ТОП 10:

Виды и учетная классификация государственной помощи



Государственная помощь предоставляется сельскохозяйственным и другим организациям агропромышленного комплекса в форме:

1) Денежных средств, которые, в зависимости из характера их предоставления, делятся на:

а) денежные средства, носящие безвозвратный и безвозмездный характер:

– субсидии, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

– субвенции, предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов (далее «субвенции» и «субсидии» именуются как «бюджетные средства») (ст.6 Бюджетного кодекса РФ);

б) денежные средства, предоставляемые на возмездной и возвратной основе - бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

2) Ресурсов, отличных от денежных средств: земельных участков, природных ресурсов и другого имущества;

3) Прочей государственной помощи.

В зависимости от целей финансирования и направлений использования следует выделять:

– государственную помощь, связанную с финансированием капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и др.), кроме биологических активов;

– государственную помощь, связанную с финансированием текущих расходов (на приобретение материально-производственных запасов (кроме оборотных биологических активов) и др. расходы аналогичного характера);

– государственную помощь, связанную с финансированием внеоборотных биологических активов (покупка и иные способы получения (приобретения));

– государственную помощь, связанную с финансированием оборотных биологических активов (покупка и иные способы получения (приобретения));

– государственную помощь, связанную с объемами производства сельскохозяйственной продукции;

– государственную помощь, связанную с покрытием убытков (от стихийных бедствий и др. аналогичных явлений), понесенных в предыдущие годы (отчетные периоды);

– государственную помощь, связанную с оказанием немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией;

– государственную помощь, связанную c ограничением сельскохозяйственного производства;

– государственную помощь, связанную с предоставлением услуг сельскому хозяйству (научные исследования, подготовка кадров, консультирование, инспектирование, маркетинговые услуги и т.д.).

Государственную помощь, связанную с финансированием капитальных вложений - приобретение (покупка, строительство и др.) внеоборотных активов, которую, в свою очередь, следует подразделять на помощь, связанную с приобретением внеоборотных активов, подлежащих амортизации и не подлежащих амортизации.

Источниками финансирования государственной помощи являются: федеральный бюджет; региональный бюджет (бюджет субъекта); местный бюджет;прочие источники.

Государственная помощь в форме бюджетных средств, согласно требованиям ВТО по сокращению объемов внутренней поддержки отечественных сельхозпроизводителей,по признаку влияния на производство и торговлю, делится на четыре группы:

1) меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажение и принимаемые без ограничений - «зеленая корзина», в которую включаются следующие виды государственной помощи: проведение научных исследований в области сельского хозяйства; контроль за вредителями и болезнями; услуги по подготовке кадров; инспекционные услуги; маркетинговые услуги; услуги по содействию продвижения сельскохозяйственной продукции на мировые рынки; инфраструктурные услуги, включая энергоснабжение, транспортные сети, водоснабжение; создание государственных резервов продовольствия; финансовое участие государства в страховании и поддержании уровня доходов; платежи в случае стихийных бедствий; платежи по программам охраны окружающей среды; платежи по программам оказания помощи регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; содействие структурной перестройке в области сельского хозяйства и др.;

2) меры, направленные на ограничение перепроизводства и принимаемые без ограничений - «голубая корзина»,в которую включаются прямые выплаты по программам прекращения или ограничения сельскохозяйственного производства;

3) меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и торговлю и подлежащие ограничению - «желтая корзина», в которую включаются все виды государственной помощи, не указанные в первых двух группах: компенсация затрат на приобретение оборотных и внеоборотных активов; выплаты, связанные с объемами производства сельскохозяйственной продукции; льготное кредитование и др.;

4) обязательства по экспортным субсидиям, к которым относятся обязательства по сокращению бюджетных расходов на экспортные субсидии
и по количественному сокращению объемов экспорта: прямые субсидии на экспорт; продажа или передача для экспорта продукта по цене ниже сопоставимой цены на аналогичный продукт на внутреннем рынке; субсидии для снижения издержек обращения при экспорте; субсидирование продуктов в зависимости от их включения в экспортную продукцию и др.

Уровень государственной помощи, относящейся к желтой корзине, устанавливается органами власти Российской Федерации, доводится до органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций агропромышленного комплекса.

К государственным субсидиям следует относить биологические активы, измеряемые:

по фактической стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения (п. 37 и п. 38 МСФО (IAS) 41) (этот вид государственной помощи регулируетсяМСФО (IAS) 20));

по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу (п. 34 и п. 35 МСФО (IAS) 41) (этот вид государственной помощи регулируется МСФО (IAS) 41).

При определении фактической стоимости, накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения организация должна руководствоваться МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IAS) 39 «Обесценение активов».

Государственная помощь (в виде бюджетных средств и ресурсов, отличных от них), связанная с финансированием биологических активовклассифицируется, в зависимости от наличия обязательств по выполнению определенных условий хозяйствования, на условную (предоставляется на определенных условиях) и безусловную (не обременена никакими условиями) (п. 34, п. 35 МСФО (IAS) 41).

Рассмотренные выше формы, цели, направления использования, степеньвлияния на производствои источники финансирования государственной помощи выступают основными признаками ее учетной классификации.

Данная классификациялежит в основе отражения информации в бухгалтерском учете и отчетности,определяя особенности признания и порядок отражения государственной помощи на счетах бухгалтерского учета.

В качестве государственной помощи и не рассматриваются:

косвенные экономические выгоды, предоставляемые посредством влияния государства на общие условия функционирования организаций: создание инфраструктуры в развивающихся регионах; установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке (аграрном и др.), осуществляющих монополистическую деятельность и т.п.;

экономические выгоды, связанные с государственным регулированием цен и тарифов;

экономические выгоды, связанные с применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочка или рассрочка по уплате налогов и сборов, инвестиционные налоговые кредиты и др.);

экономические выгоды, связанные с участием государства в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;

экономические выгоды, получаемые организацией от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг по договорам с государством, которое выступает, одновременно, заказчиком (покупателем) и источником финансирования (в этом случае получаемые от государства средства являются выручкой организации);

экономические выгоды, получаемые по договорам, предусматривающим безусловную обязанность организации возвратить полученные средства (учет получения средств, в рамках таких договоров, регламентируется МСФО IAS 39 и ПБУ 15/01). В случае, если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученного бюджетного кредита, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном для государственной помощи;

иные выгоды, которые не могут быть обоснованно оценены - бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций и предоставление гарантий и т.п., но только в том случае, если выгоды незначительны и не влияют на показатели отчетности. Если объем и значимость выгоды высоки, то необходимо раскрыть информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи в отчетности, чтобы не вводить в заблуждение пользователей.

В бухгалтерском учете необходимо обеспечить формирование строго организованной системной информации о государственной помощи всех видов и направлений использования, предоставленной в разных формах, отражающей разную степень влияния на производство и его искажение.

Глава 3. Общая характеристика организации бухгалтерского учета государственной помощи организациям АПК (на примере Волгоградской области)







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.005 с.)