Контекстуальные теории поведения людей по отношению к сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контекстуальные теории поведения людей по отношению к сми



Название теории Основоположники С чем связано обращение к СМИ
Теория социализации Э. Ноэль-Нойман, Р. Шульц, Г. Рагер – определяется опытом, полученным в детстве и юности. Дети наследуют привычки родителей
Медиабиографическая теория Д. Бааке, У. Зандер, Р. Фольбрехт – влияют обстоятельства, при которых произошло знакомство с соответствующим видом СМИ, а также отдельные случаи взаимодействия со СМИ в детстве
Структурно-аналитическая теория восприятия М. Чарлтон, К. Нойман-Браун – определяется как индивидуальным восприятием СМИ в детстве, так и социальным окружением, в котором находился ребенок
Теория практического смысла Р. Вайс – зависит от социального положения человека и от проблем, с которыми он сталкивается в данный момент жизни
Теория культурных влияний Р. Вильямс – является составной частью культуры как общей организации жизни
Модифицированная теория стиля жизни К.Е. Розенгрен – определяется характеристиками структуры общества, положением человека в обществе и личностными характеристиками

Как видим, в зарубежной медиасоциологии разработано множество теоретических подходов, призванных объяснить поведение людей по отношению к СМИ. Каждый из этих подходов хорошо работает в одних ситуациях и не работает в других. Выбор того или иного подхода для объяснения конкретных явлений чаще всего зависит от индивидуальных предпочтений исследователя. На практике же при прогнозировании интереса к СМИ медиапрофессионалам рекомендуется учитывать максимально широкий спектр подходов, например, стремиться удовлетворить как можно больше связанных со СМИ потребностей и при этом не противоречить культурным установкам целевой аудитории.

При всем разнообразии подходов можно сделать общий вывод: действительно, поведение людей в сфере массовой информации определяет множество факторов. Какой из них "сработает" в каждой конкретной ситуации – предугадать невозможно. Реально говорить лишь о закономерностях, тенденциях. Обращаясь ко множеству рассеянных в пространстве, отдаленных от журналистов анонимных читателей, нужно учитывать весь круг таких факторов [46]. При этом важно проверить валидность (пригодность) разных подходов на практике и в ходе проведения эмпирических исследований.

 

 

Теория медиа зависимости

Теория зависимости от медиасистемы,(англ. Media-System Dependency) впервые была введена М. Л. де Флер и С. Болл-Рокешо, она описывает отношения между информационной системой и системой социальной (инфосферой и обществом).

Она определяет зависимость между медиа и человеком как «отношения, в которых потенциал людей для достижения своих целей зависит от информационных ресурсов системы средств массовой информации». Эти информационные ресурсы могут быть классифицированы как возможность создавать и собирать, обрабатывать и распространять информацию. По Бараному и Дэвису (2009), «Теория зависимости медиасистем предполагает, что чем больше человек зависит от наличия того, чтобы его или её потребности были удовлетворены путём использования медиа, тем более важное значение будет иметь роль, которую играют СМИ в жизни человека, и, следовательно, все большее влияние те медиа будут иметь на человека» (стр. 273). Поскольку мир становится более сложным, люди обращаются к медиа, чтобы понять, что происходит. Чем больше человек полагается на медиа для получения информации, тем больше человек находится под их влиянием.

Модель предполагает, что в современном социуме зависимость индивида от СМИ непрерывно растет, её уровень связан со стабильностью или не стабильностью в обществе. Реализация модели медиазависимости предусматривает осуществление влияния на индивида по двум направлениям: когнитивному и аффективному.

Эффект «подкожной иглы» или «волшебной палочки», который был впервые описан в 1920-х годах, предполагал, что СМИ имеют глубокое, непосредственное психологическое воздействие на свою аудиторию. Это означает, что коммуникатор, в этом случае СМИ, имеет значительный контроль над получателем сообщения. Эта идея больше не рассматривается социальными учеными как корректная. Тем не менее, общественность в целом по-прежнему рассматривает СМИ как имеющие значительное влияние на общественное мнение и поведение.

Ранние исследования описанной зависимости от медиасистемы в отношении получающих информацию (потребителей информации) предусматривают следующие качества последних:

·Понимание социального мира (то есть текущих событий).

·Соответствие социальным нормам (например, участие в трендах, восприятие поп-культуры).

·Необходимость в воображаемом бегстве (англ. fantasy-escape) от социальной реальности (например, посредством развлечений).

Зависимость увеличивается пропорционально увеличению потребностей индивидуума. Например, во время масштабных социальных кризисов, таких, как война, потребность воображаемого бегства резко возрастает, что увеличивает зависимость от медиасистемы как источника развлечений.

Более поздние исследования показывают, что зависимость от медиасистемы включает в себя больше, чем просто удовлетворение потребностей аудитории. М. Де Флер и Болл-Рокешо предполагают, что в действительности есть три фактора, которые влияют на зависимость:

·Потребность в информации

·Индивидуальные качества личности

·Этапы развития (возраст)

 

Эти факторы вызывают осуществление медиа «избирательного влияния» на любого конкретного члена аудитории. Например, песня может быть не существенной для маленького ребенка, но воплощением популярности для студента-подростка и одновременно социально неприемлемой для родителей, бабушек и дедушек.

В современном обществе зависимость от медиасистемы используется преимущественно политической и экономической системами. Болл-Рокешо (1985) предполагает, что существует даже взаимозависимость между ними, которая проявляется в их помощи друг другу для достижения основных целей. Цели каждой системы создаёт симметрическую, взаимную необходимость или непредсказуемость при взаимодействии друг с другом. Эти системы в настолько значительной мере полагаются друг на друга, что усилия той или иной системы по созданию асимметрии имеют, как правило, круговой характер. Этой непредсказуемости нет в семье, системе образования, религиозной системе, вот почему другие системы не рассматриваются в качестве систем центральных зависимостей.

 

 

Социально-когнитивные теории медиа-воздействия:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.007 с.)