Отсталые (слаборазвитые) регионы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсталые (слаборазвитые) регионы



Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

o Состояние длительного застоя

o Низкая интенсивность хозяйственной деятельности

o Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики

o Слабый научно-технический потенциал

o Низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:

o Большинство республик Северного Кавказа

o Республики и автономные округа юга Сибири

o Республика Марий Эл

o Республика Калмыкия.

 

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 21).

Таблица 1

Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами

Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%
  Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%
Дагестан    
Ингушетия    
Калмыкия    
Северная Осетия    
Тыва    
Адыгея    
Кабардино-Балкария    

 

Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:

o Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями

o Курортно-рекреационный комплекс

o Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря

o Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья

o Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

o Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности

o Улучшение транспортной доступности

o Развитие курортно-рекреационных зон

o Развитие собственной энергетики

o Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.


Депрессивные регионы

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

o Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала

o Значительная доля промышленности в структуре экономики

o Относительно высокий уровень квалификации кадров.

 

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

o Снижение конкурентоспособности основной продукции

o Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса

o Истощение минерально-сырьевой базы

o Структурные сдвиги в экономике страны.

 

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

 

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

 

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого освоения регионы, которые относятся к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

o Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;

o Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия);

o Необходимость переселения избыточного населения.

Приграничные регионы

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Распад Советского Союза привел к существенному изменению государственных границ, а, следовательно, и к изменению перечня приграничных регионов. В советский период к категории приграничных относилось 22 субъекта федерации, в настоящее время к ним добавилось 26 субъектов Федерации. Например, Калининградская, Ленинградская области и республика Алтай имеют как старые, так и новые границы.

Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

- к макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51 субъект федерации.

- к мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

- к микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.

Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу европейского Союза (INTERREG).

Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии.

Белорусское приграничье хотя и является "спокойным" в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.

На украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе украины.

Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

Казахстанское приграничье демонстрирует возможности рационального и прагматичного сотрудничества. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, Россия и Казахстан входят в таможенный союз. Развивается производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.

Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье ( Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе. Наиболее неоднозначным представляется расширение сотрудничества с Китаем, бросающим геополитический и геоэкономический вызов России.

 

Регионы Севера

Зона севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север - это:

o 72% всей нефти и газового конденсата

o 93% природного газа

o 37% деловой древесины

o почти 100% алмазов

o основная часть цветных, редких металлов и золота

o около 60%о т объема российского экспорта.

В геополитическом аспекте Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.

Северные регионы существенно дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов РФ по большинству социально-экономических показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям с низким уровнем хозяйственного освоения.

Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию этой территории. В соответствии с первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.

В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями природно-климатических условий. Такими особенностями являются:

o Неблагоприятный климат

o Вечная мерзлота

o Удаленность от экономических и культурных центров.

 

Вышеназванные факторы существенно ухудшают условия хозяйственной деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и строительства, высокую стоимость жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически оправданным. Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.

Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.

Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

· реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;

· расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;

· регулирование состава населения и рынков труда;

· реформирование существующей системы северных гарантий;

· создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;

· совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.


Тема 5. Региональная политика: содержание, специфика, этапы становления в России и за рубежом.

1. Региональная политика: цели, задачи и содержание.

2. Региональная политика развитых рыночных стран.

3. Региональная политика в современной России.

4. Пути совершенствования и стратегические направления государственной региональной политики в России.

1. Региональная политика: цели, задачи и содержание

В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.

Региональная политика государства – комплекс мероприятий по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием регионов страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и наднациональный контекст.

Основные задачи РП:

- обеспечение достойного уровня жизни в каждом регионе России;

- выравнивание уровня экономического развития между регионами.

 

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества жизни местного населения и состояние окружающей среды.

3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

4. Бюджетно-налоговая политика включает реализацию механизма формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их распределение между отраслями, и проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении льгот.

5. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций и методы распределения капиталовложений.

6. Научно-техническая и инновационная политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, внедрение инновационных методов управления, региональные перемещения научных кадров и т.д.

К направлениям РП следует также отнести региональные аспекты ценовой, структурной, аграрной политики и др. мероприятия государственной власти.

Однако, своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий).

Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

Направления РП охватывают следующий круг проблем:

- интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;

- смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;

- смягчение противоречий между городом и селом;

- более полное освоение природных ресурсов;

- рациональное размещение новых промышленных объектов.

 

Классификация региональной политики может проводиться по разнообразным критериям, в зависимости от целей анализа. В обобщенном виде классификация региональной политики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация региональной политики

Критерии Виды региональной политики
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона · экономическая; · социальная; · ……
2. Цель применения · выравнивание уровней социально-экономического развития регионов · оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.
3.Механизм реализации · автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями); · проблемная (распределение по специальным программам); · целевая (распределение по конкретным регионам).
4. Форма реализации · финансовая (трансферты, льготы, штрафы); · административная (разрешения, запреты, лицензирование); · инфраструктурная и т.д.
5. Адресаты · предприятия; · граждане; · отрасли; · территориальные органы власти

 

Вместе с тем, в силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных знаний, и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею понятийный аппарат и методология, сегодня находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методы исследований, в том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.048 с.)