Стратегии выживания в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии выживания в современных условиях



Устойчивое развитие

По мнению ряда ученых, биологическая эволюция человека прекратилась, так как, создав себе искусственно стабилизированную среду, человек исключил фактор естественного отбора. Кроме того, здоровью современного человека в большой степени вредят стрессы, связанные с ускоренным ритмом жизни и скученностью, и гиподинамия. Отсутствие физических нагрузок приводит к разбалансировке функционирования организма и, в конечном итоге, к его разрушению.

Но человек может и не дожить до момента своей полной физической деградации, так как гораздо быстрее разрушается его среда обитания. Общество активно переделывает окружающую среду без учета экологических ограничений. Это привело в конце XX века к проявлению целого ряда глобальных экологических проблем: парниковому эффекту, разрушению озонового слоя, неудержимому росту численности населения и вытекающей отсюда угрозе голода, урбанизации и других. В итоге человечество столкнулось с необходимостью разрешения глобального экологического кризиса.

Современная цивилизация пока неспособна ответить на два вопроса: где взять ресурсы и куда девать отходы? Ведь все системы, созданные человеком, имеют разомкнутый круговорот веществ благодаря искусственному внесению потребляемых веществ и удалению продуктов и отходов. Так поддерживается в благополучном состоянии отдельно взятая система, но состояние биосферы в целом при этом ухудшается. В соответствии с принципом Ле-Шателье биосфера способна работать в компенсаторном режиме, только если использование человеком биологической продукции суши не превышает 1 %. Однако при выполнении этого условия возросшую численность человечества не накормить. И в настоящее время человек изымает из биосферы для удовлетворения своих потребностей уже около 10 % ее продукции.

Выход из сложившейся ситуации можно искать в двух направлениях:

1. создание искусственной среды обитания, оставив лишь цепь заповедников для сохранения генофонда (однако такая система все равно потребует механизма стабилизации численности населения);

2. перевод 99 % биосферы в естественное состояние.

В любом случае потребуется фундаментальная смена самого принципа развития цивилизации – замена экстенсивного пути интенсивным, в рамках которого отходы деятельности человека станут сырьем для производства нового количества товаров и услуг.

Одним из основных путей развития современного общества является переход к устойчивому развитию. Устойчивое развитие (УР)- развитие, при котором удовлетворяются потребности нынешнего поколения, но не ставится под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Термин «УР» появился на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Там впервые на уровне глав государств было заявлено о необходимости изменить подход человечества к использованию ресурсов окружающей среды.

В настоящее время в Республике Беларусь действует Национальная стратегия УР на период до 2020 г., где четко обозначены приоритеты стратегического развития страны.

Глобальный эволюционизм

В конце XX в. в естествознании сформировались теоретические и методологические средства создания универсальной модели эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. Эта концепция позволяет преодолеть границы узкодисциплинарных подходов, которые характерны для классического и даже неклассического естествознания, дает ключ к пониманию процессов всеобщей эволюции. С помощью глобального эволюционизма в науке удалось преодолеть пропасть между живой и неживой природой, объяснить происхождение жизни без обращения к сверхъестественным силам.

В основе схемы глобального эволюционизма лежат следующие принципы:

· Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

· эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

· во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на направление эволюции;

· во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

· динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее осуществимые;

· принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний (разветвлений), в результате которых последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой в силу случайных факторов, действующих в период перехода системы из одного состояния в другое.

В концепции глобального эволюционизма важное место занимает антропныгй принцип, согласно которому возникновение человечества стало возможным в силу определенной структуры нашей Вселенной, заданной в первые мгновения после Большого Взрыва. Существуют различные версии антропного принципа. В 1973 году Б.Картер предложил сильный и слабый антропный принципы. Согласно слабому антропному принципу «наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей» (Б.Картер). Это означает, что человек воспринимает мир из определенной, выделенной во временном смысле области Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.

Формулировка сильного антропного принципа: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иначе говоря, с самого начала существования нашей Вселенной все необходимые физические и космологические параметры совпали таким образом, чтобы в мире появился наблюдающий разум, т. е. человек. Сильный антропный принцип подчеркивает нетипичность нашего мира.

Современными учеными и философами вводится допущение существования множества миров, основанных на тех же физических законах, что и наша Вселенная, но с другими численными значениями физических констант, так называемая концепция «ансамбля вселенных». В каждой вселенной этого множества реализуется определенный набор физических параметров. Существование наблюдающего разума возможно только в тех вселенных, где существует набор физических констант со строго определенными значениями. Весь необходимый для существования разума набор условий реализовался в нашей Вселенной. Речь идет о таких физических параметрах, как константы гравитационного, слабого, электромагнитного и сильного взаимодействий, массы основных элементарных частиц протона, нейтрона и электрона, постоянная Планка h, гравитационная постоянная G, скорость света с и заряд электрона. Значения этих констант были установлены экспериментально. Как показывают математические расчеты, даже незначительное изменение этих физических параметров приводит к изменению структуры Вселенной. В ней становится невозможным существование атомных ядер, самих атомов, звезд или галактик и, следовательно, жизни.

Содержание антропного принципа в том, что возникновение человечества (познающего субъекта) стало возможным в силу того, что свойства нашей Вселенной именно таковы, какими они являются. Если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Не мир таков, потому что в нем существует человек, а человек существует во Вселенной потому, что в ней реализовались определенные условия.

Данный принцип указывает на единство закономерностей исторической эволюции Вселенной и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза. Согласно этому принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной.

В настоящее время идея глобального эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и научная парадигма. В концепции глобального эволюционизма мир предстает как прогрессивно развивающаяся система, в которой все этапы эволюции подчиняются единым закономерностям. Концепция позволяет осознать место Человека в физическом мире и дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей деятельности человеческой цивилизации.

Выводы

1. Антропология - отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию человека, соотношение в нем биологического и социального. Концепции происхождения человека: креационизм, эволюционная, трудовая, мутагенеза, панспермии.

2. Линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (автралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец). Начиная с кроманьонца, человек не изменялся генетически, в то время как его социальная эволюция продолжалась.

3. Сходство человека и животных проявляется в одинаковом элементном составе организмов, аналогичных органах и тканях, схожем развитии зародышей. Вместе с тем выделяется целый ряд различий: прямохождение, разделение функций верхних и нижних конечностей; развитие головного мозга; понятийное мышление, наличие речи; трудовая деятельность, в том числе разделение труда; использование огня; семейно-брачные отношения.

4. Человек уникален, так как в нем сочетаются биологическая (генотип) и социальная составляющие. Существуют два подхода к объяснению сущности личности – панбиологизм и пансоциологизм. В общем виде способности человека сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека).

5. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в развитии которого проявляются особенности факторов эволюции: не только генетическая, но и социальная наследственность; исчезновение изменчивости из-за метисации; замена естественного отбора социальными факторами.

6. Глобальные экологические проблемы диктуют необходимость замены традиционного экстенсивного пути общественного развития интенсивным. Одной из основных концепций эволюции человечества является устойчивое развитие, переход к которому учитывает интересы не только нынешнего, но и будущих поколений.

7. Концепция глобального эволюционизма является универсальной моделью эволюции и связывает в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и возникновение человека и общества (антропосоциогенез).

8. Концепция глобального эволюционизма позволяет осознать место Человека в физическом мире и дает ключ к мировоззренческому обоснованию проектов деятельности цивилизации. В эволюции важную роль играет антропный принцип, согласно которому человек воспринимает мир из определенной области Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.013 с.)