Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, навыки общения в коллективе. Метод обучения: словесный, наглядный. Рабочие инструменты: мастерок, шпатель, кисточки; Ход урока Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка отсутствующих учеников на уроке, проверка наличия рабочей формы учащихся. 2. Опрос по ранее изученному материалу. Работа по карточкам. 5 человек. Вопросы: 1) Назовите область применения облицовочных материалов. 2) Дайте характеристику облицовочных плиток. 3) Какими достоинствами или недостатками обладает облицованная поверхность керамической плиткой? 4) Чем крепятся плитки на бетонную и кирпичную поверхность? 5) Чем крепятся плитки к гипсовой поверхности? 6) Какой вид работ называется - настилкой? 7) Какой вид работ называется облицовкой? 8) В каком направлении ведется настилка пола? 9) Проведите сравнительный анализ керамической плитки и плитки из пенополистирола. 10) Какие инструменты применяются при облицовочных работах? 11) Через какое время можно приступать к заполнению швов? 12) Каким инструментом проверяется горизонтальность настилки? 13) Расскажите о технологической последовательности настилки пола. 14) Определите, в каком помещении какую плитку можно использовать? 15) Назовите виды маячной плитки. РЕПЕРНЫЕ – направляющие - у стены по вынесенной отметке чистого пола. ФРИЗОВЫЕ - угловые- располагают по углам и линии фриза- рисунок пола. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ - применяют в помещениях с большой площадью (более двух метров). 16) Работа у доски. Распределите маячные плитки по местам их назначения. Вводный инструктаж. Демонстрация инструментов и приспособлений для выполнения штукатурных работ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.016 с.) |