Определение вашего стиля управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение вашего стиля управления



Деятельность руководителя (менеджера) выдвигает определенные специфические требования к стилю управления и взаимоотношению с сотрудниками.

Руководить - это прежде всего управлять людьми. От того, какой стиль управления при этом используется, зависят взаимоотношения и социально-психологический климат в коллективе, эффективность трудовой деятельности.

Различают следующие стили управления:

директивный (Д) (командно-административный, авторитарный), при котором руководитель привержен единоначалию, подчинению людей своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к мнению других;

коллегиальный (К) (демократический) - руководитель предоставляет подчиненным самостоятельность; доверяет им, решения принимает на основе совета с коллективом;

попустительский (П) (либеральный, невмешивающийся) - руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответствен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все "плывет по течению".

Подсчитайте количество баллов по каждой из трех букв и определите преобладающий стиль управления (см. таблицу).

Из перечисленных ниже 27 групп утверждений, описывающих различные качества руководителя, выберите те утверждения, которые характерны для вас или для оцениваемого вами руководителя. Нужно выбрать не менее одного утверждения из каждой группы.

1. а) Руководитель централизует руководство: требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему;

б) пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. а) В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с руководимыми;

д) в критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями.

3. а) Руководитель недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с руководимыми, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с руководимыми, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с руководимыми, но при этом испытывает трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. а) В отсутствии руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5. а) Руководитель сам обращается за советом к руководимым;

б) не допускает, чтобы руководимые им советовали ему и тем более возражали;

в) руководимые не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. а) Руководитель контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. а) Руководителя интересует только выполнение работы, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию отношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. а) Руководитель приказывает так, что хочется выполнять порученное дело;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) приказы руководителя вызывают у руководимых недовольство.

9. а) На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает:

в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. а) Руководитель сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостаток в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостаток в знаниях;

z) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. а) Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, старается уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. а) Руководитель старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом наиболее квалифицированных специалистов.

13. а) Исполнители довольны, когда отсутствует руководитель; они испытывают некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому они ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что отсутствует руководитель, а потом скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. а) Для выполнения той или иной работы руководителю нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к руководимым с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает руководимым замечания и выговоры;

д) замечания руководителя всегда справедливы.

15. а) Руководитель всегда обращается к руководимым вежливо и доброжелательно;-

б) по отношению к руководимым бывает нетактичным и даже грубым;

в) в обращении к руководимым часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения к руководимым у него часто меняется.

16. а) Руководитель привлекает к управлению рядовых членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других:

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г) бывает, что управленческие функции практически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.

17. а) Руководитель стремится к показной дисциплине и "идеальному" подчинению;

б) не может влиять на трудовую дисциплину;

в) умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) трудовая дисциплина в коллективе "хорошая", так как подчиненные боятся руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. а) Руководитель обращается к руководимым только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает о личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. а) Руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее всего уходит от этого;

в) старается все решать вместе с руководимыми, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. а) В руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) руководитель старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров: люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди в руководимом коллективе относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21. а) Руководитель способствует тому, чтобы руководимые работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) руководитель предоставляет руководимым самостоятельность лишь время от времени.

22. а) Руководитель регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. а) Инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) руководитель считает, что лучше сделать меньше (тогда и меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны;

д) инициативы не проявляет ни сам, ни его подчиненные.

24. а) Любимый лозунг руководителя: "Давай, давай!";

б) руководитель требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что бывает слишком строгим и даже придирчивым:

г) пожалуй, не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен и к себе, и к другим

25. а) Руководитель, наверное, консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у руководителя лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. а) В своей работе руководитель широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27. а) Руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе;

г) увлеченно занимается своими делами и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

 

 

№ группы утвержа. Утверждение
    а б в г д
  Д-3 П-2 К-3 П-3 К-2
  Д-3 К-2 П-1 К-3 П-3
  П-1 К-2 Д-2 К-1; П-2 К-2
  Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
  К-3 Д-2 П-2 П-2; К-1 К-2
  П-3 Д-3 К-3 Д-3 Д-2
  Д-1 К-1 П-2 П-1;К-1 К-1
  К-3 П-3 Д-2 П-2 Д-3
  К-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2 П-2
  Д-2 К-2 П-1 Д-2; К-2 К-1; П-2
  П-2 К-2 Д-2 Д-1; п-2 Д-2; П-1
  К-1 Д-1 П-1 Д-2 Д-3
  Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1; П-2
  П-3 Д-3 К-3 Д-2 К-3
  К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2; П-2
  К-2 Д-1; П-1 Д-1, П-2 П-3 П-3
  Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-3
  Д-3 К-3 П-2; К-1 П-2; Д-1 П-1
  Д-3 П-2 К-3 П-3 П-3
  Д-1 К-1 П-1 К-2 Д-2
  К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
  К-2 Д-1; К-2 Д-2; К-1 К-2 Д-2
  Д-2 П-2 К-2 П-2 П-3
  Д-3 К-3 Д-2 П-3 К-2
  П-1 К-1 Д-1 К-2 П-2
  К-2 К-3 П-3 Д-3 К-3
  П-1 К-2 Д-1 К-2 Д-3

 

Теперь подсчитайте сумму баллов на стр. __ по каждому из 3-х стилей руководства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский (либеральный) в соответствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.

СР: Д - К - П -

СР - суммарный результат по стилям управления

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

Результат!

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых может достигать 10 баллов. Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения 3-х крайних типов в стиле руководства:

1)Д-1-1: директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);

2)1-К-1: коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-'4, 5-10-4);

3)1-1-П: либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:

4)Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т. д.);

5)1-К-П: коллегиально-либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);

6)Д-1-П: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2-9);

7)Д-К-П: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-5, 10-8-8).

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует перативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.

Интерпретация результатов:

Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до ~ -баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4 или 3-8-3).

Исследования показали следующее соответствие профессионально-важных качеств со стилем руководства: Наиболее сильное влияние на стиль руководства оказывает профессиональная компетентность, затем организаторские, воспитательные и морально-психологические характеристики деятельности руководителя.

Стиль руководства Профессиональные характеристики Профессиональная компетентность Организаторские качества Воспитание коллектива Морально- психологические (общение)
Директивный (Д-1-1) низкая средние низкое низкое
Коллегиальный (1-К-1) высокая высокие высокое высокое
Либеральный (1-1-П) низкая низкие низкое среднее
Директивно-коллегиальный (Д-К-1) низкая средние среднее среднее
Директивно-либеральный (Д-1-П) низкая высокие среднее среднее
Коллегиально-либеральный (1-К-П) низкая низкие высокое высокое
Смешанный (Д-К-П) средняя высокие высокое высокое

Тест 4.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА

Инструкция:

Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2. Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

3. Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4. Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

5. Доверяют ли вам подчиненные?

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т. д.?

7. Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

8. Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9. Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10.Контролируете ли вы ход выполнения задания?

11.Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12.Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

13.Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

14.Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15.Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

16.Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

17.Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

18.Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19.Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

20.Доверяете ли вы своим подчиненным?

21.Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

22.Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23.Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?

24.Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере, на один год вперед?

25.Существует ли план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

26.Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

27.Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

28.Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

29.Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

30.Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

31.Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

32.Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

33.Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

34.Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35.Вы уверены в себе?

36.Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

37.Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

38.Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39.Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношении с людьми?

40.Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

 

Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов "да" и "нет".

ДА НЕТ
   

Ключ к Тесту

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА

Подсчитайте, пожалуйста, количество ответов "да" и "нет".

Результат

Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ "да". 40 "да" - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов "нет" и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.

Какой результат - соотношение "да" и "нет" — считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризует больше 33 ответов "да".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.079 с.)