Теории размещения хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории размещения хозяйственной деятельности



2.1. Теория размещения сельскохозяйственного производства. Становление теории размещения принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й.Тюнена "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии", посвященной выявлению закономерностей размещения сельского хозяйства.

Теория предполагает наличие экономически изолированного от основного мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки.

В рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства - это система концентрических кругов - поясов разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность) - тем ближе к городу должно размещаться данное производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

2.2 Теория размещения промышленности. Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В. Лаундхарт и А.Вебер.

В. Лаундхарт разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия (размещение производства на основе изолированного предприятия). Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при размещении промышленности место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у Й.Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера. Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О размещении промышленности: «чистая теория» штандорта" (1909 г.). Принципиальное отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера, проявляется в минимизации общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек.

В конечном итоге анализируется влияние на размещение трех факторов - транспорт, рабочая сила, агломерация. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт. Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.

Рабочая ориентация. Рабочий пункт определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-за переноса мелкого производства.

2.3. Теория размещения населенных пунктов (теория центральных мест). Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения населенных пунктов. Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Центральными местами В.Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Зоны обслуживания и сбыта имеют тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

2.4. Общая теория размещения. Общая теория размещения получила развитие в XX веке. Ее автором ста польский экономист А.Леш, взгляды которого изложены в работе "Пространственная организация хозяйства", вышедшей в 1940 г.

Наиболее важным вкладом А. Леша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по А. Лешу характеризуется следующими условиями:

· местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей;

· фирмы размещаются так, что территория используется полностью;

· существует равенство цен и издержек;

· все рыночные зоны имеют минимальный размер (в виде шестиугольников).

Особенностью мышления А. Леша является высокая степень абстрагирования и теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Например, К. Маркс объяснял происхождение территориального разделения труда региональными различиями условий производства: климат, почвы, природные ресурсы и т.д. Методология Леша принципиально иная.

Вопрос ставится так: какие условия необходимы и достаточны для возникновения территориального разделения труда? Предполагается, что территория абсолютно однородна и изначально пуста. Учитываются только два фактора: эффект концентрации производства и транспортные издержки. Для каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И уже в силу этих обстоятельств возникают разные концентрации разных производств по территории, т.е. территориальное разделение труда.

Таким образом, А. Леш смог убедительно показать, что общая теория размещения не может быть выведена эмпирическим и абстрактным путем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.008 с.)