Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Криминалистическая диагностика при установлении причинных связей
Важнейшим элементом криминалистической диагностики является установление причинных связей. Установление причинности может являться как целью криминалистического диагностирования, так и частью этого процесса, промежуточным этапом к познанию диагностируемого события (явления, факта). Ранее1, говоря о категориях диагностических задач, мы аргументировали выделение задач, связанных с установлением причинных связей, в отдельную группу. Несомненно, что при решении задач любой из приведенных других групп (исследование свойств и состояния объекта, при диагностике ситуаций) установление причинных связей также находит свое выражение. Иначе и не может быть, потому что, познавая свойства объекта и его состояние, отмечая изменение этого состояния по сравнению с первоначальным (заданным), мы не можем не задаться вопросом, в чем причина имеющихся изменений. Подобные вопросы ставятся перед экспертом, решением их занимается, по возможности, и следователь (суд). И все-таки независимо от того, что установление причины входит непременным компонентом в большинство криминалистических диагностических задач, мы обоснованно выделили его в самостоятельную категорию. Мотивов здесь может быть два. Первое — обратить особое, заслуживающее этого внимание на место и роль установления причинных связей при диагностике отдельного факта или события преступления в целом, в точном соответствии с частной криминалистической теорией причинности. Второе — про- 'См. гл. 3, § 1. демонстрировать возможности криминалистической диагностики в плане установления причинных связей не только на уровне экспертного исследования (о чем достаточно говорилось ранее), но и применительно к следственным действиям, в частности по отношению к таким важным из них, как следственный осмотр места происшествия и следственный эксперимент. В философии причинность определяется как "такая генетическая связь явлений, в которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий неизбежно производит, порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием (или действием)"1. Причинностью именуется и философская категория, обозначающая приведенную форму связи.
Ранее, анализируя пять форм связи, которые предложил выделить А. А. Эйсман как имеющие доказательственное значение, мы поставили (как и автор самого предложения) генетическую связь, т. е. связь причины и следствия, на первое место, подчеркивая на только степень распространенности операций по установлению данной формы связи при расследовании преступлений, но и более общий характер и значение этой формы связи для целого блока наук, имеющих самое непосредственное отношение к борьбе с преступностью. Отмечая данное обстоятельство, Р. С. Белкин и А. И. Винберг достаточно давно обратили внимание ученых и практиков на многоаспектность проблемы причинности в группе юридических наук. Ими были рассмотрены уголовно-правовой, криминологический, уголовно-про-цессуальный, криминалистический аспекты причинности2. Развивая данное направление в своих последующих работах, Р. С. Белкин отмечал: "Если в уголовно-процессуаль-ной науке акцент делается на определение подлежащих доказыванию юридически значимых признаков причинной связи, то криминалистика ставит своей целью исследование ситуационных признаков явлений, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии причинной связи, раскрыть процесс отражения, позволяющий проследить причинную обусловленность и зависимость результата отражения — "отпечатка" исследуемого явления от отражаемого объекта — преступления, со всеми его внутренними и 1 Кузнецов И. В. Категория причинности и ее познавательное значение // Теория познания и современная наука. М., 1967. С. 3. 2 См.: Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика (общетеоретические проблемы). М., 1973. С. 103—109. внешними связями, имеющими значение для процесса доказывания"1. Механизм преступления, познаваемый методами диагноза по его отображению, в том числе через механизм сле-дообразования, и содержательная сторона процесса установления механизма преступления являются объектом криминалистической теории причинности. Исследование причинной связи следов преступления и его механизма является частным случаем реализации криминалистической теории причинности, представляющей собой разработку положений общей теории причинности в криминалистической диагностике применительно к весьма специфическим объектам исследования.
С позиций причинности установление события преступления по его следам (диагностика ситуации) основывается в целом (как процесс познания причинно-следственных связей) на следующих положениях теории причинности: — наличие пространственной или временной связи причинности, ее неразрывный характер, определяемый цепочкой больших и малых событий, находящихся между собой в причинно-следственном соотношении; — направленность причинной связи от причины к следствию, перенос структуры причины в структуру образуемого данной причиной следствия; — необратимость причинно-следственной связи во времени в частном конкретном случае исследования2. Именно этими постулатами необходимо пользоваться при диагностике конкретной ситуации события преступления в целом, познаваемого через механизм следообразо-вания. Необходимость в познании механизма преступления возникает на разных этапах расследования и может осуществляться как следственным, так и экспертным путем. Более того, проводя осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела, т. е. до начала расследования, следователь уже пытается познать происшедшее событие по его материально-фиксированным отображениям, стремясь понять причину изменений, происшедших в данном месте и в данной материальной обстановке. О том, что подобное познание осуществляется по законам диагностики, может свидетельствовать следующее высказывание Р. С. Белкина: "Суждение о механизме престу- ' Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. Т. II. С. 326. 2 См.: Его же. Криминалистика (проблемы, тенденции, перспективы). М., 1987. С. 234. пленил по материально-фиксированным отражениям на месте происшествия предполагает вслед за изучением этих следов их гипотетическое объяснение. Такое объяснение причин возникновения следов и есть версия о механизме преступления"1. Налицо все элементы криминалистического диагностирования: выявление признаков диагностируемого события (изучение следов — отдельных, групп однородных следов, совокупности различных групп следов); построение гипотезы (следственной версии) как предположения о происшедшем событии; проверка версии, пока она не превратится в достоверное знание. Целям проверки такой версии, т. е. установлению причинной связи по делу, может служить, по мнению Р. С. Белкина, любой логический прием мышления, любое процессуальное действие, а не какая-то особая группа приемов или действий2. Для установления причинной связи в доказывании (а проверка следствий версии по сути своей является актом ее доказывания) 3. М. Соколовский предлагал использовать такие логические методы, как метод сходства, метод различия, метод остатков и метод сопутствующих изменений3. Метод сходства заключается в том, что если два или более случаев исследуемого явления имеют общим только одно обстоятельство, то в этом одном обстоятельстве и заключена причина данного явления. Суть метода различия выражают следующим образом: если в одном случае явление наступает, а в другом случае не наступает и оба эти случая имеют общими все обстоятельства кроме одного, которое фигурирует только в первом случае, то именно это обстоятельство (как единственное различие в рассматриваемых случаях) есть причина изучаемого явления.
Метод остатков трактуют следующим образом: если вычесть из данного явления ту часть его, о которой известно, что она является следствием определенных предшествующих обстоятельств, тогда остающаяся часть (остаток) явления будет следствием остальных предшествующих обстоятельств. Метод сопутствующих изменений заключается в сле-дующем: всякое явление, которое каким-либо образом ви- 1 Белкин Р. С. Криминалистика (проблемы, тенденции, перспективы). М., 1987. С. 234. 2 Там же. С. 236. 3 См.: Соколовский 3. М. Проблема использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний при установлении причинной связи явлений (криминалистическое и процессуальное исследование) // Автореф. дисс. д. ю. н. Харьков, 1968. С. 7. доизменяется всякий раз, когда видоизменяется другое явление, составляет причину или следствие этого явления или связано с ним какой-либо общей причиной1. Чтобы использовать данные логические приемы, необходимо сопоставлять в каждом конкретном случае два и более явления. Такой возможностью ни следователь, ни судья, ни эксперт не обладает. Поэтому говорить о возможности применения в диагностировании механизма преступления приведенных выше методов можно с известной долей условности. Они, несомненно, применяются, как, впрочем, и иные логические приемы, но применяются как бы в несколько отраженном виде. Используются скорее не сами методы, а результаты их предшествующего применения, в виде наборов достоверно установленных фактов по уже раскрытым делам такой же категории, совершаемых аналогичным образом в сходных ситуациях. Немалое значение в наборе таких достоверно-установленных фактов играет экспертиза, в том числе криминалистическая, представляющая богатый набор данных, получаемых в результате исследования на основе специальных познаний различного рода отображений, возникающих по ходу совершения преступления. Это и отображение внешних свойств и признаков предметов, людей, транспортных средств; это и отображение внутренних свойств и структуры объектов; это и отображение функционально-динамических комплексов навыков. Из всех этих и подобных элементов складывается мозаика отображений, несущих все виды криминалистически значимой информации, используемой при диагностировании события.
Как уже отмечалось выше, суждение о механизме преступления предполагает первоначальное изучение механизма образования отдельных следов и их комплексов и следующее за этим построение гипотезы. На данной стадии диагностического исследования в процессе построения гипотезы моделируется представление о механизме преступления. Проверка гипотезы с целью достоверного установления механизма преступления требует того, чтобы гипотетические представления о причинах, вызвавших изменения в обстановке места происшествия, предположения о структуре и содержании связи между отражаемым и результатом отражения были доказаны. Вычленение следов как носителей информации о механизме преступления должно осуществляться путем последовательного решения ряда задач: гСм.: Козаков Я. иГЛогический словарь. М, 1971. С. 362,445, 491, 508. — объяснение фактов, обладающих признаками преступления (перенесенческая гипотеза); — установление происхождения фактов и связи между фактами в их временной последовательности (гипотезы причинная и обратная); — поиск и исследование следов преступления и других материальных носителей информации (гипотеза обратная, с элементами дедукции)1. В процессе криминалистического диагностирования ситуации анализ причинной связи необходим на всех трех этапах решения подзадач, особенно на последнем, связанном с анализом механизма следообразования, а через него — механизма преступления. По сути дела здесь осуществляется установление возможности и обстоятельств происхождения определенных действий, что требует анализа двух форм связи: причинной (генетической) и функциональной, производной от первой. Первая, выражая связь между причиной и следствием, условием и обусловленным, позволяет устанавливать зависимость сущности явления и имеющихся результатов. Вторая, функциональная — связь между взаимозависимыми процессами — позволяет делать вывод о времени происшествия, расстоянии, скоростях, силе воздействия, то есть давать характеристику действию, имевшему место в прошлом, определять взаиморасположение объектов в конкретный отрезок времени и т. д. Функциональная связь, как производная от генетической, ценна тем, что позволяет в данной стадии диагностирования раскрывать пространственные, временные, энергетические и иные формы связи. Гипотеза (следственная версия), отражающая представление о механизме преступления, должна отражать обе формы связи: и причинную связь, и функциональную. Познание с помощью анализа связей сущности категорий, касающихся условий совершения действия, не допускает искусственного расчленения единого процесса познания, заставляя изучать все стадии имевшего место действия, его причины и условия. Вопрос об условиях требует особого внимания: причина не может существовать без условий, в которых она реализуется. Условия играют при этом достаточно важную роль, обеспечивая стабильность получения результата, вызванного определенной причиной. Недаром в философии, желая подчеркнуть тесную связь причи-
1 См., например: Лузгин И. М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981. ны и условий ее действия, иногда прибегают к образному выражению, именуя причину "активными условиями", а условия — "пассивной причиной". Знание закономерностей образования следов различных видов и использование этих знаний при криминалистическом диагностировании позволяют устанавливать как причину их возникновения, так и условия образования. В конечном счете доказывательственное значение любых следов (отражений) определяется формой и мерой их связи с расследуемым событием. "Связь изменений с событием, которое ими устанавливается, и называется доказательственной информацией"1. В задачу криминалистической диагностики, в особенности при диагностировании ситуаций, входит необходимым элементом установление всех форм связи, начиная с генетической и кончая корреляционными. Установление при диагностировании генетической связи позволяет, с учетом ситуационности и повторяющихся событий, на базе перенесенческой гипотезы, установить закономерность возникновения следов, характеризующих данную ситуацию. При этом содержание и форма явления познаются через связь внутреннего и внешнего. Однозначные и сложные многозначные связи способствуют пониманию комплексного характера явления, восприятию его как определенной структуры. Выявление типичного позволяет выбрать в качестве аналога имеющиеся типовые модели, а наличие отклонений от типичного позволяет вновь вернуться к частной конкретной ситуации. Здесь в методику должны быть заложены этапы выявления связей случайного и закономерного. И, наконец, оперируя прямыми и косвенными связями, необходимо при диагностировании элементов механизма преступления раскрыть непосредственную или опосредованную зависимость между всеми промежуточными звеньями диагностируемого события. Корреляционные связи, или связи сосуществования, по их значению в процессе диагностирования ценны тем, что с их помощью устанавливаются пространственно-временные отношения. Будучи применены для оценки доказательственного значения отображений, они позволяют определять связь этих отображений с событием преступления по месту и времени. Выявление указанных связей в процессе криминалистической диагностики определяет, по сути дела, ее возможности в познании механизма преступления. 1 Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика (общетеоретические проблемы). М., 1973. С. 176—177. Особенно четко это просматривается при диагностировании события на основе комплексного изучения всей вещной обстановки места преступления. Методика диагностирования механизма совершенного преступления по исследуемой материальной обстановке должна быть таковой, чтобы на основе изучения элементов этой обстановки и связей между ними в конечном счете было воспроизведено во временной последовательности все событие в целом, во всем многообразии фактов, составляющих его. Такая методика должна основываться на структурном подходе к изучаемому явлению. Методикой как программой исследования должна быть предусмотрена последовательность изучения: от более простых элементов к более сложным, от изучения самих элементов к изучению связей между ними, от изучения более простых, очевидных связей к более сложным, неявным, многоступенчатым. Для следов эта схема может выглядеть так: изучение отдельных следов-+связей между отдельными следами-» групп однородных следов~>структур следов-ютдельных обстоятельств следообразвания-*механизма преступления в целом. Подобный системно-структурный подход нашел отражение в трактовке такого понятия, как ситуалогические (ситуационные) исследования места происшествия. Иногда даже говорят о ситуалогической экспертизе места происшествия как о чем-то самостоятельном1. Связи между элементами обстановки места происшествия в структурном плане являются статическими, т. е. такими, какими они представляются в момент осмотра. Однако анализ этой обстановки осуществляется главным образом для распознавания, определения динамики события, динамики связей, их анализа в ретроспективном плане. Это обстоятельство требует не только структурного, но и системного подхода, обеспечивающего анализ обстановки места происшествия, ее отдельных элементов и связей между ними в движении, в динамике. Методика такого диагностического исследования призвана обеспечить решение задач по расшифровке механизма преступления, познанию того, какие действия и в какой последовательности совершались, с помощью каких средств, и даже, когда представляется возможным, установить, для достижения каких целей. В диагностическом плане имеются все основания утверждать, что экспертным путем, равно как и следствен- 1 См.: Грановский Г. Л. Ситуалогическое исследование места происшествия // Труды ВНИИСЭ. Вып. 49. М., 1989. ным, могут быть установлены: способы приготовления к совершению преступления, его совершения и сокрытия; время и место его совершения; некоторые физические и психические свойства личности преступника; механизм взаимодействия преступника и потерпевшего; транспортные средства; орудия взлома преград; обстоятельства, характеризующие этапы события; свойства предметов, в том числе исчезнувших с места происшествия; причины изменений, происшедших в обстановке. Для этого диагностируемую ситуацию делят на конечную, сложившуюся после события преступления; начальную, существовавшую до этого события, и промежуточные, формировавшиеся (складывавшиеся) на различных этапах события. Эти промежуточные ситуации должны облекаться в форму таких гипотез, проверка которых позволяла бы прийти к одному из трех вариантов решения: а) ситуация должна была иметь место; б) ситуации не должна и не могла иметь место; в) ситуация могла иметь место. Г. Л. Грановским была предложена следующая блок-схема ситуационного анализа места происшествия: Предварительный общий анализ ситуации
Локализация вещной обстановки места происшествия Исследование подструктуры Исследование структуры в целом _____________^_____________ Сопоставление полученных результатов Формулирование выводов | i__________________i Схема 14. Общий алгоритм ситуалогического исследования илопт^а ттг\гчт>тттта/^г1*1эт*ст места происшествия В приведенной блок-схеме экспертного и следственного диагностического исследования отчетливо просматривается сочетание дедуктивного и индуктивного методов. Диагностика предусматривает сначала движение от общего к частному в познании обстановки места происшествия, с тем чтобы после раздельного анализа каждого из этих частных методами индуктивного обобщения вновь подняться до уровня анализа общего. Но уже более конкретного анализа этого общего, анализа, основанного на правдоподобных и истинных суждениях о каждом из элементов общей структуры. Приведенная блок-схема, хотя и конструировалась применительно к экспертному исследованию, может быть в полной мере использована и следователем. Все зависит с сущ-ностно-содержательных позиций от того, насколько он профессионально опытен и подготовлен для такого рода анализа. Диагностировать механизм совершения преступления ему приходится всегда, как на первоначальном этапе при осмотре места происшествия, так ив последующем, по мере сбора и накопления иной информации о том, какова была обстановка этого места до совершения преступления. На этом этапе его выводы о наличии причинной связи могут существенно подкрепляться собранными данными. Если представить себе весь механизм совершения преступления как систему действий, определяемых единой цепью причинных звеньев, то в рамках каждого из этих звеньев задача установления причинной связи может иметь различный вид. Р. С. Белкин и А. И. Винберг предложили систематизировать возможные варианты применительно к семи группам подзадач1. Подзадача первой группы касается установления причинной связи между двумя явлениями, каждое из которых имело или имеет место. Например, было зафиксировано нарушение технологического режима на производстве, через некоторое время после которого произошел взрыв газгольдера. Установить, является ли нарушение технологического режима причиной взрыва ("Имеется ли причинная связь между А и Б?"). Применительно ко второй группе подзадача касается установления неизвестной причины известного последствия (явления), то есть: "Какова причина наступления явления Б?" Например, что явилось причиной отказа тормозной См.: Белкин Р. С., Винберг А. И. Указ, работа. С. 117. системы ТС? Резиновый шланг контура тормозной системы был перерезан или перетерся в процессе эксплуатации? Третья группа подзадач касается вариантов, когда нам известно действие, расцениваемое как причина, и требуется установить, какие последствия эта причина могла вызвать. Например: "К каким последствиям могла привести поломка, имевшая место на данном транспортном средстве?" Иными словами: "Каковы последствия явления А?" Данная категория подзадач имеет место в основном при решении вопроса о квалификации преступного действия или бездействия. Четвертая группа подзадач формулируется в общем виде следующим образом: "Обладает ли причина А, или следствие Б, или причинная связь между ними (А и Б) определенными названными (проверяемыми) признаками?" При этом в решаемую подзадачу входит установление того, была ли причинная связь случайной или закономерной, прямой, непосредственной и т. п., было ли последствие неизбежным, были условия достаточными для наступления результата. Пример: при учете неисправности данного охотничьего ружья мог ли произойти из него выстрел без нажатия на спусковой крючок при падении ружья на деревянный пол с высоты 150—160 см? К пятой группе относятся подзадачи, связанные с установлением очередности событий: "Какое из явлений, А или Б, произошло раньше?" Пример: выезд автомобиля "Жигули" на тротуар вправо по ходу его движения произошел из-за резкого падения давления в шине правого переднего колеса или повреждение боковой поверхности шины и падение давления возникли в результате выезда на тротуар и удара о бетонный столб с последующей деформацией бампера, острый край которого касается боковой поверхности шины? Постановка и решение подобных подзадач помогают следователю и суду использовать получаемые данные при установлении причинной связи как отдельных фактов, так и всего механизма совершения преступления в целом. Шестую группу подзадач авторы формулируют так: "Имелась ли возможность предотвратить последствия?" В результате удается установить причинную связь между бездействием или несвоевременным действием субъекта и наступившими последствиями. Пример: каким образом можно было предотвратить наступившие последствия после того, как было обнаружено и зафиксировано в журнале безопасности проведения работ отступление от Инструкции..? И, наконец, к седьмой группе относятся подзадачи типа: "Была ли у субъекта возможность предвидеть данные последствия?" Например: мог ли и должен ли водитель ТС предвидеть возможность наступления аварийных последствий, обнаружив срабатывание тормозной системы только со второго нажатия на тормозную педаль? Как должен был поступить водитель, обнаружив подобную неисправность? К приведенным двум последним группам близко примыкает еще одна, находящаяся в несколько особом положении. Речь идет об установлении факта нарушения правил, носящих технический характер или полутехнический-полуправовой (например, правил ПДД — правил дорожного движения), В методике, сложившейся в практике расследования преступлений, по которым необходимо установить, имел ли место факт нарушения правил, сама подзадача не формулируется в такой форме. На разрешение сведущего лица (чаще всего это осуществляется в форме экспертизы) ставится вопрос о том, как должен был действовать субъект в соответствии с правилами (инструкциями, положениями и т. п.) в данной производственной ситуации (в данной дорожной обстановке). Эксперт, отвечая на подобный вопрос, анализирует эту обстановку (по представленным данным) и создает некую оптимальную модель действий субъекта с указанием для каждого из действий (или их отсутствия) соответствующих пунктов правил. Сопоставление этой модели с реальным событием и действиями в рамках этого события субъекта позволяет следователю, суду установить, какие отступления от существующих правил имели место. После этого обычно решается вопрос о том, находились ли все эти отступления в причинной связи с наступившими последствиями. Подобный подход освобождает эксперта от необходимости решения им несвойственных ему задач о нарушениях правил как одной из составных частей установления вины обвиняемого. Приведенные выше группы подзадач, решение которых способствует установлению отдельных звеньев общей причинной связи, в основном составляют предмет экспертной диагностики. Однако данное обстоятельство не исключает в полной мере возможности и следственного диагностирования в тех пределах, которые обеспечивают следователю его профессиональные знания. В любом случае экспертное решение, касающееся частностей, оценивается и используется следователем и судом как при построении версии о причинной связи, так и при ее проверке. Здесь важно подчеркнуть, что установление причинной связи может осуществляться как экспертом, так и самим следователем (судом), а правовая оценка ее — только следователем и судом. Применительно к возможностям диагностического установления причинных связей может быть рассмотрено и такое процессуальное действие, как следственный эксперимент. Дело в том, что некоторые виды следственного эксперимента могут быть использованы для опытной проверки наличия причинной связи между отдельными (далеко не всеми) обстоятельствами дела. Подчеркивая данную возможность, авторы коллективной работы "Криминалистика социалистических стран" отмечают: "Эксперимент обеспечивает более строгое исследование реальных взаимосвязей между причиной и следствием"1. Однако подобная направленность следственного эксперимента — это лишь одна из задач его осуществления. Возможности следственного и экспертного экспериментов значительно шире и многогранней. Говоря о видах экспериментов, в криминалистике перечисляют до семи различных категорий2: а) Эксперименты, осуществляемые с целью получения материально-фиксированных отображений объекта и для изучения механизма их возникновения (например, экспериментальное воспроизведение следов транспортного средства с целью установления совершенных им маневров). Этот вид эксперимента может быть как следственным, так и экспертным. б) Эксперимент с целью получения экспериментальных следов, экспериментальных проб, экспериментальных образцов. Осуществляться он может так же, как и предыдущий, и следователем, и экспертом, однако даже при производстве его следователем присутствие эксперта или специалиста крайне желательно. Дело в том, что получение экспериментальных следов, а тем более проб и образцов, требует не только четкого представления цели этих действий, но и специфической для каждого варианта технологии такого получения. Например: получение образцов почерка под диктовку, обеспечивающую такой темп письма, который бы исключал возможность искажения пишущим признаков своего почерка. Или: экспериментальный отстрел пуль из оружия (что, естественно, может технически сделать и сам следователь), но с воссозданием таких условий, кото- 1 Криминалистика социалистических стран. С. 263. 2 Там же. С. 273. рые определяются экспертом на основе изучения исследуемой пули и входного отверстия (ствол чистый, сухой; ствол чистый, смазанный; ствол начищенный и т. п.). Еще более сложным будет, например, отбор образцов почвы на локальном проверяемом участке открытой местности и т. д. Эксперименты групп "а" и "б" фиксируются в зависимости от того, кто их проводит, либо в протоколе следственного действия (ст. 183, 186 УПК РСФСР), либо в заключении эксперта, в его исследовательской части (ст. 191 УПК РСФСР). в) Эксперименты для установления возможности (или невозможности) восприятия какого-либо явления (возможности видеть, возможности слышать — чаще всего проверяются именно эти обстоятельства). г) Эксперименты для установления возможности (или невозможности) выполнения определенных действий (в данных условиях; за определенное время; определенным способом). д) Эксперименты для установления наличия или отсутствия у лица профессиональных или других специальных навыков и способностей. (Например, может ли данное лицо самостоятельно с использованием названных им средств изготовить клише для печатания фальшивых денежных знаков.) е) Эксперименты для установления возможности (или невозможности) определенного криминалистически существенного события. (Например, возможна ли идентификация канала ствола пистолета после производства из него 50— 70—100 выстрелов.) ж) Эксперименты для установления механизма расследуемого события, отдельных его элементов, условий, механизма следоообразования. Эксперименты групп "в", "г", д" осуществляются следователем, в необходимых случаях с участием сведущих лиц (специалиста, эксперта); группы "е", "ж" могут быть проведены как следователем, так и экспертом. Подробный перечень экспериментов, осуществляемых в криминалистике, позволяет не только получить представление об их возможностях, но и отметить общность задач эксперимента и диагностирования. Ранее, в приведенных алгоритмах и блок-схемах решения экспертных задач, эксперименты фигурировали в качестве элементов (этапов) экспертного диагностирования, позволяющих проверить какие-то промежуточные звенья диагностируемого явления (события, объекта). В данном разделе работы мы попытаемся показать диагностическую сущность следственного эксперимента в целом, в его изолированном виде и по отношению к его месту в общем процессе диагностирования ситуации. Начать, по-видимому, целесообразно с трактовки эксперимента в науке. "Под экспериментом, — отмечает О. М. Сичивица, — понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется течение естественных процессов. Эксперимент представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания"1. Эксперименты подразделяют на исследовательские, проверочные и иллюстративные. Область применения первых — сфера научных исследований, цель — открытие новых свойств, закономерностей. Вторые, проверочные, служат целям проверки тех или иных предположений или теоретических построений. Иллюстративные используются для демонстрации в учебном процессе. Из приведенных характеристик видно, что эксперименты, осуществляемые в криминалистике, относятся по своей природе к проверочным. Эксперимент может осуществляться как с материальными объектами, так и с их идеальными копиями. Для криминалистической диагностики важны обе формы осуществления эксперимента. Мысленный эксперимент давно уже стал неотъемлемым методом всякой криминалистической деятельности. Без него невозможно было бы познать прошедшее событие, что является основной задачей любого расследования. Как один из инструментов проверки диагностических гипотез мысленный эксперимент был рассмотрен ранее. Поэтому в данном разделе работы основное внимание будет уделено экспериментам с материальными объектами. Последние делятся на натурные, когда при эксперименте используют подлинные объекты, и на модельные, если вместо самих объектов берутся их модели (копии, сходные объекты). Натурные эксперименты в криминалистике более присущи экспертизе, когда эксперт обязан, например, использовать проверяемый пистолет для отстрела гильз или тот самый топор, который был изъят у подозреваемого, для по- 1 Сичивица О. М. Методы и формы научного познания. М., 1972. С. 21. лучения экспериментальных следов. Модельные эксперименты чаще облекаются в форму следственных. С гносеологической точки зрения эксперимент с диагностикой роднит то, что он также является способом познания. Так же как и диагностика, эксперимент предполагает не только наблюдение, но и измерение, сравнение, описание, моделирование. Общим является и то, что эксперимент, но сути, это действие, направленное на изоляцию исследуемого явления от мешающих воздействий, что способствует чистоте эксперимента и объективному познанию устанавливаемых с его помощью фактов. Эксперимент, подобно диагностической гипотезе, опирается на прошлый опыт, используемый как для принятия решения о его проведении, так и выбора тактики его осуществления. И, наконец, эксперимент, равно как и диагностирование, способствует проверке следственных версий. Отмечая данное обстоятельство, авторы работы "Криминалистика социалистических стран" выделяют такое важное обстоятельство, как получение новой информации с помощью эксперимента: "Важной областью применения эксперимента является проверка версий. При этом эксперимент может подтвердить или опровергнуть соответствующие версии. Однако эксперименты могут не только подтверждать или опровергать предполагаемые обстоятельства дела, они могут вести к обнаружению совершенно новых результатов, о которых прежде не было никаких сведений"1.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.137 с.) |