ТОП 10:

Регламентация, учетная политика, синтетический и аналитический учет



Разработанные методические рекомендации конкретизируют основные положения нормативных актов, применительно к учету и отражению в отчетности информации о получении и использовании государственной помощи сельскохозяйственным и другим организациям агропромышленного комплекса Волгоградской области, являющимся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по законодательству Российской Федерации, с учетом требований ВТО и МСФО.

Бухгалтерский учет государственной помощи регулируется действующей законодательной и нормативной базой (с последующими изменениями и дополнениями), включая ее федеральный, региональный и отраслевой уровни (табл.12).

Таблица 12

Основные законодательные и нормативные документы

№п./п. Наименование законодательных и нормативных документов
Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.1998г. №145-ФЗ
Закон Волгоградской области от 27.12.12 г. №181-ОД «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
МСФО (IAS) 2 «Запасы»
  МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
МСФО (IAS) 13 «Оценка справедливой стоимости»
МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных, субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»
МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»
МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»
Налоговый кодекс РФ [части первая и вторая] от 5 августа 2000 г. № 117 - ФЗ
Продолжение таблицы 12
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 106н

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н
Положение по бухгалтерскому учету«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/10,утвержденное Приказом Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. № 167н
Положение по бухгалтерскому учету«Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н
Положение по бухгалтерскому учету«Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/08, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 107 н
Постановление Правительства Волгоградской области от 27.12.2012г. № 538-п «Об утверждении долгосрочной областной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы»
Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 1174 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства»
Постановление Правительства РФ от 14.07.2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья» и продовольствия на 2013 -2020 годы»
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1042 «Порядок распределения и предоставления субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»
Постановление Правительства РФот 26.12.2011г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
Приказ Минфина РФ от 25. 11. 2011 г. № 160-н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ»
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказ Минсельхоза РФ от 12.03.2003г. №385 «Об утверждении Методических рекомендаций поприменению журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в агропромышленных организациях»
Приказ Минсельхоза РФ от 13.06.2001г. №654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению»
Приказ Минсельхоза РФ от 29.01.2002г. №68 «Об утверждении Методических рекомендаций по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций»
Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н «Об утверждении Положения по
Окончание таблицы 12
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. №107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)»
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
Проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении форм отчетности за I квартал 2013 года» (опубликован 20 марта 2013 г.)
Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (Agreement on Agriculture) от 15.04.1994
Соглашение от 09.12.2010 «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012г. № 216- ФЗ
Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» от 7 марта 2011г. № 23-ФЗ
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ

В методических рекомендациях используются следующие термины в указанных значениях:

Государственная помощь - выраженные в денежной оценке воздействия государства на деятельность сельскохозяйственных и других организаций агропромышленного комплекса, обеспечивающие получение экономической выгоды, путем непосредственного предоставления активов (денежных средств и иного имущества), либо отказа от взимания с организаций причитающихся государству доходов. Под государством подразумеваются не только собственно государство, но и государственные органы и аналогичные организации, в том числе национальные или международные, действующие от имени государства, подконтрольные государству и имеющие социально-значимые цели, сходные с целями государства (негосударственные и внебюджетные фонды и др.);

Субсидия – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с деятельностью этого юридического лица;

Субвенция – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с деятельностью этого юридического лица;

Бюджетный кредит – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу в форме финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;

Условно-безвозвратные займы — займы, в отношении которых государство (кредитор) принимает на себя обязательство отказаться от истребования предоставленных юридическим лицам сумм при выполнении определенных задаваемых условий;

Сельскохозяйственный товаропроизводитель – организация (или индивидуальный предприниматель), осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, в соответствии с перечнем Правительства РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе организации от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;

Биологический актив – живущее животное или растение (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, деревья, кустарники, растения и др.);

Справедливая стоимость — сумма, которую можно выручить от продажи актива или за которую можно передать обязательство в обычной сделке между участниками рынка на дату оценки;

Расходы на продажу – дополнительные затраты, напрямую относимые на продажу актива, кроме затрат на финансирование и налогов на прибыль.

Цель бухгалтерского учета государственной помощи, заключающаяся в формировании в бухгалтерской (финансовой) отчетности полной, достоверной и сопоставимой информации о ней, конкретизируется в основных задачах:

своевременное, непрерывное и сплошное документирование всех хозяйственных операций по получению и использованию государственной помощи;

достоверное отражение в учете признания, получения и возврата государственной помощи;

своевременное, правильное и обособленное отражение информации по получению и использованию разных видов государственной помощи на соответствующих счетах аналитического и синтетического учета;

правильное формирование и раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

обеспечение целевого использования бюджетных средств;

обеспечение информацией заинтересованных пользователей (государственные и региональные органы управления АПК, органы управления сельскохозяйственных организаций и др.) для контроля за своевременным и целевым использованием государственной помощи;

обеспечение информацией заинтересованных пользователей для анализа эффективности использования государственной помощи.

Основным принципом бухгалтерского учета государственной помощи является принцип начисления.

Организации, руководствуясь законодательными и нормативными актами, обязаны сформировать учетную политику, отразив в ней избранную и применяемую систему учетных процедур, методов имероприятий, направленных на достижение целей и задач бухгалтерского учета государственной помощи (табл.13).

Таблица13

Образец учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, в части учета целевого финансирования (государственной помощи) (фрагмент)

№ п/п Элементы учетной политики Варианты
Условия признания бюджетных средств и других видов государственной помощи (п. 7 ПБУ 13/2000, п.7, п. 10 МСФО(IAS) 20, МСФО (IAS) 41, ПБУ 8/10, МСФО (IAS) 37).   Организация принимает бюджетные средства (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты), средства, отличные от денежных средств, и другие виды государственной помощи при наличии условий: - имеется разумная уверенность, что условия предоставления государственной помощи организацией будут (были) выполнены; - имеется разумная уверенность в том, что государственная помощь будет получена Признание бюджетных средств (субсидий и др.) на финансирование биологических активов осуществляется: по условным субсидиям - только после выполнения всех условий; по безусловным субсидиям - после утверждения к получению. Условно-безвозвратный заем признается, если имеется обоснованная уверенность в том, что организация выполнит условия, достаточные для прощения займа. Подлежат отражению в учете условные обязательства или условные активы, связанные с признанными бюджетными средствами и др. видами государственной помощи.
Оценка бюджетных средств и других видов государственной помощи (МСФО (IAS) 20, МСФО (IAS) 13, п.9, п. 30 МСФО (IAS) 41) При получении организацией государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и др. активы), они принимаются и отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости (по справедливой стоимости отражается и актив и государственная помощь (субсидия и др.)) или рыночной (номинальной) стоимости. Справедливая стоимость определяется, как сумма, на которую можно обменять актив в сделке, совершаемой между покупателем и продавцом при условии, что обе стороны хорошо осведомлены, независимы друг от друга и желают совершить такую сделку. При получении организацией и принятии к учету государственной помощи в виде биологических активов, применяется оценка по справедливой или по фактической стоимости.
Окончание таблицы 13
Справедливой стоимостью биологического актива является его цена на соответствующем рынке, за вычетом транспортных и прочих затрат по его доставке на указанный рынок.

При отсутствии рыночных цен, биологический актив при признании в учете должен измеряться по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

Признание бюджетных средств и других видов государственной помощи в качестве доходов будущих периодов (п.8,п.9.ПБУ 13/2000) Бюджетные средства, предоставленные для финансирования капитальных расходов, признаются и учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Бюджетные средства, предоставленные для финансирования текущих активов, признаются и предварительно учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Признание (списание) бюджетных средств и других видов государственной помощи на прочие доходы отчетного периода (п.8, п.9.ПБУ13/2000; п.17, п. 18, п. 20, п. 21 МСФО (IAS) 20, МСФО (IAS) 1). Бюджетные средства, предоставленные для финансирования капитальных расходов, признаются и относятся к прочим доходам отчетного периода, после ввода объектов внеоборотных активов в эксплуатацию, в течение срока их полезного использования, в размере начисленной амортизации. Если внеоборотные активы не подлежат амортизации, согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов осуществляется в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств (субсидий и др.) на приобретение внеоборотных активов. Бюджетные средства, предоставленные для финансирования текущих активов, признаются и относятся к прочим доходам отчетного периода в момент отпуска материально-производственных запасов на производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов, без предварительного отнесения на доходы будущих периодов. Не допускается признание государственной помощи в момент ее получения в составе прочих доходов отчетного периода.

Для обобщения информации о получении и использовании государственной помощи используются счета по учету внеоборотных и оборотных активов, доходов, расчетов с дебиторами и кредиторами, целевого финансирования и др. Эти счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета государственной помощи, включаются в рабочий план счетов, самостоятельно разрабатываемый организацией на основе типового плана счетов и методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2001 № 654.

Бухгалтерский учет государственной помощи должен осуществляться на синтетическом счете 86 «Целевое финансирование», предназначенном для аккумулирования полной и достоверной учетной информации об их получении и использовании, с открытием субсчетов и аналитических позиций, номенклатура которых определена учетной классификацией государственной помощи и представлена в приложении 1.

Аналитический учет должен вестись в разрезе каждого вида государственной помощи. В качестве основного регистра аналитического учета государственной помощи рекомендуется использовать «Карточку учета государственной помощи» (табл. 14).

Карточка содержит информацию: о виде государственной помощи; о цели и направлении ее использования; об условиях предоставления; о степени влияния на искажение производства; о финансовом источнике; о фактическом использовании; о дате и номере первичного документа, в соответствии с которым она получена или использована. Оформляется и утверждается карточка в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Таблица 14

Форма и пример заполнения регистра аналитического учета государственной помощи - «Карточка учета государственной помощи»

Наименование организации ООО «Агрофирма «Заря»

Дата составления 01.03.2015г.

 

1. Направление использования государственной помощи Государственная помощь, связанная с финансированием текущих расходов (приобретение материально-производственных запасов и др.)
2. Вид государственной помощи Компенсация затрат на приобретение семян
3.Степень влияния на производство (искажающее - «желтая корзина», не искажающее - «зеленая корзина», ограничивающее производство - «голубая корзина») Искажающее
4. Источники финансирования (государственный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет), % Государственный бюджет (100%)
5. Условия предоставления государственной помощи  
6. Номер и дата первичного документа, в соответствии с которым получена помощь Платежное поручение от 16.02.2015г. № 34
7. Сумма, руб. 100 000
8. Фактическое использование государственной помощи
№ п/п Хозяйственная операция Бухгалтерская проводка
Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили бюджетные средства на расчетный счет 100 000
Оприходованы закупленные у поставщика семена 100 000
Отражено использование бюджетных средств 100 000
n ………. ….

 

Составил (а): ___________________ Петрова И.А.______________

подпись ФИО дата

 

Информацию, представленную в первичном учетном документе «Карточка учета государственной помощи» в конце отчетного периода (отчетного года) рекомендуется обобщать в сводном документе «Сведения о получении и использовании государственной помощи».

При журнально-ордерной форме учета движение средств по счету 86 «Целевое финансирование» отражается в журнале-ордере № 12-АПК и ведомости № 70-АПК. При автоматизации бухгалтерского учета операций по целевому финансированию в качестве регистров учета используют машинограммы (ведомости) по учету целевого финансирования.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.01 с.)