ТОП 10:

Особенности ведения бухгалтерского учета государственной помощи



 

Бухгалтерский учет государственной помощи сельскохозяйственным и другим организациям агропромышленного комплекса Волгоградской области преследует целью формирование и отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности полной, достоверной и сопоставимой информации о получении и использовании государственной помощи.

Бухгалтерский учет государственной помощи осуществляется на синтетическом счете 86 «Целевое финансирование», предназначенном для аккумулирования полной и достоверной учетной информации об ее получении и использовании.

Учет государственной помощи предполагает отражение в системе счетов бухгалтерского учета следующих операций:

признание (принятие) бюджетных средств и других видов государственной помощи к бухгалтерскому учету и их оценка;

использование (списание и др.) бюджетных средств и других видов государственной помощи;

возврат бюджетных средств и других видов государственной помощи.

Первичные документы, используемые с./х. организациями и подтверждающие поступление (получение)и использование (списание)бюджетных средств и др. видов государственной помощи, перечислены в табл.10.

Возврат бюджетных средств и других видов государственной помощи отражается в учете а использованием бухгалтерских справок и платежных поручений.

Существующий порядок ведения бухгалтерского учета государственной помощи в организациях, в частности корреспонденции и документального оформления, приведен в табл.11.

Таблица 10

Перечень первичной документации, используемый с./х. организациями для учета государственной помощи

Первичные документы, подтверждающие поступление (получение) государственной помощи Первичные документы, подтверждающие использование (списание) государственной помощи
Платежные поручения; Ведомости начисления амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
Выписки с расчетного и др. счетов; Акты на списание производственного и хозяйственного инвентаря;
Договоры купли-продажи; Акты выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
Договоры поставки; Акты на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
Товарные и товарно-транспортные накладные; Акты об использовании минеральных, органических бактериальных удобрений;
Счета-фактуры; Акты расхода семян и посадочного материала;
Акты о приемке материалов; Акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);
Акты приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); Акты о списании автотранспортных средств;
Акты о приеме-передаче здания (сооружения); Акты о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);
Акты о приемке (поступлении) оборудования; Требования-накладные;
Бухгалтерские справки и т.д. Лимитно-заборные карты;
  Ведомости начисления заработной платы;
  Бухгалтерские справки и др.

Таблица 11

Применяемый порядок и корреспонденция счетов учета государственной помощи

№ п./п. Хозяйственная операция Корреспонден-ция счетов Сумма тыс. руб. Первичные документы
Д К
Поступление бюджетных средств на расчетный (специальный) счет организации 86 (76) Платежное поручение
Поступившие денежные средства направлены на покрытие расходов, произведенных в предыдущие периоды 91.1 Бухгалтерская справка, справки-расчеты размера субсидий, уведомление бюджетного органа
Списание целевого финансирования на доходы будущих периодов Бухгалтерская справка, справки-расчеты размера субсидий, уведомление бюджетного органа
Списание на доходы отчетного периода сумм целевого финансирования, отраженного на счете 98 «Доходы будущих периодов» 91.1 Бухгалтерская справка,справки-расчеты размера субсидий

 

Проанализировав данные табл.11, можно сделать следующие выводы:

Исследуемые организации АПК Волгоградской области учитывают государственную помощь по Кт 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дт 51 «Расчетный счет»), т.е. минуя счета расчетов с контрагентами (76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами») в связи с тем, что суммы полученной помощи сразу же относятся в счет целевого финансирования.

На наш взгляд, неприменение счета 76 «Расчеты, с прочими дебиторами и кредиторами» означает, что организации не признают получаемую поддержку, как задолженность бюджета (Дт 76 Кт 86).

Следует отметить, что синтетический и аналитический учет государственной помощи, а также документальное ее оформление в с./х. организациях Волгоградской области осуществляется с грубым нарушением действующей нормативно-законодательной базы.

Основным источником информации о суммах государственной помощи,

полученной сельскохозяйственными организациями, является бухгалтерская

(финансовая) отчетность, формируемая по данным бухгалтерского учета.

В годовой бухгалтерской отчетности с./х. организаций, за анализируемый период, государственная помощь отражается:

1. В Отчете о прибылях и убытках (ф. №2), по строке 090 «Прочие доходы».

Следует отметить, что по данной строке отражаются не только суммы полученных бюджетных средств, а также другие доходы организации в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные Приказом Минфина РФот 06.05.1999г. №32н (ред. от 27.11.2006). Однако, в связи с выделением из бюджета субсидий на поддержку сельского хозяйства, организации должны представлять в Минсельхоз России отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Так, в Отчете об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (ф. №6-АПК) в разделе 3 «Расшифровка показателей» формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» отражена сумма субсидий, отнесенных на финансовые результаты деятельности предприятия,

т.е. та сумма, которая включена в строку 090 «Прочие доходы» Отчета о прибылях и убытках (ф. №2).

2. В Отчете об изменении капитала (ф. №3) в разделе «Справки» отражалась информация о размере полученных средств из бюджета на расходы по обычным видам деятельности (в том числе на растениеводство, животноводство, прочие цели), капитальные вложения во внеоборотные активы (в том числе на мелиоративные мероприятия, закладку и выращивание многолетних насаждений, закупка сельхозтехники, строительство объектов социальной сферы).

3. В Приложении к бухгалтерскому балансу (ф. №5) в разделе «Государственная помощь» отражена информация о средствах, полученных из бюджетов разных уровней за отчетный и предыдущий период.

4. Специализированными формами бухгалтерской отчетности для предприятий АПК предусмотрен Отчет о средствах целевого финансирования (ф. №10-АПК). В указанном отчете предприятие раскрывает информацию о движении(наличие на начало отчетного периода», начислено, фактически получено, остаток на конец отчетного периода, также приводится справочная информация о расчетной сумме субсидий по данным организации) средств целевого финансирования по направлениям государственной поддержки.

5. Начиная с отчетности за 2009 год, сельскохозяйственные предприятия раскрывают сведения о полученных субсидиях из бюджетов всех уровней, относящихся к конкретным видам продукции. Так, данная информация отражается в разделе 2 «Реализовано продукции растениеводства» Сведений о производстве, себестоимости и реализации продукции растениеводства (ф. №9-АПК) и Отчета о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (ф. №13-АПК).

Учитывая вышесказанное, отметим, что данные о суммах государственной помощи, полученных с./х. организациями, отражается в разных формах и разделах, что обеспечивает недостаточную информативность данных в условиях ВТО, т.к. в формах отчетности не предусмотрена классификация мероприятий в зависимости от степени влияния на производство и торговлю.

Кроме того, оценивая современное состояние бухгалтерского учета, следует отметить, что он не позволяет контролировать целевое использование сумм государственной помощи. Вследствие этого, важное значение имеет формирование такой системы бухгалтерского учета, которая позволит обеспечить прозрачность поступления использования государственной помощи, недопущения ее нецелевого использования.

В целом, существующий порядок бухгалтерского учета не в полной мере учитывает основные принципы предоставления и учета государственной поддержки в сложившихся условиях: наличия долгосрочных программ развития сельского хозяйства, вступления РФ в мировое сообщество, в частности в ВТО, переход на методологию МСФО.

 

 

Глава 4. Организационно-методические основы бухгалтерского учета государственной помощи с учетом требований ВТО и МСФО

4.1. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственной помощи с позиций ВТО и МСФО







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.005 с.)