ТОП 10:

В функционировании сельскохозяйственных организаций



Развитие рыночных отношений связано с формированием мировой торговли, с помощью которой государства решали проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи превратились в сложную совокупность экономических отношений, для регулирования которой создаются международные организации. Следует отметить, что происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. Так, начиная со второй половины XX века, мировые отношения характеризуются все более возрастающей интернационализацией экономических связей и выходом производительных сил за пределы национальных границ государств [89, с. 497].

В XX веке закономерности международной специализации исследовались в трудах Э. Хекшера, Б. Олина, Дж. Кейнса, Р. Харрода, В. Леонтьева, П. Самуэльсона и др. В их исследованиях выявлены закономерности не только межотраслевой, но и внутриотраслевой, межрегиональной специализации, причины специализации стран на материало-, капитало-, трудо- и наукоемких товарах [89, с. 521].

Суть теорий международного разделения труда заключается в сосредоточении основного производства, продукции, товаров, работ, услуг в тех государствах, в которых оно наименее затратное и ее экспорт в другие, в которых оно отсутствует или требует значительных расходов. Для определения процесса, берущего свое начало в необходимости международного разделения труда и влекущего за собой усиление взаимозависимости национальных экономик государств мира в экономической литературе применяются термины «интеграция» и «глобализация».

В переводе глобализация трактуется как нечто всемирное, поскольку считается, что данный термин произошел от латинского словосочетания «globus terrae» - земной шар, охватывающий весь земной шар, всеобщий.

Авторы дают разные определения термину «глобализации».

Так Фархутдинов И.З. говорит, что «глобализация - это интенсивный процесс интернационализации политических, социально- экономических и культурных отношений различных стран мира [83].

Михневич С. под глобализацией подразумевает «развитие экономической и политической взаимозависимости стран и регионов мира до такого уровня, на котором становится возможным и необходимым постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов управления [21].

В целом, справедливо утверждать, что глобализация является основной тенденцией современного развития государств на мировом пространстве: политическом, экономическом, социально-культурном, с целью получения определённых выгод от сотрудничества с другими странами.

Кроме того, глобализация сопровождается таким процессом как интеграция (от лат. integrum — целое, лат. integratio — восстановление, объединение). Что означает объединение разрозненных частей в единое целое, взаимопроникновение. Термин интеграция впервые стал использоваться с середины XX века для характеристики процесса объединения европейских государств.

По мнению Усенко Е.Т., данный термин употребляется в отношении любых процессов объединения усилий суверенных государств, направленных на образование более целостного и масштабного экономического пространства [81].

Следует отметить, что в настоящее время международная экономическая интеграция осуществляется в двух основных направлениях: на глобальном уровне - в рамках ВТО, ОЭСР и региональном уровне – в рамках региональных интеграционных объединений (например, ЕС, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана) [14].

Как в первом, так и во втором случае государства-участники интеграционных процессов преследуют следующие наиболее важные цели:

1) обеспечение международного мира и безопасности посредством проведения согласованной внешнеэкономической политики;

2) повышение своего благосостояния путем осуществления более свободной внешнеэкономической деятельности, путем расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности [14].

Учитывая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

1. Понятие глобализация шире понятия интеграции, так как охватывает страны всего земного шара, понятие интеграция связано с региональными объединениями;

2. Интеграционные процессы стали развиваться наряду с процессом глобализации в виду того, что региональные организации могут оказать большее влияние на международные отношения. Так, например, объединяя опыт нескольких государств, региональные организации быстрее придут к консенсусу и усилится их роль при дальнейшей интеграции, т.е. при вступлении в другие международные организации;

3. В связи с различным уровнем развития государств мира (как экономического, так и политического и культурного) интеграционные процессы происходят быстрее, чем глобализация. Так, например, многие государства сначала входят в состав региональных образований, а в дальнейшем принимают нормы международных организаций. В качестве примера может служить Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

В настоящее время интеграционным процессам присущи следующие характеристики: режим наибольшего благоприятствования, справедливая конкуренция, либерализация торговли, предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима, которые, в свою очередь, являются основными принципами ВТО.

Рассмотрим основные принципы и функции ВТО, а также отношение

стран-членов ВТО к государственному регулированию сельского хозяйства

(табл. 4).

Считается, что участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг; транспарентность экономической политики торговых партнеров; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 156 государства, в т.ч. и Россия.

Для того чтобы присоединиться к ВТО, России приняла нормы и правила международной торговли, разработанные странами-участницами ВТО. Кроме того, Россия обеспечила доступ на свои рынки товарам и услугам других стран-участниц, а они, в свою очередь, - обеспечить доступ российских товаров и услуг на свои рынки.

Таблица 4

Принципы и функции ВТО

Основополагающие принципы ВТО
Режим наибольшего благоприятствования   Страны-участницы обязаны предоставлять для товаров и услуг других стран-участниц режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для товаров из какой-либо страны-участницы
Национальный режим   Режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынке должен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении отечественных товаров (в частности, в области налогообложения)
Справедливая конкуренция   Разрешение применять санкции против субсидируемого или демпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественных производителей; поэтапный отказ от мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю
Либерализация торговли Регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений, последовательное сокращение уровня таможенных пошлин с целью развития международной торговли благодаря специализации на производстве конкурентоспособности продукции
Транспарентность (прозрачность) торгового режима Мониторинг торговой политики и обязательность нотификации (уведомления) о вводимых торговых мерах
Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран Более мягкие обязательства по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период их реализации (в частности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства и субсидированию экспорта)
Основные функции
Обеспечивает разработку и реализацию системы многосторонних торговых соглашений и соглашений с ограниченным кругом участников
Устанавливает правила и процедуры и действует в качестве форума для разрешения международных споров
Осуществляет мониторинг национальной торговой политики стран-участниц
Сотрудничает с международными организациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики

 

Присоединение России к ВТО определяется стратегическим курсом современной внешнеэкономической политики России, который направлен на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю, что нашло отражение в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) [63].

В соответствии с этим актом, Россия должна укрепить свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей. Для достижения этих целей предусматривается реализация приоритетных направлений, одним из которых является улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства.

Другим, примером развития интеграционных процессов является создание в 1947 году Организации европейского экономического сотрудничества, которая в 1961 году переименована в ОЭСР.

Основным направлениям деятельности ОЭСР в области сельского хозяйства является сокращение субсидирования отраслей АПК путем разработки системы доходо-восполняющих выплат фермерам, не зависящих от уровня производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, международными организациями (ВТО, ОЭСР) и их членами сельское хозяйство воспринимается как один из наиболее чувствительных секторов экономики. Основным вопросом является определение объема государственной помощи, предоставляемой сельскому хозяйству. В настоящее время существуют различные методики, наиболее крупные из них методики ВТО и ОЭСР. Их принципиальное различие заключается в целях расчета. Для ОЭСР является важным определить уровень поддержки, а для ВТО - допустимый размер поддержки в рамках «желтой корзины», на который могут рассчитывать страны, вступившие в данную организацию.

Следует отметить, что подход ВТО обеспечивает определенную гибкость в регулировании сельскохозяйственного производства, так как позволяет устанавливать различные уровни сокращения для конкретных секторов и, соответственно, сохранять адекватную поддержку для наиболее

чувствительных видов продукции. Основные показатели поддержки перечислены в Соглашении по сельскому хозяйству [76].

Одним из основных видов поддержки является государственная помощь, предоставляемая в форме субсидий. В основных документах ВТО, как Соглашение по государственным субсидиям и компенсационным мерам и Соглашение по сельскому хозяйству, приведено определение субсидий и их виды:

запрещенные, меры красной корзины (прямые субсидии, выплаты премии при экспорте и др.);

субсидии, дающие основания для принятия мер, меры желтой корзины (субсидии на покрытие эксплуатационных убытков, прямое списание задолженности государству и субсидий на погашение долга, др.);

субсидии, не дающие основания для принятия мер, меры зеленой корзины (помощь на исследовательскую деятельность, осуществляемую фирмами, ВУЗами и научными организациями на контрактной основе, помощь неблагополучным регионам, которая предоставляется в общих рамках регионального развития и др.).

Основные принципы предоставления государственной помощи сельскому хозяйству в странах-членах ВТО предусмотрены в отдельном соглашении по сельскому хозяйству (табл. 5).

В Соглашении по государственным субсидиям и компенсационным мерам дается определение субсидии, а также их классификация по признаку влияния на производство, в зависимости от которого помощь может быть запрещена или разрешена полностью или разрешена, но с определенными ограничениями.

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству предусматривает принятие обязательств по трем основным направлениям:

1.Внутренняя государственная поддержка, которая должна отвечать требованию: не оказывать, или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство, т.е. соответствовать критериям: данная поддержка предоставляется на основе финансируемой из государственного бюджета; правительственной программы (включая невостребованные правительством доходы), а не за счет перечисления средств от потребителей; данная поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей.

Таблица 5

Основные положения Соглашения ВТО по сельскому хозяйству

Соглашение по сельскому хозяйству
Цель Установление справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства
Объект поддержки Какой-либо конкретный сельскохозяйственный продукт; сельскохозяйственный производитель в целом
Требования к поддержке Не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство
Виды поддержки 1. Внутренняя поддержка критерии отнесения государственных расходов к внутренней поддержке поддержка предоставляется в соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства Обязательства по ограничению субсидирования
средства предоставляются из бюджета страны
не используются средства потребителей
поддержка не приводит к поддержанию цен производителей
2. Экспортные субсидии предоставление правительствами или их учреждениями прямых субсидий на экспорт,
продажа или передача для экспорта по цене ниже сопоставимой цены, устанавливаемой на аналогичный продукт для покупателей на внутреннем рынке;
выплаты при экспорте сельскохозяйственного продукта, которые финансируются правительством за счет государственных и иных средств (например, за счет выручки от сборов на соответствующий сельскохозяйственный продукт);
предоставление субсидий для снижения издержек обращения при экспорте;
тарифы на внутренние перевозки и фрахт при поставках на экспорт на условиях более благоприятных, чем при перевозках грузов, не являющихся экспортными;
субсидирование продуктов в зависимости от их включения в экспортную продукцию;
3. Доступ на рынок количественные ограничения импорта; Связывание и снижение тарифных ставок  
скользящие импортные сборы;
минимальные импортные цены;
выборочное лицензирование импорта;
нетарифные меры, применяемые через государственные торговые предприятия;
добровольные ограничения экспорта;
пограничные меры, отличные от таможенных пошлин.

 

2.Экспортное субсидирование является мерой в наибольшей степени искажения торговли. Необходимость в экспортных субсидиях возникает исключительно из-за несовершенства аграрной политики, стимулирующей перепроизводство неконкурентоспособной продукции. Указанные субсидии представляют собой неоптимальное расходование ресурсов и, следовательно, сдерживают развитие конкурентоспособного производства не только АПК, но и замедляют экономический рост национальной экономики в целом.

3. Доступ на рынок путем установления максимально допустимых ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию. После присоединения к ВТО первоначально установленный тариф должен сокращаться в течение определенного периода до согласованного уровня. Для защиты наиболее чувствительных секторов предусмотрена возможность введения тарифных квот и специальных защитных мер.

Классификация мер внутренней поддержки включает следующие виды услуг, предоставление которых разрешено странам-членам ВТО при условии наличия их в правительственных программах:

1. Услуги общего характера, связанные с развитием сельского1хозяйства в целом для выполнения его функции многофункциональности;

2. Создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, т.е. расходы, связанные с обеспечением продовольственной безопасности.

3. Внутренняя продовольственная помощь, т.е. расходы на предоставление внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения.

4. Прямые выплаты производителям, заключающиеся в: несвязанной поддержке доходов; финансовом участии правительства в программах страхования и обеспечения доходов; выплатах (осуществляемых либо напрямую, либо путем финансового участия правительства в программах страхования урожая) в порядке помощи при стихийных бедствиях; содействии структурным изменениям посредством программ, побуждающих

производителей прекратить свою деятельность и использование определенных ресурсов, а также стимулировать приток инвестиций; предоставлении платежей по программам охраны окружающей среды и выплат по программам региональной помощи.

Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает преимущественно использование таких мер поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции, которые в меньшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю (табл.6).

Таблица 6

Классификация мер внутренней поддержки

Показатели Источник финансирования Направления государственных расходов Освобождение от обязательств
Степень искажающего воздействия на торговлю и производство Меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажение (меры зеленой корзины) Государственный бюджет Услуги общего сервиса, создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, внутренняя продовольственная помощь, прямые выплаты производителям. Освобождаются. Государство вправе финансировать вышеупомянутые программы в любом необходимом объеме, исходя из возможностей бюджета
Меры, направленные на ограничение перепроизводства (меры голубой корзины) Государственный бюджет Расходы должны выделяться на фиксированные сельскохозяйственные площади или фиксированное поголовье животных и птицы.
Меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и производство (меры желтой корзины) Государственный бюджет и средства потребителей Дотации на продукцию животноводства и растениеводства; компенсации (дотации) затрат на приобретение оборотных и внеоборотных активов: племенное животноводство; элитное семеноводство; комбикорма; минеральных удобрений и средств химической защиты растений, энергоресурсы и т.д.; ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию; предоставление производителю товаров (услуг) по ценам ниже рыночных; закупка у производителя товаров (услуг) по ценам выше рыночных; льготное кредитование, списание и пролонгация долгов; льготы на транспортировку сельскохозяйственной продукции Подлежат сокращению бюджетного финансирования

Принцип справедливой конкуренции в Соглашении по сельскому хозяйству наиболее последовательно реализован в отношении бюджетного финансирования. Все меры внутренней поддержки классифицируются1 на основе главного критерия: оказывают ли они искажающее воздействие на торговлю и производство.

Говоря об интеграции, следует отметить, что в 2010 году был создан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Им было принято Соглашение от 09.12.2010 «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства»[77], по аналогии с Соглашением-ВТО по сельскому хозяйству.

В данном соглашении меры государственной поддержки сельского хозяйства также квалифицированы по степени искажающего воздействия на торговлю. Однако порядок расчета объемов государственной поддержка сельского хозяйства приспособлен к условиям функционирования экономик России, Белоруссии и Казахстана, учитывает практически все виды государственной помощи и определяет критерии ее расчета.

Общий уровень государственной поддержки сельского хозяйства включает в себя средства, непосредственно направленные сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также полученные гражданами, например, на улучшение жилищных условий, средства, перечисленные из бюджета сторонним организациям для развития сельской инфраструктуры, например, для строительства газо- и водоснабжения и т.д.

Таким образом, интеграция России в международные организации обусловлено процессами глобализации мировой экономики, что требует выполнение определенных условий. При вступлении в такие организации РФ придется придерживаться их основных принципов как либерализация торговли, и, как следствие, потребуется сократить уровень государственной, выделяемой помощи сельскохозяйственным организациям, которая искажает производство, предоставляя преимущества одних хозяйствующих субъектов перед другими.

В Российской Федерации наибольшую часть государственной поддержки получают сельскохозяйственные организации. Поэтому порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности этих бюджетных средств имеет значение для интеграции российской экономики в международные отношения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.012 с.)