Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая методика экспертного исследования при диагностировании ситуаций
В данном разделе будут рассмотрены диагностические исследования криминальной ситуации в целом или отдельных ее элементов: обстоятельств места, времени, действия и др. Отличительной особенностью данной категории задач является то, что при их решении используется несколько информационных полей: комплекс вещественных доказательств или даже вся вещная обстановка в целом и материалы дела (отдельные или все целиком). Столь значительные по степени охвата информационные поля позволяют решать самые различные задачи с использованием разных гипотез. Особое внимание при решение задач данной категории уделяется представляемым эксперту материалам дела. Объясняется это тем, что сведения о криминальной ситуации многообразны и распределены по разным носителям информации. Представляемые предметы как носители информации исследуются по схеме задач 1-й категории, рассмотренных выше. Все остальные данные: сведения об отображениях объектов, сведения о материальной обстановке про-
исшествия, сведения о действиях лиц, о предметах и т. п., которые должны быть изучены экспертом как относящиеся к предмету экспертизы, могут быть познаны только из материалов дела. Отсюда — чрезвычайная важность оценки информации экспертом с самого начала уяснения им диагностической задачи при исследовании ситуации.
Изучение материалов дела с целью определения условий события с учетом выявленных специфических признаков.
Сопоставление с вариантами группы "п" (условия взяты из материалов дела).
Установление возможности события при рассматриваемых условиях (определение причины изменений).
Формулирование вывода. Экспертный эксперимент. Схема 13. V. Алгоритм решения задачи при диагностике ситуации Вопрос о возможности оценки экспертом представляемых ему материалов в достаточной мере сложен, так как формально закон не причисляет эксперта к категории лиц, которым предоставлено в уголовном процессе право оценки доказательств. Вместе с тем именно эксперт, располагающий специальными познаниями в конкретной области науки или техники, способен увидеть незаметные несведущему лицу противоречия, усомниться в достоверности сообщаемых сведений. Для правильного решения вопроса о допустимости (недопустимости) оценки экспертом представляемых ему вербальных носителей информации и самой информации необходимо коснуться вкратце информационной структуры протоколов следственных и судебных действий. Протокол признается основной формой удостоверительной деятельности, суть которой состоит в том, чтобы путем изготовления материально-фиксированного носителя доказательственной информации удостоверить получение знаний для неоднократного предъявления в качестве доказательства возможному или обязательному адресату. В информационном аспекте протокол может рассматриваться как один из способов перекодировки информации, воспринятой в ходе следственного или судебного действия в форме знаковой системы как выражения письменной речи. Наряду с самой информацией в протоколе фиксируются и иные сведения, призванные обеспечить возможность оценки достоверности полученных данных. С учетом этого различают следующие компоненты информационной структуры протокола1: • доказательственная информация, полученная в результате следственного (судебного) действия; • обстоятельства получения этой информации (время, место совершения следственного действия, круг его участников, содержание действий, методы, способы, используемые при этом, соблюдение процессуальных норм, действия в отношении обнаруженных и изъятых объектов и т. п.);
• заверение необходимыми подписями. Исследование и оценка представляемой в протокольной форме информации должны осуществляться экспертом в два этапа. На первом из них оценивается смысловая сторона знака как формы выражения информации; определяется соответствие образа объекту; проверяется наличие должного удостоверения изложенных фактов. При иссле- См.: Криминалистика социалистических стран. М., 1986. С. 420. довании смысловой стороны знака выясняется содержание выражаемого им мысленного образа, воспринятого в связи с совершенным преступлением. Учитывая большое значение формирования такого мысленного образа как первоначального момента восприятия и синхронного моделирования в сознании человека, чрезвычайно важно определить соответствие способа знакового выражения самому образу. Ступенями к познанию этого служат: установление надежности восприятия образа лицом (объективные условия восприятия, субъективные свойства лица); способности лица к запоминанию и хранению образа; способности воспроизведения признаков образа в устной и письменной речи. На втором этапе изучения информации, заложенной в протоколе, должно быть исследовано соответствие зафиксированного образа самому объекту, прототипу образа. Этот этап достаточно сложен, и реализация его требует учета многих факторов. Общеизвестно, что любая передача информации закономерно приводит к ее частичной утрате или искажению. Оба указанных вида потерь находятся в прямой зависимости от того, как много на пути прохождения информации находится приемников-преобразователей. Информация, заложенная в протоколе, проходит два таких приемника-преобразователя. Первый — это восприятие лицом фактических данных в связи с совершенным преступлением и трансформация (перекодировка) этих данных с помощью зрительных, слуховых и иных чувств в мысленный образ (естественный код). Второй — передача информации следователю (суду) в форме устной речи, фиксация ее в письменной речи (система знаков как искусственный код). Помня об этой достаточно сложной цепочке, по которой осуществляется прохождение информации, эксперт должен обратить внимание на все ее узловые моменты: насколько точно, полно, аргументированно воссоздан образ объекта лицом — источником информации; насколько точно он передан словесно; насколько однозначны использованные обороты речи; какие обстоятельства, характеристики требуют уточнения и детализации. К протоколам как источникам доказательственной информации близко примыкают и иные ее источники — графические. К ним относят: чертежи, планы, схемы, рисунки. Все это также считается формой передачи доказательственной информации, основанной на ее фиксации путем перекодировки из одной системы (обстановка в натуре) в другую — наглядно-изобразительную, гомоморфно передающую эту обстановку. Так как и знаковая система перекодировки (описание в протоколе), и графическая (составление плана, схемы) являются продуктом человеческого сознания, то иногда их объединяют в одну рубрику, отграничивая от информации "наглядно-образной", получаемой более объективными способами с помощью технических средств1. Подобная классификация едва ли может считаться бесспорной по следующим основаниям. Первое — это процессуальная сторона. Как известно, носителем доказательства являются протоколы следственных действий, а планы, схемы, графики, рисунки являются лишь приложением к протоколу. Это устанавливает определенный приоритет знаковой информации по отношению к графической. При наличии расхождений между ними предпочтение отдается протоколу, хотя за этим могут последовать проверочные действия, призванные устранить имеющиеся противоречия. Вторым аргументом для отнесения знаковой и графической систем к различным категориям передачи информации (а следовательно, к различным подходам к их оценке) является их логико-гносеологическая природа. Перекодировка в знаковую систему является более субъективистской по своему характеру. Она в большей мере зависит от психофизиологических свойств личности (приемника-преобразователя информации), уровня ее развития, грамотности, профессионализма и т. д. Наглядно-изобразительная информация, выражаемая графически, более объективизирована. Имеются определенные технические правила составления планов, схем, чертежей, графиков; имеются специальные технические средства и приспособления для их изготовления; имеется специальный мерительный инструмент для измерения линейных и угловых величин; в процессе обучения следователя, специалиста им прививаются навыки составления планов, схем и т. п. Все это, безусловно, способно обеспечить большую достоверность и большее единообразие графической системы передачи информации, чем знаковой. Вместе с тем все сказанное выше не только не исключает необходимости оценки экспертом достоверности информации, переданной ему в графической форме, а, наоборот, определяет направление этой оценки.
Так как планы, схемы, графики, чертежи, рисунки являются приложением к протоколу, то в первую очередь должно быть установлено соответствие (несоответствие) 1 См., например: Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т П. М., 1978. С. 107. содержащихся в них сведений аналогичным данным, изложенным в протоколе. При этом принимаются в расчет имеющиеся в планах, схемах пояснительные подписи, условные знаки, удостоверительные подписи. На последующих этапах проверки достоверности планов, схем анализируется уровень технической грамотности составителя, использование им надлежащего мерительного инструмента, общепринятых условных знаков и т. д. Существенное значение при этом могут играть замечания и возражения, зафиксированные в материалах дела, по поводу составления протокола и схемы, плана. Особенно часто это имеет место по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
Четвертой группой информации, представляемой эксперту при назначении экспертизы, является информация в наглядно-образной форме: фотоснимки, кинопозитивы, видеоизображения, фонограммы. Здесь на оценку достоверности информации оказывают влияние качество фотоснимков и киноотпечатков; четкость передачи изображения, качество освещения, обеспечивающее (не обеспечивающее) выявление, фиксацию и тем самым передачу сведений о деталях объекта или обстановки. Касаясь суммарной оценки всей представляемой эксперту информации, необходимой для производства экспертизы, следует обратить особое внимание на соответствие ее требованиям допустимости, относимости, полноты. Говоря о допустимости, имеют в виду надлежащее процессуальное оформление любого из представляемых источников информации: вещественного доказательства или его модели, протокола следственного действия, прилагаемых к нему фотоснимков, планов, схем и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь может идти только об источниках доказательственной информации и о ней самой (в отличие от информации ориентирующей), так как только она может быть объектом экспертного исследования. Решение вопроса об относимости представленной эксперту информации осуществляется несколько иначе, чем установление относимости доказательств в широком плане. Если в теории доказательств, говоря об относимости доказательства, имеют в виду его отношение к любому из фактов, которые предстоит установить (объяснить, доказать), то применительно к производству экспертизы под относи-мостью подразумевают отношение представляемой информации к предмету экспертизы, а если говорить более конкретно, — к экспертным задачам, которые предстоит решать, к выбору экспертом методов и методик исследования. Под этим углом зрения и определяется требуемая информация, ее достаточность, потребность в дополнительной. Таким образом, оценка относимости информации логически переходит в оценку следующей категории — ее полноты. Эта оценка включает как формальный подход к носителям информации в плане их соответствия тому набору, который предусмотрен решениями типовой задачи: объект исследования или его модель, сравнительные образцы, некоторые материалы дела и т. д., так и сущностно-содержа-тельный анализ каждого из представленных эксперту объектов (материалов). При этом определяется: пригодность объекта для исследования; соответствие сравнительных образцов предъявляемым требованиям и их достаточность; наличие в представленных материалах дела сведений, способных дополнить информацию или помочь в ее правильной оценке; освещение условий обнаружения вещественного доказательства, объекта экспертного исследования; способы его фиксации, изъятия; условия хранения, транспортировки, изменения, которые могли произойти изменения с исследуемым объектом в так называемый идентификационный период и т. п. Все эти сведения чрезвычайно важны для эксперта, для выбора методики исследования, правильной оценки результатов, полученных в процессе исследования. Положительное решение вопросов о допустимости, относимости и полноте информации каждого из носителей информации способствует решению кардинального вопроса: о возможности суммирования (интегрирования) информации, получаемой из разных источников. Подобное интегрирование возможно только при условиях непротиворечивости информации, получаемой из каждого источника, ее согласованности и способности к взаимодополнению. Подобное суммирование согласуемой (непротиворечивой) информации позволяет эксперту в целом определить ее достаточность или, наоборот, недостаточность. Определение достаточности информации производится путем оценки ее применительно к возможностям решения типовых экспертных задач, конкретизацией которых является данный экспертный случай. При недостаточности информации возникает необходимость ее пополнения. Разумеется, это не касается тех случаев, когда непригодно для исследования само вещественное доказательство. Получение дополнительных материалов может относиться к предоставлению дополнительных образцов для сравнения; получения дополнительный сведений в ходе осмотра места происшествия, объекта со следами-отображениями механизма происшествия; проведения дополнительных измерений, фиксации обстановки, изучению материалов предыдущих экспертиз и т. п.
Немалую роль в затребовании.информации и определении ее направленности играет знание экспертом аналогичных ситуаций и его интуиция (как результат высокого . профессионализма и большого практического опыта). Приведем весьма характерный пример из области су- | дебно-баллистической экспертизы. В глиняном карьере был обнаружен труп 6-летнего ребенка. На трупе в области живота имелось проникающее ранение щелевидной формы. При вскрытии из раны был извлечен свернутый кусок газетной бумаги. По заключению эксперта, производившего вскрытие, ранение было ножевое, а бумажная пробка использовалась для того, чтобы избежать образования следов крови при перетаскивании тела ребенка в карьер. Так как на разрешение эксперта был поставлен вопрос о том, не является ли это повреждение огнестрельным, то эксперт произвел фотографирование курточки, в которую был одет мальчик, в инфракрасных лучах и указал в заключении, что следов близкого выстрела не обнаружено. При повторном комплексном судебно-медицинском и баллистическом исследовании было обращено внимание на то, что повреждения на теле и одежде (судя по их описанию), а также глубина проникновения комка бумаги в раневой канал являются характерными для огнестрельных повреждений, причиняемых холостым зарядом (бумага могла быть пыжом на порох). Экспертами была затребована курточка ребенка, в результате микроскопического исследования которой в области повреждения были обнаружены несгоревшие зерна пороха. Однако на фотоснимке, имеющемся в деле (съемка была произведена в инфракрасных лучах без контрольного снимка в обычных лучах), эти зерна видны не были. Возникли предположения двух вариантов: а) снимок слишком плотен, изображение зерен пороха отсутствует; б) порошинки внедрились в ткань в области исследуемого отверстия в ходе экспериментальных выстрелов в другие участки курточки. По ходатайству эксперта следователь изъял негатив снимка, сделанного первым экспертом, и предоставил его в распоряжение повторной экспертизы. После надлежащей печати с этого негатива удалось получить четкое изображение зерен пороха в области входного огнестрельного повреждения, которое полностью совпадало с изображением этого участка, сфотографированного при повторном экспертном исследовании. Таким образом был устранен как дефицит информации, так и внесены необходимые уточнения, позволившие устранить имевшиеся искажения информации. Разумеется, что при всех вышеприведенных вариантах анализа полноты и достоверности отражающей информации должны учитываться степень и характер ее изменений. Если эти изменения несущественны, т. е. информация достоверна, но недостаточно полна, то пути ее восполнения, упомянутые выше, способны компенсировать этот недостаток. В тех случаях, когда отражение настолько неполно, что не передает в необходимой степени сведений, по которым требуется судить об отражаемом событии, то неполнота такого отражения должна быть признана существенной, может быть, даже невосполнимой и, следовательно, "нулевой". Однако и в подобных ситуациях не следует исключать возможности поиска (обнаружения) информации экспертом. Дело в том, что иногда только эксперт способен обнаружить даже среди зафиксированных в деле обстоятельств те, которые способны в корне изменить объем информации и сделать возможным решение диагностической задачи. В качестве примера приведем дело о гибели мальчика М. Группа детей, школьников 10—11 лет, в начале ноября отправилась в лес. Один из мальчиков показал остальным имевшийся у него патрон. Патрон видели все дети. Когда они остановились на поляне, то владелец патрона сразу же занялся костром, чтобы положить в него этот патрон. День был сырой, костер долго не разгорался, мальчик нагибался к костру, дул на огонь. Вскоре к нему присоединился другой мальчик, М., который также наклонился к костру. Дети разбрелись по опушке. Через какое-то время раздался звук, напоминающий выстрел, и тут же все дети услышали страшный крик мальчика М. По их позднейшим показаниям, М. бежал, громко крича, и изо рта у него текла кровь. Пробежав метров 50, он упал и умер. Дети побежали в город за взрослыми. Приехали на подводе родители ребенка, отвезли его в морг. Вскрытие показало, что у М. в области груди имеется щелевидное отверстие, проникающее через переднюю стенку трахеи. Задняя стенка не была повреждена. Инородного тела в трахее обнаружено не было. Врачи объяснили отсутствие снаряда тем, что из горла ребенка хлестала кровь и он кричал во время бега. Вследствие этого инородное тело — снаряд — могло быть эвакуировано вместе с кровью. В качестве снаряда пре-зюмировалась часть разорвавшегося патрона. Так возникла первая версия следствия. Однако в компании мальчиков был один, который год назад, найдя дома служебное оружие отца, прострелил из пистолета ухо своему сверстнику. Отец занимал достаточно высокую должность в городе, был прокурором. После гибели М. по городу стали распространяться слухи о том, что это сын прокурора убил М., вероятно, у него снова оказался пистолет отца. Так появилась вторая следственная версия. Была назначена судебно-медицинская экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос о том, возможен ли в результате нагрева разрыв пистолетного патрона калибра 9 мм в такой степени, чтобы его частями могло быть причинено смертельное ранение ребенку 10 лет. Патрон пистолетный калибра 9 мм фигурировал в задаче потому, что на него единогласно показали при допросах все мальчики. В ходе допросов им предъявлялись образцы следующих патронов: винтовочные 7,62 мм и 5,6 мм (кольцевого воспламенения); пистолетные 7,62 мм (ТТ), 6,35 мм (ТК), 9 мм (Борхард—Люгер "Парабеллум"); револьверный 7,62 мм ("Наган"). Из всех предъявленных патронов каждый из мальчиков указал на 9-миллиметровый. Эксперты, проэкспериментировав с патроном 9 мм, дали категорический вывод о том, что данный патрон при нагревании не фрагментируется, пуля не выстреливается, а "вываливается" с незначительной силой, располагаясь вблизи гильзы. Иногда наблюдается разрыв дульца гильзы, не доходящий до кольцевой проточки. После судебно-медицинской экспертизы была назначена судебно-баллистическая в криминалистической лаборатории. Вопрос был поставлен тот же, в отношении патрона пистолетного калибра 9 мм иностранного производства. Ответ экспертов также был категорически отрицательный. Всего по делу было произведено восемь экспертиз, назначаемых для решения все того же вопроса. Три экспертизы были проведены в криминалистических лабораториях, пять — в судебно-медицинских учреждениях, в том числе одна — в Центральной судебно-медицинской лаборатории МО СССР. Перед всеми экспертами ставился один и тот же вопрос: возможен ли в результате нагрева пистолетного патрона калибра 9 мм его разрыв, и если возможен, то могут ли части разорвавшегося патрона (или его пуля) причинить смертельное ранение ребенку 10 лет? Все экспертизы ответили на данный вопрос отрицательно. Одна из экспертных комиссий провела эксперимент с винтовочными патронами калибра 7,62 мм. Такие патроны при нагревании разрывались на части. Фрагменты патрона летели со значительной силой, внедряясь в преграду. После этой экспертизы детей снова допросили с демонстрацией патронов, в том числе винтовочного калибра 7,62 мм. На вопрос о том, не был ли патрон похож на винтовочный, каждый из мальчиков ответил отрицательно, вновь указывая на пистолетный калибра 9 мм. Вторая версия — об использовании оружия сыном прокурора — также не подтверждалась. Дело зашло в тупик и было принято к производству прокуратурой СССР. Была назначена новая, 9-я по счету, экспертиза, на разрешение которой вновь был поставлен все тот же вопрос. Однако в отличие от предыдущих ситуаций в распоряжение эксперта были направлены все материалы дела. (Здесь хотелось бы отметить на основе личного опыта, что чем выше иерархическая ступенька прокуратуры, ведущей следствие, тем охотнее ее сотрудники обращаются за консультациями к экспертам, тем больше представляют для его сведения материалов дела.) При ознакомлении с материалами дела эксперт обратил основное внимание на допросы детей. Допрашивали их многократно, выясняя подробности ситуации и постоянно предъявляя им патроны. Показания их были стабильны, почти не изменяясь. Однако в самых первых показаниях двух мальчиков была одна весьма существенная деталь, которая ускользнула от внимания следствия. Один из детей, указав на пистолетный патрон калибра 9 мм, сказал, что тот патрон, который он видел в то утро, был такой же, но пуля у него была "зеленоватая". Второй мальчик сказал, что пуля была окрашена в синий цвет. На последующих допросах дети упустили эту деталь и больше о цвете пули не упоминали. Следователи тоже не придали значения этому обстоятельству и не уточнили его ни на этом допросе, ни на последующих. Эксперты предыдущих экспертных комиссий были лишены приведенной выше информации. Вместе с тем сведения, сообщенные двумя ребятами-свидетелями, имели в данной ситуации исключительно важное значение. Указание на то, что пуля была окрашена в синий (зеленый) цвет, свидетельствовало о том, что это был патрон так называемого специального назначения. К числу боеприпасов специального назначения относятся патроны с пулями: трассирующими, бронебойно-зажигательными, бронебойными, пристрелочно-зажигательными. Общая длина таких патронов не отличается от обычных, так как и теми, и другими стреляют из одного и того же оружия. Однако пуля специального назначения длиннее обычной пули и больше по весу. Для придания ей необходимых баллистических свойств в гильзу с такой пулей помещают большую навеску пороха, чем в обычный патрон. Чтобы обеспечить повышенное давление пороховых газов в камере гильзы, пулю крепят в гильзе с большим усилием (при кернении или обжиме). После того как эксперты стали экспериментировать с пулями специального назначения, во всех случаях наблюдался разрыв гильз до самой кольцевой проточки, отделение фрагментов гильз, летевших с большой силой во все стороны. Наблюдалось выбивание капсюля и его внедрение в преграду. В одном случае 'вылетевшая пуля пробила 4-миллиметровую фанеру, служившую преградой. В итоге было зафиксировано, что во всех случаях нагрева патрона калибра 9 мм, снаряженного трассирующей пулей, наблюдаются разрыв и отделение частей гильзы, летящих со значительной силой и внедряющихся в преграду (4-миллиметровая фанера), отстоящую от разрывающегося патрона на расстоянии 75—80 см. Большинство повреждений от фрагментов гильз имели щелевидную форму. Напомним, что погибший мальчик в момент разрыва патрона стоял нагнувшись над костром и что ранение, полученное им, имело щелевидную форму. В ходе дальнейших допросов было установлено, что в семью, где жил мальчик, хваставшийся патроном, приезжал в отпуск из Объединенной группы войск (в данном случае — из ГДР) его старший брат, который и привез патроны времен второй мировой войны. Данный пример ни в коей мере не должен бросить тень на авторитет и опыт восьми экспертных комиссий, не сумевших найти правильное решение вопроса. Они работали в состоянии дефицита информации, о котором не подозревали. На все запросы о дополнительных данных следовал, по сути дела, стереотипный ответ: дети дают показания о пистолетном патроне калибра 9 мм. Пример характерен и в другом. Только эксперт-криминалист при внимательном изучении материалов дела сразу же обратил внимание на упоминание о признаках пуль специального назначения. Следователи восприняли эту информацию как несущественную, не придав ей никакого значения. Придя к выводу о достаточности исходных данных для решения диагностических задач по расшифровке ситуации, эксперт приступает к разработке гипотезы. Можно утверждать, что при диагностике ситуации реализуются все рассмотренные выше варианты обобщения неполной индукции. Поэтому здесь могут создаваться гипотезы: через перечисление (выборку) признаков, причинная и сходная с ней обратная, реконструктивная, перенесенческая (по аналогии) и элиминативная (по методу исключения всех, кроме одной). При этом необходимо обратить внимание на то, что упомянутые гипотезы могут чередоваться в ходе одного исследования, замещая одна другую, а также существовать одновременно, направляя какую-то часть общего исследования. Так, при диагностическом анализе обстановки места происшествия гипотеза через перечисление обеспечит накопление диагностических признаков отдельно рассматриваемых элементов обстановки (в том числе следов), для отнесения их к определенной группе по механизму и источнику их возникновения. Гипотеза причинная послужит основанием для установления причины возникновения каждой из рассматриваемых групп отображений субъекта, предмета или действия. Реконструктивная гипотеза позволит рассмотреть все элементы как системы, входящие в большую систему — всю ситуацию в целом. После этого перене-сенческая гипотеза может быть использована для обнаружения аналогов (аналогичных ситуаций), чьи диагностические признаки совпадают с систематизированной, реконструированной в данном исследовании ситуацией. Параллельно с перенесенческой гипотезой должна будет действовать и гипотеза элиминативная, позволяющая исключить все аналоги (типовые ситуации), кроме одного, наиболее вероятного. И, наконец, на заключительном этапе обратная гипотеза позволит от полученного общего вновь вернуться к частному (элемент дедукции), обращая особое внимание на комплексы специфических признаков, позволяющие воспринимать диагностируемую ситуацию в качестве единичного, конкретного. На этом этапе вновь выдвигается гипотеза причины, но уже не причины возникновения отдельных элементов структуры, а всей структуры в целом, т. е. установление причинной связи отражения с преступным событием. Общий ход диагностического исследования ситуации может быть представлен в виде алгоритма (см. Схему 13), однако главенствующая роль в решении подобных диагностических задач принадлежит эвристикам. Приводимые ранее в разделе о гипотезах силлогизмы существенно отличаются от эвристик, они (силлогизмы) объективны, универсальны, самостоятельны и окончательны. Именно эти качества обеспечивают широкое использование силлогизмов в экспертной практике. Недаром иногда всю экспертизу представляют как один большой силлогизм, где общая посылка — специальные познания эксперта, малая посылка — конкретный случай решения экспертной задачи, вывод — заключение эксперта. В отличие от силлогизмов эвристические построения такими свойствами не обладают. Хотя они тоже могут быть представлены по схеме силлогизма, однако выводная их часть будет существенно отличаться от силлогической по своему логическому уровню. Силлогизм: из А следует Б Б ложно А ложно. Эвристика: из А следует Б Б истинно А более правдоподобно (вероятно). При одинаковости больших посылок и одинаковом логическом уровне малых (хотя они и разнятся по направленности утверждения, как плюс и минус) полученные заключения существенно отличаются одно от другого по логическому уровню. Если заключение силлогизма по своему уровню соответствует посылкам, то эвристическое уступает посылкам в четкости и полноте, оно указывает лишь возможное направление для вывода. Эвристическое заключение придает некоторую обоснованность посылкам, усиливает их вероятность1. Мера роста этой вероятности неопределенна. Оценка увеличения вероятности субъективна и во многом зависит от профессионализма эксперта. В силу этого эвристические доказательства лишены той истинной самостоятельности и окончательности, которыми обладают силлогизмы. Дело в том, что сила эвристического обоснования зависит от многих причин как объективного, так и субъективного характера. Она зависит, в частности, от полноты (неполноты) представленных материалов или их достоверности (недостоверности). Вышеприведенный пример о разрыве патрона служит хорошей иллюстрацией того, как неполнота информации порождала неверное эвристическое заключение. В этом случае происходило неиспользование в качестве посылок материалов дела, способных существенно повлиять на выводы. Что касается влияния субъективных факторов на эвристические выводы, то это определяется невозможностью получения количественной определенности правильности, т. е. степени вероятности эвристического заключения. Отсюда — его качественная оценка, зависящаяся от субъективных свойств эксперта. По мнению Д. Пойа, при определении достоверности эвристического вывода лучше не при- 1 Д. Пойа называет такую обоснованность "правдоподобностью". См.: Пойа Д. Математическое открытие. М.* 1976. давать никакого числового значения лежащим в его основании данным. С этим утверждением можно согласиться, учитывая, что эвристические построения служат, как правило, основанием лишь для промежуточных выводов эксперта, не имеющих самостоятельного значения. Они, как всякие промежуточные выводы, теряют свое значение, как только будет решена основная экспертная задача. При решении с помощью эвристики диагностических задач на обоснование устанавливаемых фактов (явлений, событий) должны учитываться все обстоятельства, которые могут служить посылками для эвристического вывода (предметы, фотоснимки, материалы дела и т. п.). При этом должна постоянно обеспечиваться связь между всеми посылками и выводами. В ходе решения задачи с помощью эвристик желательно использовать такие варианты, которые уже приводили к истинным суждениям при обосновании аналогичных фактов. В процессе основного исследования, его аналитической стадии, осуществляется детальное изучение свойств и признаков каждого объекта диагностируемой ситуации, каждого отражения (субъекта, предмета или действия), учитываются изменения, которые могли произойти с этими отражениями. Иными словами, на этом этапе экспертного диагностического исследования главным является не только восприятие признаков, но и уяснение того, насколько полно материализованные носители отражают информацию о диагностируемой ситуации. Если взять в качестве примера диагностику механизма происшествия на основе трасологического исследования различного рода следов, то изучаемыми признаками будут признаки причины движения, направления, скорости, силы движения, взаимоположения объектов, последовательности образования следов и т. д. Признаки характера воздействия позволяют определить его природу (механическое, термическое, химическое), являясь достаточно специфическими. К признакам, позволяющим судить о направлении и интенсивности физического воздействия, относятся наличие и степень деформации объекта как показатели силы воздействия при учете структуры и твердости самого следовоспринимающего объекта. Признаком направления воздействующей силы служит перемещение материала поверхности следа. О причине изменения объекта позволяют судить признаки действия внутренних сил объекта, признаки действия внешних сил или их комбинационные сочетания. Признаки направления и скорости движения многообразны, они могут быть общими для всех форм движения и различаться в зависимости от вида следоообразующего объекта. О направлении движения судят по степени деформации (разрушения) следовоспринимающего объекта, по полноте отображения в следе формы и размеров следообра-зующего объекта, по отложению в следе вещества следооб-разующего объекта. Особенно информативны для определения направления движения линейные следы, позволяющие измерить фронтальный угол и угол встречи. Даже при разделении на части разрушенной преграды, когда отсутствуют следы от орудия или механизма, направление воздействия на преграду может быть установлено по признакам следов на плоскостях расчленения. Для определения направления движения транспортных средств по следам качения разработана целая система признаков. Известны признаки, позволяющие судить о направлении и скорости движения человека и животного (лошадь, верблюд), о поставке ног лошади и т. п. В качестве признаков взаимного расположения объектов и их пространственного расположения выступают показатели длины и ширины взаимодействующих деталей, расстояние между ними, угловые характеристики их взаимного расположения и другие размерные параметры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.062 с.) |