Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Поиск

 

Систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока:

1) кредитная политика, позволяющая максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж;

2) комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т.к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.

Вместе с тем, для каждого предприятия важно:

‑ не допускать необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов;

‑ избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска;

‑ вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты;

‑ своевременно, совместно с юридическими службами предприятия, принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.

В то же время, представляется необходимым четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами.

Также необходимо отметить, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия, возникновение которых обусловлено несовпадением даты появления обязательств с датой платежа по ним.

От правильного учета и контроля кредиторской и дебиторской задолженностью зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению. Это еще раз подтверждает высокую значимость своевременного и качественного управления задолженностью предприятия.

 

Контроль над задолженностью

 

Основные функциональные направления деятельности при осуществлении контроля над задолженностью нацелены, прежде всего, на укрепление финансового состояния предприятия.

Указанные направления условно можно разделить на две категории: общие и частные. К общим направлениям относятся:

‑ организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору;

‑ систематическое проведение финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности, целью которого является проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

‑ определение внутренних и внешних причин, оказавших влияние на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов [4, с. 27].

 

Решаемые задачи

 

Задачами частного направления являются:

‑ снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

‑ уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к иммобилизации денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;

‑ своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;

‑ разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью такой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли [3, с. 28]. При предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности. В дальнейшем следует четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;

‑ выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;

‑ проведение совместной работы бухгалтерских подразделений, осуществляющих контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.01 с.)