Теория возбуждения (Л. Нойндерфер) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория возбуждения (Л. Нойндерфер)



 

Близкой к теории управления настроением является "теория возбуждения". Ее основоположник немецкий социолог Л. Нойндерфер (L. Neundörfer) еще в середине прошлого века сделал вывод о том, что люди не выносят бездеятельности и стремятся быть все время занятыми. И когда люди чрезмерно устали от работы и не могут больше заниматься продуктивной деятельностью, они обращаются к СМИ, потребление которых также представляет собой деятельность и может их занять, однако не требует таких серьезных усилий, как работа. Вторым выводом исследователя было то, что люди хотят находиться на определенном психофизиологическом уровне возбуждения, который они переживают как приятный. Оптимальным является некоторый средний, промежуточный уровень либо диапазон, а повышение либо понижение возбуждения с выходом за пределы этого диапазона воспринимается как дискомфорт. И обращение к СМИ преследует прежде всего цель поддержать возбуждение на желаемом уровне.

В дальнейшем психологами было доказано, что недостаток возбуждения при определенных условиях является не просто дискомфортным, а опасным для здоровья. Так у людей, помещенных в свето- и звуконепроницаемую камеру, очень скоро развивался панический страх, и появлялись галлюцинации. То есть обращение к СМИ для людей, чья эмоциональная жизнь крайне бедна, носит среди прочего и терапевтический характер. Что же касается характеристик отдельных материалов СМИ, определяющих их способность выступать в роли эмоциональных раздражителей, то было выявлено, что она зависит от запутанности, интриги в сообщении, его необычности, конфликтности, возможности шокировать, от многозначности и неопределенности. Эти составляющие сообщений СМИ вызывают у аудитории сходные реакции и провоцируют возбуждение. К примеру, чем более шокирующей является новость, чем менее ясно ее значение, и чем сильнее она противоречит тому, что помнят люди по сходным поводам, тем больше эта новость повышает уровень возбуждения аудитории. Если же говорить о получении удовольствия при потреблении материалов СМИ, то здесь наибольшим потенциалом обладают сообщения со средним уровнем раздражения. То, что находится ниже – недостаточно ново и запутано и не шокирует, а потому воспринимается как скучное. А то, что выше среднего, вызывает чрезмерное возбуждение, которое вместо удовольствия создает дискомфорт.

Медиапсихологи Н. Гребен (N.Gröben) и П. Фордерер (P.Vorderer) связали способность материалов СМИ провоцировать возбуждение с порождаемой этими материалами "неуверенностью". Чем запутаннее предмет отображения, тем выше неуверенность представителей аудитории, и тем, в свою очередь, сильнее возбуждение, интерес и любопытство по отношению к материалам СМИ, которые (материалы СМИ) выступают как "стремление к разрешению" этой неуверенности. Устранение же неуверенности переживается как удовольствие. Таким образом обращение аудитории к СМИ объясняется как стремление включиться в процесс получения удовольствия.

Материалы СМИ способны дать аудитории и понимание чего-то сложного, а это воспринимается как радость. При этом содержание конкретного сообщения, которое способно доставить такого рода радость, является сугубо индивидуальным и зависит от уровня образования реципиента, его духовных способностей, жизненного опыта и даже времени суток, в которые происходит контакт с сообщением СМИ. Отмечено и влияние конкретных жизненных ситуаций, в которых находятся разные представители аудитории. Так, бывшие участники локальных войн с большой вероятностью до конца жизни будут эмоционально реагировать на сообщения из данного региона, иммигранты будут особенно интересоваться новостями со своей прежней родины, а материалы на медицинские темы начнут вызывать совершенно другую реакцию после того, как сам человек или кто-то из его близких людей окажется неизлечимо болен. И, наоборот, едва ли у пенсионеров спровоцируют возбуждение материалы о возможностях сделать карьеру в новых отраслях экономики, так как к ним лично это неприложимо. Обратное может произойти только в том случае, если это касается их близкого человека.

Данный подход способствовал развитию так называемого "редакционного управления эмоциями". В соответствии с ним выбор журналистами тем для публикаций и подача материалов производятся в соответствии с желаемой эмоциональной реакцией читателей, а прочие критерии сообщения отходят на второй план. Причем такие принципы предлагаются не только бульварным изданиям, напрямую обращающимся к инстинктам, но и в определенной степени для всех типов СМИ. В то же время теория возбуждения предполагает изначально нейтральное и не отягощенное проблемами сознание человека, которому не хватает только определенного "эмоционального массажа". В действительности же люди в каждый момент времени оказываются вовлечены сразу в несколько жизненных контекстов, каждый из которых предопределяет избирательное отношение к получаемой из СМИ информации. Следовательно, связать обращение СМИ с поиском возбуждения в чистом виде во многих случаях нельзя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.110 (0.004 с.)