Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение гипотез (версий) в криминалистической диагностике
Построение и проверка гипотезы, равно как и логические операции, осуществляемые при этом, являются составной частью общей и частных методик криминалистического диагностирования, в том числе экспертного. Вместе с тем исключительно важное значение гипотезы в решении диагностических задач и необходимость детального анализа всех этапов ее прохождения от вероятного знания к достоверному заставляют уделить гипотезе особое внимание, рассмотрев ее в качестве самостоятельного элемента, абстрагируясь, насколько это возможно, от изложения самой методики экспертного исследования. Роли гипотезы (версии) в экспертных исследованиях уделялось должное внимание в криминалистической литературе. При этом, как правило, не делалось принципиальных различий между гипотезами при решении идентификационных задач и задач "неидентификационных". Объяснить это можно все тем же положением неопределенности, существовавшим в период трактовки экспертиз как "неидентификационных". Вместе с тем разграничение задач на идентификационные (в том числе классификационные) и диагностические требует дифференцированного подхода к рассмотрению содержания экспертной гипотезы. При решении идентификационных задач конструирование экспертной гипотезы не представляет обычно большого труда. Пределы ее и направленность ограничены моновариантностью исследования: идентифицируемый объект принадлежит (не принадлежит) к данной группе, идентифицируемый объект отождествлен (не отождествлен). Конечно, наряду с подобной общей гипотезой могут существовать и частные, касающиеся изменения признаков в идентификационный период, искажения признаков в процессе возникновения отображения и т. п. И все же значение гипотезы при решении идентификационных задач весьма относительно и не идет ни в какое сравнение с ролью гипотезы при диагностике, где гипотеза имеет главенствующее значение. Без конструирования, проверки, уточнения и окончательного принятия гипотезы, вплоть до перехода к истинному, достоверному выводу, диагностирование в криминалистике невозможно. При этом понятие гипотезы и принципы обращения с нею остаются теми же, что в любой другой сфере знания, в том числе и в научном познании. Под гипотезой в криминалистической диагностике понимают предположение, объясняющее происхождение, существование или сущность фактов, причин изучаемого явления. При этом так же, как при любом ином объяснении фактов и наблюдений, гипотеза создается по правилу: "...то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем"1. В соответствии с этим гипотеза в криминалистической диагностике должна рассматриваться не просто как предположение, а как выражение некоторой системы знаний, отражающее связь с достоверно установленными фактами.
Допуская правомерность и необходимость гипотез (версий — следственных, оперативно-розыскных, судебных, экспертных)2 в процессе собирания, исследования и оценки доказательств, в первую очередь подчеркивают их предположительный характер и направленность к объяснению происхождения конкретных фактов или причин на основе закономерностей исследуемых явлений. С учетом этого гипотеза, используемая в процессе исследования доказательств, должна быть достаточно обоснованной, соотноситься с фактами, имеющими значение для дела, содержать объяснение, проверка которого призвана способствовать установлению истины. Формулируя общие положения построения и проверки экспертных гипотез, А. Р. Шляхов обоснованно подчеркивает: "1) по каждому искомому факту в необходимых случаях следует разрабатывать не одну, а несколько гипотез; 2) гипотезы должны строиться на основе конкретных материалов дела... и с учетом достижений науки; 3) логической основой построения гипотезы должно быть тщательное прослеживание связей объектов, их сторон, свойств, признаков, и выделение в каждой связи отношения звена из двух сополагающихся друг с другом как причина и следствие (признак-свойство, объект-отображение и т. п.)"3. 1 БСЭ. 3-е изд. Т. 6. М., 1971. С. 545. 2 В дальнейшем мы будем в равной мере пользоваться обоими равно значимыми понятиями: гипотеза и версия, учитывая, что гипотеза чаще применяется в литературе об экспертизе, а версия — это укоренившийся термин применительно к процессу расследования: следственная версия, версия суда и т. п.
3 Шляхов А. Р. Структура экспертного исследования и гносеологическая характеристика выводов эксперта-криминалиста // Труды ВНИИСЭ. М., 1971. С. 19. Необходимость создания нескольких экспертных гипотез в каждом случае диагностического исследования является непременным условием диагноза. Это целесообразно даже в тех случаях, когда основу исследования составляет выявление субстанциональных связей, т. е. при исследовании объектов или их отображений для решения вопроса о том, каково фактическое состояние объекта в настоящее время (или в момент его отображения) и в чем причина имеющихся изменений по сравнению с его первоначальным (заданным, обычным и т. п.) состоянием. Экспертные гипотезы в подобных случаях могут исходить из равновозмож-ных вариантов соответствия или несоответствия объекта первоначальному его состоянию. Например, исправности или неисправности оружия. Наличие двух противоположных гипотез на начальном этапе исследования заставляет эксперта идти по пути сравнения и противопоставления изучаемых признаков. Отвергнув на каком-то этапе гипотезу об исправном оружии, эксперт выдвигает несколько гипотез о возможных причинах неисправности (причина А, причина Б, причина В). И в этой ситуации наличие нескольких гипотез призвано обеспечить полноту и объективность исследования. Однако рассматриваемый пример принадлежит к числу не самых сложных с точки зрения конструирования гипотез. Несравнимо более сложными будут ситуации, когда эксперту предстоит выявить генетические и функциональные связи события (явления). Разрешение таких диагностических задач, как определение события по его результатам, установление динамики события, условий, в которых оно протекало, их влияние; выявление причинной связал между фактами и т. п., требует не только построения нескольких гипотез, но и конструирования их по различным индуктивным основаниям для достижения различных целей, в зависимости от степени охвата изучаемого факта (суммы фактов) и степени детализации поставленной перед экспертом задачи. Здесь очевидна аналогия со следственными версиями, когда их классифицируют как общие и частные. Экспертная гипотеза, являющаяся предположением по отношению к сумме фактов, будет представляться общей по отношению к гипотезе, касающейся отдельного факта. Но и эта частная гипотеза будет, в свою очередь, общей по отношению к более узкой гипотезе — предположению об отдельных свойствах (признаках, сторонах) события (факта). Вместе с тем стремление к разработке нескольких гипотез никоим образом не должно вести к созданию необоснованных, случайных, основанных на домыслах гипотез. На первый план всегда должны выступать исследования объектов и материалов дела, осуществляемые методично и тщательно. Как отмечалось ранее, в структуре каждой гипотезы различают элементы достоверного и предположительного знания. К первым относятся сведения о свойствах и признаках изучаемых объектов, ко вторым — предположительное суждение об изменениях, происшедших с объектами в результате преступного события, о причине таких изменений, об условиях, в которых действовала эта причина. По мере выявления связей и взаимозависимостей фактов, закономерностей, наступивших в обстановке (объекте) изменений, предположительное объяснение перерастает в достоверное.
Если на первых этапах исследования гипотеза представляется порой как мелькнувшая догадка, то это совсем не значит, что она является результатом некоего озарения эксперта. Процесс этот много сложнее, чем представляется с первого взгляда. Помимо осмысливания обстоятельств дела, он включает и осмотр объектов, и мысленный перебор аналогичных ситуаций, и интуитивные представления эксперта. Под последними понимаются такие проявления интуиции, которые соответствуют материалистической трактовке ее как неосознанного движения к истине на основе имеющихся знаний и практического опыта, когда человек предполагает конечный результат, яе прослеживая еще всех этапов движения к нему, Построение гипотезы. Процесс построения и проверки экспертной гипотезы, как всякий сложный процесс, может быть упрощен путем его расчленения. Для этого из суммы многообразных фактов, ряда свойств и признаков рекомендуется выделить два, относящихся друг к другу как причина и следствие. "Приняв одно из них за следствие, надо предположить о его непосредственной причине, а иногда и о нескольких причинах либо, рассматривая другое за причину, надо предположить его следствие (или несколько следствий). Такое выделение звеньев причинного ряда, анализ и сравнение их, затем предположительное объяснение — важное условие построения гипотезы", — отмечает А. Р. Шляхов1. К сказанному надо добавить, что подобный ход анализа при построении и проверке гипотезы осуществляется не только в отношении элементов связи "причина—следствие", Шляхов А. Р. Указ, работа. С. 21. но и применительно к группам объектов и их целостной системе. Так, диагностирование вещной обстановки места происшествия потребует вначале диагноза отдельных групп следов (причин и условий их образования), а затем, на более высоком уровне абстракции, диагностирования всей совокупности следов различных видов и групп. Решающим при построении гипотезы является знание экспертом научных положений криминалистики и криминалистической экспертизы того вида, в котором он компетентен. Отправляясь от этих научных положений, эксперт изучает объекты исследования, анализирует обстоятельства дела, использует свой личный опыт и на этой основе конструирует гипотезу. Построением и проверкой гипотезы эксперту приходится заниматься на всех этапах диагностирования. Изучение материалов дела, в том числе и затребованных дополнительно, может как указать на несостоятельность гипотезы, так и заставить усомниться в достоверности сведений, содержащихся в материалах дела. Это может происходить как в самом начале исследования, так и позднее, на последующих этапах экспертного исследования.
В тех случаях, когда полученных экспертом данных оказывается недостаточно для формулирования единственно возможного категорического вывода, гипотеза остается предположением и фигурирует в вероятном выводе эксперта. Возможны и такие ситуации, когда равновероятными окажутся два или несколько вариантов, что также произойдет ввиду неполноты или недостаточности отражаемой информации. Однако основная цель и конечный результат работы с гипотезой — это довести ее до логического завершения, превратить в достоверное суждение, т. е. определить все параметры моделируемой ситуации и на основе полученных данных прийти к выводу о том, каким образом, в каких условиях, по какой причине произошло событие (изменение объекта), в какой последовательности протекало исследуемое событие и т. п. На этой же синтезирующей стадии эксперту предстоит объяснять имеющиеся отклонения от типовой ситуации, указывать на их обусловленность конкретными фактами, т. е. трактовать предельно конкретно диагностируемую ситуацию (исследуемый объект). Построение любой гипотезы при криминалистическом диагностировании, в том числе и экспертной, предполагает логическую обработку исходных данных, в качестве которых выступают как исследуемые объекты, так и материалы дела. Анализ фактических данных осуществляется для выявления специфических признаков каждого единичного факта с целью последующего индуктивного обобщения единичных фактов в целостную систему криминальной ситуации. На этом этапе должны быть выявлены взаимосвязи между собранными фактическими данными и выдвинута гипотеза о механизме преступного события. Анализ исходного материала экспертом существенно отличается от подобного действия, проводимого следователем. Если для второго это задача прежде всего выявления и фиксации фактических данных, то для эксперта — это оценка и исследование представляемого ему материала. Следователю предстоит отобрать и зафиксировать все то, что, по его мнению, может приобрести силу доказательств. При отборе фактических данных у него есть только один ориентир — состоит ли данный факт в причинно-следственной или иной связи с совершенным преступлением. Эксперт на первом этапе избавлен от этой необходимости, он оперирует представленными ему объектами и материалами дела, поставленная перед ним задача достаточно конкретна, все это несколько облегчает прохождение первого этапа. Однако это происходит только в случаях решения диагностических задач 1-го и 2-го рода, т. е. установления состояния объектов, происшедших в них изменений и их причин независимо от того, исследует ли эксперт объект в натуре или по его отображению. В тех же случаях, когда объектом диагностирования является ситуация или вся вещная обстановка места происшествия целиком, задача эксперта так же сложна, как и у следователя в ходе осмотра. Необходимо самостоятельно определить, какие из фактических данных, относящихся к обстоятельствам места, времени, действия и т. д. должны быть выделены из общего числа, определены с учетом степени их специфичности и положены в основу диагностирования.
С логической стороны эти первоначальные действия обнаружения, выявления и отбора фактических данных имеют форму индукции через перечисление на начальной стадии индуктивного обобщения. Как и во всякой индукции, предстоит отобрать из бесчисленного множества фактов только те фактические обстоятельства, которые обладают определенными признаками (т. е. сделать выборку). Природа этих признаков, их характер, объем заложенной в них информации определяются сравнением по аналогии с типовыми ситуациями, накапливаемыми криминалистикой. Давая определение аналогии как логическому приему, П. В. Копнин отмечает: "Обнаружение сходства, определенной общности изучаемых явлений с типом связи явлений, характер которой уже установлен, дает основание предположить, что и в данном случае может действовать подобный же тип закономерной связи. Самым общим основанием для такого предположения служит закономерный характер развития материального мира, его материальное единство"1. Аналогия для диагностики ценна тем, что она применима при первичной обработке собранного фактического материала для его упорядочения, может быть, классификации по определенной совокупности признаков. В процессе изучения объекта (события) аналогия позволяет установить его связи и отношения с уже изученными объектами для более глубокого познания его сущности2. Индукция с использованием аналогии называется перенесенческой. В криминалистической диагностике могут быть использованы источники аналогии в том виде, как их трактует В. Е. Коновалова: 1) оперативные и следственные данные о сходных по методу и способу совершения раскрытых преступлениях; 2) оперативные и следственные данные об однотипных нераскрытых преступлениях, которые позволяют их классифицировать по аналогии; 3) анализ способа совершения преступления и обнаружение аналогичных преступлений (по месту их совершения, времени, применяемым орудиям преступления, приемам совершения преступления, объектам преступления и др.), так называемых серийных преступлений; 4) обобщение следственной практики по конкретной категории дел, позволяющее избрать определенное направление расследования для данного конкретного случая; 5) теоретическое познание и личный опыт следователя, которые помогают ему в выдвижении версии по сходной ситуации события, преступления, т. е. по аналогии3. Приведенные источники криминалистической аналогии равным образом справедливы для построения и следственных версий, и экспертных гипотез. В последнем случае осо- 1 Копчик П. В. Место и значение гипотезы в познании // Вопросы философии. 1954. № 4. 2 См.: Чесноков Д. Гипотеза, аналогия, типизация как средства познания общественной жизни // Вестник МГУ. Серия VIII. Философия. 1966. № 1. С. 25. 3 См.: Коновалова В. Е. О роли логики в построении следственных версий // Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. 16. Харьков, 1962. бенно важно знание способов совершения преступлений, происходящих при этом изменений (образование следов), возникающих в результате ситуаций отображения. К сказанному следует добавить еще и общетеоретический и личный опыт эксперта, используемый им при исследовании конкретных объектов. Таким образом, для следователя при отборе признаков и сравнений по аналогии ориентиром являются криминалистическая характеристика преступления, типовые ситуации преступного события конкретного вида, разработанные частные методики его расследования. Для эксперта это доскональное знание объектов исследования, их свойств и признаков, возможных изменений и их причин, данные об аналогичных диагностируемых ситуациях. Построение гипотезы, сравнение по аналогии, равно как и иные логические операции, осуществляемые при криминалистическом диагностировании, сопровождаются построением умозаключений как формы мышления, позволяющей из ранее установленного знания выводить новое знание. Умозаключения, как известно, делятся на индуктивные и дедуктивные. Индуктивные умозаключения позволяют распространять знания о части исследованных предметов на весь класс однородных предметов, т. е. в движении от частного к общему осуществляется переход от известного к неизвестному. "Индуктивное исследование, — отмечает Г. А. Подко-рытов, — предполагает ряд мыслительных операций: наблюдение над явлениями действительности, разложение предметов на составляющие их элементы, эксперимент, сравнение, классификация предметов"1. Не меньшее значение, чем индукция, имеет при криминалистическом диагнозе и дедукция, т. е. движение в познании от общего к частному. Знание типичных криминальных ситуаций позволяет направить мысль и действия на поиск еще не обнаруженных признаков (фактов), которые должны быть (или могут быть) необходимым сопровождением изучаемой ситуации. Использование перенесенческой индукции при построении гипотезы с использованием аналогии позволяет перенести сведения с подобных, аналогичных ситуаций на ту, которая является в данном случае объектом диагностирования. 1 Подкорытов Г. А. Роль индукции в познании // Вестник ЛГУ. 1956. № И. С. 67. Индуктивное обобщение при криминалистическом диагностировании по своей логической природе сходно с индукцией в любом другом исследовании. Совпадающим является сущность индуктивных умозаключений, здесь, как и в иных случаях, происходит формирование знания о множестве предметов на основе анализа (изучения) отдельных предметов, их свойств, признаков, взаимосвязи предметов, т. е. совпадает сама направленность исследования — от частного к общему. Однако было бы неверным полностью отождествлять криминалистическое диагностирование с подобными исследованиями в других сферах. Особенностью индукции при криминалистическом диагностировании является то, что в данном случае устанавливается сложное единичное (уникальное, конкретное) событие по отдельным признакам этого события и даже по отображению признаков (так называемым признакам признаков) в том виде, как их способны передать материальные носители криминалистически значимой информации. Подобное индуктивное обобщение именуется индивидуализирующей индукцией, так как оно призвано решить задачу установления конкретного, единичного (индивидуального) события, в отличие от генерализирующей индукции, когда речь идет об установлении какого-то общего правила (закона)1. Роль генерализирующей индукции в криминалистической диагностике играют типовые ситуации, из которых предстоит на начальном этапе выбрать наиболее сходную с исследуемой (устанавливаемой) и взять ее в качестве исходного данного при построении гипотезы (сравним этот момент с установлением нозологической формы заболевания на первоначальном этапе медицинской диагностики). На этом важном и ответственном этапе диагностирования анализу подвергается каждый признак, каждое фактическое обстоятельство. Предшествующее индуктивному обобщению аналитическое исследование эмпирического материала осуществляется применительно к каждому из объектов изолированно от других. Это своего рода раздельное исследование призвано обеспечить полноту исследования каждого объекта (фактических обстоятельств дела), выявление его признаков (закономерных, случайных, истинных, ложных, специфических и т. п.), на основе которых будет в последующем определяться его связь (и форма этой связи) с событием преступления. "Чтобы понять отдельные явле- См.: Старченко А. А. Гипотеза. М., 1962. С. 21—22. ния, — отмечал Ф. Энгельс, — мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно..."1. Сами связи объекта, явления, их признаков с событием преступления, как правило, многозначны и не "лежат на поверхности". Выяснение их зачастую протекает опосредованным путем. Так, обнаружив неисправность представленного на исследование замка, эксперт-трасолог должен установить причину этой неисправности. Установив, что причиной неисправности является воздействие на механизм замка постороннего предмета (отмычки, подобранного ключа и т. п.), и выявив следы этого воздействия на внутренних частях замка, эксперт устанавливает связь этих изменений с механизмом преступного события. Умозаключения, к которым прибегают на данном этапе построения диагностической гипотезы, могут быть различными в зависимости от характера объектов, исходных данных, поставленных задач. Здесь необходимо хотя бы вкратце остановиться на основных типах индуктивных рассуждений, трактуемых в логике научного познания и широко используемых при диагностике2. К числу таких типов в первую очередь должна быть отнесена индукция через простое перечисление. Этот вид индукции предполагает перенос информации, полученной в результате изучения некоторой выборки, на всю основную совокупность. Такие рассуждения используют, когда основная совокупность не допускает полного изучения. Индукция через перечисление применима в криминалистической диагностике на первом ее этапе. На этой стадии исследуемую криминальную ситуацию, выступающую в роли основной совокупности, мы можем принять за "не допускающую полного изучения". Индуктивное заключение на этой стадии диагноза сводится к выявлению и сложению признаков, способных охарактеризовать эту ситуацию. При этом обоснованность заключения будет зависеть не только от числа выявленных признаков (фактов), но и от их разнообразия. Под разнообразием в логике понимают принадлежность примеров к различным типам, видам объектов, входящих в основную совокупность. Для криминалистической диагностики это разнообразие будет определяться принадлежностью признаков к различным сторонам объекта, а 1 Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1955. С. 184. 2 См.: Костюк В. Н. Индуктивные методы и индуктивные исследования. Понятие о научной гипотезе и аналогии // Логика научного познания. М., 1987. С. 95—118. фактов — к различным сторонам, свойствам события (обстоятельства места, времени, признаки из области личностной информации). В результате разнообразная выборка признаков (фактов) характеризует объект исследования не только количественно, но и качественно. Индукция через перечисление составляет основу неполной индукции. Неполную индукцию обычно рассматривают как индуктивную реконструкцию рассуждений от частного к общему, от фактов к обобщению. Неполная индукция является основным видом индуктивных рассуждений при построении диагностических гипотез. Отличительной чертой неполной индукции является неопределенность (с точки зрения истинности) ее заключения, т. е. его проблематичность: посылки неполной индукции могут быть истинными, а заключение ложным. Происходит это потому, что заключение неполной индукции обычно оказывается шире содержания посылок. При диагнозе это неизбежная "плата" за обобщение, осуществляемое на основе собранных признаков, представляющих собой на этом этапе далеко не полную выборку. Особо важное значение при криминалистическом диагностировании имеет обратная индукция. Обратной индукцией называют способ оценки значений истинности (степени обоснованности) посылок рассуждений, исходя из допущения об истинности заключения. Применительно к диагностике это означает: приняв за истинную общую оценку ситуации (свойств, состояния объекта), сопоставить с данным знанием выделенные для изучения признаки (факты) и на этой основе определить их значение. В подобном значении обратная индукция, по сути являющая собой дедуктивную схему "от общего к частному", позволяет на первоначальном этапе сочетать ее с индукцией через перечисление. Например, отбирать признаки, которые могут быть поставлены в связь с механизмом совершенного преступления, группировать их и тут же, приняв суждение о механизме за истинное, оценивать отобранные признаки с позиций их отнесения как частного к принятому за истинное общему. С обратной индукцией сходна причинная индукция, когда необходимо обнаружить неизвестную причину по известным следствиям. Как отмечалось ранее, решение подобной задачи является принадлежностью криминалистической диагностики. Сходство этой индукции с обратной выражается в том, что в обоих случаях оценка знаний истинности производится в обратном направлении: от заключения к посылкам, от следствий к причинам. В криминалистическом диагностировании это один из наиболее применяемых видов индукции: установить причину неисправности запирающего устройства, определить причину выстрела без нажатия на спусковой крючок (скобу) оружия и т. п. Отметим также необходимость использования в криминалистической диагностике реконструктивной (системной) индукции, с помощью которой по частям (подсистемам) пытаются восстановить целое. Примером может служить ситуационный анализ места происшествия, когда первоначально группируются отдельные следы (в подсистемы), а затем на основе выявления связей между ними делается вывод о всей системе, в данном случае о характере и причине изменений обстановки в результате преступного события. И, наконец, необходимо указать еще на один вид индукции, используемой при криминалистическом диагностировании, — это элиминативная1 индукция. Элиминативная индукция позволяет исключить на основе накопления данных (признаков, фактов) все альтернативы, кроме одной, которую можно на этом основании считать достоверной. Элиминативную индукцию используют в дифференциальной диагностике, когда из нескольких возможных видов ситуаций (объектов, заболеваний) необходимо выбрать один, наиболее правдоподобный. Элиминативная индукция не исключает возможности ошибок. Неполнота знания, существовавшая в стадии исключения альтернатив, может быть в последующем компенсирована новым знанием (знанием новых признаков, фактов), и доказанная альтернатива (гипотеза) может стать отвергнутой. Значение для диагноза неполной и реконструктивной индукции ценно и тем, что обе они позволяют осуществлять сравнение по аналогии. Причем не только по аналогии свойств, но и по аналогии структурной и функциональной. В структурной аналогии исходят из известного сходства структур изучаемых объектов, в функциональной исходят из известного сходства поведения, двигаясь от него к установлению неизвестного, аналогичного функционировавшему. Примером последнего является диагностирование преступника по его "преступному почерку", т. е. способам и приемам действия. Аналогия структур используется как при экспертном криминалистическом диагностировании объектов (оружия, запирающих устройств, транспортных средств 1 Элиминация — исключение. и т. д.), так и при диагностировании криминальной ситуации в целом, рассматриваемой как некоторое системно-структурное образование. Говоря об аналогии, не следует забывать, что и сами по себе рассуждения по аналогии также относятся к индуктивным рассуждениям и, как отечалось ранее, называются перенесенческой индукцией. Считается, что две ситуации (процесса, события) аналогичны, если в области их сравнения имеется ряд существенных общих свойств и отсутствует существенное различие между ними. Заключение рассуждения в перенесенческой индукции так же, как и в любой другой неполной, является проблематичным и предполагает проверку. При криминалистическом диагностировании, в частности на стадии построения и проверки гипотез, применяются все из указанных видов индукции1 в различной последовательности и сочетаниях. На первом этапе исследование начинается с индукции через перечисление, выделяются признаки, образуются комплексы признаков, способных привести к пониманию генеральной совокупности (ситуации). Вместе с тем на первом же этапе, охватив комплекс внешне разрозненных фактов, эксперт стремится припомнить аналогичную ситуацию, известную ему из личного опыта или коллективных обобщений (методических пособий, справочных данных и т. п.). В этом случае на данной стадии его вывод (пусть даже имеющий форму мыслительной операции) приобретает вид дедуктивного умозаключения (категорического, условного или разделительного силлогизма)2, т. е. обратной индукции. В качестве больших посылок при криминалистическом диагностировании выступают типичные ситуации (для следователя, эксперта) или уже известные изменения свойств и состояния объекта (для эксперта). Эти данные накапливаются как на основе личного опыта, так и в результате имею- 1 Мы сознательно ограничили перечень излагаемых видов индукции тем, что был приведен выше, не касаясь таких ее видов, как полная конечная индукция и статистическая, к применению которых криминалистическая диагностика еще не готова должным образом. 2 Как известно, структура силлогизма состоит из большой посылки (общее правило), малой посылки (отдельный факт) и заключения (выводное суждение). Применительно к доказыванию силлогизм представляют в форме трех суждений: 1) связывающего (общее правило), 2) доказывающего (доказательство) и 3) доказываемого (тезис). (См.: Эйсман А. А, Логика доказывания. С. 22.) Смысл этого построения заключается в необходимости выделить и проследить форму связи между доказывающим и доказываемым. щихся в криминалистике обобщений (вспомним трактовку "негативных следов", инсценирования преступлений, способов совершения и сокрытия преступлений и т. п.). В'одних случаях силлогистическое умозаключение способно привести эксперта к достоверному заключению о роли факта в конструируемой гипотезе и его отношении к событию преступления. Например, наличие на месте происшествия следов крови пострадавшего и возможность судить по их форме, размерам и локализации о динамике события. В других случаях вывод из силлогизма может оказаться альтернативным, иметь вид вероятного заключения, усугубляя вероятностный характер всей гипотезы. Чередование индукции и дедукции (обратной индукции) на начальном этапе построения гипотезы далеко не обязательно. Оно характерно для таких экспертных гипотез, которые создаются при интегративной диагностике (всего механизма преступления, динамики события, при ситуационном анализе вещной обстановки места происшествия). Здесь действительно становится необходимым, восприняв всю массу объектов, явлений и их признаков, найти хотя бы в первом приближении генерализирующую индукцию (типичную ситуацию), чтобы, отправляясь от нее, вновь вернуться к исследуемому, частному случаю. Разумеется, такой же путь в подобных условиях проделывает логическое рассуждение следователя. В простейших случаях изолированного экспертного исследования объектов достаточно поэтапного изучения и комплексирования признаков (индукция через перечисление), чтобы воспользоваться формой индуктивного умозаключения. Например, установление факта изменения номерного знака. Прибегая к аналогии в процессе индуктивных и дедуктивных умозаключений, т. е. уподобляя одно единичное явление другому, необходимо постоянно помнить о том, что подобное умозаключение дает лишь вероятное знание о предмете познания. Однако данное обстоятельство не должно умалять ценности подобного вывода. Вероятностный характер гипотезы допускает возможность включения в ее основу выводов по аналогии. Основное значение гипотезы на данном этапе — задать правильное направление для дальнейшего диагностирования, для обнаружения и умножения специфических (существенных) признаков, необходимых для диагноза конкретной ситуации (объекта). Таким образом, индукция на данном этапе конструирования версии позволяет решать в основном вопрос об от-носимости тех или иных фактических обстоятельств или признаков к будущему процессу диагностирования. Это еще не та индукция, которая будет направлена на выяснение взаимосвязи и взаимозависимости фактов (признаков). Дедуктивное умозаключение также играет на этой стадии вспомогательную роль, позволяя воспользоваться одним из возможных ориентиров, который в данный момент кажется наиболее сходным с диагностируемой ситуацией. При этом взаимопереход от индукции к дедукции и обратно носит характер достаточно быстрой мыслительной операции, не сопровождающейся глубоким анализом (исследованием) признаков. Первоначальное индуктивное обобщение (в любом варианте: И->И->Д или И->Д-»И) способно дать лишь приблизительное, вероятное знание о диагностируемом событии (явлении) и о тех признаках, которые предстоит отбирать. Проблематичность делаемого вывода объясняется тем, что в начале диагностирования очень трудно определить строгую систематичность отбора признаков. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, даже приблизительная, первоначальная гипотеза, основанная на рассматриваемых индуктивных умозаключениях, это уже качественно новая ступень в познании. Если каждый из фактов сам по себе способен привести к маловероятному заключению, то сумма таких фактов способна увеличить степень вероятности знания. Поэтому уже первоначальная гипотеза это переход от незнания к знанию, это уже некоторое знание. Вместе с тем, поскольку первоначальное индуктивное заключение не сопровождалось подлинно глубоким анализом форм связей между изучаемыми фактами (или признаками явления, объекта), то и выводы, положенные в основу гипотезы, будут лишь суммой вероятностей, слагая которые эксперт получит только большую степень вероятности, но отнюдь не достоверное знание. Об этом приходится постоянно помнить, даже если в основу гипотезы положены и некоторые достоверно установленные факты, позволяющие сделать уже на этом этапе достоверные частные умозаключения (выводы). Достоверным знанием гипотеза должна стать на заключительном этапе диагностирования. На начальной же стадии ее назначение — выдвижение обоснованного предположения о свойствах и состоянии объектов, о происшедших с ними изменениях, о причине этих изменений и о связи этой причины с преступным событием.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.063 с.) |