Разработанные методические рекомендации конкретизируют основные положения нормативных актов, применительно к учету и отражению в отчетности информации о получении и использовании государственной помощи сельскохозяйственным и другим организациям агропромышленного комплекса Волгоградской области, являющимся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по законодательству Российской Федерации, с учетом требований ВТО и МСФО.
Бухгалтерский учет государственной помощи регулируется действующей законодательной и нормативной базой (с последующими изменениями и дополнениями), включая ее федеральный, региональный и отраслевой уровни (табл.12).
Таблица 12
Основные законодательные и нормативные документы
№п./п.
| Наименование законодательных и нормативных документов
|
| Бюджетный кодекс РФ: от 31.07.1998г. №145-ФЗ
|
| Закон Волгоградской области от 27.12.12 г. №181-ОД «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»
|
| МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
|
| МСФО (IAS) 2 «Запасы»
|
| МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
|
| МСФО (IAS) 13 «Оценка справедливой стоимости»
|
| МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
|
| МСФО (IAS) 20 «Учет государственных, субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»
|
| МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»
|
| МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»
|
| МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»
|
| МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»
|
| МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»
|
| Налоговый кодекс РФ [части первая и вторая] от 5 августа 2000 г. № 117 - ФЗ
|
| Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 106н
|
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н
|
| Положение по бухгалтерскому учету«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/10,утвержденное Приказом Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. № 167н
|
| Положение по бухгалтерскому учету«Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н
|
| Положение по бухгалтерскому учету«Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/08, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 107 н
|
| Постановление Правительства Волгоградской области от 27.12.2012г. № 538-п «Об утверждении долгосрочной областной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы»
|
| Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 г. № 1174 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства»
|
| Постановление Правительства РФ от 14.07.2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья» и продовольствия на 2013 -2020 годы»
|
| Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1042 «Порядок распределения и предоставления субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»
|
| Постановление Правительства РФот 26.12.2011г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
|
| Приказ Минфина РФ от 25. 11. 2011 г. № 160-н «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ»
|
| Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
|
| Приказ Минсельхоза РФ от 12.03.2003г. №385 «Об утверждении Методических рекомендаций поприменению журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в агропромышленных организациях»
|
| Приказ Минсельхоза РФ от 13.06.2001г. №654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению»
|
| Приказ Минсельхоза РФ от 29.01.2002г. №68 «Об утверждении Методических рекомендаций по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций»
|
| Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
|
| Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
|
| Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
|
| Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
|
| Приказ Минфина РФ от 06.10.2008г. №107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)»
|
| Приказ Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
|
| Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
|
| Приказ Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
|
| Проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении форм отчетности за I квартал 2013 года» (опубликован 20 марта 2013 г.)
|
| Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (Agreement on Agriculture) от 15.04.1994
|
| Соглашение от 09.12.2010 «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
|
| Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ
|
| Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ
|
| Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ
|
| Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012г. № 216- ФЗ
|
| Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» от 7 марта 2011г. № 23-ФЗ
|
| Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ
|
| Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ
|
В методических рекомендациях используются следующие термины в указанных значениях:
Государственная помощь - выраженные в денежной оценке воздействия государства на деятельность сельскохозяйственных и других организаций агропромышленного комплекса, обеспечивающие получение экономической выгоды, путем непосредственного предоставления активов (денежных средств и иного имущества), либо отказа от взимания с организаций причитающихся государству доходов. Под государством подразумеваются не только собственно государство, но и государственные органы и аналогичные организации, в том числе национальные или международные, действующие от имени государства, подконтрольные государству и имеющие социально-значимые цели, сходные с целями государства (негосударственные и внебюджетные фонды и др.);
Субсидия – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с деятельностью этого юридического лица;
Субвенция – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с деятельностью этого юридического лица;
Бюджетный кредит – помощь, предоставляемая государством юридическому лицу в форме финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе;
Условно-безвозвратные займы — займы, в отношении которых государство (кредитор) принимает на себя обязательство отказаться от истребования предоставленных юридическим лицам сумм при выполнении определенных задаваемых условий;
Сельскохозяйственный товаропроизводитель – организация (или индивидуальный предприниматель), осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, в соответствии с перечнем Правительства РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе организации от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;
Биологический актив – живущее животное или растение (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, деревья, кустарники, растения и др.);
Справедливая стоимость — сумма, которую можно выручить от продажи актива или за которую можно передать обязательство в обычной сделке между участниками рынка на дату оценки;
Расходы на продажу – дополнительные затраты, напрямую относимые на продажу актива, кроме затрат на финансирование и налогов на прибыль.
Цель бухгалтерского учета государственной помощи, заключающаяся в формировании в бухгалтерской (финансовой) отчетности полной, достоверной и сопоставимой информации о ней, конкретизируется в основных задачах:
своевременное, непрерывное и сплошное документирование всех хозяйственных операций по получению и использованию государственной помощи;
достоверное отражение в учете признания, получения и возврата государственной помощи;
своевременное, правильное и обособленное отражение информации по получению и использованию разных видов государственной помощи на соответствующих счетах аналитического и синтетического учета;
правильное формирование и раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
обеспечение целевого использования бюджетных средств;
обеспечение информацией заинтересованных пользователей (государственные и региональные органы управления АПК, органы управления сельскохозяйственных организаций и др.) для контроля за своевременным и целевым использованием государственной помощи;
обеспечение информацией заинтересованных пользователей для анализа эффективности использования государственной помощи.
Основным принципом бухгалтерского учета государственной помощи является принцип начисления.
Организации, руководствуясь законодательными и нормативными актами, обязаны сформировать учетную политику, отразив в ней избранную и применяемую систему учетных процедур, методов имероприятий, направленных на достижение целей и задач бухгалтерского учета государственной помощи (табл.13).
Таблица13
Образец учетной политики организации для целей бухгалтерского учета, в части учета целевого финансирования (государственной помощи) (фрагмент)
№ п/п
| Элементы учетной политики
| Варианты
|
| Условия признания бюджетных средств и других видов государственной помощи (п. 7 ПБУ 13/2000, п.7, п. 10 МСФО(IAS) 20, МСФО (IAS) 41, ПБУ 8/10, МСФО (IAS) 37).
| Организация принимает бюджетные средства (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты), средства, отличные от денежных средств, и другие виды государственной помощи при наличии условий:
- имеется разумная уверенность, что условия предоставления государственной помощи организацией будут (были) выполнены;
- имеется разумная уверенность в том, что государственная помощь будет получена
Признание бюджетных средств (субсидий и др.) на финансирование биологических активов осуществляется:
по условным субсидиям - только после выполнения всех условий;
по безусловным субсидиям - после утверждения к получению.
Условно-безвозвратный заем признается, если имеется обоснованная уверенность в том, что организация выполнит условия, достаточные для прощения займа.
Подлежат отражению в учете условные обязательства или условные активы, связанные с признанными бюджетными средствами и др. видами государственной помощи.
|
| Оценка бюджетных средств и других видов государственной помощи (МСФО (IAS) 20, МСФО (IAS) 13, п.9, п. 30 МСФО (IAS) 41)
| При получении организацией государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и др. активы), они принимаются и отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости (по справедливой стоимости отражается и актив и государственная помощь (субсидия и др.)) или рыночной (номинальной) стоимости.
Справедливая стоимость определяется, как сумма, на которую можно обменять актив в сделке, совершаемой между покупателем и продавцом при условии, что обе стороны хорошо осведомлены, независимы друг от друга и желают совершить такую сделку.
При получении организацией и принятии к учету государственной помощи в виде биологических активов, применяется оценка по справедливой или по фактической стоимости.
Справедливой стоимостью биологического актива является его цена на соответствующем рынке, за вычетом транспортных и прочих затрат по его доставке на указанный рынок.
При отсутствии рыночных цен, биологический актив при признании в учете должен измеряться по себестоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.
|
| Признание бюджетных средств и других видов государственной помощи в качестве доходов будущих периодов (п.8,п.9.ПБУ 13/2000)
| Бюджетные средства, предоставленные для финансирования капитальных расходов, признаются и учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.
Бюджетные средства, предоставленные для финансирования текущих активов, признаются и предварительно учитываются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
|
| Признание (списание) бюджетных средств и других видов государственной помощи на прочие доходы отчетного периода (п.8, п.9.ПБУ13/2000; п.17, п. 18, п. 20, п. 21 МСФО (IAS) 20, МСФО (IAS) 1).
| Бюджетные средства, предоставленные для финансирования капитальных расходов, признаются и относятся к прочим доходам отчетного периода, после ввода объектов внеоборотных активов в эксплуатацию, в течение срока их полезного использования, в размере начисленной амортизации.
Если внеоборотные активы не подлежат амортизации, согласно действующим правилам, признание в качестве прочих доходов осуществляется в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств (субсидий и др.) на приобретение внеоборотных активов.
Бюджетные средства, предоставленные для финансирования текущих активов, признаются и относятся к прочим доходам отчетного периода в момент отпуска материально-производственных запасов на производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, учитываются в составе прочих доходов, без предварительного отнесения на доходы будущих периодов.
Не допускается признание государственной помощи в момент ее получения в составе прочих доходов отчетного периода.
|
Для обобщения информации о получении и использовании государственной помощи используются счета по учету внеоборотных и оборотных активов, доходов, расчетов с дебиторами и кредиторами, целевого финансирования и др. Эти счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета государственной помощи, включаются в рабочий план счетов, самостоятельно разрабатываемый организацией на основе типового плана счетов и методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2001 № 654.
Бухгалтерский учет государственной помощи должен осуществляться на синтетическом счете 86 «Целевое финансирование», предназначенном для аккумулирования полной и достоверной учетной информации об их получении и использовании, с открытием субсчетов и аналитических позиций, номенклатура которых определена учетной классификацией государственной помощи и представлена в приложении 1.
Аналитический учет должен вестись в разрезе каждого вида государственной помощи. В качестве основного регистра аналитического учета государственной помощи рекомендуется использовать «Карточку учета государственной помощи» (табл. 14).
Карточка содержит информацию: о виде государственной помощи; о цели и направлении ее использования; об условиях предоставления; о степени влияния на искажение производства; о финансовом источнике; о фактическом использовании; о дате и номере первичного документа, в соответствии с которым она получена или использована. Оформляется и утверждается карточка в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
Таблица 14
Форма и пример заполнения регистра аналитического учета государственной помощи - «Карточка учета государственной помощи»
Наименование организации ООО «Агрофирма «Заря»
Дата составления 01.03.2015г.
1. Направление использования государственной помощи
| Государственная помощь, связанная с финансированием текущих расходов (приобретение материально-производственных запасов и др.)
|
2. Вид государственной помощи
| Компенсация затрат на приобретение семян
|
3.Степень влияния на производство (искажающее - «желтая корзина», не искажающее - «зеленая корзина», ограничивающее производство - «голубая корзина»)
| Искажающее
|
4. Источники финансирования (государственный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет), %
| Государственный бюджет (100%)
|
5. Условия предоставления государственной помощи
| |
6. Номер и дата первичного документа, в соответствии с которым получена помощь
| Платежное поручение от 16.02.2015г. № 34
|
7. Сумма, руб.
| 100 000
|
8. Фактическое использование государственной помощи
|
№ п/п
| Хозяйственная операция
| Бухгалтерская проводка
|
Дебет
| Кредит
| Сумма, руб.
|
| Поступили бюджетные средства на расчетный счет
|
|
| 100 000
|
| Оприходованы закупленные у поставщика семена
|
|
| 100 000
|
| Отражено использование бюджетных средств
|
|
| 100 000
|
n
| ……….
| …
| …
| ….
|
Составил (а): ___________________ Петрова И.А.______________
подпись ФИО дата
Информацию, представленную в первичном учетном документе «Карточка учета государственной помощи» в конце отчетного периода (отчетного года) рекомендуется обобщать в сводном документе «Сведения о получении и использовании государственной помощи».
При журнально-ордерной форме учета движение средств по счету 86 «Целевое финансирование» отражается в журнале-ордере № 12-АПК и ведомости № 70-АПК. При автоматизации бухгалтерского учета операций по целевому финансированию в качестве регистров учета используют машинограммы (ведомости) по учету целевого финансирования.